Контроль цен налоговыми органами
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль цен налоговыми органами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")На основании изложенного суд признал общество и продавца взаимозависимыми лицами и признал правомерным контроль налогового органа за ценой сделки между ними.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")На основании изложенного суд признал общество и продавца взаимозависимыми лицами и признал правомерным контроль налогового органа за ценой сделки между ними.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного общества11.3. Вывод из судебной практики: Убытки, причиненные обществу лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, в связи с продажей имущества общества по заниженной цене, взыскиваются в размере разницы между договорной ценой и рыночной стоимостью имущества, определенной независимым оценщиком или налоговым органом в рамках налогового контроля.
Статья: Группа компаний: понятие, особенности правового положения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности налогового статуса группы компаний заключаются в возможности признания их взаимозависимыми лицами (ст. 20 НК РФ), что приводит к контролю налоговыми органами цены совершаемых между взаимозависимыми лицами сделок (трансфертного ценообразования) для целей исчисления налогов исходя из рыночной стоимости продукции, работ, услуг (гл. 14.1 НК РФ); признания участников группы компаний консолидированной группой налогоплательщиков (ст. 25.2 НК РФ), что позволяет осуществлять исчисление и уплату налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности компаний группы (гл. 3.1 НК РФ), а также возлагать обязанность уплаты налога на прибыль организаций на ответственного участника группы (п. 1 ст. 246 НК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности налогового статуса группы компаний заключаются в возможности признания их взаимозависимыми лицами (ст. 20 НК РФ), что приводит к контролю налоговыми органами цены совершаемых между взаимозависимыми лицами сделок (трансфертного ценообразования) для целей исчисления налогов исходя из рыночной стоимости продукции, работ, услуг (гл. 14.1 НК РФ); признания участников группы компаний консолидированной группой налогоплательщиков (ст. 25.2 НК РФ), что позволяет осуществлять исчисление и уплату налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности компаний группы (гл. 3.1 НК РФ), а также возлагать обязанность уплаты налога на прибыль организаций на ответственного участника группы (п. 1 ст. 246 НК РФ).
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Наличие подобных споров, к сожалению, подтверждает существующий среди "не трансфертных" налогоплательщиков неправильный стереотип о том, что после 2012 года, когда были отменены ст. 20 "Взаимозависимые лица" и ст. 40 "Принципы определения цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения" НК РФ, налоговый контроль за ценами со стороны налоговых инспекций на местах вообще не осуществляется и можно применять любые до абсурда завышенные или заниженные цены.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Наличие подобных споров, к сожалению, подтверждает существующий среди "не трансфертных" налогоплательщиков неправильный стереотип о том, что после 2012 года, когда были отменены ст. 20 "Взаимозависимые лица" и ст. 40 "Принципы определения цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения" НК РФ, налоговый контроль за ценами со стороны налоговых инспекций на местах вообще не осуществляется и можно применять любые до абсурда завышенные или заниженные цены.
Статья: Предпроверочный анализ по трансфертному ценообразованию: что важно знать
(Кулаков Д., Зыков А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 19)В течение длительного времени российские налоговые органы не могли найти эффективный способ контроля за ценами в сделках между взаимозависимыми лицами. До появления в Налоговом кодексе специального раздела V.1 контроль за ценами осуществляли территориальные налоговые органы на основании слишком обобщенной и короткой ст. 40 НК РФ, что мешало созданию единой методологии контроля и приводило к многочисленным спорам, которые обычно выигрывали налогоплательщики. Есть такие победы и на счету специалистов группы ДРТ.
(Кулаков Д., Зыков А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 19)В течение длительного времени российские налоговые органы не могли найти эффективный способ контроля за ценами в сделках между взаимозависимыми лицами. До появления в Налоговом кодексе специального раздела V.1 контроль за ценами осуществляли территориальные налоговые органы на основании слишком обобщенной и короткой ст. 40 НК РФ, что мешало созданию единой методологии контроля и приводило к многочисленным спорам, которые обычно выигрывали налогоплательщики. Есть такие победы и на счету специалистов группы ДРТ.
Статья: К вопросу о понятии внешнеэкономической деятельности для целей налогообложения
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)К сожалению, тенденции расширения перечня внешнеторговых сделок, в отношении которых налоговые органы осуществляют контроль правильности применения налогоплательщиками цен, сохраняются за счет законодательной политики. Например, в современном налогово-правовом регулировании после вступления в силу 17 февраля 2021 г. Федерального закона N 6-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" произошло расширение перечня внешнеторговых сделок с независимыми лицами, признаваемыми контролируемыми для целей налогообложения. Надо полагать, что вероятность возникновения спорных ситуаций в связи с этой новеллой весьма велика.
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)К сожалению, тенденции расширения перечня внешнеторговых сделок, в отношении которых налоговые органы осуществляют контроль правильности применения налогоплательщиками цен, сохраняются за счет законодательной политики. Например, в современном налогово-правовом регулировании после вступления в силу 17 февраля 2021 г. Федерального закона N 6-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" произошло расширение перечня внешнеторговых сделок с независимыми лицами, признаваемыми контролируемыми для целей налогообложения. Надо полагать, что вероятность возникновения спорных ситуаций в связи с этой новеллой весьма велика.
Статья: Обзор антикризисных мер налоговой поддержки компаний: итоги 2022 года
(Кабанова М.О.)
("Финансы", 2023, N 1)О необходимости учитывать экономические обстоятельства совершаемых сделок при проведении контроля цен российские налоговые органы высказывались и ранее, но на практике до этого убыточные сделки никогда не признавались соответствующими рыночному уровню, хотя такой запрос от бизнеса поступал и во время пандемии COVID-19.
(Кабанова М.О.)
("Финансы", 2023, N 1)О необходимости учитывать экономические обстоятельства совершаемых сделок при проведении контроля цен российские налоговые органы высказывались и ранее, но на практике до этого убыточные сделки никогда не признавались соответствующими рыночному уровню, хотя такой запрос от бизнеса поступал и во время пандемии COVID-19.
Готовое решение: Как учесть продажу основных средств при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Если сделка по реализации ОС совершена между взаимозависимыми лицами, но не относится к контролируемой, налоговый орган может проверить цену, только если есть признаки получения необоснованной налоговой выгоды. Установление при продаже ОС цены значительно (в несколько раз) ниже стоимости, определенной независимым оценщиком, может считаться одним из таких признаков. В таком случае налоговые органы смогут доначислить вам налоги, пени и штраф при условии, если докажут, что основная цель сделки - неуплата (неполная уплата) налога (ст. 54.1, абз. 4 п. 1 ст. 105.17 НК РФ, Письмо ФНС России от 27.11.2017 N ЕД-4-13/23938@, п. 3 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).
(КонсультантПлюс, 2025)Если сделка по реализации ОС совершена между взаимозависимыми лицами, но не относится к контролируемой, налоговый орган может проверить цену, только если есть признаки получения необоснованной налоговой выгоды. Установление при продаже ОС цены значительно (в несколько раз) ниже стоимости, определенной независимым оценщиком, может считаться одним из таких признаков. В таком случае налоговые органы смогут доначислить вам налоги, пени и штраф при условии, если докажут, что основная цель сделки - неуплата (неполная уплата) налога (ст. 54.1, абз. 4 п. 1 ст. 105.17 НК РФ, Письмо ФНС России от 27.11.2017 N ЕД-4-13/23938@, п. 3 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).
Статья: Вопросы применения медианного значения рыночного интервала в регулировании трансфертных цен
(Князева А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Применение Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций (далее - Руководство) <5> в российской судебной практике, в разъяснениях налоговых органов, Минфина России демонстрирует признание Руководства источником мягкого права <6>; например, Руководство предлагает "общепринятые в международной практике подходы" для применения методов трансфертного ценообразования по трансграничным сделкам <7>, содержит "рекомендации по определению налоговых последствий сделок между взаимозависимыми лицами (трансфертное ценообразование)" <8>, используется налоговым органом для определения понятия "безопасная гавань" в целях трансфертного ценообразования по долговым операциям <9>, положения Руководства приводятся в обоснование позиции сторон в суде <10>. Признание Руководства источником "регламентации налогообложения сделок между взаимозависимыми лицами" <11> в совокупности с приведенными выше основаниями позволяют обратиться к положениям Руководства для исследования рекомендаций по применению медианного значения рыночного интервала рентабельности (или рыночного интервала цен). Параграф 3.57 Руководства рассматривает ситуацию, в которой из выборки был определен рыночный интервал, но диапазон данных продолжает содержать некоторые дефекты сопоставимости, "которые не могут быть идентифицированы или количественно определены, следовательно, не могут быть скорректированы. В таких случаях, если диапазон включает значительное количество наблюдений, статистические инструменты, учитывающие центральную тенденцию сужения диапазона (например, интерквартильный интервал или другие процентили), могут помочь повысить надежность анализа". Российские правила устанавливают минимальное количество сопоставимых сделок (финансовой отчетности сопоставимых организаций) для определения рыночного интервала рентабельности - четыре, допускается использовать данные по меньшему количеству сделок (финансовой отчетности сопоставимых организаций), если такие сделки или организации отсутствуют (п. 3 ст. 105.8 НК РФ), а для целей применения метода сопоставимых рыночных цен допускается использовать данные по одной сделке, если она является единственной сопоставимой сделкой (п. 1 ст. 105.9 НК РФ). Таким образом, "значительность" количества наблюдений является субъективным критерием, как и многое в трансфертном ценообразовании не является точной наукой (параграф 4.8 Руководства). Несмотря на то что бремя доказывания при проведении контроля цен возлагается на налоговый орган, налогоплательщик должен иметь право на обоснование "своего" рыночного интервала, если фактическая цена сделки выходит за пределы интервала, определенного налоговым органом. "Если налогоплательщик не может представить обоснование, налоговый орган должен определить показатель в пределах интервала, с учетом которого будет произведена корректировка показателя по контролируемой сделке" (параграф 3.61 Руководства). Можно заключить, что интервал, в пределах которого налоговый орган должен определить рыночный показатель, - это интервал, определенный самим налоговым органом. Далее, "при выборе рыночного уровня показателя, при условии, что диапазон включает результаты относительно равной и высокой надежности, можно утверждать, что любая точка интервала удовлетворяет принципу вытянутой руки" (параграф 3.62 Руководства). Другими словами, минимальное значение рыночного интервала также является рыночным уровнем показателя. Однако, "если дефекты сопоставимости сохраняются, как обсуждалось в параграфе 3.57, может оказаться целесообразным использовать средние величины (например, медиану, среднее или средневзвешенное значение и т.д., в зависимости от конкретных характеристик набора данных), чтобы свести к минимуму риск ошибки из-за неизвестных или не поддающихся количественной оценке сохраняющихся дефектов сопоставимости" (параграф 3.62 Руководства).
(Князева А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Применение Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций (далее - Руководство) <5> в российской судебной практике, в разъяснениях налоговых органов, Минфина России демонстрирует признание Руководства источником мягкого права <6>; например, Руководство предлагает "общепринятые в международной практике подходы" для применения методов трансфертного ценообразования по трансграничным сделкам <7>, содержит "рекомендации по определению налоговых последствий сделок между взаимозависимыми лицами (трансфертное ценообразование)" <8>, используется налоговым органом для определения понятия "безопасная гавань" в целях трансфертного ценообразования по долговым операциям <9>, положения Руководства приводятся в обоснование позиции сторон в суде <10>. Признание Руководства источником "регламентации налогообложения сделок между взаимозависимыми лицами" <11> в совокупности с приведенными выше основаниями позволяют обратиться к положениям Руководства для исследования рекомендаций по применению медианного значения рыночного интервала рентабельности (или рыночного интервала цен). Параграф 3.57 Руководства рассматривает ситуацию, в которой из выборки был определен рыночный интервал, но диапазон данных продолжает содержать некоторые дефекты сопоставимости, "которые не могут быть идентифицированы или количественно определены, следовательно, не могут быть скорректированы. В таких случаях, если диапазон включает значительное количество наблюдений, статистические инструменты, учитывающие центральную тенденцию сужения диапазона (например, интерквартильный интервал или другие процентили), могут помочь повысить надежность анализа". Российские правила устанавливают минимальное количество сопоставимых сделок (финансовой отчетности сопоставимых организаций) для определения рыночного интервала рентабельности - четыре, допускается использовать данные по меньшему количеству сделок (финансовой отчетности сопоставимых организаций), если такие сделки или организации отсутствуют (п. 3 ст. 105.8 НК РФ), а для целей применения метода сопоставимых рыночных цен допускается использовать данные по одной сделке, если она является единственной сопоставимой сделкой (п. 1 ст. 105.9 НК РФ). Таким образом, "значительность" количества наблюдений является субъективным критерием, как и многое в трансфертном ценообразовании не является точной наукой (параграф 4.8 Руководства). Несмотря на то что бремя доказывания при проведении контроля цен возлагается на налоговый орган, налогоплательщик должен иметь право на обоснование "своего" рыночного интервала, если фактическая цена сделки выходит за пределы интервала, определенного налоговым органом. "Если налогоплательщик не может представить обоснование, налоговый орган должен определить показатель в пределах интервала, с учетом которого будет произведена корректировка показателя по контролируемой сделке" (параграф 3.61 Руководства). Можно заключить, что интервал, в пределах которого налоговый орган должен определить рыночный показатель, - это интервал, определенный самим налоговым органом. Далее, "при выборе рыночного уровня показателя, при условии, что диапазон включает результаты относительно равной и высокой надежности, можно утверждать, что любая точка интервала удовлетворяет принципу вытянутой руки" (параграф 3.62 Руководства). Другими словами, минимальное значение рыночного интервала также является рыночным уровнем показателя. Однако, "если дефекты сопоставимости сохраняются, как обсуждалось в параграфе 3.57, может оказаться целесообразным использовать средние величины (например, медиану, среднее или средневзвешенное значение и т.д., в зависимости от конкретных характеристик набора данных), чтобы свести к минимуму риск ошибки из-за неизвестных или не поддающихся количественной оценке сохраняющихся дефектов сопоставимости" (параграф 3.62 Руководства).