Конфликт интересов прямая подчиненность
Подборка наиболее важных документов по запросу Конфликт интересов прямая подчиненность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Распространение антикоррупционных стандартов на работников организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)В последние годы сформировалась судебная практика признания законным увольнения в связи с утратой доверия; суды отклоняют доводы работников, что они не являются специальным субъектом, подпадающим под действие норм ТК РФ и федеральных законов, регулирующих конфликт интересов. Распространенными являются случаи работы родственников (свойственников и при наличии иных отношений) в таких организациях, сопровождающиеся получением необоснованных стимулирующих и иных выплат (например, заведующий муниципального дошкольного учреждения перевела на вакантную должность учителя-дефектолога младшего воспитателя, являющегося родной дочерью <10>; в прямой служебной подчиненности главного бухгалтера службы автомобильных дорог находился ведущий бухгалтер бухгалтерии, являющийся родным братом <11>; главный врач центральной районной больницы при установлении работнику выплат стимулирующего характера за высокое качество работы и ее интенсивность (550% оклада ежемесячно) и за дополнительный объем работы (400, 450 и 650% оклада ежемесячно) создавал исключительные условия оплаты труда в силу личной заинтересованности, обусловленной их близкими неслужебными отношениями) <12>.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)В последние годы сформировалась судебная практика признания законным увольнения в связи с утратой доверия; суды отклоняют доводы работников, что они не являются специальным субъектом, подпадающим под действие норм ТК РФ и федеральных законов, регулирующих конфликт интересов. Распространенными являются случаи работы родственников (свойственников и при наличии иных отношений) в таких организациях, сопровождающиеся получением необоснованных стимулирующих и иных выплат (например, заведующий муниципального дошкольного учреждения перевела на вакантную должность учителя-дефектолога младшего воспитателя, являющегося родной дочерью <10>; в прямой служебной подчиненности главного бухгалтера службы автомобильных дорог находился ведущий бухгалтер бухгалтерии, являющийся родным братом <11>; главный врач центральной районной больницы при установлении работнику выплат стимулирующего характера за высокое качество работы и ее интенсивность (550% оклада ежемесячно) и за дополнительный объем работы (400, 450 и 650% оклада ежемесячно) создавал исключительные условия оплаты труда в силу личной заинтересованности, обусловленной их близкими неслужебными отношениями) <12>.
Вопрос: Что такое непосредственная подчиненность?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ТК РФ не установлено прямого запрета на замещение должностей с непосредственной подчиненностью какими-либо лицами, в том числе близким родственникам.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ТК РФ не установлено прямого запрета на замещение должностей с непосредственной подчиненностью какими-либо лицами, в том числе близким родственникам.
Нормативные акты
Приказ ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 25.12.2024 N 404
"Об утверждении Положения об управлении конфликтом интересов в ФАУ "Главгосэкспертиза России"4. Предпосылки возникновения конфликта интересов
"Об утверждении Положения об управлении конфликтом интересов в ФАУ "Главгосэкспертиза России"4. Предпосылки возникновения конфликта интересов
<Письмо> Минсельхоза России от 30.09.2019 N ОГ-4-27/13615
"О мерах по предотвращению конфликта интересов"Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции" (далее - Постановление) установлен запрет на замещение должностей руководителей, главных бухгалтеров и должностей, связанных с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий, в федеральных государственных учреждениях или в федеральных государственных унитарных предприятиях (федеральных казенных предприятиях), созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего учреждения или предприятия, замещающим одну из указанных должностей, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
"О мерах по предотвращению конфликта интересов"Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции" (далее - Постановление) установлен запрет на замещение должностей руководителей, главных бухгалтеров и должностей, связанных с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий, в федеральных государственных учреждениях или в федеральных государственных унитарных предприятиях (федеральных казенных предприятиях), созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего учреждения или предприятия, замещающим одну из указанных должностей, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Статья: Близкое родство и свойство как ограничение совместной службы (работы): проблемы нормативного закрепления и практики применения
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2019, N 12)Наконец, нельзя не отметить, что статьей 13.3 Закона о противодействии коррупции закрепляется общая для всех организаций, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. В части 2 статьи 13.3 перечислены примерные меры, которые организациям следует вводить в целях противодействия коррупции, например вводить этические кодексы или механизмы урегулирования конфликта интересов. В этой связи Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 года были подготовлены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. В частности, в данном документе отмечается, что в сфере кадровой политики любой (!) организации может быть закреплен запрет на работу в организации родственников на условии их прямой подчиненности друг другу. При этом локальным актом (!) организации может быть дано точное определение понятия "родственники", то есть четко определен круг лиц, на которых распространяется действие данного запрета.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2019, N 12)Наконец, нельзя не отметить, что статьей 13.3 Закона о противодействии коррупции закрепляется общая для всех организаций, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. В части 2 статьи 13.3 перечислены примерные меры, которые организациям следует вводить в целях противодействия коррупции, например вводить этические кодексы или механизмы урегулирования конфликта интересов. В этой связи Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 года были подготовлены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. В частности, в данном документе отмечается, что в сфере кадровой политики любой (!) организации может быть закреплен запрет на работу в организации родственников на условии их прямой подчиненности друг другу. При этом локальным актом (!) организации может быть дано точное определение понятия "родственники", то есть четко определен круг лиц, на которых распространяется действие данного запрета.
"Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: Научно-практическое пособие"
(отв. ред. А.Ф. Ноздрачев)
("ИЗиСП", "ИНФРА-М", 2016)В настоящее время законодательно почти не урегулированы иные стороны конфликта интересов, нежели те, которые определены в ст. ст. 74 и 75 Закона об охране здоровья. Между тем еще в 2008 г. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обратил внимание <1> на то, что одной из наиболее острых является проблема медико-санитарного обеспечения в пенитенциарных учреждениях. Большинство медицинского персонала в местах заключения исполняет свой врачебный долг, однако наличие у медицинских работников уголовно-исполнительной системы специальных званий начальствующего состава и непосредственная подчиненность начальникам пенитенциарных учреждений изначально создает условия, при которых возникает конфликт интересов. Существо проблемы заключается в том, что медицинские работники обязаны подчиняться приказам и указаниям ФСИН России и Минюста России. Ситуация, сложившаяся с оказанием медицинской помощи в учреждениях ФСИН России, противоречит, таким образом, принципам медицинской этики, обязательной для всех без исключения работников здравоохранения, в особенности врачей. Это имеет прямое и непосредственное отношение к защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, сформулированных в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1982 г. N 37/194.
(отв. ред. А.Ф. Ноздрачев)
("ИЗиСП", "ИНФРА-М", 2016)В настоящее время законодательно почти не урегулированы иные стороны конфликта интересов, нежели те, которые определены в ст. ст. 74 и 75 Закона об охране здоровья. Между тем еще в 2008 г. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обратил внимание <1> на то, что одной из наиболее острых является проблема медико-санитарного обеспечения в пенитенциарных учреждениях. Большинство медицинского персонала в местах заключения исполняет свой врачебный долг, однако наличие у медицинских работников уголовно-исполнительной системы специальных званий начальствующего состава и непосредственная подчиненность начальникам пенитенциарных учреждений изначально создает условия, при которых возникает конфликт интересов. Существо проблемы заключается в том, что медицинские работники обязаны подчиняться приказам и указаниям ФСИН России и Минюста России. Ситуация, сложившаяся с оказанием медицинской помощи в учреждениях ФСИН России, противоречит, таким образом, принципам медицинской этики, обязательной для всех без исключения работников здравоохранения, в особенности врачей. Это имеет прямое и непосредственное отношение к защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, сформулированных в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1982 г. N 37/194.
Статья: Родственники "под запретом"
(Козлов М.А.)
("Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения", 2017, N 12)Из всего изложенного прямо не следует, что наличие родственных связей между работниками учреждения приводит к конфликту интересов.
(Козлов М.А.)
("Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения", 2017, N 12)Из всего изложенного прямо не следует, что наличие родственных связей между работниками учреждения приводит к конфликту интересов.
"Комментарий к законодательству о службе в таможенных органах Российской Федерации"
(под общ. ред. А.В. Зубача)
("Деловой двор", 2014)При формировании состава комиссии важно исключить возникновение конфликта интересов у ее участников. Поэтому в проведении служебной проверки запрещено участвовать гражданскому служащему, прямо или косвенно заинтересованному в ее результатах. Заинтересованность у участника проверки может возникать, например, в связи с наличием родственных или дружеских отношений с совершившим проступок лицом, прямой или непосредственной подчиненностью этому лицу и др. В таких случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.
(под общ. ред. А.В. Зубача)
("Деловой двор", 2014)При формировании состава комиссии важно исключить возникновение конфликта интересов у ее участников. Поэтому в проведении служебной проверки запрещено участвовать гражданскому служащему, прямо или косвенно заинтересованному в ее результатах. Заинтересованность у участника проверки может возникать, например, в связи с наличием родственных или дружеских отношений с совершившим проступок лицом, прямой или непосредственной подчиненностью этому лицу и др. В таких случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.
Статья: К вопросу об обязанностях организаций принимать меры по противодействию коррупции
(Пресняков М.В.)
("Российская юстиция", 2019, N 5)Нужно сказать, что и Минтруд вполне осознает трудности подобного регулирования. В частности, в Рекомендациях отмечается, что перед организацией, желающей принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стоит сложная задача соблюдения баланса между интересами организации как единого целого и личной заинтересованности работников организации. С одной стороны, работники организации имеют право в свободное от основной работы время заниматься иной трудовой, предпринимательской и политической деятельностью, вступать в имущественные отношения. С другой стороны, такая частная деятельность работников, а также имеющиеся у работников семейные и иные личные отношения могут нанести серьезный ущерб интересам организации. Основной задачей деятельности организации по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является ограничение влияния частных интересов, личной заинтересованности работников на реализуемые ими трудовые функции, принимаемые деловые решения. Добавим, что выполнение данной задачи ни в коем случае не должно приводить к ущемлению или ограничению трудовых и иных гарантированных законом прав граждан.
(Пресняков М.В.)
("Российская юстиция", 2019, N 5)Нужно сказать, что и Минтруд вполне осознает трудности подобного регулирования. В частности, в Рекомендациях отмечается, что перед организацией, желающей принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стоит сложная задача соблюдения баланса между интересами организации как единого целого и личной заинтересованности работников организации. С одной стороны, работники организации имеют право в свободное от основной работы время заниматься иной трудовой, предпринимательской и политической деятельностью, вступать в имущественные отношения. С другой стороны, такая частная деятельность работников, а также имеющиеся у работников семейные и иные личные отношения могут нанести серьезный ущерб интересам организации. Основной задачей деятельности организации по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является ограничение влияния частных интересов, личной заинтересованности работников на реализуемые ими трудовые функции, принимаемые деловые решения. Добавим, что выполнение данной задачи ни в коем случае не должно приводить к ущемлению или ограничению трудовых и иных гарантированных законом прав граждан.
Вопрос: ...В структурное подразделение (департамент) органа местного самоуправления, где трудится муниципальный служащий в должности начальника департамента, поступает на службу его родственник (племянник). В случае поступления на службу родственник муниципального служащего окажется в непосредственной подчиненности и, как следствие, служебной зависимости от начальника департамента, которая в том числе связана с участием в принятии кадровых решений в отношении него, так как родственник поступает на должность заместителя руководителя департамента. Может ли подобная ситуация быть признана конфликтом интересов, о которой муниципальный служащий - начальник департамента должен поставить в известность своего руководителя?
(Консультация эксперта, 2013)Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
(Консультация эксперта, 2013)Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Статья: Совмещение обязанностей на службе в уголовно-исполнительной системе РФ
(Никитин В.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 8)1) руководителями (начальниками) и их заместителями всех уровней (пп. "а"). Это связано в том числе с возникновением конфликтов интересов;
(Никитин В.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 8)1) руководителями (начальниками) и их заместителями всех уровней (пп. "а"). Это связано в том числе с возникновением конфликтов интересов;
Статья: Допустимы ли родственные связи в госучреждениях?
(Давыдова Е.В.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2019, N 7)В том, что в одной организации могут трудиться родственники, ничего особенного нет, но это не всегда разрешается. КЗоТ, например, прямо запрещал трудиться в одном государственном или муниципальном учреждении родственникам, если их работа была связана с непосредственной подчиненностью. Исключение делалось для врачей, педагогов, артистов и т.д. Сейчас в свете борьбы с коррупцией данный запрет тоже установлен. А кто его должен соблюдать и при каких условиях, расскажем в статье.
(Давыдова Е.В.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2019, N 7)В том, что в одной организации могут трудиться родственники, ничего особенного нет, но это не всегда разрешается. КЗоТ, например, прямо запрещал трудиться в одном государственном или муниципальном учреждении родственникам, если их работа была связана с непосредственной подчиненностью. Исключение делалось для врачей, педагогов, артистов и т.д. Сейчас в свете борьбы с коррупцией данный запрет тоже установлен. А кто его должен соблюдать и при каких условиях, расскажем в статье.
Статья: О дальнейших мерах по предотвращению конфликта интересов в системе государственной службы
(Осинцев Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2011, N 4)Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении положения государственного служащего, вплоть до его отстранения от исполнения обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода государственного служащего.
(Осинцев Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2011, N 4)Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении положения государственного служащего, вплоть до его отстранения от исполнения обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода государственного служащего.
Вопрос: Какими пределами ограничивается круг лиц, состоящих в близком родстве или свойстве с муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов? Каким образом определить, являются ли отношения близкими или нет, какими критериями, закрепленными законом, руководствоваться в этом вопросе?
("Официальный сайт Комитета Госдумы по ФУиВМС", 2021)На основании изложенного только после проведения сущностной оценки каждой конкретной ситуации соответствующая комиссия может заключить, имеет ли место возможность возникновения конфликта интересов.
("Официальный сайт Комитета Госдумы по ФУиВМС", 2021)На основании изложенного только после проведения сущностной оценки каждой конкретной ситуации соответствующая комиссия может заключить, имеет ли место возможность возникновения конфликта интересов.