Конституционное право на обрАзование
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционное право на обрАзование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 9 "Переходные положения" Федерального закона "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 20.12.2010 N 22-П, органы местного самоуправления в порядке реализации изложенных в Законе N 131-ФЗ предписаний, самостоятельно управляя муниципальной собственностью от имени местного сообщества, определяют в своих правовых актах, являющихся официальной формой осуществления муниципальной власти, настоящее и будущее предназначение объектов муниципальной собственности. Закрепление в муниципальных правовых актах целей и способов использования объектов муниципальной собственности, возможности, сроков и условий их приватизации обеспечивает не только соблюдение конституционных прав населения муниципального образования на самостоятельное владение, пользование и распоряжение объектами муниципальной собственности, но и выполнение публичной властью своих социальных функций. Меры поддержки малого и среднего предпринимательства, предполагающие обременения права муниципальной собственности, не должны приводить к отрицанию самого этого права, в том числе к неоправданному сокращению имущественной основы местного самоуправления. Кроме того, такие меры допустимы при условии, что вызванное ими обременение муниципальной собственности действительно позволяет рассчитывать на достижение конституционно значимых целей. Таким образом, положения частей 2 и 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ не предполагают возможность принудительного отчуждения из муниципальной собственности объектов, хотя и предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, но необходимых муниципальным образованиям для решения вопросов местного значения и соответствующих требованиям законодательства о составе объектов муниципальной собственности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Технологии автоматизации как инструмент обеспечения защиты конституционного права граждан на образование
(Омельянович В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)"Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6
(Омельянович В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)"Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6
Статья: Дискуссионные аспекты присмотра и ухода за ребенком в юридической конструкции конституционного права на дошкольное образование
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)"Административное и муниципальное право", 2024, N 4
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)"Административное и муниципальное право", 2024, N 4
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
Статья: Научно-образовательное пространство и суверенное будущее российского государства
(Варлен М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Сегодня одной из первоочередных задач нашего государства является стабилизация российской экономики, решение которой зависит от эффективности функционирования научно-образовательного пространства и прочности системы образования. Широкое правовое регулирование сферы образования обусловлено обязательностью реализации гражданами основного конституционного права на образование и влиянием отношений в сфере образования на экономическое развитие страны. Кроме того, научно-образовательное пространство весьма тесно соединяет интересы общества и государства. Качество образования на всех его уровнях оказывает опосредованное влияние на конкурентоспособность государства - наравне с развитой экономикой, стабильностью и безопасностью. Поэтому политика государства направлена на модернизацию российского образовательного пространства с акцентом на инновационные решения.
(Варлен М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Сегодня одной из первоочередных задач нашего государства является стабилизация российской экономики, решение которой зависит от эффективности функционирования научно-образовательного пространства и прочности системы образования. Широкое правовое регулирование сферы образования обусловлено обязательностью реализации гражданами основного конституционного права на образование и влиянием отношений в сфере образования на экономическое развитие страны. Кроме того, научно-образовательное пространство весьма тесно соединяет интересы общества и государства. Качество образования на всех его уровнях оказывает опосредованное влияние на конкурентоспособность государства - наравне с развитой экономикой, стабильностью и безопасностью. Поэтому политика государства направлена на модернизацию российского образовательного пространства с акцентом на инновационные решения.
Статья: Цифровое неравенство и его преодоление как гарантия равного доступа к образованию в Российской Федерации
(Пибаева Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)Часть 1 ст. 19 Конституции РФ должна применяться в совокупности с другими положениями Конституции РФ, которые гарантируют человеку и гражданину те или иные права и свободы, о чем свидетельствует практика Конституционного Суда РФ, где Суд указывает, что рассматриваемый принцип распространяется на права, непосредственно закрепленные Конституцией РФ, а также "на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании закона" <5>. Так, принцип равенства и запрета дискриминации нормативно привязан к праву каждого на образование, гарантированному частью 1 ст. 43 Конституции РФ. Иными словами, все люди обладают равными правами на получение образования. Такие лица относятся к одной категории (обладающие конституционным правом на образование), и дифференциация их правового положения недопустима.
(Пибаева Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)Часть 1 ст. 19 Конституции РФ должна применяться в совокупности с другими положениями Конституции РФ, которые гарантируют человеку и гражданину те или иные права и свободы, о чем свидетельствует практика Конституционного Суда РФ, где Суд указывает, что рассматриваемый принцип распространяется на права, непосредственно закрепленные Конституцией РФ, а также "на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании закона" <5>. Так, принцип равенства и запрета дискриминации нормативно привязан к праву каждого на образование, гарантированному частью 1 ст. 43 Конституции РФ. Иными словами, все люди обладают равными правами на получение образования. Такие лица относятся к одной категории (обладающие конституционным правом на образование), и дифференциация их правового положения недопустима.
Статья: Актуальные проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение права на образование
(Назинцева А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) и КоАП РФ законодатель не использует понятийный аппарат, который позволил бы понять, что следует понимать под нарушением или ограничением конституционного права на образование. По мнению Б.М. Яруллина и Р.М. Сахабетдиновой, под указанными действиями следует понимать лишение возможности гражданина получить образование соответствующего уровня в соответствии с установленными стандартами <3>. Согласно толковому словарю слово "нарушать" означает мешать течению чего-либо, не выполнять, не соблюдать что-то установленное <4>.
(Назинцева А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) и КоАП РФ законодатель не использует понятийный аппарат, который позволил бы понять, что следует понимать под нарушением или ограничением конституционного права на образование. По мнению Б.М. Яруллина и Р.М. Сахабетдиновой, под указанными действиями следует понимать лишение возможности гражданина получить образование соответствующего уровня в соответствии с установленными стандартами <3>. Согласно толковому словарю слово "нарушать" означает мешать течению чего-либо, не выполнять, не соблюдать что-то установленное <4>.
Статья: Право ребенка на образование и право родителя на выбор образовательной организации в период цифровизации среды
(Ульянова М.В.)
("Современный юрист", 2022, N 2)17. Смирнова (2006) - Смирнова М.В. Конституционное право на образование и гарантии его реализации в негосударственных общеобразовательных учреждениях: Автореф. ... дис. канд. юрид. наук. М., 2006. 26 с.
(Ульянова М.В.)
("Современный юрист", 2022, N 2)17. Смирнова (2006) - Смирнова М.В. Конституционное право на образование и гарантии его реализации в негосударственных общеобразовательных учреждениях: Автореф. ... дис. канд. юрид. наук. М., 2006. 26 с.
Статья: Механизм обеспечения конституционных прав в Российской Федерации в условиях перехода к цифровой экономике
(Гладкова Т.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 1)Выполнение задач 3 - 6 позволит "противостоять вызовам в контексте обеспечения конституционного права на образование и гарантий равных прав и свобод человека и гражданина" <13>.
(Гладкова Т.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 1)Выполнение задач 3 - 6 позволит "противостоять вызовам в контексте обеспечения конституционного права на образование и гарантий равных прав и свобод человека и гражданина" <13>.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)<4> См.: Липчанская М.А. Динамика развития конституционного права на образование в условиях цифровизации и внедрения технологий искусственного интеллекта: регуляторные риски и перспективы // Субъект права: стабильность и динамика правового статуса в условиях цифровизации: сб. науч. тр. / под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило. М.: Инфотропик Медиа, 2021. С. 179.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)<4> См.: Липчанская М.А. Динамика развития конституционного права на образование в условиях цифровизации и внедрения технологий искусственного интеллекта: регуляторные риски и перспективы // Субъект права: стабильность и динамика правового статуса в условиях цифровизации: сб. науч. тр. / под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило. М.: Инфотропик Медиа, 2021. С. 179.
Статья: О праве офицеров на обучение в гражданской образовательной организации
(Неверов А.Я.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 6)Так, указанное выше Постановление Правительства Российской Федерации (п. 3), ограничивая безусловное и всеобщее конституционное право на образование, определяет, что учебные отпуска предоставляются офицерам только "при первичном получении образования соответствующего уровня...".
(Неверов А.Я.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 6)Так, указанное выше Постановление Правительства Российской Федерации (п. 3), ограничивая безусловное и всеобщее конституционное право на образование, определяет, что учебные отпуска предоставляются офицерам только "при первичном получении образования соответствующего уровня...".
Статья: Конституционно-правовые основы формирования механизма административно-правового регулирования в сфере высшего образования
(Рукавишников С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Представляется, что фундаментом для двух вышеописанных принципов выступает конституционное право на образование, закрепленное ст. 43 Конституции РФ. В то же время на фоне коммерциализации высшего образования, равно как и законодательно подкрепленного общественного мнения, сформировавшего современный подход к образованию как к услуге, назрела проблема конституционного определения сущности образования. Статья 43 гарантирует право на образование, конкретизируя условия его получения и уточняя его уровни. Но Основной Закон не говорит о том, что образование, от дошкольного до высшего, - это не только кузница подготовки профессиональных кадров, но и основа культурного и нравственного развития российского общества, первостепенная возможность воспитания новых поколений в духе патриотизма и сохранения исторической памяти, а также сохранения мира и равного диалога между народами.
(Рукавишников С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Представляется, что фундаментом для двух вышеописанных принципов выступает конституционное право на образование, закрепленное ст. 43 Конституции РФ. В то же время на фоне коммерциализации высшего образования, равно как и законодательно подкрепленного общественного мнения, сформировавшего современный подход к образованию как к услуге, назрела проблема конституционного определения сущности образования. Статья 43 гарантирует право на образование, конкретизируя условия его получения и уточняя его уровни. Но Основной Закон не говорит о том, что образование, от дошкольного до высшего, - это не только кузница подготовки профессиональных кадров, но и основа культурного и нравственного развития российского общества, первостепенная возможность воспитания новых поколений в духе патриотизма и сохранения исторической памяти, а также сохранения мира и равного диалога между народами.
Статья: Влияние цифровизации на формы реализации конституционных прав человека в России
(Балаян Э.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)Проведение столь масштабной цифровизации создает высочайшие риски для реализации конституционного права на образование в России. Кроме этого, отрицательным последствием цифровизации является и то, что в условиях постоянного усложнения и обновления процессов цифровизации граждане, не обладающие необходимыми познаниями в технических новинках, становятся легкой мишенью для киберпреступников, ежедневно сталкиваясь с новыми для себя рисками <17>.
(Балаян Э.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)Проведение столь масштабной цифровизации создает высочайшие риски для реализации конституционного права на образование в России. Кроме этого, отрицательным последствием цифровизации является и то, что в условиях постоянного усложнения и обновления процессов цифровизации граждане, не обладающие необходимыми познаниями в технических новинках, становятся легкой мишенью для киберпреступников, ежедневно сталкиваясь с новыми для себя рисками <17>.
"Уголовное наказание и его цели: монография"
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)В-третьих, препятствием реализации законных прав может выступать само наказание, которое формально не имеет в своем карательном потенциале таких правоограничений. Например, в случае назначения судом наказания в виде исправительных работ лицам, обучающимся в образовательных организациях по очной форме обучения, автоматически ограничивается конституционное право на получение образования. При этом согласно ч. 5 ст. 50 УК РФ такие лица не входят в перечень тех, кому не назначаются исправительные работы, что, соответственно, не мешает суду их назначать. Справедливости ради, следует сказать, что согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" судам в довольно общей форме предписывается учитывать, как назначенное наказание может повлиять на учебу несовершеннолетнего, его поведение в быту, семье. Однако это касается только несовершеннолетних. У взрослых нет и такой гарантии.
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)В-третьих, препятствием реализации законных прав может выступать само наказание, которое формально не имеет в своем карательном потенциале таких правоограничений. Например, в случае назначения судом наказания в виде исправительных работ лицам, обучающимся в образовательных организациях по очной форме обучения, автоматически ограничивается конституционное право на получение образования. При этом согласно ч. 5 ст. 50 УК РФ такие лица не входят в перечень тех, кому не назначаются исправительные работы, что, соответственно, не мешает суду их назначать. Справедливости ради, следует сказать, что согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" судам в довольно общей форме предписывается учитывать, как назначенное наказание может повлиять на учебу несовершеннолетнего, его поведение в быту, семье. Однако это касается только несовершеннолетних. У взрослых нет и такой гарантии.