Контроль за расходами физических лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за расходами физических лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Страховые взносы (пенсионные взносы, взносы на ОМС и страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством): Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)1. Контролирующий орган доначислил взносы на отдельные виды выплат физлицам
(КонсультантПлюс, 2025)1. Контролирующий орган доначислил взносы на отдельные виды выплат физлицам
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 420 "Объект обложения страховыми взносами" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию инспекции правомерной, физические лица в рамках отношений с обществом фактически осуществляли трудовую деятельность, так как услуги оказывались на постоянной основе, под контролем общества, самозанятые лица не несли расходов на аренду помещения и оборудования.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию инспекции правомерной, физические лица в рамках отношений с обществом фактически осуществляли трудовую деятельность, так как услуги оказывались на постоянной основе, под контролем общества, самозанятые лица не несли расходов на аренду помещения и оборудования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Внепроверочные мероприятия налогового контроля: проблемы и практика правоприменения
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)3) налоговый контроль за расходами физических лиц <11>.
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)3) налоговый контроль за расходами физических лиц <11>.
Статья: Кого коснется новая сила ФНС?
(Васильева А.)
("Трудовое право", 2021, N 6)<4> Более подробно о контроле за расходами граждан, связанными с этим проблемами и рисками, см.: "Налоговый контроль расходов физических лиц: ограничения и риски применения в РФ" (Громов В.В.) ("Налоги" (журнал), 2020, N 5), "Налоговый контроль за расходами физических лиц как инструмент противодействия коррупции" (Шмелев Ю.Д.) ("Финансы", 2020, N 6).
(Васильева А.)
("Трудовое право", 2021, N 6)<4> Более подробно о контроле за расходами граждан, связанными с этим проблемами и рисками, см.: "Налоговый контроль расходов физических лиц: ограничения и риски применения в РФ" (Громов В.В.) ("Налоги" (журнал), 2020, N 5), "Налоговый контроль за расходами физических лиц как инструмент противодействия коррупции" (Шмелев Ю.Д.) ("Финансы", 2020, N 6).
Нормативные акты
Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
"О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"Федеральный закон от 20 июля 1998 года "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3612);
(ред. от 14.07.2022)
"О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"Федеральный закон от 20 июля 1998 года "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3612);
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)4) получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от иных юридических лиц, физических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха и иные вознаграждения), за исключением вознаграждений за исполнение в случае, предусмотренном пунктом 1 настоящей части, функций членов органов управления и контроля коммерческой организации и компенсаций командировочных расходов, связанных с исполнением таких функций;
(ред. от 29.09.2025)4) получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от иных юридических лиц, физических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха и иные вознаграждения), за исключением вознаграждений за исполнение в случае, предусмотренном пунктом 1 настоящей части, функций членов органов управления и контроля коммерческой организации и компенсаций командировочных расходов, связанных с исполнением таких функций;
Статья: Обращение в доход государства денежных средств публичных должностных лиц в порядке антикоррупционного контроля: новелла российского законодательства
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)<44> См., например: Контроль за расходами физических лиц: миф или неизбежность? 09.09.2020. Веб-сайт газеты "Коммерсант". URL: https://www.kommersant.ru/doc/4475829.
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)<44> См., например: Контроль за расходами физических лиц: миф или неизбежность? 09.09.2020. Веб-сайт газеты "Коммерсант". URL: https://www.kommersant.ru/doc/4475829.
Вопрос: О зачислении сумм налога на прибыль в доходную часть бюджетов субъектов РФ и формировании и исполнении "бюджета одного гражданина".
(Письмо Минфина России от 12.09.2024 N 06-10-10/86970)Статьей 152 Бюджетного кодекса установлен исчерпывающий перечень участников бюджетного процесса, который согласно статье 6 Бюджетного кодекса представляет собой регламентируемую законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
(Письмо Минфина России от 12.09.2024 N 06-10-10/86970)Статьей 152 Бюджетного кодекса установлен исчерпывающий перечень участников бюджетного процесса, который согласно статье 6 Бюджетного кодекса представляет собой регламентируемую законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Статья: ФНС взялась за серые зарплаты: как налоговая может вычислять тех, кто получает в конвертах, и что им грозит
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2021, N 7; "Административное право", 2021, N 3)Опять же вернемся к конвертной системе оплаты: чем же такой повышенный контроль может грозить?
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2021, N 7; "Административное право", 2021, N 3)Опять же вернемся к конвертной системе оплаты: чем же такой повышенный контроль может грозить?
Статья: НДФЛ-2025: прогрессивная шкала ставок, разные базы, новые вычеты (комментарий к Закону от 12.07.2024 N 176-ФЗ)
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2024, N 16)Скорее всего, это касается подтверждения расходов физлица по операциям с ценными бумагами, цифровыми правами и цифровыми финансовыми активами. Надеемся, ближе к концу года появятся разъяснения контролирующих органов по этому вопросу.
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2024, N 16)Скорее всего, это касается подтверждения расходов физлица по операциям с ценными бумагами, цифровыми правами и цифровыми финансовыми активами. Надеемся, ближе к концу года появятся разъяснения контролирующих органов по этому вопросу.
Статья: Контроль за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: законодательная регламентация, проблемные вопросы и судебная практика
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Руководители органов и организаций, получившие такой запрос, обязаны организовать его исполнение и предоставить в установленном порядке запрашиваемую информацию (ч. 3 ст. 11 ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам");
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Руководители органов и организаций, получившие такой запрос, обязаны организовать его исполнение и предоставить в установленном порядке запрашиваемую информацию (ч. 3 ст. 11 ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам");
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В свою очередь уничтожение безработицы, усиление общественного контроля над доходами и расходами граждан, а также развитие системы касс взаимопомощи серьезно сузили социально-экономические основания для несостоятельности (банкротства) физических лиц в советском праве.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В свою очередь уничтожение безработицы, усиление общественного контроля над доходами и расходами граждан, а также развитие системы касс взаимопомощи серьезно сузили социально-экономические основания для несостоятельности (банкротства) физических лиц в советском праве.
Ситуация: В каких случаях у налогоплательщика возникает доход в виде материальной выгоды и необходимость подачи декларации 3-НДФЛ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)3) от приобретения долей участия в уставном капитале, ценных бумаг, производных финансовых инструментов (за исключением государственных ценных бумаг РФ, государственных ценных бумаг субъектов РФ, муниципальных ценных бумаг в случае их приобретения при первичном размещении эмитентом; ценных бумаг (долей участия в уставном капитале), приобретенных у контролируемой иностранной компании контролирующим физическим лицом, а также взаимозависимым лицом такого физического лица, если доходы иностранной компании от реализации данных ценных бумаг (долей участия в уставном капитале) и расходы в виде цены их приобретения исключаются из ее прибыли (убытка)) (пп. 3 п. 1 ст. 212 НК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)3) от приобретения долей участия в уставном капитале, ценных бумаг, производных финансовых инструментов (за исключением государственных ценных бумаг РФ, государственных ценных бумаг субъектов РФ, муниципальных ценных бумаг в случае их приобретения при первичном размещении эмитентом; ценных бумаг (долей участия в уставном капитале), приобретенных у контролируемой иностранной компании контролирующим физическим лицом, а также взаимозависимым лицом такого физического лица, если доходы иностранной компании от реализации данных ценных бумаг (долей участия в уставном капитале) и расходы в виде цены их приобретения исключаются из ее прибыли (убытка)) (пп. 3 п. 1 ст. 212 НК РФ).
Статья: Подоходный налог: аргументы против прогрессии
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Подавляющее большинство современных авторов поддерживают возврат к прогрессии в России, но тем более интересно мнение тех, кто сомневается в целесообразности такого перехода. Так, НДФЛ тесно встроен в налоговую систему страны, что создает дополнительные риски перехода. Введение прогрессии приведет к использованию различных моделей налогового арбитража и схем налогового планирования для снижения НДФЛ <19>. Недостаточная обоснованность ставок прогрессии по НДФЛ, взаимосвязанному с налогом на прибыль, позволит внедрить схемы уклонения без нарушения законодательства <20>. Переход к прогрессии усложнит налоговое администрирование как для налоговых служб, так и для населения, вынужденного подавать налоговые декларации. Хотя в дальнейшем это заставит усовершенствовать налоговое администрирование и повысит налоговую культуру населения <21>. Установление прогрессии будет неэффективно и нецелесообразно при отсутствии достаточных (законодательных) условий для этого: российское общество не готово к введению контроля за расходами физических лиц, нет и такого рыночного инструмента, как налог на наследство и дарение <22>.
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Подавляющее большинство современных авторов поддерживают возврат к прогрессии в России, но тем более интересно мнение тех, кто сомневается в целесообразности такого перехода. Так, НДФЛ тесно встроен в налоговую систему страны, что создает дополнительные риски перехода. Введение прогрессии приведет к использованию различных моделей налогового арбитража и схем налогового планирования для снижения НДФЛ <19>. Недостаточная обоснованность ставок прогрессии по НДФЛ, взаимосвязанному с налогом на прибыль, позволит внедрить схемы уклонения без нарушения законодательства <20>. Переход к прогрессии усложнит налоговое администрирование как для налоговых служб, так и для населения, вынужденного подавать налоговые декларации. Хотя в дальнейшем это заставит усовершенствовать налоговое администрирование и повысит налоговую культуру населения <21>. Установление прогрессии будет неэффективно и нецелесообразно при отсутствии достаточных (законодательных) условий для этого: российское общество не готово к введению контроля за расходами физических лиц, нет и такого рыночного инструмента, как налог на наследство и дарение <22>.
Статья: Проблемы реализации конституционной обязанности личности платить законно установленные налоги и сборы в контексте новой цифровой реальности
(Хаматова С.Х.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)Кроме того, уже заявлено о следующем этапе масштабной цифровизации - создании Единого федерального информационного регистра (далее - ЕФИР) в июне 2021 г. Этот ресурс формируется в ФНС России, и, помимо основных данных о гражданах, в нем будут собираться сведения о доходах и расходах населения Российской Федерации, что даст возможность усилить контроль за денежными потоками физических лиц и повысить процент собираемых налогов.
(Хаматова С.Х.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)Кроме того, уже заявлено о следующем этапе масштабной цифровизации - создании Единого федерального информационного регистра (далее - ЕФИР) в июне 2021 г. Этот ресурс формируется в ФНС России, и, помимо основных данных о гражданах, в нем будут собираться сведения о доходах и расходах населения Российской Федерации, что даст возможность усилить контроль за денежными потоками физических лиц и повысить процент собираемых налогов.
Готовое решение: Как налоговый агент предоставляет профессиональный вычет по НДФЛ
(КонсультантПлюс, 2025)Не рекомендуется предоставлять вычет при отсутствии документов, подтверждающих оплату расходов, например чека ККМ, квитанции, выписки с расчетного счета. По мнению контролирующих органов, без таких документов учет расходов для целей НДФЛ невозможен (Письмо Минфина России от 15.11.2012 N 03-04-05/8-1308). Такие разъяснения были даны в отношении вычета, предоставляемого индивидуальному предпринимателю. Однако полагаем, что налоговые органы могут применить их и в отношении вычета, предоставляемого физическим лицам налоговым агентом.
(КонсультантПлюс, 2025)Не рекомендуется предоставлять вычет при отсутствии документов, подтверждающих оплату расходов, например чека ККМ, квитанции, выписки с расчетного счета. По мнению контролирующих органов, без таких документов учет расходов для целей НДФЛ невозможен (Письмо Минфина России от 15.11.2012 N 03-04-05/8-1308). Такие разъяснения были даны в отношении вычета, предоставляемого индивидуальному предпринимателю. Однако полагаем, что налоговые органы могут применить их и в отношении вычета, предоставляемого физическим лицам налоговым агентом.