Конституционно-правовой статус личности
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционно-правовой статус личности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 17 Конституции РФ"Пункт 5 статьи 10 ГК Российской Федерации, устанавливающий презумпцию добросовестности участников гражданских правоотношений и конкретизирующий тем самым основанный на признании неотчуждаемых прав человека и гражданина (статьи 17 и 18 Конституции Российской Федерации) конституционно-правовой статус личности в сфере гражданских правоотношений, сам по себе не может рассматриваться как нарушающий какие-либо конституционные права заявителя."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Информационная безопасность как элемент конституционного статуса личности
(Никитина Е.Е.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)Статья посвящена проблеме выявления соотношения понятий "конституционно-правовой статус личности" и "информационная безопасность личности". Анализируются такие основные факторы, воздействующие на конституционно-правовой статус личности, как политические и экономические конфликты, кризис международного права, широкое использование новых технологий, включая информационно-коммуникационные.
(Никитина Е.Е.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)Статья посвящена проблеме выявления соотношения понятий "конституционно-правовой статус личности" и "информационная безопасность личности". Анализируются такие основные факторы, воздействующие на конституционно-правовой статус личности, как политические и экономические конфликты, кризис международного права, широкое использование новых технологий, включая информационно-коммуникационные.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.11.2025 N 39-П
"По делу о проверке конституционности пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Магаданской области"В основу специального порядка обращения взыскания положен тот факт, что исполнение судебных решений по искам к публично-правовым образованиям порождает необходимость согласования таких конституционных ценностей, как своевременность и полнота исполнения судебного решения, с одной стороны, и стабильность финансовых основ реализации государством возложенных на него функций, включая безусловное гарантирование конституционно-правового статуса личности, - с другой. Эта задача исходя из необходимости обеспечения справедливого баланса названных конституционных ценностей и недопустимости умаления ни одной из них подлежит решению в том числе на основе закрепленного в статье 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципа, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина (а значит, и права на судебную защиту) не должно нарушать прав и свобод других лиц.
"По делу о проверке конституционности пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Магаданской области"В основу специального порядка обращения взыскания положен тот факт, что исполнение судебных решений по искам к публично-правовым образованиям порождает необходимость согласования таких конституционных ценностей, как своевременность и полнота исполнения судебного решения, с одной стороны, и стабильность финансовых основ реализации государством возложенных на него функций, включая безусловное гарантирование конституционно-правового статуса личности, - с другой. Эта задача исходя из необходимости обеспечения справедливого баланса названных конституционных ценностей и недопустимости умаления ни одной из них подлежит решению в том числе на основе закрепленного в статье 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципа, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина (а значит, и права на судебную защиту) не должно нарушать прав и свобод других лиц.
Информация Конституционного Суда РФ
"Конституционно-правовая защита человеческого достоинства: актуальные аспекты"
(одобрено решением Конституционного Суда РФ от 30.10.2025)В качестве важнейшего, исходя из его значимости для конституционно-правового статуса личности, понятия конституционного права человеческое достоинство характеризуется следующими значениями: конституционная ценность, конституционный принцип, субъективное право.
"Конституционно-правовая защита человеческого достоинства: актуальные аспекты"
(одобрено решением Конституционного Суда РФ от 30.10.2025)В качестве важнейшего, исходя из его значимости для конституционно-правового статуса личности, понятия конституционного права человеческое достоинство характеризуется следующими значениями: конституционная ценность, конституционный принцип, субъективное право.
Статья: О возможности изменения градостроительной документации на основании соглашений между публично-правовыми образованиями и частными лицами. Перспективы условного и контрактного зонирования в российском праве
(Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 8)В подтверждение этого довода обратимся к Определению Конституционного Суда РФ от 06.10.2015 N 2317-О, в котором делается вывод, что регулирование отношений по использованию земельных участков в границах населенных пунктов (т.е. фактически градостроительных отношений) в конечном счете имеет целью обеспечение прав граждан на благоприятные условия жизни, на транспортную доступность и удобство расположения образовательных, медицинских учреждений, организаций торговли, культуры, физкультурно-спортивных организаций и т.п., т.е. прав если непосредственно в Конституции и не названных, то предопределенных такими закрепленными в ней в качестве элементов конституционно-правового статуса личности правами, как право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) и др.
(Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 8)В подтверждение этого довода обратимся к Определению Конституционного Суда РФ от 06.10.2015 N 2317-О, в котором делается вывод, что регулирование отношений по использованию земельных участков в границах населенных пунктов (т.е. фактически градостроительных отношений) в конечном счете имеет целью обеспечение прав граждан на благоприятные условия жизни, на транспортную доступность и удобство расположения образовательных, медицинских учреждений, организаций торговли, культуры, физкультурно-спортивных организаций и т.п., т.е. прав если непосредственно в Конституции и не названных, то предопределенных такими закрепленными в ней в качестве элементов конституционно-правового статуса личности правами, как право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) и др.
Статья: Новации Конституции Республики Беларусь и конституционные риски
(Шупицкая О.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Конституционные обязанности - важнейший элемент конституционно-правового статуса личности, имеющий большое значение для уравновешивания взаимоотношений между индивидом, обществом и государством. Однако установление новых конституционных обязанностей, их реализация могут быть связаны с определенными конституционными рисками.
(Шупицкая О.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Конституционные обязанности - важнейший элемент конституционно-правового статуса личности, имеющий большое значение для уравновешивания взаимоотношений между индивидом, обществом и государством. Однако установление новых конституционных обязанностей, их реализация могут быть связаны с определенными конституционными рисками.
Статья: Экономика как объект конституционно-правового регулирования: понятие и общая характеристика
(Стаханова Е.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)С другой стороны, говоря о соотношении государственных функций в сфере экономики и конституционно-правового статуса личности, свобода человека определяет степень вмешательства государства в его частные экономические интересы. Соотношение между свободой и мерой вмешательства в сферу частных экономических интересов индивида выражает принцип пропорциональности, т.е. любые конституционно-правовые ограничения экономических прав и свобод должны иметь разумный и пропорциональный, сбалансированный и научно-практически обоснованный характер. В соответствии с принципом пропорциональности конституционно-правового регулирования экономики государство не должно налагать на лицо чрезмерных ограничений, которые посягали бы на сущностное содержание основного права и превышали пределы необходимости, вытекающие из публичного интереса.
(Стаханова Е.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)С другой стороны, говоря о соотношении государственных функций в сфере экономики и конституционно-правового статуса личности, свобода человека определяет степень вмешательства государства в его частные экономические интересы. Соотношение между свободой и мерой вмешательства в сферу частных экономических интересов индивида выражает принцип пропорциональности, т.е. любые конституционно-правовые ограничения экономических прав и свобод должны иметь разумный и пропорциональный, сбалансированный и научно-практически обоснованный характер. В соответствии с принципом пропорциональности конституционно-правового регулирования экономики государство не должно налагать на лицо чрезмерных ограничений, которые посягали бы на сущностное содержание основного права и превышали пределы необходимости, вытекающие из публичного интереса.
Статья: Крайняя необходимость при причинении вреда в ходе оказания первой помощи
(Берчанский К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)31. Томилина Е.Е., Опокин А.Б. Особенности конституционно-правового статуса личности в правовом государстве // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. N 3-2. С. 27 - 32.
(Берчанский К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)31. Томилина Е.Е., Опокин А.Б. Особенности конституционно-правового статуса личности в правовом государстве // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. N 3-2. С. 27 - 32.
"Эволюция права под воздействием цифровых технологий"
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)<2> См., например: Невинский В.В. "Цифровые права" человека: сущность, система, значение // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 10. С. 26 - 32; Аничкин Е.С. Модернизация конституционно-правового статуса личности в условиях формирования цифрового пространства // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 12. С. 20; Масловская Т.С. Цифровая сфера и конституционное право: грани взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 9. С. 20 и др.
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)<2> См., например: Невинский В.В. "Цифровые права" человека: сущность, система, значение // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 10. С. 26 - 32; Аничкин Е.С. Модернизация конституционно-правового статуса личности в условиях формирования цифрового пространства // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 12. С. 20; Масловская Т.С. Цифровая сфера и конституционное право: грани взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 9. С. 20 и др.
Статья: Теория двуединого предмета конституционного права в свете конституционализации российского законодательства
(Шустров Д.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)4. Теория объектов конституционно-правового регулирования определяет предмет конституционного права через перечисление объектов его регулирования <4>. Конституционное право России регулирует основы статуса Российского государства, общества и личности, основы национальной правовой системы. Конституция РФ в ст. 1, 4 - 5, 7, 10 - 12, 14 и др. и гл. 3 - 8 подробно регулирует статус государства, в том числе его конституционные характеристики, территориальное устройство, статус органов публичной власти; в ст. 13 - 14, 30 и др. устанавливаются гарантии свободы гражданского общества; в ст. 2, 6 и др. и гл. 2 закрепляется конституционно-правовой статус личности; в ст. 15, гл. 9 и др. устанавливаются основы российской правовой системы.
(Шустров Д.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)4. Теория объектов конституционно-правового регулирования определяет предмет конституционного права через перечисление объектов его регулирования <4>. Конституционное право России регулирует основы статуса Российского государства, общества и личности, основы национальной правовой системы. Конституция РФ в ст. 1, 4 - 5, 7, 10 - 12, 14 и др. и гл. 3 - 8 подробно регулирует статус государства, в том числе его конституционные характеристики, территориальное устройство, статус органов публичной власти; в ст. 13 - 14, 30 и др. устанавливаются гарантии свободы гражданского общества; в ст. 2, 6 и др. и гл. 2 закрепляется конституционно-правовой статус личности; в ст. 15, гл. 9 и др. устанавливаются основы российской правовой системы.
Статья: Актуальные вопросы взаимодействия цифровизации и экологического правосознания в XXI веке
(Юн Л.В.)
("Юрист", 2023, N 7)Воздействие на конституционно-правовой статус личности, а также на его элементы, важными из которых являются права и свободы человека и гражданина, оказывает цифровизация <2>.
(Юн Л.В.)
("Юрист", 2023, N 7)Воздействие на конституционно-правовой статус личности, а также на его элементы, важными из которых являются права и свободы человека и гражданина, оказывает цифровизация <2>.
Статья: Цели и пределы допустимости ограничений прав и свобод человека в конституционном праве зарубежных стран
(Сергеев В.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Проведенный выше анализ практики конституционного регулирования оснований и целей ограничений прав и свобод человека и гражданина, безусловно, имеет выборочный характер и охватывает главным образом опыт западноевропейских стран. Однако он, на наш взгляд, является достаточно репрезентативным для того, чтобы реализовать задачу исследования соотношения регулирующего воздействия Всеобщей декларации прав человека и национального конституционного регулирования, которое отражает специфику политико-правового опыта соответствующих стран в условиях универсализации конституционно-правового института статуса личности, что сложилось в мировом правопорядке главным образом вследствие результатов Второй мировой войны. В целом наглядно видно, что как Российская Федерация, так и зарубежные страны безоговорочно признают конституционный смысл верховенства прав человека и недопустимость таких правоограничений, которые опровергали бы универсальность прав человека. Правоограничения возможны лишь как исключения из общего правила, как частные случаи и отдельные оговорки, при отсутствии которых права человека понимались бы излишне упрощенно, без надлежащего учета необходимости действия гражданского, уголовного, административного законодательства и других юридических отраслей, которые развивались в демократических странах в течение столетий и сложились в качестве развитых регулирующих подсистем в современном обществе.
(Сергеев В.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Проведенный выше анализ практики конституционного регулирования оснований и целей ограничений прав и свобод человека и гражданина, безусловно, имеет выборочный характер и охватывает главным образом опыт западноевропейских стран. Однако он, на наш взгляд, является достаточно репрезентативным для того, чтобы реализовать задачу исследования соотношения регулирующего воздействия Всеобщей декларации прав человека и национального конституционного регулирования, которое отражает специфику политико-правового опыта соответствующих стран в условиях универсализации конституционно-правового института статуса личности, что сложилось в мировом правопорядке главным образом вследствие результатов Второй мировой войны. В целом наглядно видно, что как Российская Федерация, так и зарубежные страны безоговорочно признают конституционный смысл верховенства прав человека и недопустимость таких правоограничений, которые опровергали бы универсальность прав человека. Правоограничения возможны лишь как исключения из общего правила, как частные случаи и отдельные оговорки, при отсутствии которых права человека понимались бы излишне упрощенно, без надлежащего учета необходимости действия гражданского, уголовного, административного законодательства и других юридических отраслей, которые развивались в демократических странах в течение столетий и сложились в качестве развитых регулирующих подсистем в современном обществе.
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В свете конституционной формализации соответствующих принципов особенно заметно следующее. Во-первых, именно принципы правосудия выделены (обозначены) в тексте Конституции РФ (прежде всего в гл. 7) наиболее полно (если сравнивать с выделением принципов по отношению к другим сферам государственнической и правовой жизни). Во-вторых, судебная власть как самостоятельная ветвь власти преимущественно гарантируется дальнейшим законодательно-регламентарным развитием таких принципов. В связи с этим уместно констатировать следующее: "...недостаточно только декларировать принцип в правовой норме общего характера. Для того чтобы руководствоваться правовым принципом, а иначе в нем просто нет смысла, в законе должно быть определено его содержание. Содержание принципа раскрывается в той же норме, в которой он провозглашается, или в другой/других нормах" <1>. В-третьих, именно принципы правосудия выступают предметом интерпретационной активности судов различных уровней (обычно наиболее высокого уровня), в первую очередь с точки зрения обеспечения единообразия процессуальных гарантий, обусловленных конституционно-правовым положением личности, и их судебного регулирования.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В свете конституционной формализации соответствующих принципов особенно заметно следующее. Во-первых, именно принципы правосудия выделены (обозначены) в тексте Конституции РФ (прежде всего в гл. 7) наиболее полно (если сравнивать с выделением принципов по отношению к другим сферам государственнической и правовой жизни). Во-вторых, судебная власть как самостоятельная ветвь власти преимущественно гарантируется дальнейшим законодательно-регламентарным развитием таких принципов. В связи с этим уместно констатировать следующее: "...недостаточно только декларировать принцип в правовой норме общего характера. Для того чтобы руководствоваться правовым принципом, а иначе в нем просто нет смысла, в законе должно быть определено его содержание. Содержание принципа раскрывается в той же норме, в которой он провозглашается, или в другой/других нормах" <1>. В-третьих, именно принципы правосудия выступают предметом интерпретационной активности судов различных уровней (обычно наиболее высокого уровня), в первую очередь с точки зрения обеспечения единообразия процессуальных гарантий, обусловленных конституционно-правовым положением личности, и их судебного регулирования.
Статья: К вопросу о разграничении понятий "объекты интеллектуальной собственности" и "интеллектуальные права"
(Даниленков А.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 10)Также указанная бланкетная норма ст. 1226 ГК РФ свидетельствует о том, что российский законодатель резервирует за собой право на учет национально-правовых особенностей главным образом при регулировании правового режима личных неимущественных и иных прав, которые, как правило, наиболее тесно связаны и переплетены с конституционно-правовым статусом личности. Неслучайно в Декларации ВОИС в части указанных в основном нематериальных благ содержится отсылка к Всеобщей декларации прав человека [9], которая в целом соответствует по своему содержанию гл. 2 Конституции РФ.
(Даниленков А.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 10)Также указанная бланкетная норма ст. 1226 ГК РФ свидетельствует о том, что российский законодатель резервирует за собой право на учет национально-правовых особенностей главным образом при регулировании правового режима личных неимущественных и иных прав, которые, как правило, наиболее тесно связаны и переплетены с конституционно-правовым статусом личности. Неслучайно в Декларации ВОИС в части указанных в основном нематериальных благ содержится отсылка к Всеобщей декларации прав человека [9], которая в целом соответствует по своему содержанию гл. 2 Конституции РФ.