Конституционно-Правовой статус Российской Федерации
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционно-Правовой статус Российской Федерации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 17 Конституции РФ"Пункт 5 статьи 10 ГК Российской Федерации, устанавливающий презумпцию добросовестности участников гражданских правоотношений и конкретизирующий тем самым основанный на признании неотчуждаемых прав человека и гражданина (статьи 17 и 18 Конституции Российской Федерации) конституционно-правовой статус личности в сфере гражданских правоотношений, сам по себе не может рассматриваться как нарушающий какие-либо конституционные права заявителя."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации - современное состояние и перспективы развития
(Новиков В.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5
(Новиков В.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5
Статья: Перспективы конституционно-правового регулирования статуса Федерального Собрания Российской Федерации
(Ключников Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2
(Ключников Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ
(ред. от 13.06.2023)
"О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации устанавливается статьей 137 Конституции Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации должен содержать указание о включении соответствующих изменений или дополнений в статью 65 Конституции Российской Федерации.
(ред. от 13.06.2023)
"О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации устанавливается статьей 137 Конституции Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации должен содержать указание о включении соответствующих изменений или дополнений в статью 65 Конституции Российской Федерации.
Статья: Защита семьи как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
(Гошуляк В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)Предметы совместного Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закрепленные в ст. 72 Конституции РФ и подлежащие разграничению между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, относятся к числу основных слагаемых конституционно-правового статуса субъектов РФ. Масштабными поправками к Конституции РФ 2020 г. указанная статья была дополнена пунктом "ж.1" - "защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанностей заботиться о родителях" <1>.
(Гошуляк В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)Предметы совместного Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закрепленные в ст. 72 Конституции РФ и подлежащие разграничению между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, относятся к числу основных слагаемых конституционно-правового статуса субъектов РФ. Масштабными поправками к Конституции РФ 2020 г. указанная статья была дополнена пунктом "ж.1" - "защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанностей заботиться о родителях" <1>.
Статья: Особенности состава конституционно-правового статуса прокуратуры как органа конституционно-правового нормотворчества на уровне субъектов Российской Федерации
(Сланов Г.Т.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)Конституционно-правовое положение органов российской прокуратуры, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации, место прокуратуры в системе организации публичной власти и обусловленные этим местом основные и факультативные функции прокуратуры, возможности и пределы участия прокуратуры в конституционном правотворчестве и осуществление ею нормоконтроля в конституционно-правовой сфере - все это продолжает оставаться в дискуссионном поле конституционно-правовой науки.
(Сланов Г.Т.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)Конституционно-правовое положение органов российской прокуратуры, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации, место прокуратуры в системе организации публичной власти и обусловленные этим местом основные и факультативные функции прокуратуры, возможности и пределы участия прокуратуры в конституционном правотворчестве и осуществление ею нормоконтроля в конституционно-правовой сфере - все это продолжает оставаться в дискуссионном поле конституционно-правовой науки.
Статья: Конституционные основы права граждан на участие в управлении делами государства в Российской Федерации и Австралийском Союзе
(Войтович Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Конституция Российской Федерации <1> 1993 г. (далее - Конституция РФ) отличается высокой степенью структуризации, что облегчает восприятие Основного Закона любым лицом, знакомящимся с текстом. Название каждой главы документа соответствует внутреннему содержанию. В то же время многие ученые-конституционалисты подвергают критике юридическую технику внесения поправок в Основной Закон государства в ходе конституционной реформы 2020 г. <2>. В частности, отмечается, что вновь внесенные нормы нарушили четкую структурную организацию текста Конституции РФ. Характерным примером может послужить ст. 67.1 Конституции РФ, расположенная в главе "Федеративное устройство" и включившая в себя такие разнородные положения, как правопреемство РФ, подтверждение приверженности России своим историко-культурным истокам, вопросы подрастающего поколения. С одной стороны, указанные положения по смыслу относимы к конституционным началам, принципам, сосредоточенным в первой или второй главах Конституции РФ. С другой стороны, еще в 2000 г. С.А. Авакьян подчеркнул, что общеприменимые правила структурирования конституций не могут быть обязательными для конституционного законодателя <3>. Окончательное разъяснение дал Конституционный Суд РФ в своем заключении (п. 3), отнеся такие положения к области российской государственности, тем самым подтвердив правильность их включения в рассматриваемую главу, так как они являются "уточняющими конституционно-правовой статус Российской Федерации во внутригосударственных и международных (межгосударственных) отношениях, а также касающимися вопросов общероссийской государственной идентичности и гарантий ее сохранения и защиты" <4>.
(Войтович Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Конституция Российской Федерации <1> 1993 г. (далее - Конституция РФ) отличается высокой степенью структуризации, что облегчает восприятие Основного Закона любым лицом, знакомящимся с текстом. Название каждой главы документа соответствует внутреннему содержанию. В то же время многие ученые-конституционалисты подвергают критике юридическую технику внесения поправок в Основной Закон государства в ходе конституционной реформы 2020 г. <2>. В частности, отмечается, что вновь внесенные нормы нарушили четкую структурную организацию текста Конституции РФ. Характерным примером может послужить ст. 67.1 Конституции РФ, расположенная в главе "Федеративное устройство" и включившая в себя такие разнородные положения, как правопреемство РФ, подтверждение приверженности России своим историко-культурным истокам, вопросы подрастающего поколения. С одной стороны, указанные положения по смыслу относимы к конституционным началам, принципам, сосредоточенным в первой или второй главах Конституции РФ. С другой стороны, еще в 2000 г. С.А. Авакьян подчеркнул, что общеприменимые правила структурирования конституций не могут быть обязательными для конституционного законодателя <3>. Окончательное разъяснение дал Конституционный Суд РФ в своем заключении (п. 3), отнеся такие положения к области российской государственности, тем самым подтвердив правильность их включения в рассматриваемую главу, так как они являются "уточняющими конституционно-правовой статус Российской Федерации во внутригосударственных и международных (межгосударственных) отношениях, а также касающимися вопросов общероссийской государственной идентичности и гарантий ее сохранения и защиты" <4>.
Статья: Об организации прокурорского надзора за исполнением законов (на примере войск национальной гвардии Российской Федерации)
(Кайнов В.И.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 1)В гл. 7 Конституции Российской Федерации 1993 г. в большинстве своем содержатся статьи о судебной власти. Однако ст. 129 Конституции также посвящена органам прокуратуры. Федеральным конституционным законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ внесены поправки в Конституцию Российской Федерации, в частности внесены изменения в текст названной главы в части, касающейся конституционно-правового статуса прокуратуры Российской Федерации.
(Кайнов В.И.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 1)В гл. 7 Конституции Российской Федерации 1993 г. в большинстве своем содержатся статьи о судебной власти. Однако ст. 129 Конституции также посвящена органам прокуратуры. Федеральным конституционным законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ внесены поправки в Конституцию Российской Федерации, в частности внесены изменения в текст названной главы в части, касающейся конституционно-правового статуса прокуратуры Российской Федерации.
Статья: Поправки к Конституции Российской Федерации в контексте закрепления статусных положений о прокуратуре
(Винокуров А.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 4)Непосредственно конституционно-правовой статус российской прокуратуры с конца 1993 года олицетворяет статья 129, которая в 2014 году уже подвергалась коррективам, но с учетом в том числе и вышеприведенных новелл внесенные в нее изменения были ожидаемы. Подробнее остановимся на них.
(Винокуров А.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 4)Непосредственно конституционно-правовой статус российской прокуратуры с конца 1993 года олицетворяет статья 129, которая в 2014 году уже подвергалась коррективам, но с учетом в том числе и вышеприведенных новелл внесенные в нее изменения были ожидаемы. Подробнее остановимся на них.
Статья: Система принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина
(Велиева Д.С., Пресняков М.В.)
("Современное право", 2024, N 12)Представленный перечень принципов является основным, но не исчерпывающим. Традиционно в числе конституционных принципов прав и свобод человека в России выделяют также всеобщность и неотчуждаемость прав человека, принцип непосредственного действия прав и свобод человека. Осуществляя более детальное толкование положений действующей Конституции РФ, можно обнаружить и иные конституционные принципы конституционно-правового статуса человека в Российской Федерации.
(Велиева Д.С., Пресняков М.В.)
("Современное право", 2024, N 12)Представленный перечень принципов является основным, но не исчерпывающим. Традиционно в числе конституционных принципов прав и свобод человека в России выделяют также всеобщность и неотчуждаемость прав человека, принцип непосредственного действия прав и свобод человека. Осуществляя более детальное толкование положений действующей Конституции РФ, можно обнаружить и иные конституционные принципы конституционно-правового статуса человека в Российской Федерации.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. Закрепленное в комментируемой статье решение вопроса о судебных расходах является специальной конкретизацией (нормой), учитывающей выраженные особенности дел данной категории и одновременно соотнесенной с общим порядком присуждения и распределения судебных расходов и издержек между сторонами, с учетом выявленного конституционно-правового смысла положений статей гл. 10 КАС РФ.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. Закрепленное в комментируемой статье решение вопроса о судебных расходах является специальной конкретизацией (нормой), учитывающей выраженные особенности дел данной категории и одновременно соотнесенной с общим порядком присуждения и распределения судебных расходов и издержек между сторонами, с учетом выявленного конституционно-правового смысла положений статей гл. 10 КАС РФ.
Статья: Административно-территориальное устройство в РФ
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Данный вывод подтверждается и положениями действующего законодательства. В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" установление административно-территориального устройства субъекта РФ и порядка его изменения относится к полномочиям законодательного органа соответствующего субъекта РФ. В названном Постановлении Конституционный Суд РФ также подчеркнул, что территориальное устройство государства как способ организации публичной власти, основа построения и функционирования системы органов государственной власти имеет существенное значение для характеристики конституционно-правового статуса субъекта РФ. Таким образом, в Российской Федерации основное нормативное регулирование вопросов административно-территориального устройства осуществляется законодательством субъектов РФ.
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Данный вывод подтверждается и положениями действующего законодательства. В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" установление административно-территориального устройства субъекта РФ и порядка его изменения относится к полномочиям законодательного органа соответствующего субъекта РФ. В названном Постановлении Конституционный Суд РФ также подчеркнул, что территориальное устройство государства как способ организации публичной власти, основа построения и функционирования системы органов государственной власти имеет существенное значение для характеристики конституционно-правового статуса субъекта РФ. Таким образом, в Российской Федерации основное нормативное регулирование вопросов административно-территориального устройства осуществляется законодательством субъектов РФ.
Статья: Конституционно-правовая оценка федеративного устройства России: диссонанс теории и практики
(Рассказов В.Л., Ковалева И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Основы федеративного устройства России и проблемы российского федерализма долгое время освещаются в науке конституционного права и теории государства и права. Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ стали определяться как некоторый феномен, который будет рассмотрен в статье. Актуальность темы обусловлена теоретической и практической значимостью конституционно-правового статуса субъектов РФ. Научное осмысление симметричности государственно-территориального устройства Российской Федерации не является новым, при этом работа охватывает комплекс примеров и теоретических положений, подтверждающих как симметрию территориальной организации, так и ее отсутствие.
(Рассказов В.Л., Ковалева И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Основы федеративного устройства России и проблемы российского федерализма долгое время освещаются в науке конституционного права и теории государства и права. Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ стали определяться как некоторый феномен, который будет рассмотрен в статье. Актуальность темы обусловлена теоретической и практической значимостью конституционно-правового статуса субъектов РФ. Научное осмысление симметричности государственно-территориального устройства Российской Федерации не является новым, при этом работа охватывает комплекс примеров и теоретических положений, подтверждающих как симметрию территориальной организации, так и ее отсутствие.