Конституционно-правовые отношения
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционно-правовые отношения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Государство как субъект конституционных правоотношений
(Лунгу Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9)"Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9
(Лунгу Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9)"Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9
Статья: Вопросы правосубъектности народа в конституционно-правовых отношениях
(Масленникова С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)"Журнал российского права", 2024, N 12
(Масленникова С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)"Журнал российского права", 2024, N 12
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2020 года"Как указал Конституционный Суд, взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Статья: Ответственность во взаимоотношениях государства и личности: конституционно-правовой аспект
(Коновалов Д.Д.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Во взаимоотношениях государства и личности проявляется взаимная ответственность названных субъектов конституционно-правовых отношений. Государство, его органы и должностные лица должны надлежащим образом осуществлять свои функции, а гражданам нужно быть ответственными по отношению друг к другу, заботиться о своей Родине. Ответственные взаимоотношения государства и личности обеспечивают сохранение национальных ценностей, помогают отстаивать интересы народа. Эти утверждения вытекают из понятия позитивной конституционно-правовой ответственности. Негативный аспект ответственности существует для того, чтобы принуждать безответственных субъектов к надлежащему исполнению конституционных обязанностей: конституционно-правовые санкции устанавливаются как для личности, так и для государства. Кроме того, взаимную ответственность следует рассматривать в качестве принципа конституционно-правового статуса личности - руководящей идеи, способной защитить человека от безответственности государства.
(Коновалов Д.Д.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Во взаимоотношениях государства и личности проявляется взаимная ответственность названных субъектов конституционно-правовых отношений. Государство, его органы и должностные лица должны надлежащим образом осуществлять свои функции, а гражданам нужно быть ответственными по отношению друг к другу, заботиться о своей Родине. Ответственные взаимоотношения государства и личности обеспечивают сохранение национальных ценностей, помогают отстаивать интересы народа. Эти утверждения вытекают из понятия позитивной конституционно-правовой ответственности. Негативный аспект ответственности существует для того, чтобы принуждать безответственных субъектов к надлежащему исполнению конституционных обязанностей: конституционно-правовые санкции устанавливаются как для личности, так и для государства. Кроме того, взаимную ответственность следует рассматривать в качестве принципа конституционно-правового статуса личности - руководящей идеи, способной защитить человека от безответственности государства.
Статья: Публично-правовые образования: проблема встраивания в публично-правовой контекст
(Лексин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)<18> Кузьмин А.Г. Юридические лица как субъекты конституционно-правовых отношений. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2011. С. 21.
(Лексин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)<18> Кузьмин А.Г. Юридические лица как субъекты конституционно-правовых отношений. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2011. С. 21.
Статья: Актуальные задачи для конституционного законодательства в Конвенции ООН против коррупции 2003 г.
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Конвенция ООН против коррупции представляет собой весьма обширный и детализированный документ. Текст Конвенции включает 71 статью, которые объединены в 8 глав <3>. В фокусе нашего внимания будут нормы, которые содержатся во второй главе, посвященной профилактике коррупции. Именно среди норм этой главы Конвенция ООН против коррупции закрепляет свое видение некоторых антикоррупционных стандартов конституционно-правовых отношений <4>.
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Конвенция ООН против коррупции представляет собой весьма обширный и детализированный документ. Текст Конвенции включает 71 статью, которые объединены в 8 глав <3>. В фокусе нашего внимания будут нормы, которые содержатся во второй главе, посвященной профилактике коррупции. Именно среди норм этой главы Конвенция ООН против коррупции закрепляет свое видение некоторых антикоррупционных стандартов конституционно-правовых отношений <4>.
Статья: Состояние и перспективы конституционно-политического развития России в контексте внутригосударственных и международных интеграционных процессов (канун первой четверти XXI века)
(Овсепян Ж.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)В науке российского конституционного права межрегиональные взаимодействия реализуются в контексте отношений публично-властного характера, связанных с деятельностью не только органов исполнительной власти, но и межпарламентским сотрудничеством региональных органов законодательной власти в субъектах РФ. Сферой исследования в конституционном праве является и практика взаимодействия трех уровней публичной власти в связи с делегированием отдельных полномочий от одного уровня публичной власти на другой. Вместе с тем взаимодействие между носителями властных полномочий, являющимися субъектами конституционно-правовых отношений, имеет свои "красные линии": так, на наш взгляд, их взаимодействие не должно перерастать в интеграцию. Так же, как, допустим, Основной закон ФРГ не содержит принципиальных возражений против экономической деятельности местного самоуправления, но "предусматривает ее определенные ограничения" <9>.
(Овсепян Ж.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)В науке российского конституционного права межрегиональные взаимодействия реализуются в контексте отношений публично-властного характера, связанных с деятельностью не только органов исполнительной власти, но и межпарламентским сотрудничеством региональных органов законодательной власти в субъектах РФ. Сферой исследования в конституционном праве является и практика взаимодействия трех уровней публичной власти в связи с делегированием отдельных полномочий от одного уровня публичной власти на другой. Вместе с тем взаимодействие между носителями властных полномочий, являющимися субъектами конституционно-правовых отношений, имеет свои "красные линии": так, на наш взгляд, их взаимодействие не должно перерастать в интеграцию. Так же, как, допустим, Основной закон ФРГ не содержит принципиальных возражений против экономической деятельности местного самоуправления, но "предусматривает ее определенные ограничения" <9>.
"Защита права собственности на недвижимое имущество в цивилистической парадигме: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2023)<55> Иксанов И.С. Конституционно-правовое регулирование экономических отношений и право собственности в решениях конституционных судов // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 10. С. 26 - 30.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2023)<55> Иксанов И.С. Конституционно-правовое регулирование экономических отношений и право собственности в решениях конституционных судов // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 10. С. 26 - 30.
Статья: Политические партии и народное доверие
(Гуторова А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Миноритарные политические фракции в Государственной Думе и их территориальные представители в субъектах РФ в условиях современной России проявляют инертность и своего рода удовлетворенность позиции партий меньшинства. Такой подход вряд ли можно было бы считать ответственным по отношению к партийному строительству в условиях конституционного государства и демократического общества <11>. Данные субъекты конституционных правоотношений не проявляют подлинного стремления стать правящими и осуществить, таким образом, требуемую конституционным регулированием ротацию. Это в числе прочего дает повод для активизации нелегального оппозиционного политического движения, поскольку избиратели объективно желают выбирать кандидатов и партии, а не только поддерживать уже предложенные для голосования кандидатуры.
(Гуторова А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Миноритарные политические фракции в Государственной Думе и их территориальные представители в субъектах РФ в условиях современной России проявляют инертность и своего рода удовлетворенность позиции партий меньшинства. Такой подход вряд ли можно было бы считать ответственным по отношению к партийному строительству в условиях конституционного государства и демократического общества <11>. Данные субъекты конституционных правоотношений не проявляют подлинного стремления стать правящими и осуществить, таким образом, требуемую конституционным регулированием ротацию. Это в числе прочего дает повод для активизации нелегального оппозиционного политического движения, поскольку избиратели объективно желают выбирать кандидатов и партии, а не только поддерживать уже предложенные для голосования кандидатуры.
Статья: Современное государство и эволюция конституционализма (к юбилею Н.С. Бондаря)
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)Конституционализм - это одновременно индикатор и в широком смысле инструмент реализации Конституции. Эта категория не закрепляется нормативно, соответственно, предполагает субъективность в ее толковании. И хотя общие представления о конституционализме можно в значительной мере выявить из позиций органов конституционного контроля, однако этим не ограничивается его содержание, с учетом высокой динамики конституционных правоотношений. В связи с этим особую значимость имеет научное исследование конституционализма и его составляющих.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)Конституционализм - это одновременно индикатор и в широком смысле инструмент реализации Конституции. Эта категория не закрепляется нормативно, соответственно, предполагает субъективность в ее толковании. И хотя общие представления о конституционализме можно в значительной мере выявить из позиций органов конституционного контроля, однако этим не ограничивается его содержание, с учетом высокой динамики конституционных правоотношений. В связи с этим особую значимость имеет научное исследование конституционализма и его составляющих.
Статья: Институт федеральной территории в системе российской государственности: методология конституционно-правового исследования
(Кабышев С.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Конституционное обновление 2020 г., сфокусированное на преобразовании системы публичной власти, в значительной степени затронуло территориальный аспект конституционно-правовых отношений. Это нашло отражение в уточнении, развитии и наполнении новым содержанием ценностно-мировоззренческих, функциональных (компетенционных) и организационных институтов территориальной основы российской государственности, включая федеративное устройство и территориальную организацию местного самоуправления. Существенное влияние на нормативные характеристики данных институтов оказывает также получивший закрепление в Конституции РФ принцип единства системы публичной власти, предполагающий обеспечение взаимодействия и согласованного функционирования органов публичной власти разного территориального уровня для наиболее эффективной совместной реализации конституционных функций и задач в интересах государства и общества (п. "г" ст. 71, ч. 2 ст. 80, п. "е.5" ст. 83, ч. 3 ст. 132 Конституции РФ). Новым и нуждающимся в глубоком научном осмыслении институтом территориального устройства государства является федеральная территория (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ).
(Кабышев С.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Конституционное обновление 2020 г., сфокусированное на преобразовании системы публичной власти, в значительной степени затронуло территориальный аспект конституционно-правовых отношений. Это нашло отражение в уточнении, развитии и наполнении новым содержанием ценностно-мировоззренческих, функциональных (компетенционных) и организационных институтов территориальной основы российской государственности, включая федеративное устройство и территориальную организацию местного самоуправления. Существенное влияние на нормативные характеристики данных институтов оказывает также получивший закрепление в Конституции РФ принцип единства системы публичной власти, предполагающий обеспечение взаимодействия и согласованного функционирования органов публичной власти разного территориального уровня для наиболее эффективной совместной реализации конституционных функций и задач в интересах государства и общества (п. "г" ст. 71, ч. 2 ст. 80, п. "е.5" ст. 83, ч. 3 ст. 132 Конституции РФ). Новым и нуждающимся в глубоком научном осмыслении институтом территориального устройства государства является федеральная территория (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ).