Контроль за использованием средств омс
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за использованием средств омс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 40 "Организация контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи" Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации""Из содержания подпункта 12 части 7 статьи 34, части 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ, подпункта 8.12 пункта 8, подпунктов 9.4, 9.9, 9.15, 9.19, 9.24 пункта 9 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.01.2011 N 15н следует, что Фонд (страховщик) на основании данных норм права осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями (медицинскими организациями), в том числе проводит проверки и ревизии; рассматривает дела и налагает штрафы, составляет акты о нарушении законодательства об ОМС; предъявляет к страховой медицинской организации (медицинской организации) требования о возврате в бюджет Фонда средств, перечисленных указанным лицам по договорам о финансовом обеспечении ОМС и на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, использованных не по целевому назначению."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверки государственных органов
(КонсультантПлюс, 2025)Проверка целевого использования средств ОМС
(КонсультантПлюс, 2025)Проверка целевого использования средств ОМС
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы применения законодательства об обязательном медицинском страховании
(Корабухина Л.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)По спорам непосредственно между медицинскими организациями и ТФОМС об оспаривании решений территориального фонда о применении к медицинским организациям санкций по результатам повторной проверки суд округа исходил из того, что в силу части 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, вправе осуществлять контроль не только за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, но и контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями и принимать по результатам контроля меры, предусмотренные статьей 41 Закона N 326-ФЗ и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (часть 10 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
(Корабухина Л.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)По спорам непосредственно между медицинскими организациями и ТФОМС об оспаривании решений территориального фонда о применении к медицинским организациям санкций по результатам повторной проверки суд округа исходил из того, что в силу части 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, вправе осуществлять контроль не только за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, но и контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями и принимать по результатам контроля меры, предусмотренные статьей 41 Закона N 326-ФЗ и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (часть 10 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Экспертиза проводится экспертом качества медицинской помощи, которым является врач-специалист, имеющий высшее образование, свидетельство об аккредитации или сертификат специалиста, имеющий стаж работы не менее 10 лет по данной специальности и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере ОМС. Сведения об экспертах, которых можно привлекать к проведению экспертизы качества медицинской помощи, включены в Единый реестр экспертов, утв. Приказом Минздрава от 16.03.2021 N 210н "Об утверждении порядка ведения единого реестра экспертов качества медицинской помощи". Территориальные фонды могут проводить экспертизы качества медицинской помощи повторно, а также осуществляют контроль за использованием денежных средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями (см. Решение Арбитражного суда Костромской области от 19.05.2021 по делу N А 31-8098/2020).
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Экспертиза проводится экспертом качества медицинской помощи, которым является врач-специалист, имеющий высшее образование, свидетельство об аккредитации или сертификат специалиста, имеющий стаж работы не менее 10 лет по данной специальности и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере ОМС. Сведения об экспертах, которых можно привлекать к проведению экспертизы качества медицинской помощи, включены в Единый реестр экспертов, утв. Приказом Минздрава от 16.03.2021 N 210н "Об утверждении порядка ведения единого реестра экспертов качества медицинской помощи". Территориальные фонды могут проводить экспертизы качества медицинской помощи повторно, а также осуществляют контроль за использованием денежных средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями (см. Решение Арбитражного суда Костромской области от 19.05.2021 по делу N А 31-8098/2020).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Согласно части 4 статьи 6 Закона об ОМС контроль за использованием средств ОМС, обеспечивающих осуществление переданных в соответствии с частью 1 этой статьи полномочий, проводится Федеральным фондом ОМС, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палатой Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Согласно части 4 статьи 6 Закона об ОМС контроль за использованием средств ОМС, обеспечивающих осуществление переданных в соответствии с частью 1 этой статьи полномочий, проводится Федеральным фондом ОМС, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палатой Российской Федерации.
Приказ ФФОМС от 19.12.2013 N 260
(ред. от 01.06.2021)
"Об утверждении Порядка осуществления Федеральным фондом обязательного медицинского страхования контроля за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязательного медицинского страхования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.02.2014 N 31336)Зарегистрировано в Минюсте России 17 февраля 2014 г. N 31336
(ред. от 01.06.2021)
"Об утверждении Порядка осуществления Федеральным фондом обязательного медицинского страхования контроля за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязательного медицинского страхования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.02.2014 N 31336)Зарегистрировано в Минюсте России 17 февраля 2014 г. N 31336
Статья: Государственные внебюджетные фонды как субъекты публичного управления
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Необходимые для реализации соответствующих мероприятий полномочия Федерального фонда обязательного медицинского страхования закреплены в ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона. Это: издание нормативных правовых актов и методических указаний по осуществлению аналогичными территориальными фондами переданных им полномочий; предоставление субвенций из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для финансового обеспечения осуществления их полномочий <10>; осуществление контроля за уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в том числе проведение проверок деятельности территориальных фондов по выполнению функций администратора доходов бюджета Федерального фонда, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения; установление форм отчетности в сфере обязательного медицинского страхования и порядка ее ведения; осуществление контроля за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязательного медицинского страхования, в том числе проведение соответствующих проверок и ревизий; осуществление контроля за функционированием информационных систем и порядком информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования; согласование структуры территориальных фондов, назначения на должность и освобождения от должности руководителей территориальных фондов, а также нормативов расходов на обеспечение выполнения территориальными фондами своих функций.
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Необходимые для реализации соответствующих мероприятий полномочия Федерального фонда обязательного медицинского страхования закреплены в ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона. Это: издание нормативных правовых актов и методических указаний по осуществлению аналогичными территориальными фондами переданных им полномочий; предоставление субвенций из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для финансового обеспечения осуществления их полномочий <10>; осуществление контроля за уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в том числе проведение проверок деятельности территориальных фондов по выполнению функций администратора доходов бюджета Федерального фонда, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения; установление форм отчетности в сфере обязательного медицинского страхования и порядка ее ведения; осуществление контроля за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязательного медицинского страхования, в том числе проведение соответствующих проверок и ревизий; осуществление контроля за функционированием информационных систем и порядком информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования; согласование структуры территориальных фондов, назначения на должность и освобождения от должности руководителей территориальных фондов, а также нормативов расходов на обеспечение выполнения территориальными фондами своих функций.