Конфликт интересов свойство
Подборка наиболее важных документов по запросу Конфликт интересов свойство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Значение мер дисциплинарного пресечения в борьбе с коррупционными проявлениями в сфере органов внутренних дел
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2024, N 3)Интересной представляется ситуация возникновения конфликта интересов в случае близкого родства или свойства сотрудников органов внутренних дел. В качестве примера подобной ситуации рассмотрим Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.04.2021 N 88-4725/2021.
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2024, N 3)Интересной представляется ситуация возникновения конфликта интересов в случае близкого родства или свойства сотрудников органов внутренних дел. В качестве примера подобной ситуации рассмотрим Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.04.2021 N 88-4725/2021.
Статья: Конфликт интересов как мера противодействия коррупции
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)Так, действующим Национальным планом по противодействию коррупции <2> во втором разделе "Повышение эффективности мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов" предусмотрен ряд поручений Правительству Российской Федерации (с выделением ряда министерств), Генеральной прокуратуре Российской Федерации подготовить соответствующие предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере. Например, по уточнению понятий "конфликт интересов", "личная заинтересованность", "лица, находящиеся в близком родстве или свойстве", "иные близкие отношения", содержащихся в Федеральном законе "О противодействии коррупции". В 2018 и 2022 гг. уже были внесены изменения в ст. 10 этого Закона, которые расширили круг лиц, обязанных принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Вместе с тем необходимо отметить, что, разумеется, все данные определения можно усовершенствовать и дополнять, однако существуют нормы, например, трудового, административного, уголовного законодательства, предусматривающие соответствующие меры ответственности за нарушение содержащихся в них норм, в том числе по коррупционным составляющим, вытекающие из конфликта интересов. Следовательно, наличие как такового понятия конфликта интересов и процедур, связанных с ним, является часто той "прослойкой", которая не имеет должного смысла. Чрезмерное усложнение законодательства и продвижение его в сторону дальнейшего расширения, например, иных лиц, с которыми может потенциально возникнуть конфликт интересов, нецелесообразно. Есть много иных более действенных правовых мер по пресечению и выявлению коррупционных правонарушений и преступлений. А введение объявленной еще в 2021 г. системы "Посейдон", возможно, больше поможет в данном вопросе. Поэтому в целом на практике, если лицо не должным образом исполнило свои служебные обязанности, то, в зависимости от тяжести наступивших последствий, должны быть применены те или иные нормы трудового законодательства, административного или уголовного. Дополнительная конструкция в виде конфликта интересов и всех процедур, которые с ним связаны (заимствованная и введенная после ратификации Российской Федерацией ряда международных актов в рамках противодействия коррупции) <3>, только усложняет работу государственных органов, отнимая время от исполнения непосредственных обязанностей. Так, в связи с ратификацией Российской Федерацией в 2006 г. Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой 31 октября 2003 г. <4>, в ст. 7 в качестве меры по предупреждению коррупции рекомендуется государствам-участникам "создавать, поддерживать и укреплять такие системы, которые способствуют прозрачности и предупреждают возникновение коллизии интересов".
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)Так, действующим Национальным планом по противодействию коррупции <2> во втором разделе "Повышение эффективности мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов" предусмотрен ряд поручений Правительству Российской Федерации (с выделением ряда министерств), Генеральной прокуратуре Российской Федерации подготовить соответствующие предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере. Например, по уточнению понятий "конфликт интересов", "личная заинтересованность", "лица, находящиеся в близком родстве или свойстве", "иные близкие отношения", содержащихся в Федеральном законе "О противодействии коррупции". В 2018 и 2022 гг. уже были внесены изменения в ст. 10 этого Закона, которые расширили круг лиц, обязанных принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Вместе с тем необходимо отметить, что, разумеется, все данные определения можно усовершенствовать и дополнять, однако существуют нормы, например, трудового, административного, уголовного законодательства, предусматривающие соответствующие меры ответственности за нарушение содержащихся в них норм, в том числе по коррупционным составляющим, вытекающие из конфликта интересов. Следовательно, наличие как такового понятия конфликта интересов и процедур, связанных с ним, является часто той "прослойкой", которая не имеет должного смысла. Чрезмерное усложнение законодательства и продвижение его в сторону дальнейшего расширения, например, иных лиц, с которыми может потенциально возникнуть конфликт интересов, нецелесообразно. Есть много иных более действенных правовых мер по пресечению и выявлению коррупционных правонарушений и преступлений. А введение объявленной еще в 2021 г. системы "Посейдон", возможно, больше поможет в данном вопросе. Поэтому в целом на практике, если лицо не должным образом исполнило свои служебные обязанности, то, в зависимости от тяжести наступивших последствий, должны быть применены те или иные нормы трудового законодательства, административного или уголовного. Дополнительная конструкция в виде конфликта интересов и всех процедур, которые с ним связаны (заимствованная и введенная после ратификации Российской Федерацией ряда международных актов в рамках противодействия коррупции) <3>, только усложняет работу государственных органов, отнимая время от исполнения непосредственных обязанностей. Так, в связи с ратификацией Российской Федерацией в 2006 г. Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой 31 октября 2003 г. <4>, в ст. 7 в качестве меры по предупреждению коррупции рекомендуется государствам-участникам "создавать, поддерживать и укреплять такие системы, которые способствуют прозрачности и предупреждают возникновение коллизии интересов".
Нормативные акты
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)В основе конфликта интересов на государственной и муниципальной службе лежит заинтересованность материального свойства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)В основе конфликта интересов на государственной и муниципальной службе лежит заинтересованность материального свойства.
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)2. Государственный или муниципальный служащий, на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей которым влияет или может повлиять возможность получения доходов для лица, состоящего с ним в близком родстве или свойстве, или лица, связанного с государственным, муниципальным служащим имущественными, корпоративными, иными близкими отношениями, является стороной конфликта интересов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)2. Государственный или муниципальный служащий, на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей которым влияет или может повлиять возможность получения доходов для лица, состоящего с ним в близком родстве или свойстве, или лица, связанного с государственным, муниципальным служащим имущественными, корпоративными, иными близкими отношениями, является стороной конфликта интересов.
Статья: Конфликт интересов и его типовые ситуации на службе в уголовно-исполнительной системе
(Хамизова С.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Ограничение в виде близкого родства сотрудников УИС при непосредственной подчиненности или подконтрольности одного другому - это, несомненно, нужная и действенная мера профилактики конфликта интересов в УИС, так как действительно позволяет избежать отрицательного влияния близких родственных связей на служебные отношения и качество служебной деятельности, а также на возможное злоупотребление сотрудниками своим служебным поведением <10>. В целях выявления подобных ситуаций подразделения по работе с личным составом ФСИН России периодически требуют от сотрудников и работников отделов и служб информировать их в случае приема на службу и (или) работу по трудовому договору в УИС лиц, состоящих в родстве (свойстве). Последствия за допущение ситуации, связанной с конфликтом интересов, могут наступить в виде увольнения должностного лица с включением в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (ст. 15 Федерального закона N 273-ФЗ). Изучение указанного реестра по состоянию на 13 декабря 2021 г. показало, что по вышеуказанному основанию в 2018 г. уволены 11 сотрудников ФСИН России, в 2019-м - девять, в 2020-м - 12, в 2021-м - десять <11>.
(Хамизова С.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Ограничение в виде близкого родства сотрудников УИС при непосредственной подчиненности или подконтрольности одного другому - это, несомненно, нужная и действенная мера профилактики конфликта интересов в УИС, так как действительно позволяет избежать отрицательного влияния близких родственных связей на служебные отношения и качество служебной деятельности, а также на возможное злоупотребление сотрудниками своим служебным поведением <10>. В целях выявления подобных ситуаций подразделения по работе с личным составом ФСИН России периодически требуют от сотрудников и работников отделов и служб информировать их в случае приема на службу и (или) работу по трудовому договору в УИС лиц, состоящих в родстве (свойстве). Последствия за допущение ситуации, связанной с конфликтом интересов, могут наступить в виде увольнения должностного лица с включением в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (ст. 15 Федерального закона N 273-ФЗ). Изучение указанного реестра по состоянию на 13 декабря 2021 г. показало, что по вышеуказанному основанию в 2018 г. уволены 11 сотрудников ФСИН России, в 2019-м - девять, в 2020-м - 12, в 2021-м - десять <11>.
Статья: Особенности разрешения корпоративных споров в арбитражных судах. Часть 1
(Шикин С.А.)
("Право и экономика", 2022, N 5)Корпоративный конфликт не всегда показывает действительный антагонизм интересов и соответствующих им намерений враждующих сторон. Компромиссность является природным свойством действительных корпоративных взаимоотношений. И это является неоспоримым фактом не только для доконфликтных и внеконфликтных состояний, но также и для выхода из определенного корпоративного конфликта: стороны зачастую показывают удивительную склонность к отступлению от своих первоначальных стартовых позиций.
(Шикин С.А.)
("Право и экономика", 2022, N 5)Корпоративный конфликт не всегда показывает действительный антагонизм интересов и соответствующих им намерений враждующих сторон. Компромиссность является природным свойством действительных корпоративных взаимоотношений. И это является неоспоримым фактом не только для доконфликтных и внеконфликтных состояний, но также и для выхода из определенного корпоративного конфликта: стороны зачастую показывают удивительную склонность к отступлению от своих первоначальных стартовых позиций.
Статья: О распространении на членов избирательных комиссий обязанности уведомлять о конфликте интересов
(Акунченко Е.А., Дамм И.А., Роньжина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Изложенное приводит нас к выводу о том, что действующее избирательное законодательство противоречит положениям Федерального закона "О противодействии коррупции" в части, устанавливающей обязанность сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта только в отношении тех членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, которые замещают должности на постоянной (штатной) основе. Представляется, что указанная коллизия должна быть устранена путем приведения положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." в соответствие с Федеральным законом "О противодействии коррупции". При этом в процессе систематизации законодательства необходимо адекватно оценить риски возникновения коррупциогенных ситуаций в деятельности избирательных комиссий различного уровня. Очевидно, что степень коррупционной опасности в деятельности членов ЦИК РФ и членов участковой избирательной комиссии существенно различается. Кроме того, надлежащее урегулирование конфликта интересов может быть затруднено, например, на уровне сельских поселений ввиду распространенности отношений родства или свойства между жителями соответствующих муниципальных образований.
(Акунченко Е.А., Дамм И.А., Роньжина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Изложенное приводит нас к выводу о том, что действующее избирательное законодательство противоречит положениям Федерального закона "О противодействии коррупции" в части, устанавливающей обязанность сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта только в отношении тех членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, которые замещают должности на постоянной (штатной) основе. Представляется, что указанная коллизия должна быть устранена путем приведения положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." в соответствие с Федеральным законом "О противодействии коррупции". При этом в процессе систематизации законодательства необходимо адекватно оценить риски возникновения коррупциогенных ситуаций в деятельности избирательных комиссий различного уровня. Очевидно, что степень коррупционной опасности в деятельности членов ЦИК РФ и членов участковой избирательной комиссии существенно различается. Кроме того, надлежащее урегулирование конфликта интересов может быть затруднено, например, на уровне сельских поселений ввиду распространенности отношений родства или свойства между жителями соответствующих муниципальных образований.
Статья: Национальная экономика и факторы, определяющие развитие преступности
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)В соответствии с поручением Президента России до 15 октября 2021 г. Правительство Российской Федерации должно было внести предложения по совершенствованию порядка представления лицами, замещающими государственные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также в целях исключения двояких толкований терминов, что для правоприменительной практики не является редкостью, определить сущность понятий "конфликт интересов", "личная заинтересованность", "лица, находящиеся в близком родстве или свойстве", "иные близкие отношения", которые содержатся в антикоррупционном законодательстве.
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)В соответствии с поручением Президента России до 15 октября 2021 г. Правительство Российской Федерации должно было внести предложения по совершенствованию порядка представления лицами, замещающими государственные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также в целях исключения двояких толкований терминов, что для правоприменительной практики не является редкостью, определить сущность понятий "конфликт интересов", "личная заинтересованность", "лица, находящиеся в близком родстве или свойстве", "иные близкие отношения", которые содержатся в антикоррупционном законодательстве.
Статья: Беспристрастность: от принципа административного судопроизводства к общему принципу административного права
(Курындин П.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Во-первых, беспристрастность упоминается в различных актах: в ст. 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 г.) "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"; ст. 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ (ред. от 29 декабря 2022 г.) "О полиции"; ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ (ред. от 21 декабря 2021 г.) "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" и т.д. В последней из перечисленных статей закреплено, что судебный пристав-исполнитель обязан взять самоотвод, если имеются обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности. В ст. 63 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ (ред. от 29 декабря 2022 г.) "Об исполнительном производстве" (далее - ФЗ "Об исполнительном производстве") раскрываются основания для отвода (самоотвода) лица в исполнительном производстве (наличие родства или свойства, заинтересованность в исходе дела и т.д.). Кроме того, необходимо отметить ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (ред. от 6 февраля 2023 г.) "О противодействии коррупции" (далее - ФЗ "О противодействии коррупции"), где приводится определение понятия "конфликт интересов" и в качестве одной из характеристик такого конфликта отмечается его возможное влияние на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение служащим своих должностных (служебных) обязанностей.
(Курындин П.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Во-первых, беспристрастность упоминается в различных актах: в ст. 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 г.) "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"; ст. 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ (ред. от 29 декабря 2022 г.) "О полиции"; ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ (ред. от 21 декабря 2021 г.) "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" и т.д. В последней из перечисленных статей закреплено, что судебный пристав-исполнитель обязан взять самоотвод, если имеются обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности. В ст. 63 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ (ред. от 29 декабря 2022 г.) "Об исполнительном производстве" (далее - ФЗ "Об исполнительном производстве") раскрываются основания для отвода (самоотвода) лица в исполнительном производстве (наличие родства или свойства, заинтересованность в исходе дела и т.д.). Кроме того, необходимо отметить ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (ред. от 6 февраля 2023 г.) "О противодействии коррупции" (далее - ФЗ "О противодействии коррупции"), где приводится определение понятия "конфликт интересов" и в качестве одной из характеристик такого конфликта отмечается его возможное влияние на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение служащим своих должностных (служебных) обязанностей.
Статья: Антикоррупционный комплаенс: индийская модель
(Грибанова А.С., Зобова А.В., Согоян Д.П.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)д) конфликт интересов связывается с семейственностью, но применяются нормы права страны работника, поэтому, например, оплата переезда за счет работодателя в соответствии с российским правом не является ситуацией конфликта интересов. Конфликт интересов рассматривается в широком понимании, в частности, им признаются льготные кредиты и отношения свойства с подчиненным.
(Грибанова А.С., Зобова А.В., Согоян Д.П.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)д) конфликт интересов связывается с семейственностью, но применяются нормы права страны работника, поэтому, например, оплата переезда за счет работодателя в соответствии с российским правом не является ситуацией конфликта интересов. Конфликт интересов рассматривается в широком понимании, в частности, им признаются льготные кредиты и отношения свойства с подчиненным.
Статья: Роль Уполномоченного по правам человека в защите частных и публичных интересов: процессуальный подход
(Михайлова Е.В.)
("Российский судья", 2025, N 7)Защита нарушенных или оспоренных субъективных гражданских прав, свобод и законных интересов представляет собой деятельность управомоченных государством субъектов, направленную на рассмотрение и разрешение правового конфликта и восстановление соответствующих прав, свобод и интересов путем вынесения акта, обладающего публично-правовыми свойствами, важнейшим из которых является исполнимость (возможность принудительного исполнения).
(Михайлова Е.В.)
("Российский судья", 2025, N 7)Защита нарушенных или оспоренных субъективных гражданских прав, свобод и законных интересов представляет собой деятельность управомоченных государством субъектов, направленную на рассмотрение и разрешение правового конфликта и восстановление соответствующих прав, свобод и интересов путем вынесения акта, обладающего публично-правовыми свойствами, важнейшим из которых является исполнимость (возможность принудительного исполнения).
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)7) в целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов, а также устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)7) в целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов, а также устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Статья: Конфликт интересов среди работников уголовно-исполнительной системы: анализ правоприменительной практики и передовой опыт подразделений ФСИН России
(Мусалева А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)4) при анализе фактов совместного прохождения службы в одном подведомственном органе или учреждении первых заместителей (заместителей) начальника и лиц, состоящих с ними в близком родстве или свойстве, а также связанных имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями, необходимо осуществлять профилактические меры по недопущению возможного возникновения конфликта интересов.
(Мусалева А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)4) при анализе фактов совместного прохождения службы в одном подведомственном органе или учреждении первых заместителей (заместителей) начальника и лиц, состоящих с ними в близком родстве или свойстве, а также связанных имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями, необходимо осуществлять профилактические меры по недопущению возможного возникновения конфликта интересов.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Г. Кельзен указывал на то, что потребность в справедливости отсутствует там, где нет конфликта интересов или конфликта ценностей, которые не могут быть реализованы одновременно <1>. С точки зрения Г. Кельзена, справедливость является свойством "некоторой разновидности человеческого поведения... состоящего в обращении с другими людьми", и суждение о справедливости или несправедливости такого поведения является оценочным при сопоставлении оцениваемого поведения с некой "нормой справедливости, устанавливающей нечто как должное" <2>, поэтому поведение, пройдя тест на сопоставление с такой нормой справедливости как должным, может обладать положительной или отрицательной ценностью справедливости <3>.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Г. Кельзен указывал на то, что потребность в справедливости отсутствует там, где нет конфликта интересов или конфликта ценностей, которые не могут быть реализованы одновременно <1>. С точки зрения Г. Кельзена, справедливость является свойством "некоторой разновидности человеческого поведения... состоящего в обращении с другими людьми", и суждение о справедливости или несправедливости такого поведения является оценочным при сопоставлении оцениваемого поведения с некой "нормой справедливости, устанавливающей нечто как должное" <2>, поэтому поведение, пройдя тест на сопоставление с такой нормой справедливости как должным, может обладать положительной или отрицательной ценностью справедливости <3>.