Контроль за соблюдением налогового законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за соблюдением налогового законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Принятие решения о добровольной ликвидации не лишает общество статуса налогоплательщика. В период ликвидации организации налоговые органы уполномочены осуществлять контроль соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства, в том числе путем проведения выездной проверки в порядке, установленном НК РФ. При этом законодатель не установил ограничений по сроку назначения и проведения таких проверок.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Принятие решения о добровольной ликвидации не лишает общество статуса налогоплательщика. В период ликвидации организации налоговые органы уполномочены осуществлять контроль соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства, в том числе путем проведения выездной проверки в порядке, установленном НК РФ. При этом законодатель не установил ограничений по сроку назначения и проведения таких проверок.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О проведении налоговыми органами профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению требований законодательства РФ о применении ККТ.
(Письмо ФНС России от 29.10.2024 N АБ-17-20/3228@)Вопрос: О проведении налоговыми органами профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению требований законодательства РФ о применении ККТ.
(Письмо ФНС России от 29.10.2024 N АБ-17-20/3228@)Вопрос: О проведении налоговыми органами профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению требований законодательства РФ о применении ККТ.
Статья: Перспективы развития налогового мониторинга в Российской Федерации
(Сафохина Е.А.)
("Финансы", 2024, N 11)Налоги являются важнейшим условием нормального функционирования страны и достойного существования ее граждан. Именно налоговые платежи составляют основу доходной части бюджета государства и обеспечивают реализацию всех его функций. Поэтому контролю за соблюдением норм налогового законодательства государство уделяет особое внимание.
(Сафохина Е.А.)
("Финансы", 2024, N 11)Налоги являются важнейшим условием нормального функционирования страны и достойного существования ее граждан. Именно налоговые платежи составляют основу доходной части бюджета государства и обеспечивают реализацию всех его функций. Поэтому контролю за соблюдением норм налогового законодательства государство уделяет особое внимание.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 02.11.2021 N ЕД-7-10/952@
(ред. от 23.04.2025)
"Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения"7.1. Контроль за соблюдением налогового законодательства
(ред. от 23.04.2025)
"Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения"7.1. Контроль за соблюдением налогового законодательства
Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)Статья 7. Права и обязанности налоговых органов при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники
(ред. от 24.06.2025)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)Статья 7. Права и обязанности налоговых органов при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Налоговые органы представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства <1> и имеют равный доступ к системе АСКД НДС-2, в отличие от налогоплательщиков, которые никакого доступа к этой системе не имеют. В этой связи необычна такая ситуация, когда налоговый орган по месту учета налогоплательщика не знает о допущенном им "разрыве" и неуплате НДС в бюджет, а другие налоговые органы об этом знают.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Налоговые органы представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства <1> и имеют равный доступ к системе АСКД НДС-2, в отличие от налогоплательщиков, которые никакого доступа к этой системе не имеют. В этой связи необычна такая ситуация, когда налоговый орган по месту учета налогоплательщика не знает о допущенном им "разрыве" и неуплате НДС в бюджет, а другие налоговые органы об этом знают.
Готовое решение: Какие функции у налоговых органов
(КонсультантПлюс, 2025)Главная функция налоговых органов - это контроль за соблюдением налогового законодательства, но есть и другие, например госрегистрация юрлиц, ИП, КФХ, контроль за применением ККТ.
(КонсультантПлюс, 2025)Главная функция налоговых органов - это контроль за соблюдением налогового законодательства, но есть и другие, например госрегистрация юрлиц, ИП, КФХ, контроль за применением ККТ.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)Также инспекция может направить в адрес ИП письмо (информационное письмо) с просьбой пояснить указанное несоответствие. Направление такого письма не предусмотрено НК РФ, однако на практике налоговые органы часто поступают подобным образом, обосновывая это "предпроверочным анализом" и обязанностью осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, информировать налогоплательщиков о действующих налогах, законодательстве о налогах и сборах (подп. 2, 4 п. 1 ст. 32 НК РФ).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)Также инспекция может направить в адрес ИП письмо (информационное письмо) с просьбой пояснить указанное несоответствие. Направление такого письма не предусмотрено НК РФ, однако на практике налоговые органы часто поступают подобным образом, обосновывая это "предпроверочным анализом" и обязанностью осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, информировать налогоплательщиков о действующих налогах, законодательстве о налогах и сборах (подп. 2, 4 п. 1 ст. 32 НК РФ).
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Представляется, что суть Нового государственного управления заключается в рассмотрении государства как системы сервисных функций, т.е. применительно к публичному финансовому контролю реализация контрольно-надзорной деятельности становится услугой, которую оказывают уполномоченные органы, что нашло свое отражение в ориентирах построения функционирования ФНС России. Михаил Мишустин в своем интервью еще в 2010 г. заявлял: "Мы - сервисная компания, которая осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства" <2>, что отражает применение концепции Нового государственного управления при реализации публичного финансового контроля, т.е. налоговые органы выступают как орган, осуществляющий свою деятельность с фокусом на потребности и перспективы налогоплательщиков. Сформулированный клиентоцентричный подход заимствован непосредственно из бизнес-среды и адаптирован под оказание государственных и муниципальных услуг, в том числе он распространяется на проведение контрольных мероприятий, делая их более удобными и незаметными при проведении для объектов контроля. При проведении анализа экспертами Всемирного банка целей преобразований была указана направленность на "повышение качества предоставления услуг и укрепления доверия к власти со стороны населения и частного сектора" <3>, что отражает направленность на обеспечение баланса публичных и частных интересов, являющегося, как отмечалось ранее, одной из отличительных черт публичного финансового контроля. Необходимо также отметить, что внедрение цифровых технологий требует наличия доверия между объектами и субъектами контроля.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Представляется, что суть Нового государственного управления заключается в рассмотрении государства как системы сервисных функций, т.е. применительно к публичному финансовому контролю реализация контрольно-надзорной деятельности становится услугой, которую оказывают уполномоченные органы, что нашло свое отражение в ориентирах построения функционирования ФНС России. Михаил Мишустин в своем интервью еще в 2010 г. заявлял: "Мы - сервисная компания, которая осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства" <2>, что отражает применение концепции Нового государственного управления при реализации публичного финансового контроля, т.е. налоговые органы выступают как орган, осуществляющий свою деятельность с фокусом на потребности и перспективы налогоплательщиков. Сформулированный клиентоцентричный подход заимствован непосредственно из бизнес-среды и адаптирован под оказание государственных и муниципальных услуг, в том числе он распространяется на проведение контрольных мероприятий, делая их более удобными и незаметными при проведении для объектов контроля. При проведении анализа экспертами Всемирного банка целей преобразований была указана направленность на "повышение качества предоставления услуг и укрепления доверия к власти со стороны населения и частного сектора" <3>, что отражает направленность на обеспечение баланса публичных и частных интересов, являющегося, как отмечалось ранее, одной из отличительных черт публичного финансового контроля. Необходимо также отметить, что внедрение цифровых технологий требует наличия доверия между объектами и субъектами контроля.
Статья: Новые подходы к урегулированию споров с налоговыми органами в досудебном порядке
(Якушев Р.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)В 2011 г. руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, отметил возможность реализации функций по контролю за соблюдением налогового законодательства с учетом сервисной составляющей в деятельности <15>.
(Якушев Р.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)В 2011 г. руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, отметил возможность реализации функций по контролю за соблюдением налогового законодательства с учетом сервисной составляющей в деятельности <15>.
Статья: Особенности методики и организации налогового аудита
(Остаев Г.Я., Козменкова С.В., Алборов Г.Р., Кондратьев Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 4)Эти классификационные признаки налогового аудита, как нам представляется, помогут организовать эффективный контроль за соблюдением налогового законодательства и оптимизировать налоговую базу.
(Остаев Г.Я., Козменкова С.В., Алборов Г.Р., Кондратьев Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 4)Эти классификационные признаки налогового аудита, как нам представляется, помогут организовать эффективный контроль за соблюдением налогового законодательства и оптимизировать налоговую базу.
Интервью: Геннадий Черемных: "Нужен ли нотариату новый закон?"
("Нотариус", 2024, N 2)Нелепость этого заявления очевидна. Поэтому нет необходимости подробно останавливаться на этом надуманном заявлении. Сегодня государство контролирует все сферы деятельности нотариата, кроме сметы расходов, и то потому, что нотариат находится на самофинансировании, за 30 лет он не получил ни одного рубля из госбюджета. Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуется в судебном порядке. Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы. Органы пожарной безопасности, санэпиднадзора, электроснабжения и иные также имеют право контроля. Обладают таким правом и активно его используют органы прокуратуры. Что касается Минюста, то он призван обеспечить равномерность распределения нотариальных контор, режим их работы, доступность для граждан. Именно органы Министерства юстиции субъектов Федерации в первую очередь ответственны за то, о чем говорила Валентина Ивановна, о случаях, когда отдельные помощники нотариусов длительное время работают за нотариусов, поскольку помощник нотариуса наделяется полномочиями нотариуса не по доверенности, как утверждает Валентина Ивановна, а приказом Управления юстиции. Представители Минюста в лице своих региональных управлений участвуют не от случая к случаю, а на постоянной основе и в жизни нотариальных палат: в общих собраниях нотариусов, заседаниях правления палат, в работе комиссий, в совместных с палатами проверках нотариальных контор.
("Нотариус", 2024, N 2)Нелепость этого заявления очевидна. Поэтому нет необходимости подробно останавливаться на этом надуманном заявлении. Сегодня государство контролирует все сферы деятельности нотариата, кроме сметы расходов, и то потому, что нотариат находится на самофинансировании, за 30 лет он не получил ни одного рубля из госбюджета. Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуется в судебном порядке. Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы. Органы пожарной безопасности, санэпиднадзора, электроснабжения и иные также имеют право контроля. Обладают таким правом и активно его используют органы прокуратуры. Что касается Минюста, то он призван обеспечить равномерность распределения нотариальных контор, режим их работы, доступность для граждан. Именно органы Министерства юстиции субъектов Федерации в первую очередь ответственны за то, о чем говорила Валентина Ивановна, о случаях, когда отдельные помощники нотариусов длительное время работают за нотариусов, поскольку помощник нотариуса наделяется полномочиями нотариуса не по доверенности, как утверждает Валентина Ивановна, а приказом Управления юстиции. Представители Минюста в лице своих региональных управлений участвуют не от случая к случаю, а на постоянной основе и в жизни нотариальных палат: в общих собраниях нотариусов, заседаниях правления палат, в работе комиссий, в совместных с палатами проверках нотариальных контор.
Статья: В споре о законности применения ответственности за представление ненадлежащей налоговой декларации точка еще не поставлена
(Сасов К.А.)
("Закон", 2022, N 12)<1> Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 N 571-О, камеральная налоговая проверка является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других имеющихся у налоговых органов документов и, по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ, нацелена на своевременное выявление налоговых ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование на обнаруженные нарушения. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, провозглашенной в Постановлении от 22.07.2020 N 38-П, ошибочное заявление налогоплательщиком налогово значимой информации в поданной им налоговой декларации само по себе не препятствует налоговому контролю.
(Сасов К.А.)
("Закон", 2022, N 12)<1> Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 N 571-О, камеральная налоговая проверка является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других имеющихся у налоговых органов документов и, по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ, нацелена на своевременное выявление налоговых ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование на обнаруженные нарушения. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, провозглашенной в Постановлении от 22.07.2020 N 38-П, ошибочное заявление налогоплательщиком налогово значимой информации в поданной им налоговой декларации само по себе не препятствует налоговому контролю.
Статья: Угрозы налоговой безопасности государства: правовое измерение
(Маслов К.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 2)- они возникают "при принятии решений в сфере налогообложения как при осуществлении законотворческой деятельности, ...заключении международных соглашений в сфере налогообложения, ...так и при осуществлении контроля за соблюдением налогового законодательства" [34, с. 5] или "из-за задействования налогоплательщиками методов минимизации налогообложения" [48, с. 44];
(Маслов К.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 2)- они возникают "при принятии решений в сфере налогообложения как при осуществлении законотворческой деятельности, ...заключении международных соглашений в сфере налогообложения, ...так и при осуществлении контроля за соблюдением налогового законодательства" [34, с. 5] или "из-за задействования налогоплательщиками методов минимизации налогообложения" [48, с. 44];
Готовое решение: Мероприятия налогового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)Это контроль налоговых органов за соблюдением налогового законодательства, в том числе за правильностью расчета, полной и своевременной уплатой налогов (сборов, страховых взносов) плательщиками и налоговыми агентами (п. 1 ст. 82 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Это контроль налоговых органов за соблюдением налогового законодательства, в том числе за правильностью расчета, полной и своевременной уплатой налогов (сборов, страховых взносов) плательщиками и налоговыми агентами (п. 1 ст. 82 НК РФ).