Контроль за оБоротом оружия
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за оБоротом оружия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за незаконный оборот оружия
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, ст. ст. 9, 18 Закона об оружии, Правила оборота гражданского и служебного оружия, Инструкция по организации контроля за оборотом оружия и патронов
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, ст. ст. 9, 18 Закона об оружии, Правила оборота гражданского и служебного оружия, Инструкция по организации контроля за оборотом оружия и патронов
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок или общественную безопасность: Гражданин оспаривает привлечение к ответственности за нарушение сроков регистрации оружия, или продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение, или постановки оружия на учет при изменении места жительства
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ, ст. ст. 9, 13, 22 Закона об оружии, разд. VI, X - XII Правил оборота гражданского и служебного оружия, п. 67 Инструкции по организации контроля за оборотом оружия и патронов
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ, ст. ст. 9, 13, 22 Закона об оружии, разд. VI, X - XII Правил оборота гражданского и служебного оружия, п. 67 Инструкции по организации контроля за оборотом оружия и патронов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование деятельности субъектов контроля за оборотом гражданского оружия в Российской Федерации
(Гоман О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)"Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1
(Гоман О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)"Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1
Статья: Преступления в сфере незаконного оборота оружия (статья 222 Уголовного кодекса Российской Федерации) как угроза национальной безопасности России
(Погадаева Я.М., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 7)Из приведенных на графике данных можно сделать вывод о том, что доля преступлений из года в год становится ниже: в 2021 г. в сравнении с 2010 г. число преступлений в сфере незаконного оборота оружия в России снизилось почти на 30%. Указанное снижение обусловлено как мерами по части контроля оборота оружия, предпринимаемыми правоохранительными органами, так и законодательным регулированием в области ужесточения ответственности.
(Погадаева Я.М., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 7)Из приведенных на графике данных можно сделать вывод о том, что доля преступлений из года в год становится ниже: в 2021 г. в сравнении с 2010 г. число преступлений в сфере незаконного оборота оружия в России снизилось почти на 30%. Указанное снижение обусловлено как мерами по части контроля оборота оружия, предпринимаемыми правоохранительными органами, так и законодательным регулированием в области ужесточения ответственности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об оружии"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 28. Контроль за оборотом оружия
(ред. от 31.07.2025)
"Об оружии"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 28. Контроль за оборотом оружия
Приказ МВД России от 12.04.1999 N 288
(ред. от 19.06.2018)
"О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814"
(вместе с "Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации")
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.06.1999 N 1814)Зарегистрировано в Минюсте России 24 июня 1999 г. N 1814
(ред. от 19.06.2018)
"О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814"
(вместе с "Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации")
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.06.1999 N 1814)Зарегистрировано в Минюсте России 24 июня 1999 г. N 1814
Статья: О взаимодействии Росгвардии и МВД России в сфере обеспечения общественной безопасности
(Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Высказанное Председателем Следственного комитета предложение входит в противоречие с мнением Президента Российской Федерации, который отметил: "Свои важнейшие функции Федеральная служба войск национальной гвардии будет осуществлять "в тесном контакте с МВД и ФСБ", она должна поставить под особый контроль оборот оружия в стране".
(Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Высказанное Председателем Следственного комитета предложение входит в противоречие с мнением Президента Российской Федерации, который отметил: "Свои важнейшие функции Федеральная служба войск национальной гвардии будет осуществлять "в тесном контакте с МВД и ФСБ", она должна поставить под особый контроль оборот оружия в стране".
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)На сегодняшний день полномочие по внесению представления также реализуется полицией в области обеспечения авиационной безопасности <128>, при контроле за оборотом оружия <129> и др.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)На сегодняшний день полномочие по внесению представления также реализуется полицией в области обеспечения авиационной безопасности <128>, при контроле за оборотом оружия <129> и др.
Статья: Войска национальной гвардии в системе правоохранительных органов и правоохранительной деятельности
(Супрун С.В.)
("Современное право", 2025, N 4)1) внутри государства активизировались радикальный терроризм и организованная преступность. Эти угрозы обусловили необходимость проведения крупномасштабных контртеррористических операций и постановку под особый контроль оборота оружия на территории Российской Федерации;
(Супрун С.В.)
("Современное право", 2025, N 4)1) внутри государства активизировались радикальный терроризм и организованная преступность. Эти угрозы обусловили необходимость проведения крупномасштабных контртеррористических операций и постановку под особый контроль оборота оружия на территории Российской Федерации;
Статья: О противодействии незаконному обороту гражданского оружия
(Фаисханов Р.Р.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)Рассматриваются нормы административного законодательства, предусматривающие ответственность за нарушение правил оборота оружия гражданами, повлекшее его утрату, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Отмечается существенное количество ежегодно устанавливаемых фактов утраты зарегистрированного гражданского оружия. Впоследствии утраченное гражданское оружие, попавшее в незаконный оборот, используется при совершении в том числе особо тяжких преступлений, о чем свидетельствуют правоприменительная практика и факты обнаружения и изъятия с мест преступлений гражданского оружия, а также огнестрельного оружия, переделанного из гражданского, зачастую с уничтоженными идентификационными номерами <*>. При этом преступления, совершенные с использованием оружия, характеризуются наиболее тяжкими последствиями и высокой степенью общественной опасности. На основе проведенного исследования статистических данных, анализа нормативных правовых актов и научных трудов в сфере контроля за оборотом оружия, а также судебной практики по административным делам федеральных судов общей юрисдикции автор приходит к выводу о необходимости предусмотреть административную ответственность за небрежное хранение, ношение, перевозку, транспортирование или использование гражданского оружия, повлекшее его утрату.
(Фаисханов Р.Р.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)Рассматриваются нормы административного законодательства, предусматривающие ответственность за нарушение правил оборота оружия гражданами, повлекшее его утрату, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Отмечается существенное количество ежегодно устанавливаемых фактов утраты зарегистрированного гражданского оружия. Впоследствии утраченное гражданское оружие, попавшее в незаконный оборот, используется при совершении в том числе особо тяжких преступлений, о чем свидетельствуют правоприменительная практика и факты обнаружения и изъятия с мест преступлений гражданского оружия, а также огнестрельного оружия, переделанного из гражданского, зачастую с уничтоженными идентификационными номерами <*>. При этом преступления, совершенные с использованием оружия, характеризуются наиболее тяжкими последствиями и высокой степенью общественной опасности. На основе проведенного исследования статистических данных, анализа нормативных правовых актов и научных трудов в сфере контроля за оборотом оружия, а также судебной практики по административным делам федеральных судов общей юрисдикции автор приходит к выводу о необходимости предусмотреть административную ответственность за небрежное хранение, ношение, перевозку, транспортирование или использование гражданского оружия, повлекшее его утрату.
Статья: Правовое регулирование деятельности стрелкового тира
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Требования к размещению оружия, оборудованию оружейных комнат, стрелковых тиров и стрельбищ содержатся в разд. XX Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814") (далее - Инструкция по контролю за оборотом оружия).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Требования к размещению оружия, оборудованию оружейных комнат, стрелковых тиров и стрельбищ содержатся в разд. XX Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814") (далее - Инструкция по контролю за оборотом оружия).
Статья: Разрешение на оружие
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- неисполнения лицом, владеющим на законном основании оружием, обязанности по представлению оружия для осмотра или предоставлению доступа к местам его хранения должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом оружия;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- неисполнения лицом, владеющим на законном основании оружием, обязанности по представлению оружия для осмотра или предоставлению доступа к местам его хранения должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом оружия;
Статья: Регулирование оборота гражданского оружия в Федеративной Республике Германия
(Саприн И.Г.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Поскольку регулирование "оружейного" вопроса происходит на федеральном уровне, в землях его регламентация не сильно различается. К примеру, в Баварии основным надзорным органом является Баварское министерство внутренних дел, спорта и интеграции. Оно также координирует реализацию властями округа контроля за оборотом оружия. В Нижней Саксонии компетентно земельное Министерство внутренних дел и спорта. Округа, независимые города и муниципалитеты также участвуют в реализации Закона об оружии. В Люхов-Данненбергском районе оружейная карта выдается муниципалитетом. В Аугсбурге уполномоченным органом считается Аугсбургская городская служба.
(Саприн И.Г.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Поскольку регулирование "оружейного" вопроса происходит на федеральном уровне, в землях его регламентация не сильно различается. К примеру, в Баварии основным надзорным органом является Баварское министерство внутренних дел, спорта и интеграции. Оно также координирует реализацию властями округа контроля за оборотом оружия. В Нижней Саксонии компетентно земельное Министерство внутренних дел и спорта. Округа, независимые города и муниципалитеты также участвуют в реализации Закона об оружии. В Люхов-Данненбергском районе оружейная карта выдается муниципалитетом. В Аугсбурге уполномоченным органом считается Аугсбургская городская служба.
"Комментарий к законодательству о наследовании. Часть 3 ГК РФ"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи законодатель возлагает на нотариуса обязанность уведомить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган о входящем в состав наследства оружии. Таким образом, нотариус должен информировать об этом факте войска национальной гвардии, поскольку согласно пп. 7 п. 1 ст. 2 Закона о войсках национальной гвардии Российской Федерации на них возлагается обязанность осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи законодатель возлагает на нотариуса обязанность уведомить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган о входящем в состав наследства оружии. Таким образом, нотариус должен информировать об этом факте войска национальной гвардии, поскольку согласно пп. 7 п. 1 ст. 2 Закона о войсках национальной гвардии Российской Федерации на них возлагается обязанность осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)15. Полицейский кодекс Российской Федерации, определяющий правовые основы охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и деятельности органов полиции МВД России и Федеральной службы войск национальной гвардии. Представляется, что в данном кодексе необходимо систематизировать не только правовые нормы общего характера, содержащиеся в Федеральном законе "О полиции", но и наиболее общие правовые нормы, регулирующие особенности организации и осуществления отдельных видов правоохранительной деятельности органов полиции и Росгвардии, разбросанные в настоящее время по различным нормативным правовым актам. Речь, в частности, идет о таких направлениях полицейской деятельности, как обеспечение безопасности дорожного движения, охрана собственности, контроль за оборотом оружия, лицензирование частной детективной и охранной деятельности и контроль за ее осуществлением, надзор за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно. В этой связи в Полицейском кодексе могут быть выделены Общая и Особенная части, включающие в себя соответствующие группировки правовых норм.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)15. Полицейский кодекс Российской Федерации, определяющий правовые основы охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и деятельности органов полиции МВД России и Федеральной службы войск национальной гвардии. Представляется, что в данном кодексе необходимо систематизировать не только правовые нормы общего характера, содержащиеся в Федеральном законе "О полиции", но и наиболее общие правовые нормы, регулирующие особенности организации и осуществления отдельных видов правоохранительной деятельности органов полиции и Росгвардии, разбросанные в настоящее время по различным нормативным правовым актам. Речь, в частности, идет о таких направлениях полицейской деятельности, как обеспечение безопасности дорожного движения, охрана собственности, контроль за оборотом оружия, лицензирование частной детективной и охранной деятельности и контроль за ее осуществлением, надзор за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно. В этой связи в Полицейском кодексе могут быть выделены Общая и Особенная части, включающие в себя соответствующие группировки правовых норм.
Статья: Проблемы совершенствования уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот оружия
(Максименко А.В., Михайлова И.А.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Из этой дефиниции вытекает вывод о том, что имеется в виду оружие - боевое ручное стрелковое оружие (согласно ст. 2 и 5 Федерального закона "Об оружии"). Порядок оборота такого оружия определяется Правилами оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации <5> (далее - Правила). Согласно этим Правилам контроль за оборотом оружия в государственных военизированных организациях осуществляется должностными лицами государственных военизированных организаций в пределах их полномочий. Таким образом, ст. 222.2 УК РФ направлена на усиление ответственности за незаконный оборот боевого ручного стрелкового оружия и содержит специальную норму только по признакам предмета, в то время как деяния, образующие объективную сторону, идентичны.
(Максименко А.В., Михайлова И.А.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Из этой дефиниции вытекает вывод о том, что имеется в виду оружие - боевое ручное стрелковое оружие (согласно ст. 2 и 5 Федерального закона "Об оружии"). Порядок оборота такого оружия определяется Правилами оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации <5> (далее - Правила). Согласно этим Правилам контроль за оборотом оружия в государственных военизированных организациях осуществляется должностными лицами государственных военизированных организаций в пределах их полномочий. Таким образом, ст. 222.2 УК РФ направлена на усиление ответственности за незаконный оборот боевого ручного стрелкового оружия и содержит специальную норму только по признакам предмета, в то время как деяния, образующие объективную сторону, идентичны.