Конституция основной закон
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституция основной закон (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 12 "Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж" Федерального закона "О страховых пенсиях""Отклоняя доводы ОСФР по Ульяновской области о необоснованности включения в страховой стаж периода прохождения истцом военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР, суд апелляционной инстанции руководствуясь положениями регулирующими спорные правоотношения (частью 8 статьи 13, пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", статьями 13, 132 Конституции (Основного закона) СССР от 05 декабря 1936 г., статьями 63, 70, 71, 75 Конституции (Основной закон) СССР от 07 октября 1977 г., статьями 3, 5, 8, 73 Закона СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. N 590), согласился с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для включения истцу ФИО1 в его страховой стаж периода прохождения им срочной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 14 июня 1980 г. по 20 мая 1982 г., факт прохождения которой подтверждается военным билетом и сведениями, представленными Военным комиссариатом Новоспасского, Радищевского и Старокулаткинского районов Ульяновской области."
Важнейшая практика по ст. 29.4 КоАП РФСуд не вернет постановление о возбуждении дела, даже если не указано, что оно вынесено при надзоре за соблюдением Конституции РФ и законов >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Современное понимание конституции, или Почему конституция не основной закон государства
(Авдеев Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)"Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12
(Авдеев Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)"Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12
Статья: Институт публичной власти в Конституции РФ и Основном законе ФРГ
(Вахрамеев Е.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12
(Вахрамеев Е.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями.
"Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
(утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1)
(ред. от 24.06.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Руководствуясь Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации, Федеративным договором, нормами международного права,
(утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1)
(ред. от 24.06.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Руководствуясь Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации, Федеративным договором, нормами международного права,
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Право на судебную защиту на конституционно-правовом уровне было закреплено ст. 57 Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик 1977 г. <1>. В то же время в общей статье данной Конституции, в ст. 37, было использовано более привычное в прошлом понятие "право на обращение в суд". По-видимому, в связи с такой редакцией статей названной Конституции право на судебную защиту воспринималось как синоним термина "право на иск", и отечественная теория гражданского процесса на десятилетия погрузилась в обширные дискуссии о том, является ли право на судебную защиту материальным (сродни праву на удовлетворение иска) или процессуальным, т.е. равнозначным праву на обращение в суд, либо право на судебную защиту объединяет в себе права на предъявление и удовлетворение иска <2>.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Право на судебную защиту на конституционно-правовом уровне было закреплено ст. 57 Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик 1977 г. <1>. В то же время в общей статье данной Конституции, в ст. 37, было использовано более привычное в прошлом понятие "право на обращение в суд". По-видимому, в связи с такой редакцией статей названной Конституции право на судебную защиту воспринималось как синоним термина "право на иск", и отечественная теория гражданского процесса на десятилетия погрузилась в обширные дискуссии о том, является ли право на судебную защиту материальным (сродни праву на удовлетворение иска) или процессуальным, т.е. равнозначным праву на обращение в суд, либо право на судебную защиту объединяет в себе права на предъявление и удовлетворение иска <2>.
Статья: Права граждан в сфере труда и занятости в Российской Федерации: современное прочтение
(Осетров С.А.)
("Российский судья", 2025, N 10)В отечественной правовой традиции права граждан в сфере труда и занятости и вся группа социально-экономических прав уже давно воспринимаются как имманентно присущие правовому статусу личности. Впервые данные права были закреплены в Конституции (Основном Законе) РСФСР 1918 г. и в дальнейшем воспроизводились во всех последующих конституционных актах. Такой подход в определенной степени расходится с западной правовой традицией, в рамках которой социально-экономические права не только не относятся к числу основных прав, но и нередко не рассматриваются в качестве субъективных прав <1>. Дискуссии на эту тему встречаются и в отечественной науке права <2>. Вполне очевидно, что социально-экономическая сфера во многом зависит от явлений неправового свойства и государственное регулирование в отношении данной сферы не всегда является результативным. Однако это не отменяет того факта, что социально-трудовая сфера для любого государства - важная составляющая сохранения государственной стабильности и социально-экономического баланса, а также основа общественного развития и процветания. В этой связи государственное регулирование социально-трудовой сферы по ряду направлений характеризуется концептуализацией, т.е. набором базовых подходов, которые могут иметь различные правовые решения в тех или иных социально-экономических условиях. Конституционным Судом Российской Федерации весьма точно отмечается, что конституционные положения о социальном государстве и развивающие их правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации не предполагают установления количественных критериев или экономических показателей, которые создавали бы конституционно-правовой инструментарий оценки законодательных решений. Это характерно для всей социально-трудовой сферы. В решениях Конституционного Суда Российской Федерации верно отмечается, что, проводя социально-экономическую политику и осуществляя правовое регулирование в сфере социального обеспечения, государство, для которого социальные права граждан являются одной из высших ценностей, обязано принимать в расчет материальные ресурсы, необходимые также для выполнения иных конституционно значимых задач <3>. Таким образом, регулирование социально-трудовой сферы не всегда может осуществляться в рамках строгих и четких параметров, что накладывает значительный отпечаток на всю социально-трудовую сферу, однако это не означает, что государство вправе уклоняться от форматирования данной сферы. К сожалению, в настоящий момент мы можем наблюдать определенный кризис социально-трудового профиля российского общества. И кризис этот прежде всего в области целеполагания. Несмотря на ряд принятых документов в сфере стратегического планирования, все же многие явления в указанной сфере развиваются сами по себе вне контекста спланированной управленческой деятельности. Это касается, в частности, развития сектора "платформенного труда", внимание которому с точки зрения государственного регулирования пока не уделено.
(Осетров С.А.)
("Российский судья", 2025, N 10)В отечественной правовой традиции права граждан в сфере труда и занятости и вся группа социально-экономических прав уже давно воспринимаются как имманентно присущие правовому статусу личности. Впервые данные права были закреплены в Конституции (Основном Законе) РСФСР 1918 г. и в дальнейшем воспроизводились во всех последующих конституционных актах. Такой подход в определенной степени расходится с западной правовой традицией, в рамках которой социально-экономические права не только не относятся к числу основных прав, но и нередко не рассматриваются в качестве субъективных прав <1>. Дискуссии на эту тему встречаются и в отечественной науке права <2>. Вполне очевидно, что социально-экономическая сфера во многом зависит от явлений неправового свойства и государственное регулирование в отношении данной сферы не всегда является результативным. Однако это не отменяет того факта, что социально-трудовая сфера для любого государства - важная составляющая сохранения государственной стабильности и социально-экономического баланса, а также основа общественного развития и процветания. В этой связи государственное регулирование социально-трудовой сферы по ряду направлений характеризуется концептуализацией, т.е. набором базовых подходов, которые могут иметь различные правовые решения в тех или иных социально-экономических условиях. Конституционным Судом Российской Федерации весьма точно отмечается, что конституционные положения о социальном государстве и развивающие их правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации не предполагают установления количественных критериев или экономических показателей, которые создавали бы конституционно-правовой инструментарий оценки законодательных решений. Это характерно для всей социально-трудовой сферы. В решениях Конституционного Суда Российской Федерации верно отмечается, что, проводя социально-экономическую политику и осуществляя правовое регулирование в сфере социального обеспечения, государство, для которого социальные права граждан являются одной из высших ценностей, обязано принимать в расчет материальные ресурсы, необходимые также для выполнения иных конституционно значимых задач <3>. Таким образом, регулирование социально-трудовой сферы не всегда может осуществляться в рамках строгих и четких параметров, что накладывает значительный отпечаток на всю социально-трудовую сферу, однако это не означает, что государство вправе уклоняться от форматирования данной сферы. К сожалению, в настоящий момент мы можем наблюдать определенный кризис социально-трудового профиля российского общества. И кризис этот прежде всего в области целеполагания. Несмотря на ряд принятых документов в сфере стратегического планирования, все же многие явления в указанной сфере развиваются сами по себе вне контекста спланированной управленческой деятельности. Это касается, в частности, развития сектора "платформенного труда", внимание которому с точки зрения государственного регулирования пока не уделено.
Статья: Повышение качества жизни граждан как цель государственной политики Российской Федерации
(Стародубцева И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)Качество жизни людей тесно связано с реализацией прав человека, оно является следствием эффективной деятельности государства по обеспечению и гарантированию прав человека. Актуальность темы данной статьи связана с необходимостью повышения роли каждого государства, в том числе Российской Федерации, в обеспечении высокого качества жизни своих граждан путем принятия мер для его улучшения посредством проведения эффективной целенаправленной государственной политики. Конституция - Основной Закон России в ст. 2 определяет высшую ценность в государстве, которой является человек с гарантированными ему правами и свободами. Из данной конституционной нормы можно вывести важный принцип как основополагающее начало государственной политики - приоритет прав и свобод человека <1>.
(Стародубцева И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)Качество жизни людей тесно связано с реализацией прав человека, оно является следствием эффективной деятельности государства по обеспечению и гарантированию прав человека. Актуальность темы данной статьи связана с необходимостью повышения роли каждого государства, в том числе Российской Федерации, в обеспечении высокого качества жизни своих граждан путем принятия мер для его улучшения посредством проведения эффективной целенаправленной государственной политики. Конституция - Основной Закон России в ст. 2 определяет высшую ценность в государстве, которой является человек с гарантированными ему правами и свободами. Из данной конституционной нормы можно вывести важный принцип как основополагающее начало государственной политики - приоритет прав и свобод человека <1>.
Статья: Исторические предпосылки формирования концепции публичной власти в субъектах Российской Федерации
(Романчук И.С.)
("Юрист", 2025, N 2)<1> См.: Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918) // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917 - 1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. М., 1942. С. 671 - 682.
(Романчук И.С.)
("Юрист", 2025, N 2)<1> См.: Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918) // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917 - 1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. М., 1942. С. 671 - 682.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)В силу ст. 15 Конституции РФ, а также ч. 1 ст. 10 ТК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы и обладают высшей юридической силой по отношению к федеральным законам, но не по отношению к Федеральным конституционным законам и Основному закону (Конституции РФ).
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)В силу ст. 15 Конституции РФ, а также ч. 1 ст. 10 ТК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы и обладают высшей юридической силой по отношению к федеральным законам, но не по отношению к Федеральным конституционным законам и Основному закону (Конституции РФ).
Статья: Академическая свобода как инструмент демократии
(Кротов А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)<2> Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России (принята ВС РСФСР 12.04.1978) // Ведомости ВС РСФСР. 1978. N 15. Ст. 407.
(Кротов А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)<2> Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России (принята ВС РСФСР 12.04.1978) // Ведомости ВС РСФСР. 1978. N 15. Ст. 407.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<233> Так, согласно Конституции СССР 1936 г. труд являлся одновременно и обязанностью каждого трудоспособного гражданина, и его правом. См.: ст. 12, 118 Конституции (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // СПС "КонсультантПлюс".
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<233> Так, согласно Конституции СССР 1936 г. труд являлся одновременно и обязанностью каждого трудоспособного гражданина, и его правом. См.: ст. 12, 118 Конституции (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Размышления об административном праве и государственном управлении
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)<4> Конституция РСФСР 1918 г. // Декреты Советской власти. Т. II. М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. С. 550 - 564; Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик 1924 г. С приложением важнейших действующих узаконений об организации и деятельности Центральных органов Союза ССР. М.: Юридическая литература Наркомюста, 1924; Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик 1936 г. М.: Издательство партийной литературы, 1937; Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик 1977 г. М.: Политиздат, 1977.
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)<4> Конституция РСФСР 1918 г. // Декреты Советской власти. Т. II. М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. С. 550 - 564; Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик 1924 г. С приложением важнейших действующих узаконений об организации и деятельности Центральных органов Союза ССР. М.: Юридическая литература Наркомюста, 1924; Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик 1936 г. М.: Издательство партийной литературы, 1937; Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик 1977 г. М.: Политиздат, 1977.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В начале 1990-х годов была провозглашена свобода труда, принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, и конституционный принцип всеобщности труда заменен правом на труд <1>. В соответствии со ст. 53 Конституции (Основного Закона) РСФСР каждому предоставлялось право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий. Одновременно закреплялось и право каждого на защиту от безработицы. Указанные положения нашли отражение и в ныне действующей Конституции РФ 1993 г. <2>, в ст. 37 которой провозглашается свобода труда, закрепляется право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В начале 1990-х годов была провозглашена свобода труда, принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, и конституционный принцип всеобщности труда заменен правом на труд <1>. В соответствии со ст. 53 Конституции (Основного Закона) РСФСР каждому предоставлялось право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий. Одновременно закреплялось и право каждого на защиту от безработицы. Указанные положения нашли отражение и в ныне действующей Конституции РФ 1993 г. <2>, в ст. 37 которой провозглашается свобода труда, закрепляется право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы.