Конфликт интересов подчиненность
Подборка наиболее важных документов по запросу Конфликт интересов подчиненность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)7) в целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов, а также устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)7) в целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов, а также устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Статья: Конфликт интересов и его типовые ситуации на службе в уголовно-исполнительной системе
(Хамизова С.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Ограничение в виде близкого родства сотрудников УИС при непосредственной подчиненности или подконтрольности одного другому - это, несомненно, нужная и действенная мера профилактики конфликта интересов в УИС, так как действительно позволяет избежать отрицательного влияния близких родственных связей на служебные отношения и качество служебной деятельности, а также на возможное злоупотребление сотрудниками своим служебным поведением <10>. В целях выявления подобных ситуаций подразделения по работе с личным составом ФСИН России периодически требуют от сотрудников и работников отделов и служб информировать их в случае приема на службу и (или) работу по трудовому договору в УИС лиц, состоящих в родстве (свойстве). Последствия за допущение ситуации, связанной с конфликтом интересов, могут наступить в виде увольнения должностного лица с включением в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (ст. 15 Федерального закона N 273-ФЗ). Изучение указанного реестра по состоянию на 13 декабря 2021 г. показало, что по вышеуказанному основанию в 2018 г. уволены 11 сотрудников ФСИН России, в 2019-м - девять, в 2020-м - 12, в 2021-м - десять <11>.
(Хамизова С.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Ограничение в виде близкого родства сотрудников УИС при непосредственной подчиненности или подконтрольности одного другому - это, несомненно, нужная и действенная мера профилактики конфликта интересов в УИС, так как действительно позволяет избежать отрицательного влияния близких родственных связей на служебные отношения и качество служебной деятельности, а также на возможное злоупотребление сотрудниками своим служебным поведением <10>. В целях выявления подобных ситуаций подразделения по работе с личным составом ФСИН России периодически требуют от сотрудников и работников отделов и служб информировать их в случае приема на службу и (или) работу по трудовому договору в УИС лиц, состоящих в родстве (свойстве). Последствия за допущение ситуации, связанной с конфликтом интересов, могут наступить в виде увольнения должностного лица с включением в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (ст. 15 Федерального закона N 273-ФЗ). Изучение указанного реестра по состоянию на 13 декабря 2021 г. показало, что по вышеуказанному основанию в 2018 г. уволены 11 сотрудников ФСИН России, в 2019-м - девять, в 2020-м - 12, в 2021-м - десять <11>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"7) в целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов, а также устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 07.07.2025)
"О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"7) в целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов, а также устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 19.07.2018 N 197-ФЗ
(ред. от 30.11.2024)
"О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 11.12.2024)7) в целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов, а также устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 30.11.2024)
"О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 11.12.2024)7) в целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов, а также устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья: Ошибки в квалификации неисполнения приказа в особые периоды (ч. 2.1 и 2.2 ст. 332 УК РФ): по материалам судебной практики
(Савельев И.В.)
("Уголовное право", 2024, N 9)Вместе с тем в судебном заседании государственный обвинитель изменил обвинение в сторону смягчения, исключив из объема обвинения как излишне вмененный признак "причинение существенного вреда интересам службы". Суд переквалифицировал содеянное с преступления, предусмотренного ч. 2.2 ст. 332 УК РФ, на преступление, предусмотренное ч. 2.1 ст. 332 УК РФ, вменив "неисполнение подчиненным отданного в установленном порядке приказа в условиях вооруженного конфликта в период мобилизации", так как стороной обвинения не доказана существенность вреда интересам службы в виде нарушения установленного порядка подчиненности, подрыва воинской дисциплины и авторитета начальников, увеличения служебной нагрузки на других военнослужащих и наличие причинной связи между неисполнением приказа и наступлением таких общественно опасных последствий <4>.
(Савельев И.В.)
("Уголовное право", 2024, N 9)Вместе с тем в судебном заседании государственный обвинитель изменил обвинение в сторону смягчения, исключив из объема обвинения как излишне вмененный признак "причинение существенного вреда интересам службы". Суд переквалифицировал содеянное с преступления, предусмотренного ч. 2.2 ст. 332 УК РФ, на преступление, предусмотренное ч. 2.1 ст. 332 УК РФ, вменив "неисполнение подчиненным отданного в установленном порядке приказа в условиях вооруженного конфликта в период мобилизации", так как стороной обвинения не доказана существенность вреда интересам службы в виде нарушения установленного порядка подчиненности, подрыва воинской дисциплины и авторитета начальников, увеличения служебной нагрузки на других военнослужащих и наличие причинной связи между неисполнением приказа и наступлением таких общественно опасных последствий <4>.
Готовое решение: Какие меры по противодействию коррупции предусмотрены законом
(КонсультантПлюс, 2025)- уведомления при возникновении конфликта интересов (ч. 2 ст. 11 Закона о противодействии коррупции, пп. "б" п. 8 Указа Президента РФ от 22.12.2015 N 650);
(КонсультантПлюс, 2025)- уведомления при возникновении конфликта интересов (ч. 2 ст. 11 Закона о противодействии коррупции, пп. "б" п. 8 Указа Президента РФ от 22.12.2015 N 650);
Статья: Ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения: проблемы оптимизации модели
(Добробаба М.Б., Чаннов С.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)результаты этой проверки до наложения дисциплинарного взыскания могут направляться в комиссию по урегулированию конфликта интересов;
(Добробаба М.Б., Чаннов С.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)результаты этой проверки до наложения дисциплинарного взыскания могут направляться в комиссию по урегулированию конфликта интересов;
Статья: Распространение антикоррупционных стандартов на работников организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)В последние годы сформировалась судебная практика признания законным увольнения в связи с утратой доверия; суды отклоняют доводы работников, что они не являются специальным субъектом, подпадающим под действие норм ТК РФ и федеральных законов, регулирующих конфликт интересов. Распространенными являются случаи работы родственников (свойственников и при наличии иных отношений) в таких организациях, сопровождающиеся получением необоснованных стимулирующих и иных выплат (например, заведующий муниципального дошкольного учреждения перевела на вакантную должность учителя-дефектолога младшего воспитателя, являющегося родной дочерью <10>; в прямой служебной подчиненности главного бухгалтера службы автомобильных дорог находился ведущий бухгалтер бухгалтерии, являющийся родным братом <11>; главный врач центральной районной больницы при установлении работнику выплат стимулирующего характера за высокое качество работы и ее интенсивность (550% оклада ежемесячно) и за дополнительный объем работы (400, 450 и 650% оклада ежемесячно) создавал исключительные условия оплаты труда в силу личной заинтересованности, обусловленной их близкими неслужебными отношениями) <12>.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)В последние годы сформировалась судебная практика признания законным увольнения в связи с утратой доверия; суды отклоняют доводы работников, что они не являются специальным субъектом, подпадающим под действие норм ТК РФ и федеральных законов, регулирующих конфликт интересов. Распространенными являются случаи работы родственников (свойственников и при наличии иных отношений) в таких организациях, сопровождающиеся получением необоснованных стимулирующих и иных выплат (например, заведующий муниципального дошкольного учреждения перевела на вакантную должность учителя-дефектолога младшего воспитателя, являющегося родной дочерью <10>; в прямой служебной подчиненности главного бухгалтера службы автомобильных дорог находился ведущий бухгалтер бухгалтерии, являющийся родным братом <11>; главный врач центральной районной больницы при установлении работнику выплат стимулирующего характера за высокое качество работы и ее интенсивность (550% оклада ежемесячно) и за дополнительный объем работы (400, 450 и 650% оклада ежемесячно) создавал исключительные условия оплаты труда в силу личной заинтересованности, обусловленной их близкими неслужебными отношениями) <12>.
Статья: Конфликт интересов среди работников уголовно-исполнительной системы: анализ правоприменительной практики и передовой опыт подразделений ФСИН России
(Мусалева А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)2) непосредственная подчиненность и подконтрольность сотрудника УИС наиболее вероятна при прохождении им службы в одном подведомственном учреждении с должностным лицом, замещающим должность руководящего состава этого учреждения (первый заместитель начальника (руководителя), заместитель начальника (руководителя), и если имеет место их реальная соподчиненность. При этом исключить конфликт интересов или вероятность его возникновения возможно путем перемещения сотрудника УИС на должность, не связанную с направлением деятельности, координацию и контроль которой осуществляет заместитель начальника подведомственного учреждения. Также применяются меры, ограничивающие возможность рассматривать и согласовывать материалы в отношении лица, состоящего в родственных отношениях с должностным лицом, принимать в отношении его управленческие, в том числе кадровые, решения (например, внесение изменений в должностную инструкцию, издание кадрового нормативного акта и др.);
(Мусалева А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)2) непосредственная подчиненность и подконтрольность сотрудника УИС наиболее вероятна при прохождении им службы в одном подведомственном учреждении с должностным лицом, замещающим должность руководящего состава этого учреждения (первый заместитель начальника (руководителя), заместитель начальника (руководителя), и если имеет место их реальная соподчиненность. При этом исключить конфликт интересов или вероятность его возникновения возможно путем перемещения сотрудника УИС на должность, не связанную с направлением деятельности, координацию и контроль которой осуществляет заместитель начальника подведомственного учреждения. Также применяются меры, ограничивающие возможность рассматривать и согласовывать материалы в отношении лица, состоящего в родственных отношениях с должностным лицом, принимать в отношении его управленческие, в том числе кадровые, решения (например, внесение изменений в должностную инструкцию, издание кадрового нормативного акта и др.);
Статья: Минтруд об антикоррупционных запретах в регионах РФ
(Суворова Т.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 5)Вместе с тем региональной подведомственной организации или, например, ее учредителю целесообразно разработать порядок и механизм реагирования на факты возникновения личной заинтересованности у работников региональных подведомственных организаций в случае работы в одной организации родственников (свойственников). Такие порядок и механизм в первую очередь должны способствовать оперативному реагированию регионального антикоррупционного органа на случай получения работниками региональных подведомственных организаций неправомерной выгоды в ситуации конфликта интересов. При этом указанные порядок и механизмы не должны ограничивать законные права и свободы работников региональной подведомственной организации. Так, будет являться неправомерным установление запрета на трудоустройство соответствующих лиц либо их увольнение, а также совершение иных юридически значимых действий, ограничивающих право на труд.
(Суворова Т.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 5)Вместе с тем региональной подведомственной организации или, например, ее учредителю целесообразно разработать порядок и механизм реагирования на факты возникновения личной заинтересованности у работников региональных подведомственных организаций в случае работы в одной организации родственников (свойственников). Такие порядок и механизм в первую очередь должны способствовать оперативному реагированию регионального антикоррупционного органа на случай получения работниками региональных подведомственных организаций неправомерной выгоды в ситуации конфликта интересов. При этом указанные порядок и механизмы не должны ограничивать законные права и свободы работников региональной подведомственной организации. Так, будет являться неправомерным установление запрета на трудоустройство соответствующих лиц либо их увольнение, а также совершение иных юридически значимых действий, ограничивающих право на труд.
Статья: О типовых ошибках, допускаемых органами местного самоуправления при применении действующего законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 3)Таким образом, помимо запрета, установленного статьей 13 Закона N 25-ФЗ, в случае работы лица, указанного в части 2 статьи 10 Закона N 273-ФЗ, в администрации возникает ситуация, при которой личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов.
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 3)Таким образом, помимо запрета, установленного статьей 13 Закона N 25-ФЗ, в случае работы лица, указанного в части 2 статьи 10 Закона N 273-ФЗ, в администрации возникает ситуация, при которой личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов.
Вопрос: Что такое непосредственная подчиненность?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако при непосредственной подчиненности может возникнуть конфликт интересов, поэтому в ряде случаев иными федеральными законами установлен запрет на замещение должностей с непосредственной подчиненностью в некоторых сферах деятельности, прежде всего связанных с государственной и муниципальной службой.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако при непосредственной подчиненности может возникнуть конфликт интересов, поэтому в ряде случаев иными федеральными законами установлен запрет на замещение должностей с непосредственной подчиненностью в некоторых сферах деятельности, прежде всего связанных с государственной и муниципальной службой.
Статья: Значение мер дисциплинарного пресечения в борьбе с коррупционными проявлениями в сфере органов внутренних дел
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2024, N 3)В представлении прокурора сделан вывод о возникновении между нею и супругом обстоятельств, характеризующих ситуацию как конфликт интересов. Приказом ответчика N 162 л/с от 28 октября 2019 г. она была отстранена от исполнения обязанностей по замещаемой должности в связи с возникновением конфликта интересов. Приказом ответчика N 166 л/с от 1 ноября 2019 г. приказ N 162 л/с от 28 октября 2019 г. был отменен в связи с увольнением ее мужа со службы и урегулированием возникшего конфликта интересов. 21 ноября 2019 г. у Е.О. были истребованы объяснения. Со слов супруга, она была осведомлена, что территорией его оперативного обслуживания является город Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа. Поскольку занимаемая ею должность территориально не подпадает под объект обслуживания супруга, в отношении подчиненности они не находились, Е.О. полагала, что личная заинтересованность не могла возникнуть, в связи с чем она не уведомила ответчика о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов. На заседании комиссии 22 ноября 2019 г. она не присутствовала. Приказом ответчика N 183 л/с от 28 ноября 2019 г. на нее было наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания. Е.О. полагает, что ответчиком не соблюден порядок привлечения ее к дисциплинарной ответственности.
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2024, N 3)В представлении прокурора сделан вывод о возникновении между нею и супругом обстоятельств, характеризующих ситуацию как конфликт интересов. Приказом ответчика N 162 л/с от 28 октября 2019 г. она была отстранена от исполнения обязанностей по замещаемой должности в связи с возникновением конфликта интересов. Приказом ответчика N 166 л/с от 1 ноября 2019 г. приказ N 162 л/с от 28 октября 2019 г. был отменен в связи с увольнением ее мужа со службы и урегулированием возникшего конфликта интересов. 21 ноября 2019 г. у Е.О. были истребованы объяснения. Со слов супруга, она была осведомлена, что территорией его оперативного обслуживания является город Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа. Поскольку занимаемая ею должность территориально не подпадает под объект обслуживания супруга, в отношении подчиненности они не находились, Е.О. полагала, что личная заинтересованность не могла возникнуть, в связи с чем она не уведомила ответчика о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов. На заседании комиссии 22 ноября 2019 г. она не присутствовала. Приказом ответчика N 183 л/с от 28 ноября 2019 г. на нее было наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания. Е.О. полагает, что ответчиком не соблюден порядок привлечения ее к дисциплинарной ответственности.