Контрольный пакет акций
Подборка наиболее важных документов по запросу Контрольный пакет акций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Место проведения общего собрания акционеров (заседания)
(КонсультантПлюс, 2025)...указание о проводимых заседаниях Совета директоров, равно как и общих собраний акционеров, не по адресу местонахождения ОАО... а в закрытой промзоне... в несуществующих помещениях осуществляется с целью ограничения присутствия определенного круга членов совета директоров и акционеров, имеющих мажоритарный пакет акций... на заседаниях коллегиальных органов управления ОАО... и лишения их права принимать решения по ключевым вопросам..."
(КонсультантПлюс, 2025)...указание о проводимых заседаниях Совета директоров, равно как и общих собраний акционеров, не по адресу местонахождения ОАО... а в закрытой промзоне... в несуществующих помещениях осуществляется с целью ограничения присутствия определенного круга членов совета директоров и акционеров, имеющих мажоритарный пакет акций... на заседаниях коллегиальных органов управления ОАО... и лишения их права принимать решения по ключевым вопросам..."
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Наследование акций
(КонсультантПлюс, 2025)Мотивируя заявленные требования, истец подменяет понятия акции как объекта гражданских прав и контрольного пакета акций АО... как объекта корпоративных прав.
(КонсультантПлюс, 2025)Мотивируя заявленные требования, истец подменяет понятия акции как объекта гражданских прав и контрольного пакета акций АО... как объекта корпоративных прав.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учитывать разницу между ценой покупки предприятия и стоимостью его чистых активов
(КонсультантПлюс, 2025)возникает при объединении бизнесов, в том числе когда одна организация приобретает контроль над другой, например при покупке контрольного пакета акций. Другой случай - реорганизация в форме присоединения и (или) слияния. Важное условие: эта реорганизация не должна совершаться под общим контролем. Она считается совершаемой под общим контролем, когда все участвующие и образуемые юрлица находятся как до, так и после реорганизации под прямым или косвенным контролем одного и того же лица (п. 1 Рекомендации Р-156/2023-КпР "Гудвилл при присоединении и слиянии");
(КонсультантПлюс, 2025)возникает при объединении бизнесов, в том числе когда одна организация приобретает контроль над другой, например при покупке контрольного пакета акций. Другой случай - реорганизация в форме присоединения и (или) слияния. Важное условие: эта реорганизация не должна совершаться под общим контролем. Она считается совершаемой под общим контролем, когда все участвующие и образуемые юрлица находятся как до, так и после реорганизации под прямым или косвенным контролем одного и того же лица (п. 1 Рекомендации Р-156/2023-КпР "Гудвилл при присоединении и слиянии");
Готовое решение: Как продать государственное имущество в порядке приватизации
(КонсультантПлюс, 2025)контрольный пакет акций АО или контрольную долю в уставном капитале ООО, в отношении которых покупатель должен выполнить определенные условия (п. 1 ст. 20 Закона о приватизации);
(КонсультантПлюс, 2025)контрольный пакет акций АО или контрольную долю в уставном капитале ООО, в отношении которых покупатель должен выполнить определенные условия (п. 1 ст. 20 Закона о приватизации);
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 16.11.1992 N 1392
(ред. от 26.03.2003, с изм. от 30.06.2012)
"О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий"
(вместе с "Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества")Здесь и далее под "контрольным пакетом акций" понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления <*>. Решения о наличии контрольного пакета акций принимаются Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальными органами с учетом конкретных особенностей учредительных документов и структуры капитала предприятий.
(ред. от 26.03.2003, с изм. от 30.06.2012)
"О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий"
(вместе с "Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества")Здесь и далее под "контрольным пакетом акций" понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления <*>. Решения о наличии контрольного пакета акций принимаются Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальными органами с учетом конкретных особенностей учредительных документов и структуры капитала предприятий.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)3. В течение 3 лет с даты признания банкротом гражданин не вправе занимать должности в органах управления юридического лица или иным образом участвовать в управлении юридическим лицом. Надо полагать, что законодатель не имел в виду запрет на участие гражданина в общих собраниях корпоративных организаций, участником (членом) которых гражданин является, иначе это означало бы запрет на участие в корпоративных организациях. С другой стороны, может быть ситуация, когда гражданин-акционер имеет фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания лицам, входящим в органы юридического лица (например, имеет контрольный пакет акций). Видимо, такая ситуация может квалифицироваться как участие в управлении юридическим лицом "иным образом".
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)3. В течение 3 лет с даты признания банкротом гражданин не вправе занимать должности в органах управления юридического лица или иным образом участвовать в управлении юридическим лицом. Надо полагать, что законодатель не имел в виду запрет на участие гражданина в общих собраниях корпоративных организаций, участником (членом) которых гражданин является, иначе это означало бы запрет на участие в корпоративных организациях. С другой стороны, может быть ситуация, когда гражданин-акционер имеет фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания лицам, входящим в органы юридического лица (например, имеет контрольный пакет акций). Видимо, такая ситуация может квалифицироваться как участие в управлении юридическим лицом "иным образом".
Статья: Эволюция производного иска в Великобритании
(Моисеев С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)Исторически обусловленное нередкое создание компаний в форме траста <13>, происхождение современного права компаний из права доверительной собственности и права партнерства <14>, характерное именно для стран англосаксонского права "распыление" контрольного пакета акций среди множества акционеров, приведшее к исчезновению фигуры мажоритария и сосредоточению управления обществом в руках управляющих, не всегда действующих в интересах акционеров <15>, рассмотрение управляющих в качестве доверительных собственников в пользу компании <16>, а равно признание фидуциарного характера обязанностей трасти и управляющих (директоров) компаний <17> позволили впоследствии распространить действие производного иска и на участников компаний (по сути - бенефициаров), пострадавших от действий их управляющих <18>, предопределив формирование и толкование производного иска в судебной практике.
(Моисеев С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)Исторически обусловленное нередкое создание компаний в форме траста <13>, происхождение современного права компаний из права доверительной собственности и права партнерства <14>, характерное именно для стран англосаксонского права "распыление" контрольного пакета акций среди множества акционеров, приведшее к исчезновению фигуры мажоритария и сосредоточению управления обществом в руках управляющих, не всегда действующих в интересах акционеров <15>, рассмотрение управляющих в качестве доверительных собственников в пользу компании <16>, а равно признание фидуциарного характера обязанностей трасти и управляющих (директоров) компаний <17> позволили впоследствии распространить действие производного иска и на участников компаний (по сути - бенефициаров), пострадавших от действий их управляющих <18>, предопределив формирование и толкование производного иска в судебной практике.
Готовое решение: Как приватизировать государственное и муниципальное имущество
(КонсультантПлюс, 2025)Контрольные пакеты (акции и доли в ООО более 50%), если по ним нужно выполнить условия, предусмотренные п. 21 ст. 20 Закона о приватизации, реализуются через конкурс (п. 1 ст. 20 данного Закона).
(КонсультантПлюс, 2025)Контрольные пакеты (акции и доли в ООО более 50%), если по ним нужно выполнить условия, предусмотренные п. 21 ст. 20 Закона о приватизации, реализуются через конкурс (п. 1 ст. 20 данного Закона).
Статья: Группа компаний: понятие, особенности правового положения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1.1 Временного положения о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утв. Указом Президента РФ от 16.11.1992 N 1392, холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Таким образом, для целей приведенного нормативного акта под холдингом понимается объединение юридических лиц, включающее холдинговую компанию - держателя контрольных пакетов акций других предприятий.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1.1 Временного положения о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утв. Указом Президента РФ от 16.11.1992 N 1392, холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Таким образом, для целей приведенного нормативного акта под холдингом понимается объединение юридических лиц, включающее холдинговую компанию - держателя контрольных пакетов акций других предприятий.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного обществаСледовательно, в данном случае заинтересованность истца как акционера обусловлена несогласием с отчуждением неуполномоченными лицами принадлежащего ЗАО трест "Газмонтажавтоматика" имущества в виде долей уставного капитала ООО "Газмонтажавтоматика", а доказательством нарушения права истца является сам факт принадлежности последнему контрольного пакета акций указанного акционерного общества..."
Статья: Корпоративная экосистема: правовая природа и специфика применения в холдинговых объединениях
(Паршин И.Д.)
("Гражданское право", 2025, N 4)В свою очередь, формализация контроля достигается вариативными методами, такими как перекрестное участие в корпоративной структуре (головная организация прямо или косвенно владеет контрольным пакетом акций/долей участия в зависимом обществе), достижение подавляющего влияния за счет предоставления генеральной линии сбыта результатов хозяйственной деятельности подчиненной организации (случаи, при которых дочерняя структура создается исключительно или преимущественно для удовлетворения отдельных производственных или бизнес-потребностей головной организации, которая является его основным или единственным контрагентом), предоставление права использования (доступа) к коммерческим обозначениям головной организации, известным на рынке, и иные способы.
(Паршин И.Д.)
("Гражданское право", 2025, N 4)В свою очередь, формализация контроля достигается вариативными методами, такими как перекрестное участие в корпоративной структуре (головная организация прямо или косвенно владеет контрольным пакетом акций/долей участия в зависимом обществе), достижение подавляющего влияния за счет предоставления генеральной линии сбыта результатов хозяйственной деятельности подчиненной организации (случаи, при которых дочерняя структура создается исключительно или преимущественно для удовлетворения отдельных производственных или бизнес-потребностей головной организации, которая является его основным или единственным контрагентом), предоставление права использования (доступа) к коммерческим обозначениям головной организации, известным на рынке, и иные способы.
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Государство также оказывает помощь ипотечному жилищному кредитованию. С этой целью ранее была создана специальная организация - Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), которое было учреждено как открытое акционерное общество во исполнение Постановления Правительства РФ от 26.08.1996 N 1010 "Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию" и которое было создано "в целях реализации Федеральной целевой программы "Свой дом" и привлечения внебюджетных финансовых средств для предоставления населению долгосрочных ипотечных кредитов на улучшение жилищных условий". Одним из условий создания АИЖК было сохранение контрольного пакета акций Агентства за Российской Федерацией. В настоящее время Распоряжением Росимущества от 02.03.2018 N 97-р АО "АИЖК" было переименовано в АО "ДОМ.РФ", основными функциями которого являются предоставление льготных ипотечных жилищных кредитов, а также рефинансирование ранее выданных кредитов. Сто процентов акций АО "ДОМ.РФ" принадлежит государству в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество).
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Государство также оказывает помощь ипотечному жилищному кредитованию. С этой целью ранее была создана специальная организация - Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), которое было учреждено как открытое акционерное общество во исполнение Постановления Правительства РФ от 26.08.1996 N 1010 "Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию" и которое было создано "в целях реализации Федеральной целевой программы "Свой дом" и привлечения внебюджетных финансовых средств для предоставления населению долгосрочных ипотечных кредитов на улучшение жилищных условий". Одним из условий создания АИЖК было сохранение контрольного пакета акций Агентства за Российской Федерацией. В настоящее время Распоряжением Росимущества от 02.03.2018 N 97-р АО "АИЖК" было переименовано в АО "ДОМ.РФ", основными функциями которого являются предоставление льготных ипотечных жилищных кредитов, а также рефинансирование ранее выданных кредитов. Сто процентов акций АО "ДОМ.РФ" принадлежит государству в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Статья: Правовое регулирование в сфере оборонно-промышленного комплекса как элемент системы военного законодательства
(Тарадонов С.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2025, N 5)Более развернутый подход, глубоко отражающий смысловую сущность термина "ОПК", с которым следует согласиться, предлагают А.В. Кудашкин и А.В. Потапов. По их мнению, ОПК необходимо рассматривать как элемент (институт) военной организации государства, деятельность которого совместно с другими ее элементами (институтами) непосредственно направлена на подготовку к вооруженной защите Российской Федерации и который представляет собой совокупность юридических лиц, осуществляющих разработку, производство, ремонт и утилизацию ВВСТ, а также производство отдельных видов материальных средств (например, вещевого имущества), головных организаций (организаций, владеющих контрольным пакетом акций предприятий), а также иных организаций, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа или обеспечивающих его выполнение <7>.
(Тарадонов С.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2025, N 5)Более развернутый подход, глубоко отражающий смысловую сущность термина "ОПК", с которым следует согласиться, предлагают А.В. Кудашкин и А.В. Потапов. По их мнению, ОПК необходимо рассматривать как элемент (институт) военной организации государства, деятельность которого совместно с другими ее элементами (институтами) непосредственно направлена на подготовку к вооруженной защите Российской Федерации и который представляет собой совокупность юридических лиц, осуществляющих разработку, производство, ремонт и утилизацию ВВСТ, а также производство отдельных видов материальных средств (например, вещевого имущества), головных организаций (организаций, владеющих контрольным пакетом акций предприятий), а также иных организаций, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа или обеспечивающих его выполнение <7>.
"Крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Итоги реформы"
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)Поскольку российское регулирование крупных сделок сблизилось с функциональными иностранными аналогами, то в литературе все чаще отмечается, что совершение крупной сделки - это своего рода "квазиреорганизация" общества <1>. В этом смысле крупная сделка эквивалентна реорганизации или отчуждению контрольного пакета акций/долей. Так, А.А. Кузнецов указывает, что "вопросы реорганизации и совершения крупных сделок по существу определяют, продолжит ли общество существовать в прежнем виде, а значит, такие вопросы не могут решаться без воли участников, иначе бы они оказались в новом (реорганизованном) юридическом лице без их согласия" <2>. В связи с этим в первую очередь необходимо учитывать то, насколько сделка влечет значительные изменения в жизни общества, что является не самой простой задачей.
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)Поскольку российское регулирование крупных сделок сблизилось с функциональными иностранными аналогами, то в литературе все чаще отмечается, что совершение крупной сделки - это своего рода "квазиреорганизация" общества <1>. В этом смысле крупная сделка эквивалентна реорганизации или отчуждению контрольного пакета акций/долей. Так, А.А. Кузнецов указывает, что "вопросы реорганизации и совершения крупных сделок по существу определяют, продолжит ли общество существовать в прежнем виде, а значит, такие вопросы не могут решаться без воли участников, иначе бы они оказались в новом (реорганизованном) юридическом лице без их согласия" <2>. В связи с этим в первую очередь необходимо учитывать то, насколько сделка влечет значительные изменения в жизни общества, что является не самой простой задачей.
Статья: Корпоративное управление предприятиями оборонно-промышленного комплекса: смена парадигм
(Лаптев В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)Большинство предприятий, непосредственно участвующих в производственном цикле ОПК, имеют форму акционерного общества <9>. Такое положение дел не случайно и вызвано объективными причинами <10>. Исторический процесс акционирования государственных предприятий, начавшийся после распада Советского Союза в начале 1990-х гг., был основан на декларировании эффективности акционерной модели ведения экономической деятельности и перехода на самоокупаемость. Приватизация большей части государственных унитарных предприятий прошла путем преобразования их в акционерные общества (ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" <11>). При приватизации ряда ключевых предприятий государство сохранило за собой стопроцентные либо контрольные пакеты акций и (или) специальное право на принимаемые органами общества корпоративные решения ("золотую акцию").
(Лаптев В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)Большинство предприятий, непосредственно участвующих в производственном цикле ОПК, имеют форму акционерного общества <9>. Такое положение дел не случайно и вызвано объективными причинами <10>. Исторический процесс акционирования государственных предприятий, начавшийся после распада Советского Союза в начале 1990-х гг., был основан на декларировании эффективности акционерной модели ведения экономической деятельности и перехода на самоокупаемость. Приватизация большей части государственных унитарных предприятий прошла путем преобразования их в акционерные общества (ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" <11>). При приватизации ряда ключевых предприятий государство сохранило за собой стопроцентные либо контрольные пакеты акций и (или) специальное право на принимаемые органами общества корпоративные решения ("золотую акцию").