Конституционный статус личности
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционный статус личности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 55 Конституции РФ"Право собственности, будучи неотъемлемым элементом конституционного статуса личности, принадлежит всем на основе равенства перед законом и судом и вместе с тем не является, как последовательно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, абсолютным, не предполагает своего осуществления с нарушением других конституционных ценностей и может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов иных лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (Конституция Российской Федерации; статья 17, часть 3; статья 19, часть 1; статья 55, часть 3). Из этого следует, что вводимые федеральным законодателем пределы реализации данного права должны быть обоснованными и соразмерными, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать само его существо, а также отвечать поддержанию разумного баланса законных интересов личности, общества и государства, обусловленного справедливым сопряжением преследуемых целей и средств их достижения (постановления от 22 ноября 2000 года N 14-П, от 24 февраля 2004 года N 3-П, от 14 мая 2012 года N 11-П, от 10 декабря 2014 года N 31-П, от 15 февраля 2016 года N 3-П, от 12 мая 2020 года N 23-П, от 11 ноября 2021 года N 48-П, от 27 декабря 2022 года N 58-П, от 25 декабря 2023 года N 60-П и др.).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 17 Конституции РФ"Право собственности, будучи неотъемлемым элементом конституционного статуса личности, принадлежит всем на основе равенства перед законом и судом и вместе с тем не является, как последовательно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, абсолютным, не предполагает своего осуществления с нарушением других конституционных ценностей и может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов иных лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (Конституция Российской Федерации; статья 17, часть 3; статья 19, часть 1; статья 55, часть 3). Из этого следует, что вводимые федеральным законодателем пределы реализации данного права должны быть обоснованными и соразмерными, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать само его существо, а также отвечать поддержанию разумного баланса законных интересов личности, общества и государства, обусловленного справедливым сопряжением преследуемых целей и средств их достижения (постановления от 22 ноября 2000 года N 14-П, от 24 февраля 2004 года N 3-П, от 14 мая 2012 года N 11-П, от 10 декабря 2014 года N 31-П, от 15 февраля 2016 года N 3-П, от 12 мая 2020 года N 23-П, от 11 ноября 2021 года N 48-П, от 27 декабря 2022 года N 58-П, от 25 декабря 2023 года N 60-П и др.).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Информационная безопасность как элемент конституционного статуса личности
(Никитина Е.Е.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)"Журнал российского права", 2024, N 1
(Никитина Е.Е.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)"Журнал российского права", 2024, N 1
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется; избирая в рамках конституционной дискреции тот или иной механизм исполнительного производства, федеральный законодатель во всяком случае должен осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не вправе ставить под сомнение конституционный принцип исполняемости судебного решения (Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П, от 15 января 2002 г. N 1-П, от 14 мая 2003 г. N 8-П и от 14 июля 2005 г. N 8-П). Вместе с тем, обеспечивая возможность удовлетворения интересов и защиты имущественных прав управомоченного в силу гражданско-правового обязательства лица (кредитора, взыскателя), законодатель должен исходить из направленности политики Российской Федерации как социального государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также из конституционных основ правового статуса личности, в частности требования ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, в том числе права лица обязанного (должника), с тем чтобы не умалялось достоинство личности и не нарушались социально-экономические права граждан (ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации; ст. 25 Всеобщей декларации прав человека) (абз. 2, 3 п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 17 января 2012 г. N 14-О-О).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется; избирая в рамках конституционной дискреции тот или иной механизм исполнительного производства, федеральный законодатель во всяком случае должен осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не вправе ставить под сомнение конституционный принцип исполняемости судебного решения (Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П, от 15 января 2002 г. N 1-П, от 14 мая 2003 г. N 8-П и от 14 июля 2005 г. N 8-П). Вместе с тем, обеспечивая возможность удовлетворения интересов и защиты имущественных прав управомоченного в силу гражданско-правового обязательства лица (кредитора, взыскателя), законодатель должен исходить из направленности политики Российской Федерации как социального государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также из конституционных основ правового статуса личности, в частности требования ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, в том числе права лица обязанного (должника), с тем чтобы не умалялось достоинство личности и не нарушались социально-экономические права граждан (ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации; ст. 25 Всеобщей декларации прав человека) (абз. 2, 3 п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 17 января 2012 г. N 14-О-О).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Вместе с тем, обеспечивая возможность удовлетворения интересов и защиты имущественных прав управомоченного в силу гражданско-правового обязательства лица (кредитора, взыскателя), законодатель должен исходить из направленности политики Российской Федерации как социального государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также из конституционных основ правового статуса личности, в частности требования ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, в данном случае - права лица обязанного (должника), когда в рамках исполнительного производства возникает необходимость обращения взыскания на принадлежащее ему на праве собственности имущество, с тем чтобы не умалялось достоинство личности и не нарушались социально-экономические права граждан (ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации; ст. 25 Всеобщей декларации прав человека).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Вместе с тем, обеспечивая возможность удовлетворения интересов и защиты имущественных прав управомоченного в силу гражданско-правового обязательства лица (кредитора, взыскателя), законодатель должен исходить из направленности политики Российской Федерации как социального государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также из конституционных основ правового статуса личности, в частности требования ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, в данном случае - права лица обязанного (должника), когда в рамках исполнительного производства возникает необходимость обращения взыскания на принадлежащее ему на праве собственности имущество, с тем чтобы не умалялось достоинство личности и не нарушались социально-экономические права граждан (ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации; ст. 25 Всеобщей декларации прав человека).
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Полагаем, что изложенное позволяет на сегодняшний день рассматривать право на законную предпринимательскую деятельность и добросовестную конкуренцию в качестве равноценных правомочий конституционного статуса личности, выступающих предметными формами конкретизации понятия экономической свободы.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Полагаем, что изложенное позволяет на сегодняшний день рассматривать право на законную предпринимательскую деятельность и добросовестную конкуренцию в качестве равноценных правомочий конституционного статуса личности, выступающих предметными формами конкретизации понятия экономической свободы.
Статья: Возмещение убытков правообладателям земельных участков при внесении изменений в генеральный план: дискуссионные вопросы теории и практики
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)Во-первых, органы публичной власти, корректируя генплан, формируют условия для реализации созвездия конституционных прав, а также прав, если непосредственно в Конституции РФ и не названных, то предопределенных такими закрепленными в ней в качестве элементов конституционно-правового статуса личности правами, как право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду и др. <59> Более того, необходимость защиты прав и свобод обусловливают смысл и содержание деятельности органов публичной власти, которые, внося изменения в генпланы, реализуют не принадлежащие им субъективные гражданские права своей волей и в своем интересе, а полномочия, органично сочетающие в себе черты прав и обязанностей <60>.
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)Во-первых, органы публичной власти, корректируя генплан, формируют условия для реализации созвездия конституционных прав, а также прав, если непосредственно в Конституции РФ и не названных, то предопределенных такими закрепленными в ней в качестве элементов конституционно-правового статуса личности правами, как право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду и др. <59> Более того, необходимость защиты прав и свобод обусловливают смысл и содержание деятельности органов публичной власти, которые, внося изменения в генпланы, реализуют не принадлежащие им субъективные гражданские права своей волей и в своем интересе, а полномочия, органично сочетающие в себе черты прав и обязанностей <60>.
Статья: Реализация конституционного принципа равенства гражданства в законодательстве Российской Федерации
(Пирязева Н.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)<1> См.: Мамасахлиси Н.М. Гражданство как элемент конституционного статуса личности в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. С. 61.
(Пирязева Н.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)<1> См.: Мамасахлиси Н.М. Гражданство как элемент конституционного статуса личности в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. С. 61.
Статья: Конституционно-правовые основы статуса человека и гражданина в цифровом государстве
(Черепанова Т.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)Конституция Российской Федерации не закрепляет категорию "цифровые права", "конституционно-цифровой статус личности", а внесение изменений в ст. 141.1 Гражданского кодекса Российской Федерации произвело юридическое оформление цифровых прав без категориального обоснования и соотношения с традиционными правами человека и гражданина <2>. Отмечено, что цифровые права возникли под влиянием научно-технического прогресса и подобно социально-промышленной революции вызвали необходимость конкретизации (посредством закона и правоприменительных актов) фундаментальных прав человека <3>. Определена сущность цифровых прав человека как квинтэссенция природы, содержания, ролевого назначения и способа конституционно-правового регулирования прав человека, выражаемых в информационно-телекоммуникационной форме <4>. Таким образом, традиционные права и свободы человека, закрепленные и гарантированные государством согласно Конституции, при внедрении принципа цифрового государства в конституционно-правовые основы статуса личности человека и гражданина реализуются посредством цифровой среды.
(Черепанова Т.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)Конституция Российской Федерации не закрепляет категорию "цифровые права", "конституционно-цифровой статус личности", а внесение изменений в ст. 141.1 Гражданского кодекса Российской Федерации произвело юридическое оформление цифровых прав без категориального обоснования и соотношения с традиционными правами человека и гражданина <2>. Отмечено, что цифровые права возникли под влиянием научно-технического прогресса и подобно социально-промышленной революции вызвали необходимость конкретизации (посредством закона и правоприменительных актов) фундаментальных прав человека <3>. Определена сущность цифровых прав человека как квинтэссенция природы, содержания, ролевого назначения и способа конституционно-правового регулирования прав человека, выражаемых в информационно-телекоммуникационной форме <4>. Таким образом, традиционные права и свободы человека, закрепленные и гарантированные государством согласно Конституции, при внедрении принципа цифрового государства в конституционно-правовые основы статуса личности человека и гражданина реализуются посредством цифровой среды.
Статья: Конституционный нормоконтроль в сфере социальной защиты
(Федорова М.Ю.)
("Закон", 2020, N 12)Это подтверждает и статистика. В период с 1995 по 2002 г. в Конституционный Суд поступило 21 819 обращений по вопросам соблюдения конституционных прав и свобод граждан. Из них 12 474, т.е. более 57%, поднимали тему социальной защиты. В 2019 г. поступило 4 296 обращений, касающихся конституционного статуса личности, из них 881 (20,5%) - по вопросам социальной защиты. За три квартала 2020 г. количество обращений по данной тематике составило 1 098 из 2 954, учтенных в разделе о конституционном статусе личности. Соответственно, более 37% обращений были посвящены проблемам социальной защиты <3>. Таким образом, несмотря на существенные различия в количестве обращений по вопросам социальной защиты в разные годы, в среднем оно составляет порядка 30% от общего числа обращений в названных разделах.
(Федорова М.Ю.)
("Закон", 2020, N 12)Это подтверждает и статистика. В период с 1995 по 2002 г. в Конституционный Суд поступило 21 819 обращений по вопросам соблюдения конституционных прав и свобод граждан. Из них 12 474, т.е. более 57%, поднимали тему социальной защиты. В 2019 г. поступило 4 296 обращений, касающихся конституционного статуса личности, из них 881 (20,5%) - по вопросам социальной защиты. За три квартала 2020 г. количество обращений по данной тематике составило 1 098 из 2 954, учтенных в разделе о конституционном статусе личности. Соответственно, более 37% обращений были посвящены проблемам социальной защиты <3>. Таким образом, несмотря на существенные различия в количестве обращений по вопросам социальной защиты в разные годы, в среднем оно составляет порядка 30% от общего числа обращений в названных разделах.
Статья: Значение конституционной категории достоинства личности в биоэтике и медицине
(Крылатова И.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)<1> См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 5-е изд. М.: Проспект, 2016. 592 с.; Кутафин О.Е. Избранные труды: в 7 т. М.: Проспект, 2011. Т. 7: Российский конституционализм: монография. 541 с.; Козлова Е.И. Избранные труды: сборник статей, лекций, тезисов. М., 2017. 304 с.; Нарутто С.В. Реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина: учебное пособие. М.: Норма; Инфра-М, 2022. 360 с.; Конституционный и отраслевой статус личности: теория и практика трансформации: учебное пособие / под общ. ред. В.А. Лебедева. М.: Проспект, 2020. 126 с.
(Крылатова И.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)<1> См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 5-е изд. М.: Проспект, 2016. 592 с.; Кутафин О.Е. Избранные труды: в 7 т. М.: Проспект, 2011. Т. 7: Российский конституционализм: монография. 541 с.; Козлова Е.И. Избранные труды: сборник статей, лекций, тезисов. М., 2017. 304 с.; Нарутто С.В. Реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина: учебное пособие. М.: Норма; Инфра-М, 2022. 360 с.; Конституционный и отраслевой статус личности: теория и практика трансформации: учебное пособие / под общ. ред. В.А. Лебедева. М.: Проспект, 2020. 126 с.
Статья: Конституционный принцип равенства граждан перед законом и судом и его реализация в уголовном праве
(Городнова О.Н., Демидов М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12)Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что законодателем все еще допускается "узаконенное" юридическое неравенство в конституционном статусе личности. В то же время, как справедливо отмечает один из видных конституционалистов в России С.А. Авакьян, принцип юридического равенства в сочетании с принципом всеобщности по отношению к личности "требует равного правового положения лица перед законом: недопустимо в одинаковых ситуациях создавать кому-то привилегированные условия и давать больший, чем остальным, объем прав или освобождать от исполнения обязанности" <10>.
(Городнова О.Н., Демидов М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12)Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что законодателем все еще допускается "узаконенное" юридическое неравенство в конституционном статусе личности. В то же время, как справедливо отмечает один из видных конституционалистов в России С.А. Авакьян, принцип юридического равенства в сочетании с принципом всеобщности по отношению к личности "требует равного правового положения лица перед законом: недопустимо в одинаковых ситуациях создавать кому-то привилегированные условия и давать больший, чем остальным, объем прав или освобождать от исполнения обязанности" <10>.
Статья: Новации Конституции Республики Беларусь и конституционные риски
(Шупицкая О.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Конституционные обязанности - важнейший элемент конституционно-правового статуса личности, имеющий большое значение для уравновешивания взаимоотношений между индивидом, обществом и государством. Однако установление новых конституционных обязанностей, их реализация могут быть связаны с определенными конституционными рисками.
(Шупицкая О.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Конституционные обязанности - важнейший элемент конституционно-правового статуса личности, имеющий большое значение для уравновешивания взаимоотношений между индивидом, обществом и государством. Однако установление новых конституционных обязанностей, их реализация могут быть связаны с определенными конституционными рисками.
Статья: Обновленная Конституция Республики Беларусь: ответы на вызовы современности
(Василевич Г.А., Масловская Т.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Одним из направлений конституционных преобразований в Республике Беларусь выступает модернизация конституционного статуса личности посредством расширения каталога прав, свобод и обязанностей личности, углубления содержания имеющихся конституционных прав, усиления гарантий прав и свобод человека и гражданина.
(Василевич Г.А., Масловская Т.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Одним из направлений конституционных преобразований в Республике Беларусь выступает модернизация конституционного статуса личности посредством расширения каталога прав, свобод и обязанностей личности, углубления содержания имеющихся конституционных прав, усиления гарантий прав и свобод человека и гражданина.
Статья: Исследование категории "субъект права"
(Коваленко Н.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)15. Аничкин Е.С. Модернизация конституционно-правового статуса личности в условиях формирования цифрового пространства // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 12. С. 19 - 22.
(Коваленко Н.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)15. Аничкин Е.С. Модернизация конституционно-правового статуса личности в условиях формирования цифрового пространства // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 12. С. 19 - 22.