Конституционный закон о правительстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционный закон о правительстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Институт предварительного конституционного контроля законов в конституционной истории России: есть ли преемственность?
(Галяева И.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 1)В 1996 году у Президента в результате толкования Конституционным Судом статьи 107 Конституции появилось полномочие, очень напоминающее формальный предварительный контроль законов, - возможность возвращения федерального закона в соответствующую палату Федерального Собрания в случае нарушения установленных Конституцией РФ требований к порядку принятия федеральных законов и предусмотренных ею условий и процедур <66>. В 1998 году при разрешении конфликта насчет подписания Федерального закона "О культурных ценностях..." Конституционный Суд РФ указал, что Президент должен подписать Федеральный закон и при необходимости продолжать оспаривание Закона в порядке последующего контроля, хотя Президент оспаривал, с одной стороны, конституционность положений Регламента Государственной Думы, а с другой стороны, считал нарушенными конституционные и регламентные процедуры принятия Закона <67>. Таким образом, в соответствующем президентском Указе данное полномочие сохраняется до сих пор <68>. Официальная позиция Б.Н. Ельцина состояла в том, что действие Постановления Конституционного Суда 1998 года не может быть распространено на иные федеральные законы, поскольку оно принято по конкретному делу <69>. Кроме того, Б.Н. Ельцин в 1998 году, возвращая по тем же причинам изменения в Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", дополнительно заметил, что в нем до сих пор не учтено данное полномочие Президента РФ <70>. Официальной статистики применения данного полномочия нет, но исходя из открытых данных можно установить, что впервые данное полномочие было применено в ноябре 1995 года <71> и применялось не менее 30 раз <72>, в том числе в отношении Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" в 1997 году <73>. Последний раз оно применялось В.В. Путиным в 2001 году <74>.
(Галяева И.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 1)В 1996 году у Президента в результате толкования Конституционным Судом статьи 107 Конституции появилось полномочие, очень напоминающее формальный предварительный контроль законов, - возможность возвращения федерального закона в соответствующую палату Федерального Собрания в случае нарушения установленных Конституцией РФ требований к порядку принятия федеральных законов и предусмотренных ею условий и процедур <66>. В 1998 году при разрешении конфликта насчет подписания Федерального закона "О культурных ценностях..." Конституционный Суд РФ указал, что Президент должен подписать Федеральный закон и при необходимости продолжать оспаривание Закона в порядке последующего контроля, хотя Президент оспаривал, с одной стороны, конституционность положений Регламента Государственной Думы, а с другой стороны, считал нарушенными конституционные и регламентные процедуры принятия Закона <67>. Таким образом, в соответствующем президентском Указе данное полномочие сохраняется до сих пор <68>. Официальная позиция Б.Н. Ельцина состояла в том, что действие Постановления Конституционного Суда 1998 года не может быть распространено на иные федеральные законы, поскольку оно принято по конкретному делу <69>. Кроме того, Б.Н. Ельцин в 1998 году, возвращая по тем же причинам изменения в Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", дополнительно заметил, что в нем до сих пор не учтено данное полномочие Президента РФ <70>. Официальной статистики применения данного полномочия нет, но исходя из открытых данных можно установить, что впервые данное полномочие было применено в ноябре 1995 года <71> и применялось не менее 30 раз <72>, в том числе в отношении Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" в 1997 году <73>. Последний раз оно применялось В.В. Путиным в 2001 году <74>.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 4 Закона), Правительство РФ в соответствии с ч. 1 ст. 115 Конституции РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение; актам Правительства РФ посвящена статья 5 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", согласно ч. 2 которой: акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ; акты Правительства РФ по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Порядок принятия актов Правительства РФ установлен положениями разд. IV "Порядок внесения в Правительство и рассмотрения проектов актов" Регламента Правительства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации";
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 4 Закона), Правительство РФ в соответствии с ч. 1 ст. 115 Конституции РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение; актам Правительства РФ посвящена статья 5 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", согласно ч. 2 которой: акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ; акты Правительства РФ по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Порядок принятия актов Правительства РФ установлен положениями разд. IV "Порядок внесения в Правительство и рассмотрения проектов актов" Регламента Правительства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации";
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ
"О Правительстве Российской Федерации"6 ноября 2020 года N 4-ФКЗ
"О Правительстве Российской Федерации"6 ноября 2020 года N 4-ФКЗ
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ
(ред. от 02.11.2023)
"О чрезвычайном положении"1. Объемы привлекаемого государственного резерва, размеры и порядок финансирования и материально-технического обеспечения работ по устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, в том числе порядок финансирования социальных выплат и компенсаций гражданам, понесшим ущерб в результате возникновения обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, мероприятий по временному отселению жителей в безопасные районы, в связи с применением иных мер, предусмотренных главой III настоящего Федерального конституционного закона, а также порядок выплаты компенсаций организациям, понесшим ущерб в связи с применением мер, предусмотренных главой III настоящего Федерального конституционного закона, определяется Правительством Российской Федерации. В случае недостаточности выделенных бюджетных ассигнований для финансирования указанных расходов Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего дополнительное финансирование.
(ред. от 02.11.2023)
"О чрезвычайном положении"1. Объемы привлекаемого государственного резерва, размеры и порядок финансирования и материально-технического обеспечения работ по устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, в том числе порядок финансирования социальных выплат и компенсаций гражданам, понесшим ущерб в результате возникновения обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, мероприятий по временному отселению жителей в безопасные районы, в связи с применением иных мер, предусмотренных главой III настоящего Федерального конституционного закона, а также порядок выплаты компенсаций организациям, понесшим ущерб в связи с применением мер, предусмотренных главой III настоящего Федерального конституционного закона, определяется Правительством Российской Федерации. В случае недостаточности выделенных бюджетных ассигнований для финансирования указанных расходов Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего дополнительное финансирование.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)4. В части 4 комментируемой статьи установлено, что обобщенные данные годового отчета Агентства и его бухгалтерский баланс подлежат обязательному опубликованию в "Вестнике Банка России", то есть в официальном издании Банка России (ч. 3 ст. 7 Закона о Банке России), и в "Российской газете", то есть в официальном издании Правительства РФ (ч. 7 ст. 13 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"). Как говорилось выше, Правительство РФ и Банк России определены в ч. 1 ст. 42 комментируемого Закона в качестве субъектов, осуществляющих контроль за функционированием ССВ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)4. В части 4 комментируемой статьи установлено, что обобщенные данные годового отчета Агентства и его бухгалтерский баланс подлежат обязательному опубликованию в "Вестнике Банка России", то есть в официальном издании Банка России (ч. 3 ст. 7 Закона о Банке России), и в "Российской газете", то есть в официальном издании Правительства РФ (ч. 7 ст. 13 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"). Как говорилось выше, Правительство РФ и Банк России определены в ч. 1 ст. 42 комментируемого Закона в качестве субъектов, осуществляющих контроль за функционированием ССВ.
Статья: Проблематика административно-правового регулирования организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения продовольственной безопасности
(Галицкая Н.В.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 3)При исследовании органов общей компетенции в данной сфере укажем на следующую проблему административно-правового характера. Деятельность Совета Безопасности РФ и Правительства РФ достаточно полно регламентирована в законодательных актах. Между тем юридически не определено, какой орган и в каком порядке должен первым реагировать на возникающую угрозу. Неясно, как осуществляется их взаимодействие без прямого участия Президента РФ. Нормативно не закреплены масштабы аварии, катастрофы или иного фактора, при наступлении которых автоматически задействуются СБ РФ и (или) Правительство РФ. Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" не определяет условий, при которых Председатель Правительства РФ должен принять незамедлительные меры к ликвидации угроз продовольственной безопасности исходя из своих полномочий [см.: Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 09.11.2020. N 45. Ст. 7061].
(Галицкая Н.В.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 3)При исследовании органов общей компетенции в данной сфере укажем на следующую проблему административно-правового характера. Деятельность Совета Безопасности РФ и Правительства РФ достаточно полно регламентирована в законодательных актах. Между тем юридически не определено, какой орган и в каком порядке должен первым реагировать на возникающую угрозу. Неясно, как осуществляется их взаимодействие без прямого участия Президента РФ. Нормативно не закреплены масштабы аварии, катастрофы или иного фактора, при наступлении которых автоматически задействуются СБ РФ и (или) Правительство РФ. Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" не определяет условий, при которых Председатель Правительства РФ должен принять незамедлительные меры к ликвидации угроз продовольственной безопасности исходя из своих полномочий [см.: Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 09.11.2020. N 45. Ст. 7061].
Готовое решение: Что нужно учесть перед приемом на работу внутреннего или внешнего совместителя
(КонсультантПлюс, 2025)члены Правительства РФ (ч. 3 ст. 6 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 N 4-ФКЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)члены Правительства РФ (ч. 3 ст. 6 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 N 4-ФКЗ);
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Правительство РФ в соответствии с ч. 1 ст. 115 Конституции РФ (в ред. Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ) на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Актам Правительства РФ посвящена статья 5 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", согласно ч. 2 которой: акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ; акты Правительства РФ по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Порядок принятия актов Правительства РФ установлен положениями разд. IV "Порядок внесения в Правительство и рассмотрения проектов актов" Регламента Правительства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" <69>.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Правительство РФ в соответствии с ч. 1 ст. 115 Конституции РФ (в ред. Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ) на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Актам Правительства РФ посвящена статья 5 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", согласно ч. 2 которой: акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ; акты Правительства РФ по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Порядок принятия актов Правительства РФ установлен положениями разд. IV "Порядок внесения в Правительство и рассмотрения проектов актов" Регламента Правительства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" <69>.
Статья: Пространственное развитие страны и вопросы обеспечения национальной безопасности
(Мохов А.А.)
("Современное право", 2025, N 1)В силу ч. 2 ст. 12 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <2> руководство деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, осуществляет Президент РФ. Правительство РФ, согласно ст. 22 данного Закона, обеспечивает проведение единой политики в области обеспечения экологической безопасности. Не может не представлять интереса и ст. 24 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", закрепляющая ограниченный круг полномочий в области обороны страны и безопасности государства.
(Мохов А.А.)
("Современное право", 2025, N 1)В силу ч. 2 ст. 12 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <2> руководство деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, осуществляет Президент РФ. Правительство РФ, согласно ст. 22 данного Закона, обеспечивает проведение единой политики в области обеспечения экологической безопасности. Не может не представлять интереса и ст. 24 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", закрепляющая ограниченный круг полномочий в области обороны страны и безопасности государства.
Статья: О перспективах реализации конституционного полномочия Правительства Российской Федерации по созданию условий для развития системы экологического образования и воспитания экологической культуры
(Власенко В.Н.)
("Экологическое право", 2021, N 1)К сожалению, принятый 6 ноября 2020 г. Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" <12> совершенно не конкретизирует конституционные полномочия в области охраны окружающей среды и природопользования, в ст. 22 дословно повторяя текст Конституции Российской Федерации. Будем надеяться, что детальная конкретизация конституционного положения будет осуществлена уже после утверждения концепции экологического образования (разработкой которого в данный момент занимается Министерство просвещения, в том числе в рамках реализации поручения Президента Российской Федерации по представлению предложений по совершенствованию экологического образования в рамках реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в части, касающейся улучшения условий для их реализации <13>). Сам процесс разработки данной концепции обязательно должен учитывать предложения научной и эколого-просветительской общественности, в том числе активно представляемые на различных площадках. Так, 13 августа 2020 г. в Общественной палате Российской Федерации прошел круглый стол по развитию системы экологического образования в России, на котором справедливо призвали больше видеть содержание современного экологического образования не только в контексте естественно-научного знания, но и в культурологическом. 25 сентября 2020 г. тема развития экологического образования и молодежного лидерства в интересах экологически устойчивого развития страны получила дискуссию на круглом столе, организованном Комитетом Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды.
(Власенко В.Н.)
("Экологическое право", 2021, N 1)К сожалению, принятый 6 ноября 2020 г. Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" <12> совершенно не конкретизирует конституционные полномочия в области охраны окружающей среды и природопользования, в ст. 22 дословно повторяя текст Конституции Российской Федерации. Будем надеяться, что детальная конкретизация конституционного положения будет осуществлена уже после утверждения концепции экологического образования (разработкой которого в данный момент занимается Министерство просвещения, в том числе в рамках реализации поручения Президента Российской Федерации по представлению предложений по совершенствованию экологического образования в рамках реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в части, касающейся улучшения условий для их реализации <13>). Сам процесс разработки данной концепции обязательно должен учитывать предложения научной и эколого-просветительской общественности, в том числе активно представляемые на различных площадках. Так, 13 августа 2020 г. в Общественной палате Российской Федерации прошел круглый стол по развитию системы экологического образования в России, на котором справедливо призвали больше видеть содержание современного экологического образования не только в контексте естественно-научного знания, но и в культурологическом. 25 сентября 2020 г. тема развития экологического образования и молодежного лидерства в интересах экологически устойчивого развития страны получила дискуссию на круглом столе, организованном Комитетом Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды.