Конституция налоги
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституция налоги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 289 "Судебное разбирательство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций" КАС РФ"Несмотря на безусловную значимость взыскания в бюджет неуплаченных налогоплательщиком самостоятельно налогов (8 Конституции Российской Федерации), нормы НК РФ не предполагают возможности бессрочного взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, направлены на установление надлежащего механизма реализации налогоплательщиками налоговой обязанности, а поэтому имелись основания для отказа ИФНС N 8 по Москве в иске."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 71 Конституции РФ"В целях обеспечения исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности платить налоги и возмещения ущерба, понесенного казной в случае ее неисполнения, федеральный законодатель на основании статей 57, 71 (пункты "в", "ж", "з", "о"), 72 (пункты "б", "и" части 1), 75 (часть 3) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет, и общие принципы налогообложения, а также предусматривает меры государственного принуждения, которые могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога - пеня), так и штрафными, возлагающими на нарушителей в качестве меры ответственности дополнительные выплаты."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Впоследствии КС РФ значительно скорректировал свою позицию. В Постановлении конца 2022 года <1> он уже указывает, что все фискальные платежи укладываются в формулу ст. 57 Конституции РФ: налоги и сборы. Но регулирование сборов может быть различным: есть и такие, что не подпадают под данное в НК РФ определение сбора и не указаны в нем, но по своей сути являются фискальными сборами. Любые фискальные сборы не должны выводиться из сферы действия ст. 57 Конституции РФ (п. 2).
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Впоследствии КС РФ значительно скорректировал свою позицию. В Постановлении конца 2022 года <1> он уже указывает, что все фискальные платежи укладываются в формулу ст. 57 Конституции РФ: налоги и сборы. Но регулирование сборов может быть различным: есть и такие, что не подпадают под данное в НК РФ определение сбора и не указаны в нем, но по своей сути являются фискальными сборами. Любые фискальные сборы не должны выводиться из сферы действия ст. 57 Конституции РФ (п. 2).
Готовое решение: Как работает механизм устранения двойного налогообложения
(КонсультантПлюс, 2025)Международные договоры имеют приоритет перед налоговым законодательством РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 1 ст. 7 НК РФ). Поэтому если между ними возникает противоречие, то нужно применять правила международных договоров.
(КонсультантПлюс, 2025)Международные договоры имеют приоритет перед налоговым законодательством РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 1 ст. 7 НК РФ). Поэтому если между ними возникает противоречие, то нужно применять правила международных договоров.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В этом смысле следует привести удачную позицию, выработанную одним из окружных судов: "Тот факт, что текущие обязательства, которые в результате совершения оспариваемых в настоящем обособленном споре платежей не были исполнены в соответствии с установленной Законом о банкротстве очередностью, являются задолженностью по НДС, не свидетельствует о посягательстве на публичные интересы либо охраняемые законом интересы третьих лиц. Закрепляя обязанность граждан и юридических лиц платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции РФ), законодатель при этом не признает за уполномоченным органом в деле о банкротстве статуса привилегированного кредитора (курсив наш. - И.С.)" <547>. Как было отмечено во второй главе настоящего исследования, государство, выступающее в процессе несостоятельности (банкротства) в качестве кредитора, не вправе ссылаться на особое положение и в силу этого требовать предпочтительное удовлетворение своих требований.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В этом смысле следует привести удачную позицию, выработанную одним из окружных судов: "Тот факт, что текущие обязательства, которые в результате совершения оспариваемых в настоящем обособленном споре платежей не были исполнены в соответствии с установленной Законом о банкротстве очередностью, являются задолженностью по НДС, не свидетельствует о посягательстве на публичные интересы либо охраняемые законом интересы третьих лиц. Закрепляя обязанность граждан и юридических лиц платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции РФ), законодатель при этом не признает за уполномоченным органом в деле о банкротстве статуса привилегированного кредитора (курсив наш. - И.С.)" <547>. Как было отмечено во второй главе настоящего исследования, государство, выступающее в процессе несостоятельности (банкротства) в качестве кредитора, не вправе ссылаться на особое положение и в силу этого требовать предпочтительное удовлетворение своих требований.
Готовое решение: Как облагаются НДФЛ выплаты нерезидентам
(КонсультантПлюс, 2025)Международные договоры имеют приоритет над Налоговым кодексом РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 1 ст. 7 НК РФ). Поэтому вы обязаны их применить, если выплачиваете доход нерезиденту. С 1 января 2021 г. при применении отдельных договоров также нужно учитывать Многостороннюю конвенцию по противодействию размыванию налоговой базы, ратифицированную Федеральным законом от 01.05.2019 N 79-ФЗ (Информационное сообщение Минфина России).
(КонсультантПлюс, 2025)Международные договоры имеют приоритет над Налоговым кодексом РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 1 ст. 7 НК РФ). Поэтому вы обязаны их применить, если выплачиваете доход нерезиденту. С 1 января 2021 г. при применении отдельных договоров также нужно учитывать Многостороннюю конвенцию по противодействию размыванию налоговой базы, ратифицированную Федеральным законом от 01.05.2019 N 79-ФЗ (Информационное сообщение Минфина России).
Статья: Разграничение предметов ведения и полномочий между центром, регионами и муниципалитетами в конституциях федеративных и децентрализованных государств
(Меркуленко А.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 1)Конституции закрепляют налог на добавленную стоимость в подавляющем большинстве за федерацией, что логично, ведь плательщики по такому налогу компенсируют свои потери за счет третьих лиц, фактически перекладывая на них налоговую обязанность. Например, продавец компенсирует свои потери за счет покупателя, включая налог на добавленную стоимость в цену товара. Фактический же плательщик данного налога (третье лицо, покупатель) может проживать вне того региона, где юридический плательщик (продавец) осуществляет свою деятельность и платит налог. Кроме того, недостатки установления налога на добавленную стоимость на нижних уровнях власти видны на примере Бразилии, где разные его виды взимаются на всех трех уровнях власти, что осложняет торговлю между штатами, администрирование и создает множество лазеек для уклонения от его уплаты [1, с. 30]. В то же время налог на операции, связанные с оборотом товаров, почти наполовину совместный, а в Индии - даже региональный, хотя в этой стране признаются издержки этого и делаются попытки передать его на федеральный уровень [28]. Также в Австралии данный налог, установленный не в Конституции, а в законе, собирается Союзом, но распределяется им между штатами [22, p. 57], что делает его совместным.
(Меркуленко А.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 1)Конституции закрепляют налог на добавленную стоимость в подавляющем большинстве за федерацией, что логично, ведь плательщики по такому налогу компенсируют свои потери за счет третьих лиц, фактически перекладывая на них налоговую обязанность. Например, продавец компенсирует свои потери за счет покупателя, включая налог на добавленную стоимость в цену товара. Фактический же плательщик данного налога (третье лицо, покупатель) может проживать вне того региона, где юридический плательщик (продавец) осуществляет свою деятельность и платит налог. Кроме того, недостатки установления налога на добавленную стоимость на нижних уровнях власти видны на примере Бразилии, где разные его виды взимаются на всех трех уровнях власти, что осложняет торговлю между штатами, администрирование и создает множество лазеек для уклонения от его уплаты [1, с. 30]. В то же время налог на операции, связанные с оборотом товаров, почти наполовину совместный, а в Индии - даже региональный, хотя в этой стране признаются издержки этого и делаются попытки передать его на федеральный уровень [28]. Также в Австралии данный налог, установленный не в Конституции, а в законе, собирается Союзом, но распределяется им между штатами [22, p. 57], что делает его совместным.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Принцип регулирования налоговых отношений законом означает, что правовые акты представительных органов власти (в частности, федеральные и региональные законы о налогах и сборах) рассматриваются как основные инструменты регулирования налоговых отношений. Однако данный принцип - это не просто формальное предписание, характеризующее состав налогово-правовых источников, он решающим образом влияет на весь механизм правового регулирования в налоговом праве, ограничивая свободу какого бы то ни было усмотрения исполнительных органов власти при решении конкретных налоговых дел. Рассматриваемый принцип достаточно четко закреплен в действующем российском законодательстве. Пункт "з" ст. 71 Конституции относит федеральные налоги и сборы к ведению Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ (ч. 1 ст. 76 Конституции). Федеральным законом, как следует из ч. 3 ст. 75 Конституции, устанавливается система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. При этом Конституция предусматривает и определенную законодательную процедуру для принятия федеральных законов по вопросам налогов и сборов: такие законы после принятия их Государственной Думой РФ подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации РФ (ст. 106). Статья 57 Конституции устанавливает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Исходя из приведенных выше конституционных положений, необходимым условием признания федеральных налогов и сборов "законно установленными" является установление их федеральным законодательным органом путем принятия федерального закона с соблюдением установленной Конституцией законодательной процедуры <125>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Принцип регулирования налоговых отношений законом означает, что правовые акты представительных органов власти (в частности, федеральные и региональные законы о налогах и сборах) рассматриваются как основные инструменты регулирования налоговых отношений. Однако данный принцип - это не просто формальное предписание, характеризующее состав налогово-правовых источников, он решающим образом влияет на весь механизм правового регулирования в налоговом праве, ограничивая свободу какого бы то ни было усмотрения исполнительных органов власти при решении конкретных налоговых дел. Рассматриваемый принцип достаточно четко закреплен в действующем российском законодательстве. Пункт "з" ст. 71 Конституции относит федеральные налоги и сборы к ведению Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ (ч. 1 ст. 76 Конституции). Федеральным законом, как следует из ч. 3 ст. 75 Конституции, устанавливается система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. При этом Конституция предусматривает и определенную законодательную процедуру для принятия федеральных законов по вопросам налогов и сборов: такие законы после принятия их Государственной Думой РФ подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации РФ (ст. 106). Статья 57 Конституции устанавливает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Исходя из приведенных выше конституционных положений, необходимым условием признания федеральных налогов и сборов "законно установленными" является установление их федеральным законодательным органом путем принятия федерального закона с соблюдением установленной Конституцией законодательной процедуры <125>.
Статья: Конституционный контроль как фактор совершенствования российского законодательства
(Зорькин В.Д.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)В частности, законодатель не всегда учитывает, что резкая перемена правил в той или иной сфере отношений порой весьма болезненно задевает людей. В первую очередь это касается ретроактивных норм. Да, действие обратной силы закона применительно к усилению ответственности и введению новых налогов Конституция запрещает, но во всех остальных случаях ретроактивность допустима. Однако граждане должны иметь возможность адаптироваться к такому регулированию в течение определенного времени, что диктует необходимость включения во все подобного рода законы соответствующих переходных положений. Отсутствие таких адаптационных механизмов не может быть оправдано ссылками на принцип равенства всех перед законом. Ведь этот принцип никак не исключает разумную устойчивость регулирования как непременной предпосылки правовой определенности. Чтобы не оказаться в условиях нового регулирования в неблагоприятном положении, те, кто не имел возможности заранее подготовиться к изменениям, должны получить таковую.
(Зорькин В.Д.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)В частности, законодатель не всегда учитывает, что резкая перемена правил в той или иной сфере отношений порой весьма болезненно задевает людей. В первую очередь это касается ретроактивных норм. Да, действие обратной силы закона применительно к усилению ответственности и введению новых налогов Конституция запрещает, но во всех остальных случаях ретроактивность допустима. Однако граждане должны иметь возможность адаптироваться к такому регулированию в течение определенного времени, что диктует необходимость включения во все подобного рода законы соответствующих переходных положений. Отсутствие таких адаптационных механизмов не может быть оправдано ссылками на принцип равенства всех перед законом. Ведь этот принцип никак не исключает разумную устойчивость регулирования как непременной предпосылки правовой определенности. Чтобы не оказаться в условиях нового регулирования в неблагоприятном положении, те, кто не имел возможности заранее подготовиться к изменениям, должны получить таковую.
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 25.04.2023 N 790-О по смыслу правовых позиций, неоднократно выраженных Конституционным Судом РФ, в силу конституционного требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов во взаимосвязи с предписаниями статей 15 и 18 Конституции РФ налоговую обязанность следует среди прочего понимать как обязанность платить налоги в размере не большем, чем это установлено законом, в котором определены все существенные элементы налогового обязательства (постановления от 03.06.2014 N 17-П, от 06.06.2019 N 22-П, от 19.12.2019 N 41-П, от 31.03.2022 N 13-П и др.).
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 25.04.2023 N 790-О по смыслу правовых позиций, неоднократно выраженных Конституционным Судом РФ, в силу конституционного требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов во взаимосвязи с предписаниями статей 15 и 18 Конституции РФ налоговую обязанность следует среди прочего понимать как обязанность платить налоги в размере не большем, чем это установлено законом, в котором определены все существенные элементы налогового обязательства (постановления от 03.06.2014 N 17-П, от 06.06.2019 N 22-П, от 19.12.2019 N 41-П, от 31.03.2022 N 13-П и др.).
Статья: Особенности конституционно-правового развития Республики Чили
(Колесников Е.В., Пажетных Д.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)Масштабный политический кризис начал формироваться с 2018 г., когда в столице Сантьяго и нескольких крупных городах произошли массовые гражданские протесты. Среди требований протестующие выдвигали принятие новой Конституции, увеличение налогов для богатых, повышение минимальных зарплат и пенсий, национализацию предприятий водоснабжения <1>.
(Колесников Е.В., Пажетных Д.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)Масштабный политический кризис начал формироваться с 2018 г., когда в столице Сантьяго и нескольких крупных городах произошли массовые гражданские протесты. Среди требований протестующие выдвигали принятие новой Конституции, увеличение налогов для богатых, повышение минимальных зарплат и пенсий, национализацию предприятий водоснабжения <1>.