Конфликт интересов родственные связи
Подборка наиболее важных документов по запросу Конфликт интересов родственные связи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 53.1 "Ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица" ГК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)В данном случае ответчик в силу наличия близких родственных связей и не опровергнутой им презумпции осведомленности о делах своего ближайшего родственника знал или с высокой степенью вероятности должен был знать о наличии конфликта интересов, заключающегося в возможном противоречии между интересами возглавляемого им общества и интересами члена его семьи (сына). В судебных актах не имелось ссылки на доказательства, опровергающие данную презумпцию знания.
(Арбитражный суд Уральского округа)В данном случае ответчик в силу наличия близких родственных связей и не опровергнутой им презумпции осведомленности о делах своего ближайшего родственника знал или с высокой степенью вероятности должен был знать о наличии конфликта интересов, заключающегося в возможном противоречии между интересами возглавляемого им общества и интересами члена его семьи (сына). В судебных актах не имелось ссылки на доказательства, опровергающие данную презумпцию знания.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2023 N 17АП-15879/2022-ГК по делу N А60-65538/2021
Требование: О взыскании убытков, причиненных обществу при исполнении ответчиком обязанностей руководителя.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Указание заявителя апелляционной жалобы на создание Сащенко А.И. другой организации - ООО "Техноком", с которой в результате проведения конкурентной процедуры заключен муниципальный контракт, учредителями которой являются те же лица, что и в ООО СТК "Строитель-Т", за исключением Косарева А.Н., также не свидетельствует о совершении ответчиком неразумных или недобросовестных действий, приведших к созданию ситуации недобросовестной конкуренции, о наличии конфликта интересов, заключающегося в противоречии между интересами возглавляемого им общества и интересами члена его семьи (сына), несмотря на то, что директором общества "Техноком" является сын ответчика, а также на осведомленность Сащенко А.И. о делах своего ближайшего родственника, поскольку ответчик не скрывал от иных участников общества (в том числе процессуального истца), доверивших ему ведение общих дел, информацию о конкурирующей деятельности общества "Техноком", о наличии близких родственных связей с директором данного общества. Иного из материалов дела не следует (ст. 9, 65 АПК РФ). При этом судом учтено, что общество "Техноком" учреждено 31.10.2008, задолго до проведения спорного аукциона и, очевидно, не с целью участия в нем и заключения спорного контракта. В этой части справедливо суд первой инстанции указал и на то, что из представленного в материалы дела бухгалтерского баланса ООО "Техноком" за 2021 следует, что по итогам 2021 года (в котором был заключен спорный контракт) убыток общества "Техноком" составил 21681 тыс. руб. Данное обстоятельство процессуальным истцом также не опровергнуто (ст. 9, 65 АПК РФ) и дополнительно принимается судом апелляционной инстанции во внимание в подтверждение позиции ответчика о причинах, побудивших его не подавать заявку на участие в электронном аукционе.
Требование: О взыскании убытков, причиненных обществу при исполнении ответчиком обязанностей руководителя.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Указание заявителя апелляционной жалобы на создание Сащенко А.И. другой организации - ООО "Техноком", с которой в результате проведения конкурентной процедуры заключен муниципальный контракт, учредителями которой являются те же лица, что и в ООО СТК "Строитель-Т", за исключением Косарева А.Н., также не свидетельствует о совершении ответчиком неразумных или недобросовестных действий, приведших к созданию ситуации недобросовестной конкуренции, о наличии конфликта интересов, заключающегося в противоречии между интересами возглавляемого им общества и интересами члена его семьи (сына), несмотря на то, что директором общества "Техноком" является сын ответчика, а также на осведомленность Сащенко А.И. о делах своего ближайшего родственника, поскольку ответчик не скрывал от иных участников общества (в том числе процессуального истца), доверивших ему ведение общих дел, информацию о конкурирующей деятельности общества "Техноком", о наличии близких родственных связей с директором данного общества. Иного из материалов дела не следует (ст. 9, 65 АПК РФ). При этом судом учтено, что общество "Техноком" учреждено 31.10.2008, задолго до проведения спорного аукциона и, очевидно, не с целью участия в нем и заключения спорного контракта. В этой части справедливо суд первой инстанции указал и на то, что из представленного в материалы дела бухгалтерского баланса ООО "Техноком" за 2021 следует, что по итогам 2021 года (в котором был заключен спорный контракт) убыток общества "Техноком" составил 21681 тыс. руб. Данное обстоятельство процессуальным истцом также не опровергнуто (ст. 9, 65 АПК РФ) и дополнительно принимается судом апелляционной инстанции во внимание в подтверждение позиции ответчика о причинах, побудивших его не подавать заявку на участие в электронном аукционе.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблема исключения конфликта интересов в контрактной системе в сфере закупок
(Степанова Е.Е.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)При этом законодатель разъясняет, что следует в данном случае понимать под конфликтом интересов <3>. Конфликт интересов будет усматриваться при наличии брака руководителя заказчика, члена закупочной комиссии, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего с физическими лицами - участниками закупки (например, индивидуальными предпринимателями, обычными физическими лицами - преподавателями, экскурсоводами-исполнителями). Кроме того, с позиции недопустимости конфликта интересов запрещены близкие родственные связи, отношения усыновителя - усыновленного между перечисленными выше работниками организации-заказчика и соответствующими (ранее указанными) лицами участника закупки.
(Степанова Е.Е.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)При этом законодатель разъясняет, что следует в данном случае понимать под конфликтом интересов <3>. Конфликт интересов будет усматриваться при наличии брака руководителя заказчика, члена закупочной комиссии, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего с физическими лицами - участниками закупки (например, индивидуальными предпринимателями, обычными физическими лицами - преподавателями, экскурсоводами-исполнителями). Кроме того, с позиции недопустимости конфликта интересов запрещены близкие родственные связи, отношения усыновителя - усыновленного между перечисленными выше работниками организации-заказчика и соответствующими (ранее указанными) лицами участника закупки.
Статья: Этический кодекс медиации: нравственно-правовые аспекты
(Гочыев Т.Д.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 10)- сообщать сторонам о любом обстоятельстве, указывающем на конфликт интересов (родственные, дружественные или враждебные связи, служебные отношения и т.д.).
(Гочыев Т.Д.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 10)- сообщать сторонам о любом обстоятельстве, указывающем на конфликт интересов (родственные, дружественные или враждебные связи, служебные отношения и т.д.).
Нормативные акты
"Обобщение правовых позиций и практики Суда Евразийского экономического союза"
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)Раскрытие информации международными гражданскими служащими касательно наличия конфликта интересов возможно в ходе предоставления информации о своей профессиональной деятельности (пункт 13 Положения о проведении аттестации) и исходя из принципа объективности (пункт 16 Положения о проведении аттестации) допустим отказ соответствующего члена аттестационной комиссии от участия в ее работе. Большая коллегия Суда приходит к выводу, что понятие "конфликт интересов", применительно к аттестационному процессу международных служащих, включает в себя наличие существенных связей (в том числе родственных, протекционистских, дружеских, финансовых и так далее) между лицами, участвующими в таком процессе, которые могут быть расценены с точки зрения стороннего разумного лица как ставящие под сомнение объективность такого процесса. В таком контексте конфликт интересов возникает в том случае, когда личные интересы участника аттестационного процесса не соотносятся с исполнением его официальных обязанностей. Таким образом, лицо, имеющее в аттестационном процессе личные интересы, обязано заявить о наличии существенных связей, в то время как орган, осуществляющий процессуальные действия, обязан оценить степень воздействия этих связей на предстоящую процедуру с целью соблюдения принципов беспристрастности, объективности, справедливости международных процедур (пункт 12 Консультативного заключения Большой коллегии Суда от 3 июня 2016 года по заявлению ряда сотрудников Евразийской экономической комиссии).
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)Раскрытие информации международными гражданскими служащими касательно наличия конфликта интересов возможно в ходе предоставления информации о своей профессиональной деятельности (пункт 13 Положения о проведении аттестации) и исходя из принципа объективности (пункт 16 Положения о проведении аттестации) допустим отказ соответствующего члена аттестационной комиссии от участия в ее работе. Большая коллегия Суда приходит к выводу, что понятие "конфликт интересов", применительно к аттестационному процессу международных служащих, включает в себя наличие существенных связей (в том числе родственных, протекционистских, дружеских, финансовых и так далее) между лицами, участвующими в таком процессе, которые могут быть расценены с точки зрения стороннего разумного лица как ставящие под сомнение объективность такого процесса. В таком контексте конфликт интересов возникает в том случае, когда личные интересы участника аттестационного процесса не соотносятся с исполнением его официальных обязанностей. Таким образом, лицо, имеющее в аттестационном процессе личные интересы, обязано заявить о наличии существенных связей, в то время как орган, осуществляющий процессуальные действия, обязан оценить степень воздействия этих связей на предстоящую процедуру с целью соблюдения принципов беспристрастности, объективности, справедливости международных процедур (пункт 12 Консультативного заключения Большой коллегии Суда от 3 июня 2016 года по заявлению ряда сотрудников Евразийской экономической комиссии).
"Обобщение правовых позиций и практики Суда Евразийского экономического союза"
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)[Р]аскрытие информации международными гражданскими служащими касательно наличия конфликта интересов возможно в ходе предоставления информации о своей профессиональной деятельности (пункт 13 Положения о проведении аттестации) и исходя из принципа объективности (пункт 16 Положения о проведении аттестации) допустим отказ соответствующего члена аттестационной комиссии от участия в ее работе. Большая коллегия Суда приходит к выводу, что понятие "конфликт интересов", применительно к аттестационному процессу международных служащих, включает в себя наличие существенных связей (в том числе родственных, протекционистских, дружеских, финансовых и так далее) между лицами, участвующими в таком процессе, которые могут быть расценены с точки зрения стороннего разумного лица как ставящие под сомнение объективность такого процесса. В таком контексте конфликт интересов возникает в том случае, когда личные интересы участника аттестационного процесса не соотносятся с исполнением его официальных обязанностей. Таким образом, лицо, имеющее в аттестационном процессе личные интересы, обязано заявить о наличии существенных связей, в то время как орган, осуществляющий процессуальные действия, обязан оценить степень воздействия этих связей на предстоящую процедуру с целью соблюдения принципов
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)[Р]аскрытие информации международными гражданскими служащими касательно наличия конфликта интересов возможно в ходе предоставления информации о своей профессиональной деятельности (пункт 13 Положения о проведении аттестации) и исходя из принципа объективности (пункт 16 Положения о проведении аттестации) допустим отказ соответствующего члена аттестационной комиссии от участия в ее работе. Большая коллегия Суда приходит к выводу, что понятие "конфликт интересов", применительно к аттестационному процессу международных служащих, включает в себя наличие существенных связей (в том числе родственных, протекционистских, дружеских, финансовых и так далее) между лицами, участвующими в таком процессе, которые могут быть расценены с точки зрения стороннего разумного лица как ставящие под сомнение объективность такого процесса. В таком контексте конфликт интересов возникает в том случае, когда личные интересы участника аттестационного процесса не соотносятся с исполнением его официальных обязанностей. Таким образом, лицо, имеющее в аттестационном процессе личные интересы, обязано заявить о наличии существенных связей, в то время как орган, осуществляющий процессуальные действия, обязан оценить степень воздействия этих связей на предстоящую процедуру с целью соблюдения принципов
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за декабрь 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 2)3. Оценивая наличие сговора представителя с другой стороной сделки, направленного на причинение ущерба представляемому, суд при этом не должен предъявлять чрезмерные требования к доказыванию факта сговора, который, как правило, носит скрытый характер и, соответственно, лишь в отдельных случаях может быть подтвержден прямыми (письменными) доказательствами, например приговором суда по уголовному делу. При оценке сговора может в том числе учитываться аффилированность представителя с другой стороной сделки и (или) стоящим за ней бенефициаром, включая имеющиеся между ними родственные или иные личные, корпоративные связи.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 2)3. Оценивая наличие сговора представителя с другой стороной сделки, направленного на причинение ущерба представляемому, суд при этом не должен предъявлять чрезмерные требования к доказыванию факта сговора, который, как правило, носит скрытый характер и, соответственно, лишь в отдельных случаях может быть подтвержден прямыми (письменными) доказательствами, например приговором суда по уголовному делу. При оценке сговора может в том числе учитываться аффилированность представителя с другой стороной сделки и (или) стоящим за ней бенефициаром, включая имеющиеся между ними родственные или иные личные, корпоративные связи.
Статья: Проблемные вопросы правовой регламентации предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов: законодательство и судебная практика
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Например, согласно одному из судебных решений, "подполковник полиции А., являясь непосредственным начальником Ф.И.О.7, не принял меры по предотвращению возможности возникновения конфликта интересов в связи с замещением Ф.И.О.7 должности старшего инспектора по особым поручениям отделения контроля за частной охранной деятельностью... Управления Росгвардии по... области и наличием родственных связей в лице родного брата директора ООО "ЧОО "... охранное агентство", в связи с чем А. обоснованно подвергнут дисциплинарному взысканию..." <20>.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Например, согласно одному из судебных решений, "подполковник полиции А., являясь непосредственным начальником Ф.И.О.7, не принял меры по предотвращению возможности возникновения конфликта интересов в связи с замещением Ф.И.О.7 должности старшего инспектора по особым поручениям отделения контроля за частной охранной деятельностью... Управления Росгвардии по... области и наличием родственных связей в лице родного брата директора ООО "ЧОО "... охранное агентство", в связи с чем А. обоснованно подвергнут дисциплинарному взысканию..." <20>.
Статья: Проблемные аспекты выявления конфликта интересов в производстве по защите прав и законных интересов группы лиц
(Гинзбург И.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 4)Что касается конфликта интересов, который может возникать непосредственно у судьи, рассматривающего групповой иск, то это, по нашему мнению, еще более сложный вопрос. Во-первых, в силу того, что группа формируется в том числе в процессе рассмотрения иска (по принципу opt-in), путем добавления новых членов, с которыми у судьи могут быть личная связь, родственные отношения (при формировании группы по принципу opt-out установить соответствующие связи практически невозможно), во-вторых, сами вопросы, требующие своего разрешения, могут быть достаточно резонансными и формировать у судьи собственное мнение, не позволяющее оставаться независимым и беспристрастным. При этом потенциальный или доказанный конфликт интересов судьи приводит или должен привести к его отстранению от дела.
(Гинзбург И.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 4)Что касается конфликта интересов, который может возникать непосредственно у судьи, рассматривающего групповой иск, то это, по нашему мнению, еще более сложный вопрос. Во-первых, в силу того, что группа формируется в том числе в процессе рассмотрения иска (по принципу opt-in), путем добавления новых членов, с которыми у судьи могут быть личная связь, родственные отношения (при формировании группы по принципу opt-out установить соответствующие связи практически невозможно), во-вторых, сами вопросы, требующие своего разрешения, могут быть достаточно резонансными и формировать у судьи собственное мнение, не позволяющее оставаться независимым и беспристрастным. При этом потенциальный или доказанный конфликт интересов судьи приводит или должен привести к его отстранению от дела.
Статья: Об этических и информационных предпосылках коррупции
(Уваров А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Для предотвращения коррупциогенных факторов в законодательстве важно обратить внимание на те сферы, где стыкуются моральные (нравственные) и правовые нормы. По мнению Б.Н. Нескородова, "...предпосылкой для совершения коррупционных действий является прежде всего деформированное моральное сознание, внутреннее неприятие таких понятий, как порядочность, долг, ответственность перед государством и обществом, честность, совесть, честь и достоинство. Таким образом, единственной реальной защитой от коррупции во власти может служить только полное внутреннее отрицание коррупционного поведения конкретными участниками публичных правовых отношений, их способность не поддаваться искушению получения личной выгоды за счет предательства публичных интересов и злоупотребления властью" <2>. Между тем моральная оценка поведения далеко не всегда адекватна юридической, поскольку между людьми помимо служебных отношений существует целая масса других, которые не охватываются правовыми нормами: родственные связи, дружеские отношения, гендерные симпатии, профессиональная корпоративная солидарность, партийная принадлежность, национально-культурные традиции, принадлежность к единому вероисповеданию и др. Во всех этих отношениях может отсутствовать корысть как составляющая коррупции, но тем не менее они зачастую вызывают конфликт интересов, нарушение правил служебной этики и т.п., а впоследствии есть вероятность создания благодатной почвы для возникновения коррупционных отношений. В частности, такое явление, как протекционизм, связанное с подбором и продвижением по службе людей не по деловым признакам, а по знакомству, связано с корыстью в виде необоснованного увеличения оплаты труда и иных имущественных льгот. А вот внеочередное предоставление какой-либо социальной услуги (например, оказание распределяемой по выделенным квотам медицинской помощи, устройство ребенка в детский сад и т.п.) может и не содержать корыстный мотив, если лицо, оказывающее услугу, руководствовалось чисто приятельскими, дружескими или родственными мотивами. Это не значит, что данные отношения должны оставаться вне правового поля. Лица, занимающие соответствующие должности в государственных и муниципальных учреждениях, должны помнить, что это не их собственная вотчина и они действуют как представители публичной власти. Их поведение должно быть мотивировано не только нормами негативной, но и нормами позитивной ответственности. Как отмечает А.Д. Сафронов, "...такая ответственность основывается на чувстве глубоко осознанного и интериоризованного (личностно усвоенного) долга, а также убеждения в безусловной обязательности его исполнения субъектом социальных отношений, невзирая на возникающие трудности и препятствия" <3>. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации (далее также - РФ) и муниципальных служащих, утвержденный решением Президиума Совета при Президента РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (пр. N 21), предписывает, в частности, "не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций (подп. "г" п. 11); исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей; (подп. "д" п. 11), и др." <4>. Представляется, что помимо этических профессиональных кодексов поведения огромное влияние на формирование такого рода позитивной ответственности оказывает институт присяги (клятвы), которую принимают граждане перед вступлением в должность. Дисциплинирующее воздействие оказывает и повседневная служебная форма одежды, принятая в соответствующем учреждении или органе власти. В целом этические кодексы поведения призваны восполнить существующие правовые пробелы в различного рода ситуациях, под которыми принято понимать "локализованные в пространстве и во времени фрагменты общественной жизни, характеризующиеся качественной определенностью содержания и относительно стабильным составом участников, являющиеся первичным элементом регулирования юридической нормы" <5>. Несомненно, в жизни могут иметь место ситуации, когда из гуманных соображений и моральных принципов совесть служащего подсказывает, что он должен сделать исключение из общего правила, т.е. где-то нарушить должностную инструкцию. Несмотря на это, возникший конфликт интересов должен быть разрешен в установленном ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <6> порядке. При этом п. 5 ст. 11 Закона в качестве единственной возможности предотвращения и урегулирования такого конфликта определяет отвод (самоотвод) служащего. Конфликт интересов характеризуется безусловной альтернативностью, минимальным выбором лишь из двух возможностей. Другим специфическим признаком конфликта интересов является его личностный характер <7>. Представляется, что если конфликт интересов не содержит коррупционную составляющую (в виде имущественной выгоды), он может быть разрешен и иным путем, если отступление от положений должностной инструкции вызвано, например, какими-то форс-мажорными обстоятельствами. Тем не менее разрешение данного конфликта интересов должно осуществляться не в кулуарном, а в публичном порядке, с опорой на базовые правовые принципы деятельности государственного служащего (принципы приоритета прав и свобод человека (п. 1 ст. 4), принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность (п. 8 ст. 4 и др.)) <8>. По мнению И.В. Ирхина, "поскольку конфликт на государственной службе, выражая столкновение интересов, имеет и морально-этическую сторону (измерение), то использование кодексов этики государственного служащего и действия в его парадигме могут способствовать эффективному предотвращению конфликтов или их урегулированию" <9>.
(Уваров А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Для предотвращения коррупциогенных факторов в законодательстве важно обратить внимание на те сферы, где стыкуются моральные (нравственные) и правовые нормы. По мнению Б.Н. Нескородова, "...предпосылкой для совершения коррупционных действий является прежде всего деформированное моральное сознание, внутреннее неприятие таких понятий, как порядочность, долг, ответственность перед государством и обществом, честность, совесть, честь и достоинство. Таким образом, единственной реальной защитой от коррупции во власти может служить только полное внутреннее отрицание коррупционного поведения конкретными участниками публичных правовых отношений, их способность не поддаваться искушению получения личной выгоды за счет предательства публичных интересов и злоупотребления властью" <2>. Между тем моральная оценка поведения далеко не всегда адекватна юридической, поскольку между людьми помимо служебных отношений существует целая масса других, которые не охватываются правовыми нормами: родственные связи, дружеские отношения, гендерные симпатии, профессиональная корпоративная солидарность, партийная принадлежность, национально-культурные традиции, принадлежность к единому вероисповеданию и др. Во всех этих отношениях может отсутствовать корысть как составляющая коррупции, но тем не менее они зачастую вызывают конфликт интересов, нарушение правил служебной этики и т.п., а впоследствии есть вероятность создания благодатной почвы для возникновения коррупционных отношений. В частности, такое явление, как протекционизм, связанное с подбором и продвижением по службе людей не по деловым признакам, а по знакомству, связано с корыстью в виде необоснованного увеличения оплаты труда и иных имущественных льгот. А вот внеочередное предоставление какой-либо социальной услуги (например, оказание распределяемой по выделенным квотам медицинской помощи, устройство ребенка в детский сад и т.п.) может и не содержать корыстный мотив, если лицо, оказывающее услугу, руководствовалось чисто приятельскими, дружескими или родственными мотивами. Это не значит, что данные отношения должны оставаться вне правового поля. Лица, занимающие соответствующие должности в государственных и муниципальных учреждениях, должны помнить, что это не их собственная вотчина и они действуют как представители публичной власти. Их поведение должно быть мотивировано не только нормами негативной, но и нормами позитивной ответственности. Как отмечает А.Д. Сафронов, "...такая ответственность основывается на чувстве глубоко осознанного и интериоризованного (личностно усвоенного) долга, а также убеждения в безусловной обязательности его исполнения субъектом социальных отношений, невзирая на возникающие трудности и препятствия" <3>. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации (далее также - РФ) и муниципальных служащих, утвержденный решением Президиума Совета при Президента РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (пр. N 21), предписывает, в частности, "не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций (подп. "г" п. 11); исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей; (подп. "д" п. 11), и др." <4>. Представляется, что помимо этических профессиональных кодексов поведения огромное влияние на формирование такого рода позитивной ответственности оказывает институт присяги (клятвы), которую принимают граждане перед вступлением в должность. Дисциплинирующее воздействие оказывает и повседневная служебная форма одежды, принятая в соответствующем учреждении или органе власти. В целом этические кодексы поведения призваны восполнить существующие правовые пробелы в различного рода ситуациях, под которыми принято понимать "локализованные в пространстве и во времени фрагменты общественной жизни, характеризующиеся качественной определенностью содержания и относительно стабильным составом участников, являющиеся первичным элементом регулирования юридической нормы" <5>. Несомненно, в жизни могут иметь место ситуации, когда из гуманных соображений и моральных принципов совесть служащего подсказывает, что он должен сделать исключение из общего правила, т.е. где-то нарушить должностную инструкцию. Несмотря на это, возникший конфликт интересов должен быть разрешен в установленном ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <6> порядке. При этом п. 5 ст. 11 Закона в качестве единственной возможности предотвращения и урегулирования такого конфликта определяет отвод (самоотвод) служащего. Конфликт интересов характеризуется безусловной альтернативностью, минимальным выбором лишь из двух возможностей. Другим специфическим признаком конфликта интересов является его личностный характер <7>. Представляется, что если конфликт интересов не содержит коррупционную составляющую (в виде имущественной выгоды), он может быть разрешен и иным путем, если отступление от положений должностной инструкции вызвано, например, какими-то форс-мажорными обстоятельствами. Тем не менее разрешение данного конфликта интересов должно осуществляться не в кулуарном, а в публичном порядке, с опорой на базовые правовые принципы деятельности государственного служащего (принципы приоритета прав и свобод человека (п. 1 ст. 4), принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность (п. 8 ст. 4 и др.)) <8>. По мнению И.В. Ирхина, "поскольку конфликт на государственной службе, выражая столкновение интересов, имеет и морально-этическую сторону (измерение), то использование кодексов этики государственного служащего и действия в его парадигме могут способствовать эффективному предотвращению конфликтов или их урегулированию" <9>.
Статья: Реализация мер ответственности представителя нанимателя (работодателя) за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов у подчиненных
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Также имеются примеры привлечения к ответственности сотрудников полиции за непринятие рассматриваемых мер к подчиненным, например когда установлены факты склонения к коррупционному поведению без подачи уведомления, которым не дана оценка <14>. Показательным является дело, в котором установлено, что подполковник полиции не принял мер по предотвращению возникновения конфликта интересов в отношении инспектора отделения контроля за частной охранной деятельностью территориального органа Росгвардии в связи с наличием родственных связей в лице родного брата директора частного охранного агентства <15>.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Также имеются примеры привлечения к ответственности сотрудников полиции за непринятие рассматриваемых мер к подчиненным, например когда установлены факты склонения к коррупционному поведению без подачи уведомления, которым не дана оценка <14>. Показательным является дело, в котором установлено, что подполковник полиции не принял мер по предотвращению возникновения конфликта интересов в отношении инспектора отделения контроля за частной охранной деятельностью территориального органа Росгвардии в связи с наличием родственных связей в лице родного брата директора частного охранного агентства <15>.
Статья: Истребование доходов (disgorgement of profits) директора и аффилированных с ним лиц за нарушение фидуциарных обязанностей
(Акужинов А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, NN 10, 11, 12)<4> См., напр.: Постановление АС Уральского округа от 18.02.2022 по делу N А07-8467/2019 (сын директора компании "МДМ-Флекс", занимавшейся производством этикеток для водки, учредил общество "Башэтикетка", которое располагалось по тому же адресу, что "МДМ-Флекс", и занималось аналогичной деятельностью; вскоре после учреждения общество "Башэтикетка" выиграло закупку на поставку этикеток производителю водки, в которой компания "МДМ-Флекс" даже не приняла участие, несмотря на долгую историю сотрудничества; суды признали, что директор действовал недобросовестно, так как "Носов В.В. в силу наличия близких родственных связей... знал или с высокой степенью вероятности должен был знать о наличии конфликта интересов, заключающегося в противоречии между интересами возглавляемого им общества и интересами члена его семьи (сына), иного не доказано").
(Акужинов А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, NN 10, 11, 12)<4> См., напр.: Постановление АС Уральского округа от 18.02.2022 по делу N А07-8467/2019 (сын директора компании "МДМ-Флекс", занимавшейся производством этикеток для водки, учредил общество "Башэтикетка", которое располагалось по тому же адресу, что "МДМ-Флекс", и занималось аналогичной деятельностью; вскоре после учреждения общество "Башэтикетка" выиграло закупку на поставку этикеток производителю водки, в которой компания "МДМ-Флекс" даже не приняла участие, несмотря на долгую историю сотрудничества; суды признали, что директор действовал недобросовестно, так как "Носов В.В. в силу наличия близких родственных связей... знал или с высокой степенью вероятности должен был знать о наличии конфликта интересов, заключающегося в противоречии между интересами возглавляемого им общества и интересами члена его семьи (сына), иного не доказано").
Статья: Адвокат и мирное урегулирование споров
(Бардин Л.Н.)
("Адвокатская практика", 2023, N 2)В частности, может быть рекомендовано применение Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" <5>. При этом по спорам, не переданным на рассмотрение суда или третейского суда, процедуру медиации может осуществлять медиатор, действующий как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Адвокат может быть представителем одной из сторон процедуры медиации. Закон допускает осуществление адвокатом деятельности медиатора. Но адвокат должен учитывать, что медиатор не вправе: быть представителем какой-либо стороны; оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь; осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях. Иными словами, адвокат должен помнить о конфликте интересов.
(Бардин Л.Н.)
("Адвокатская практика", 2023, N 2)В частности, может быть рекомендовано применение Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" <5>. При этом по спорам, не переданным на рассмотрение суда или третейского суда, процедуру медиации может осуществлять медиатор, действующий как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Адвокат может быть представителем одной из сторон процедуры медиации. Закон допускает осуществление адвокатом деятельности медиатора. Но адвокат должен учитывать, что медиатор не вправе: быть представителем какой-либо стороны; оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь; осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях. Иными словами, адвокат должен помнить о конфликте интересов.
Статья: Требование об отсутствии конфликта интересов между должностными лицами заказчика и участниками закупок
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Разумеется, не существует никакого государственного реестра родственных связей (а также "иных близких отношений") между гражданами РФ, обращение к которому позволяло бы членам комиссии автоматически проверять участников закупки и друг друга на наличие конфликта интересов. Устанавливая требование о его отсутствии, законодатель целиком и полностью полагается на сознательность должностных лиц, их способность вовремя распознать в себе личную заинтересованность, идентифицировать ее как конфликт интересов и сообщить об этом работодателю, заявив самоотвод.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Разумеется, не существует никакого государственного реестра родственных связей (а также "иных близких отношений") между гражданами РФ, обращение к которому позволяло бы членам комиссии автоматически проверять участников закупки и друг друга на наличие конфликта интересов. Устанавливая требование о его отсутствии, законодатель целиком и полностью полагается на сознательность должностных лиц, их способность вовремя распознать в себе личную заинтересованность, идентифицировать ее как конфликт интересов и сообщить об этом работодателю, заявив самоотвод.
Статья: Корпоративные конфликты в некоммерческих организациях: особенности, виды и способы предотвращения
(Батрова Т.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)При этом следует учитывать, что в некоторых некоммерческих корпорациях, таких как казачьи общества и общины коренных малочисленных народов, специфика возникающих конфликтов обусловлена особым значением личных, а иногда и кровно-родственных связей их участников, что, прежде всего, отражается на мотивах принятия решений относительно возможности реализации тех или иных корпоративных прав. Так, представитель ответчика М., занимающий должность атамана Старотитаровского хуторского казачьего общества на основании приказа атамана Таманского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества, в суде пояснил, что им было принято решение о восстановлении истца в должности казака общества. Однако на сборе из зала поступило предложение о повторном исключении истца из общества в связи с недоверием к нему и неуважением со стороны последнего к старикам казачьего общества, данное предложение было рассмотрено непосредственно на данном сборе и принято решение о его удовлетворении <11>.
(Батрова Т.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)При этом следует учитывать, что в некоторых некоммерческих корпорациях, таких как казачьи общества и общины коренных малочисленных народов, специфика возникающих конфликтов обусловлена особым значением личных, а иногда и кровно-родственных связей их участников, что, прежде всего, отражается на мотивах принятия решений относительно возможности реализации тех или иных корпоративных прав. Так, представитель ответчика М., занимающий должность атамана Старотитаровского хуторского казачьего общества на основании приказа атамана Таманского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества, в суде пояснил, что им было принято решение о восстановлении истца в должности казака общества. Однако на сборе из зала поступило предложение о повторном исключении истца из общества в связи с недоверием к нему и неуважением со стороны последнего к старикам казачьего общества, данное предложение было рассмотрено непосредственно на данном сборе и принято решение о его удовлетворении <11>.
Статья: Конфликт интересов на должности председателя КСП
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 1)В ходе проверки было установлено, что гражданка Г. путем использования своих должностных полномочий председателя КСП города трудоустроила на должность муниципальной службы (находящейся в ее подчинении) дочь своего родного брата, для которой была создана выгода в виде занятия должности без испытательного срока, карьерного роста, получения стабильного дохода в отсутствие опыта работы на должностях муниципальной службы, профильного образования. Тем самым была создана ситуация конфликта интересов, при которой личная заинтересованность как самой гражданки Г., так и ее племянницы, обусловленная родственными связями, может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление ими своих полномочий, что влечет обязанность Г. принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Данную обязанность председатель КСП не выполнила, соответствующее уведомление в комиссию городской думы не подала, что и послужило основанием для досрочного прекращения ее полномочий. Г. с этим не согласилась и обратилась в суд.
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 1)В ходе проверки было установлено, что гражданка Г. путем использования своих должностных полномочий председателя КСП города трудоустроила на должность муниципальной службы (находящейся в ее подчинении) дочь своего родного брата, для которой была создана выгода в виде занятия должности без испытательного срока, карьерного роста, получения стабильного дохода в отсутствие опыта работы на должностях муниципальной службы, профильного образования. Тем самым была создана ситуация конфликта интересов, при которой личная заинтересованность как самой гражданки Г., так и ее племянницы, обусловленная родственными связями, может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление ими своих полномочий, что влечет обязанность Г. принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Данную обязанность председатель КСП не выполнила, соответствующее уведомление в комиссию городской думы не подала, что и послужило основанием для досрочного прекращения ее полномочий. Г. с этим не согласилась и обратилась в суд.