Контроль за региональным оператором
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за региональным оператором (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за несоблюдение периодичности вывоза ТКО
(КонсультантПлюс, 2025)Перечень мест накопления твердых коммунальных отходов, представленный в материалы дела, не содержит даты утверждения администрацией... в связи с чем апелляционный суд пришел к верному выводу о недоказанности факта распространения действия документа на период проведения Инспекцией контрольных мероприятий.
(КонсультантПлюс, 2025)Перечень мест накопления твердых коммунальных отходов, представленный в материалы дела, не содержит даты утверждения администрацией... в связи с чем апелляционный суд пришел к верному выводу о недоказанности факта распространения действия документа на период проведения Инспекцией контрольных мероприятий.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 52 "Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства" Градостроительного кодекса РФИсключение, предусмотренное частью 2.1 статьи 52 Кодекса, распространяется на лиц, осуществляющих строительный контроль по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, размер обязательства по каждому из которых не превышает трех миллионов рублей."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Статья 186. Контроль за деятельностью регионального оператора
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Статья 186. Контроль за деятельностью регионального оператора
Вопрос: О контроле Федерального казначейства за использованием полученных средств региональным оператором капремонта общего имущества в МКД.
(Письмо Минфина России от 15.05.2025 N 02-09-10/47544)Вопрос: О контроле Федерального казначейства за использованием полученных средств региональным оператором капремонта общего имущества в МКД.
(Письмо Минфина России от 15.05.2025 N 02-09-10/47544)Вопрос: О контроле Федерального казначейства за использованием полученных средств региональным оператором капремонта общего имущества в МКД.
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 186. Контроль за деятельностью регионального оператора
(ред. от 04.11.2025)Статья 186. Контроль за деятельностью регионального оператора
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением;
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением;
Статья: Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, на основании ст. 6 Закона об отходах к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами относится принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, и контроль за их исполнением.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, на основании ст. 6 Закона об отходах к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами относится принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, и контроль за их исполнением.
Статья: Должностное лицо или управленец в организации?
(Яни П.С.)
("Законность", 2024, N 12)2. В соответствии с ч. 1 ст. 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Из ч. 7 этой статьи следует, что "методическое обеспечение деятельности региональных операторов (в том числе разработка методических рекомендаций (выделено мной. - П.Я.) по созданию регионального оператора и обеспечению его деятельности, контролю за работой регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности с учетом обеспечения публичности результатов такого контроля, назначению на конкурсной основе руководителя регионального оператора, разработка рекомендуемых форм отчетности и порядка ее представления) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства".
(Яни П.С.)
("Законность", 2024, N 12)2. В соответствии с ч. 1 ст. 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Из ч. 7 этой статьи следует, что "методическое обеспечение деятельности региональных операторов (в том числе разработка методических рекомендаций (выделено мной. - П.Я.) по созданию регионального оператора и обеспечению его деятельности, контролю за работой регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности с учетом обеспечения публичности результатов такого контроля, назначению на конкурсной основе руководителя регионального оператора, разработка рекомендуемых форм отчетности и порядка ее представления) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства".
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что в судебной практике встречается позиция, согласно которой, если арендатор нежилого помещения не заключил договор с региональным оператором, то обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО лежит на собственнике нежилого помещения. Объясняется это тем, что региональный оператор не является стороной договора аренды и не имеет возможности осуществлять контроль над тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением. Данная позиция отражена в п. 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023) и согласуется с разъяснениями, приведенными в ответе на вопрос 5 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2(2015), которые применимы и к услугам по обращению с ТКО, поскольку такие услуги являются коммунальными.
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что в судебной практике встречается позиция, согласно которой, если арендатор нежилого помещения не заключил договор с региональным оператором, то обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО лежит на собственнике нежилого помещения. Объясняется это тем, что региональный оператор не является стороной договора аренды и не имеет возможности осуществлять контроль над тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением. Данная позиция отражена в п. 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023) и согласуется с разъяснениями, приведенными в ответе на вопрос 5 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2(2015), которые применимы и к услугам по обращению с ТКО, поскольку такие услуги являются коммунальными.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, предусмотренные ч. 7 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, предусмотренные ч. 7 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статья: Мусорное дело
(Алистархов В., Соколова В.)
("Жилищное право", 2021, N 12)Предполагалось, что цели реформы будут достигнуты посредством передачи всей цепочки обращения с мусором - от сбора до утилизации - под контроль региональных операторов, статус которых определяется по итогам конкурсного отбора, жесткого контроля за сдачей отходов компаниями, раздельного сбора мусора, строительства мусоросортировочных станций и заводов по утилизации отходов, ликвидации старых свалок.
(Алистархов В., Соколова В.)
("Жилищное право", 2021, N 12)Предполагалось, что цели реформы будут достигнуты посредством передачи всей цепочки обращения с мусором - от сбора до утилизации - под контроль региональных операторов, статус которых определяется по итогам конкурсного отбора, жесткого контроля за сдачей отходов компаниями, раздельного сбора мусора, строительства мусоросортировочных станций и заводов по утилизации отходов, ликвидации старых свалок.
Статья: Лишение юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
(Андреечев И.С.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Закон N 89-ФЗ к полномочиям субъектов РФ относит не только установление правил осуществления деятельности региональных операторов, но и контроль за их исполнением (абз. 5 ст. 6). Положительной практикой, подлежащей применению в субъектах РФ, является утверждение на региональном уровне порядков организации контроля за региональным оператором <10>. С данным положением Закона N 89-ФЗ взаимосвязана его ч. 5 ст. 24.6, предусматривающая, что региональный оператор может быть лишен статуса по основаниям, определенным Правилами обращения с ТКО. Им посвящен п. 40 Правил обращения с ТКО <11> (далее - Правила). Принятие такого решения влечет расторжение соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (далее - соглашение, уполномоченный орган). Ни Законом N 89-ФЗ, ни Правилами не регулируются процедурные вопросы принятия таких решений, исходя из того что содержание соглашения устанавливается законодательством субъектов РФ (ч. 6 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ). Неопределенность возникает в возможности одностороннего расторжения соглашения по инициативе уполномоченного органа либо необходимости разрешения такого вопроса исключительно в судебном порядке. Неопределенность в реализации данной процедуры вносит и ст. 29 Закона N 89-ФЗ, предусматривающая разрешение споров о прекращении деятельности юридических лиц в связи с нарушением законодательства в судебном порядке.
(Андреечев И.С.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Закон N 89-ФЗ к полномочиям субъектов РФ относит не только установление правил осуществления деятельности региональных операторов, но и контроль за их исполнением (абз. 5 ст. 6). Положительной практикой, подлежащей применению в субъектах РФ, является утверждение на региональном уровне порядков организации контроля за региональным оператором <10>. С данным положением Закона N 89-ФЗ взаимосвязана его ч. 5 ст. 24.6, предусматривающая, что региональный оператор может быть лишен статуса по основаниям, определенным Правилами обращения с ТКО. Им посвящен п. 40 Правил обращения с ТКО <11> (далее - Правила). Принятие такого решения влечет расторжение соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (далее - соглашение, уполномоченный орган). Ни Законом N 89-ФЗ, ни Правилами не регулируются процедурные вопросы принятия таких решений, исходя из того что содержание соглашения устанавливается законодательством субъектов РФ (ч. 6 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ). Неопределенность возникает в возможности одностороннего расторжения соглашения по инициативе уполномоченного органа либо необходимости разрешения такого вопроса исключительно в судебном порядке. Неопределенность в реализации данной процедуры вносит и ст. 29 Закона N 89-ФЗ, предусматривающая разрешение споров о прекращении деятельности юридических лиц в связи с нарушением законодательства в судебном порядке.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Так, например, согласно ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2016 г. N 79-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственным полномочием по контролю за исполнением правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 11.1 ст. 2 Закона ХМАО-Югры от 20 июля 2007 г. N 114-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" предусмотрено осуществление органами местного самоуправления надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с федеральным законодательством; осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка (детей). В соответствии с Законом ХМАО-Югры от 12 октября 2005 г. N 74-гоз "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" органы местного самоуправления должны контролировать выполнение планов индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Так, например, согласно ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2016 г. N 79-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственным полномочием по контролю за исполнением правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 11.1 ст. 2 Закона ХМАО-Югры от 20 июля 2007 г. N 114-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" предусмотрено осуществление органами местного самоуправления надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с федеральным законодательством; осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка (детей). В соответствии с Законом ХМАО-Югры от 12 октября 2005 г. N 74-гоз "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" органы местного самоуправления должны контролировать выполнение планов индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении.