Коррупция ФНС
Подборка наиболее важных документов по запросу Коррупция ФНС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащего по собственному желанию
(КонсультантПлюс, 2025)...прокурор... полагал, что по результатам проведенной в отношении Гнездиловой Т.Г. проверки и рекомендации комиссии уволить ее с государственной гражданской службы Российской Федерации в связи с утратой доверия у межрайонной инспекции... не имелось оснований для расторжения с Гнездиловой Т.Г. служебного контракта по инициативе гражданского служащего, поскольку Гнездилова Т.Г. подлежала увольнению в связи с утратой доверия как совершившая коррупционное правонарушение и дальнейшему включению ее в реестр лиц, уволенных по указанному основанию... Действия представителя нанимателя способствовали освобождению от ответственности Гнездиловой Т.Г., допустившей коррупционное правонарушение.
(КонсультантПлюс, 2025)...прокурор... полагал, что по результатам проведенной в отношении Гнездиловой Т.Г. проверки и рекомендации комиссии уволить ее с государственной гражданской службы Российской Федерации в связи с утратой доверия у межрайонной инспекции... не имелось оснований для расторжения с Гнездиловой Т.Г. служебного контракта по инициативе гражданского служащего, поскольку Гнездилова Т.Г. подлежала увольнению в связи с утратой доверия как совершившая коррупционное правонарушение и дальнейшему включению ее в реестр лиц, уволенных по указанному основанию... Действия представителя нанимателя способствовали освобождению от ответственности Гнездиловой Т.Г., допустившей коррупционное правонарушение.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства при привлечении к трудовой деятельности государственного (муниципального) служащего (в т.ч. бывшего)
(КонсультантПлюс, 2025)Основанием для привлечения ООО... к административной ответственности... послужили... выводы о том, что в нарушение положений части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции оно в установленный 10-дневный срок не представило в УФНС... уведомление о заключении... трудового договора с Ч., замещавшей ранее должность федеральной государственной гражданской службы старшего государственного налогового инспектора отдела камерального контроля, включенную... в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе, при увольнении с которых на должностных лиц накладываются ограничения, установленные статьей 12 Федерального закона N 273-ФЗ...
(КонсультантПлюс, 2025)Основанием для привлечения ООО... к административной ответственности... послужили... выводы о том, что в нарушение положений части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции оно в установленный 10-дневный срок не представило в УФНС... уведомление о заключении... трудового договора с Ч., замещавшей ранее должность федеральной государственной гражданской службы старшего государственного налогового инспектора отдела камерального контроля, включенную... в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе, при увольнении с которых на должностных лиц накладываются ограничения, установленные статьей 12 Федерального закона N 273-ФЗ...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы межведомственного взаимодействия в налоговой сфере по противодействию преступности
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)Правовым инструментарием взаимодействия органов прокуратуры с ФНС России в сфере противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям является также Соглашение ФНС России N ММВ-23-11/2, Генеральной прокуратуры Российской Федерации N СД-1-14 от 14.02.2014 "О взаимодействии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федеральной налоговой службы в области противодействия коррупции". Следует отметить, что Генеральная прокуратура Российской Федерации является координатором Межведомственной рабочей группы по противодействию преступлениям в сфере экономики, эффективно действующей с 2006 г. <11> ФНС России является участником данной межведомственной группы наряду с правоохранительными и контрольными (надзорными) органами. Основные усилия проводимой работы направлены на выявление и пресечение правонарушений в кредитно-банковской и иных экономически значимых сферах, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью, хищением денежных средств, легализацией доходов, полученных преступным путем.
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)Правовым инструментарием взаимодействия органов прокуратуры с ФНС России в сфере противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям является также Соглашение ФНС России N ММВ-23-11/2, Генеральной прокуратуры Российской Федерации N СД-1-14 от 14.02.2014 "О взаимодействии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федеральной налоговой службы в области противодействия коррупции". Следует отметить, что Генеральная прокуратура Российской Федерации является координатором Межведомственной рабочей группы по противодействию преступлениям в сфере экономики, эффективно действующей с 2006 г. <11> ФНС России является участником данной межведомственной группы наряду с правоохранительными и контрольными (надзорными) органами. Основные усилия проводимой работы направлены на выявление и пресечение правонарушений в кредитно-банковской и иных экономически значимых сферах, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью, хищением денежных средств, легализацией доходов, полученных преступным путем.
Статья: Перечень коррупционно-опасных функций органов исполнительной власти
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В настоящее время федеральными органами исполнительной власти сформировано и утверждено более 40 перечней коррупционно-опасных функций применительно к специфике деятельности отдельных министерств, ведомств и их структурных подразделений (например, Перечень функций ФНС России, при реализации которых вероятно возникновение коррупционных рисков, утв. ФНС России, протокол от 14.11.2024 N 7; Перечень функций Министерства здравоохранения Российской Федерации, при реализации которых возникают коррупционные риски, утв. Приказом Минздрава России от 25.12.2015 N 1010; Перечень коррупционно-опасных функций ФТС России, утв. ФТС России 20.08.2018; Перечень коррупционно-опасных функций Федеральной службы исполнения наказаний, утв. Распоряжением ФСИН России от 05.09.2014 N 178-р; Перечень функций и полномочий Банка России, при реализации которых вероятно возникновение коррупции, утв. Приказом Банка России от 18.12.2024 N ОД-2185).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В настоящее время федеральными органами исполнительной власти сформировано и утверждено более 40 перечней коррупционно-опасных функций применительно к специфике деятельности отдельных министерств, ведомств и их структурных подразделений (например, Перечень функций ФНС России, при реализации которых вероятно возникновение коррупционных рисков, утв. ФНС России, протокол от 14.11.2024 N 7; Перечень функций Министерства здравоохранения Российской Федерации, при реализации которых возникают коррупционные риски, утв. Приказом Минздрава России от 25.12.2015 N 1010; Перечень коррупционно-опасных функций ФТС России, утв. ФТС России 20.08.2018; Перечень коррупционно-опасных функций Федеральной службы исполнения наказаний, утв. Распоряжением ФСИН России от 05.09.2014 N 178-р; Перечень функций и полномочий Банка России, при реализации которых вероятно возникновение коррупции, утв. Приказом Банка России от 18.12.2024 N ОД-2185).
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 558
(ред. от 26.06.2023)
"О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"
(вместе с "Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера")б) Президентом Российской Федерации - ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки в Федеральную налоговую службу, которая направляет эти сведения в Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции.
(ред. от 26.06.2023)
"О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"
(вместе с "Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера")б) Президентом Российской Федерации - ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки в Федеральную налоговую службу, которая направляет эти сведения в Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции.
Статья: Правовые технологии противодействия коррупции
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)<12> См., например: Постановление Губернатора Новосибирской области от 20 июня 2016 г. N 147 (ред. от 19.01.2021) "Об уведомлении лицами, замещающими отдельные должности государственной гражданской службы Новосибирской области, о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 21.06.2016.
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)<12> См., например: Постановление Губернатора Новосибирской области от 20 июня 2016 г. N 147 (ред. от 19.01.2021) "Об уведомлении лицами, замещающими отдельные должности государственной гражданской службы Новосибирской области, о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 21.06.2016.
Статья: Инструменты цифровизации против коррупции: экономико-правовые аспекты применения
(Рябчикова Л.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)На наш взгляд, применение в деятельности государственных органов и служб системы "Посейдон", направленное на реальное противодействие коррупции, по сути, представляет собой первоначальный этап информационной борьбы с коррупционными правонарушениями в процессе цифровизации. Она работает с объединенными базами данных ФНС России, Росфинмониторинга, Росимущества, а также с информацией из соцсетей. Оператором системы является ФСО России, отвечающая за безопасность. Система ведет постоянный поиск подозрительных совпадений трансакций, анализирует данные из государственных реестров собственности, устанавливает родственные связи госслужащих, отслеживает движение финансов конкретного госслужащего, определяет действительные объемы его финансовых операций для выявления несоответствия в доходах и расходах.
(Рябчикова Л.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)На наш взгляд, применение в деятельности государственных органов и служб системы "Посейдон", направленное на реальное противодействие коррупции, по сути, представляет собой первоначальный этап информационной борьбы с коррупционными правонарушениями в процессе цифровизации. Она работает с объединенными базами данных ФНС России, Росфинмониторинга, Росимущества, а также с информацией из соцсетей. Оператором системы является ФСО России, отвечающая за безопасность. Система ведет постоянный поиск подозрительных совпадений трансакций, анализирует данные из государственных реестров собственности, устанавливает родственные связи госслужащих, отслеживает движение финансов конкретного госслужащего, определяет действительные объемы его финансовых операций для выявления несоответствия в доходах и расходах.
"Конфликт интересов в юридических лицах: монография"
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Таким образом, намечается тенденция перехода от рекомендательной природы кодексов профессионального поведения к их обязательному введению, особенно с учетом требований ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции. Более того, 16.10.2017 вступил в силу Приказ ФНС России N ММВ-7-15/509@ "Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля" <287>, установивший требования к контрольной среде организации. Так, "в организации должны быть утверждены и доведены до сведения каждого сотрудника профессиональные, этические и поведенческие стандарты", "в организации должны быть утверждены стандарты (правила) найма, мотивации, оценки, продвижения, увольнения сотрудников, а также требования к профессиональным знаниям и навыкам сотрудников" (разд. III).
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Таким образом, намечается тенденция перехода от рекомендательной природы кодексов профессионального поведения к их обязательному введению, особенно с учетом требований ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции. Более того, 16.10.2017 вступил в силу Приказ ФНС России N ММВ-7-15/509@ "Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля" <287>, установивший требования к контрольной среде организации. Так, "в организации должны быть утверждены и доведены до сведения каждого сотрудника профессиональные, этические и поведенческие стандарты", "в организации должны быть утверждены стандарты (правила) найма, мотивации, оценки, продвижения, увольнения сотрудников, а также требования к профессиональным знаниям и навыкам сотрудников" (разд. III).
Статья: Рискориентированный подход как гарант налоговой безопасности государства
(Ефремова Т.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)В рамках функционирования системы управления налоговыми рисками государства в процессе администрирования налоговых платежей порядок взаимодействия контролирующих органов предполагает непосредственное участие мегарегулятора финансового рынка (Банка России), Росфиннадзора, Росфинмониторинга, правоохранительных органов, Счетной палаты РФ, Таможенной службы РФ. В этой связи условия взаимодействия необходимо закрепить федеральными нормативными актами (приказами и распоряжениями), определяющими работу Федеральной налоговой службы в части: внедрения системы анализа и управления рисками при осуществлении процедур налогового контроля на всех этапах жизненного цикла; анализа причин возникновения рисков; систематизации и анализа информации о результатах применения налоговыми органами профилей риска, что определяет их эффективность; внедрения и обеспечения функционирования системы анализа и управления рисками служебной деятельности сотрудников ФНС в целях пресечения коррупционных сделок.
(Ефремова Т.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)В рамках функционирования системы управления налоговыми рисками государства в процессе администрирования налоговых платежей порядок взаимодействия контролирующих органов предполагает непосредственное участие мегарегулятора финансового рынка (Банка России), Росфиннадзора, Росфинмониторинга, правоохранительных органов, Счетной палаты РФ, Таможенной службы РФ. В этой связи условия взаимодействия необходимо закрепить федеральными нормативными актами (приказами и распоряжениями), определяющими работу Федеральной налоговой службы в части: внедрения системы анализа и управления рисками при осуществлении процедур налогового контроля на всех этапах жизненного цикла; анализа причин возникновения рисков; систематизации и анализа информации о результатах применения налоговыми органами профилей риска, что определяет их эффективность; внедрения и обеспечения функционирования системы анализа и управления рисками служебной деятельности сотрудников ФНС в целях пресечения коррупционных сделок.
Статья: Соглашения органа прокуратуры с органами местного самоуправления о взаимодействии и сотрудничестве: теоретико-правовой и практический анализ
(Мишакова Н.В., Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)На федеральном уровне Генеральной прокуратурой России заключены соглашения о взаимодействии с Банком России, Федеральной налоговой службой, Министерством внутренних дел, Министерством юстиции, а также иными федеральными органами государственной власти. Основные сферы их взаимодействия - обмен информацией, противодействие коррупции, государственная защита прав и свобод человека и гражданина, правотворческая деятельность, а также обеспечение единого правового пространства.
(Мишакова Н.В., Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)На федеральном уровне Генеральной прокуратурой России заключены соглашения о взаимодействии с Банком России, Федеральной налоговой службой, Министерством внутренних дел, Министерством юстиции, а также иными федеральными органами государственной власти. Основные сферы их взаимодействия - обмен информацией, противодействие коррупции, государственная защита прав и свобод человека и гражданина, правотворческая деятельность, а также обеспечение единого правового пространства.
Статья: Предпринимательская деятельность государственных и муниципальных служащих: соблюдение антикоррупционного запрета и получение дохода
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Впрочем, Минтруд России акцентирует внимание на том, что подразделениям государственных и муниципальных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений к вопросу получения доходов служащими, в том числе использующих специальный налоговый режим, следует отнестись внимательно. Необходимо выяснить природу получаемых лицом доходов, а также иные обстоятельства, поскольку возможны случаи нарушения антикоррупционных стандартов и совершения коррупционных правонарушений.
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Впрочем, Минтруд России акцентирует внимание на том, что подразделениям государственных и муниципальных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений к вопросу получения доходов служащими, в том числе использующих специальный налоговый режим, следует отнестись внимательно. Необходимо выяснить природу получаемых лицом доходов, а также иные обстоятельства, поскольку возможны случаи нарушения антикоррупционных стандартов и совершения коррупционных правонарушений.
Статья: Цифровые технологии и искусственный интеллект как средства профилактики проявлений коррупции в контрольной (надзорной) деятельности: отечественный и зарубежный опыт
(Цирин А.М., Артеменко Е.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 3)В России действует Положение о государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" (далее - ГИС "Посейдон") <10>, предназначенной для повышения эффективности деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе для проведения с использованием информационно-коммуникационных технологий анализа и проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования. ГИС "Посейдон" создана для сбора данных в рамках межведомственного взаимодействия о должностных лицах с целью проверки соблюдения требований антикоррупционного законодательства. ГИС "Посейдон" использует информацию нескольких государственных информационных систем (ФНС России, Росимущества, Росфинмониторинга и др.), а также информацию из социальных сетей. Ее применение позволяет сформировать своего рода цифровой профиль проверяемого лица и получить информацию о возможных конфликтах интересов, неформальном общении с представителями подконтрольных граждан и организаций, злоупотреблении полномочиями, сомнительных финансовых операциях и других индикаторах коррупционных рисков.
(Цирин А.М., Артеменко Е.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 3)В России действует Положение о государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" (далее - ГИС "Посейдон") <10>, предназначенной для повышения эффективности деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе для проведения с использованием информационно-коммуникационных технологий анализа и проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования. ГИС "Посейдон" создана для сбора данных в рамках межведомственного взаимодействия о должностных лицах с целью проверки соблюдения требований антикоррупционного законодательства. ГИС "Посейдон" использует информацию нескольких государственных информационных систем (ФНС России, Росимущества, Росфинмониторинга и др.), а также информацию из социальных сетей. Ее применение позволяет сформировать своего рода цифровой профиль проверяемого лица и получить информацию о возможных конфликтах интересов, неформальном общении с представителями подконтрольных граждан и организаций, злоупотреблении полномочиями, сомнительных финансовых операциях и других индикаторах коррупционных рисков.
Статья: Духовно-нравственные причины уклонения от уплаты налогов: характеристика и направления противодействия
(Измайлова М.О.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 6)1. Активное взаимодействие государства с налогоплательщиками, в том числе с применением цифровых сервисов. По мнению экс-главы ФНС России, а ныне председателя Правительства РФ М. Мишустина, "внедрение механизмов автоматического соблюдения налогового законодательства позволит повысить прозрачность и уровень доверия общества" <10>.
(Измайлова М.О.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 6)1. Активное взаимодействие государства с налогоплательщиками, в том числе с применением цифровых сервисов. По мнению экс-главы ФНС России, а ныне председателя Правительства РФ М. Мишустина, "внедрение механизмов автоматического соблюдения налогового законодательства позволит повысить прозрачность и уровень доверия общества" <10>.
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законодательства в налоговой сфере: актуальные проблемы и перспективы
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)<13> См.: Соглашение ФНС России N ММВ-23-11/2, Генпрокуратуры России N СД-1-14 от 14 февраля 2014 г. "О взаимодействии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федеральной налоговой службы в области противодействия коррупции" (документ опубликован не был) // СПС "КонсультантПлюс".
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)<13> См.: Соглашение ФНС России N ММВ-23-11/2, Генпрокуратуры России N СД-1-14 от 14 февраля 2014 г. "О взаимодействии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федеральной налоговой службы в области противодействия коррупции" (документ опубликован не был) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Применение арбитражными судами обеспечительных мер в деле о банкротстве
(Колесникова С.Г., Теплюкова Л.С.)
("Арбитражные споры", 2021, N 2)В кассационной жалобе ФНС просила отменить указанные судебные акты, ссылаясь на то, что обращение взыскания на оспариваемое имущество производится на основании приговора суда по уголовному делу, которым в качестве наказания за коррупционное преступление с должника взыскан штраф в размере 16 500 000 рублей.
(Колесникова С.Г., Теплюкова Л.С.)
("Арбитражные споры", 2021, N 2)В кассационной жалобе ФНС просила отменить указанные судебные акты, ссылаясь на то, что обращение взыскания на оспариваемое имущество производится на основании приговора суда по уголовному делу, которым в качестве наказания за коррупционное преступление с должника взыскан штраф в размере 16 500 000 рублей.