Конфликт интересов пфр
Подборка наиболее важных документов по запросу Конфликт интересов пфр (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Доверенность при банкротстве
(КонсультантПлюс, 2025)...факт выдачи доверенности прежним финансовым управляющим... Кредитору... не оспаривается сторонами, что указывает на наличие длительный период времени конфликта интересов..."
(КонсультантПлюс, 2025)...факт выдачи доверенности прежним финансовым управляющим... Кредитору... не оспаривается сторонами, что указывает на наличие длительный период времени конфликта интересов..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Споры о пенсиях: кто и как выигрывает у ПФР
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2022, N 7)Поскольку участников пенсионного страхования достаточно много и каждый из них преследует свои интересы, возникают ситуации конфликта интересов. Ярким примером может служить увеличение тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Риски системы пенсионного страхования трудноуправляемы и зависят от проводимой в стране социальной политики, существенно подвержены влиянию внешних и внутренних факторов. Рисками участников системы пенсионного страхования управлять проще, однако появление данных рисков зависит от эффективности управления рисками пенсионной системы в целом. В свою очередь, все риски, с которыми сталкивается система пенсионного страхования, можно разделить на внесистемные риски, т.е. риски, не зависящие от деятельности самой системы и влияющие на ее функционирование извне (политические, правовые, демографические, налоговые, инфляционные), и внутрисистемные риски - риски, возникающие вследствие неэффективного управления системой (кадровые риски, информационные риски, риски возникновения ошибок долгосрочного прогнозирования, риск отсутствия сбалансированности бюджетов пенсионных фондов, инвестиционные риски). Кроме того, немаловажное значение имеют коррупционные проявления в системе пенсионного страхования. Пенсионные риски по своему составу многочисленны и неоднородны, носят комплексный характер, находятся на стыке различных сфер жизнедеятельности, не имеют четко описанных границ.
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2022, N 7)Поскольку участников пенсионного страхования достаточно много и каждый из них преследует свои интересы, возникают ситуации конфликта интересов. Ярким примером может служить увеличение тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Риски системы пенсионного страхования трудноуправляемы и зависят от проводимой в стране социальной политики, существенно подвержены влиянию внешних и внутренних факторов. Рисками участников системы пенсионного страхования управлять проще, однако появление данных рисков зависит от эффективности управления рисками пенсионной системы в целом. В свою очередь, все риски, с которыми сталкивается система пенсионного страхования, можно разделить на внесистемные риски, т.е. риски, не зависящие от деятельности самой системы и влияющие на ее функционирование извне (политические, правовые, демографические, налоговые, инфляционные), и внутрисистемные риски - риски, возникающие вследствие неэффективного управления системой (кадровые риски, информационные риски, риски возникновения ошибок долгосрочного прогнозирования, риск отсутствия сбалансированности бюджетов пенсионных фондов, инвестиционные риски). Кроме того, немаловажное значение имеют коррупционные проявления в системе пенсионного страхования. Пенсионные риски по своему составу многочисленны и неоднородны, носят комплексный характер, находятся на стыке различных сфер жизнедеятельности, не имеют четко описанных границ.
Статья: Внебиржевые деривативы и добросовестность участников рынка: обзор накопившихся проблем
(Селивановский А.С.)
("Закон", 2021, N 10)<74> См.: указание Банка России от 22.07.2020 N 5511-У "О требованиях к выявлению конфликта интересов и управлению конфликтом интересов управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и специализированного депозитария".
(Селивановский А.С.)
("Закон", 2021, N 10)<74> См.: указание Банка России от 22.07.2020 N 5511-У "О требованиях к выявлению конфликта интересов и управлению конфликтом интересов управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и специализированного депозитария".
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)НПФ обязан выявлять конфликт интересов, указанный в абзаце втором пункта 1.2 статьи 14 Закона о негосударственных пенсионных фондах, и управлять конфликтом интересов в рамках внутреннего контроля, предусмотренного пунктом 1 статьи 6.3 Закона о негосударственных пенсионных фондах.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)НПФ обязан выявлять конфликт интересов, указанный в абзаце втором пункта 1.2 статьи 14 Закона о негосударственных пенсионных фондах, и управлять конфликтом интересов в рамках внутреннего контроля, предусмотренного пунктом 1 статьи 6.3 Закона о негосударственных пенсионных фондах.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 422-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений"1) раскрытие информации о негосударственном пенсионном фонде, в том числе о его деятельности и о лицах, владеющих акциями негосударственного пенсионного фонда, и о физических лицах, которые прямо или косвенно осуществляют контроль за юридическими лицами, являющимися акционерами негосударственного пенсионного фонда;
(ред. от 25.12.2023)
"О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений"1) раскрытие информации о негосударственном пенсионном фонде, в том числе о его деятельности и о лицах, владеющих акциями негосударственного пенсионного фонда, и о физических лицах, которые прямо или косвенно осуществляют контроль за юридическими лицами, являющимися акционерами негосударственного пенсионного фонда;
Статья: "Публичные расходы" в финансовом праве: проблемы систематизации
(Воробьев Н.С.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Н.И. Землянская подчеркивает, что публичные расходы не сводятся к государственным и муниципальным расходам. Они включают также расходы государственных корпораций, негосударственных фондов, направленные на реализацию общественных интересов. Ключевым критерием в этой связи выступает публичный интерес <7>. Например, финансирование социальных программ через негосударственные пенсионные фонды также относится к публичным расходам. А.М. Черноверхский также акцентирует внимание на появлении новых групп однородных отношений, образующих публичные расходы: публичные расходы Российской Федерации, публичные расходы субъектов Российской Федерации, публичные расходы муниципальных образований, а также публичные расходы социального назначения публичных организаций (государственных корпораций и негосударственных пенсионных фондов) <8>. Вышеизложенное позволяет говорить о том, что современная парадигма публичных расходов требует расширительного подхода к их толкованию, выходящего за рамки исключительно государственных и муниципальных финансов.
(Воробьев Н.С.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Н.И. Землянская подчеркивает, что публичные расходы не сводятся к государственным и муниципальным расходам. Они включают также расходы государственных корпораций, негосударственных фондов, направленные на реализацию общественных интересов. Ключевым критерием в этой связи выступает публичный интерес <7>. Например, финансирование социальных программ через негосударственные пенсионные фонды также относится к публичным расходам. А.М. Черноверхский также акцентирует внимание на появлении новых групп однородных отношений, образующих публичные расходы: публичные расходы Российской Федерации, публичные расходы субъектов Российской Федерации, публичные расходы муниципальных образований, а также публичные расходы социального назначения публичных организаций (государственных корпораций и негосударственных пенсионных фондов) <8>. Вышеизложенное позволяет говорить о том, что современная парадигма публичных расходов требует расширительного подхода к их толкованию, выходящего за рамки исключительно государственных и муниципальных финансов.
Статья: Вправе ли военнослужащий сдавать в аренду жилое помещение?
(Кириченко Н.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 11)Например, согласно ч. 1 ст. 12.3 Федерального закона "О противодействии коррупции" в случае, если владение лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, должность государственной службы, должность муниципальной службы, должность в государственной корпорации, публично-правовой компании, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, должность на основании трудового договора в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
(Кириченко Н.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 11)Например, согласно ч. 1 ст. 12.3 Федерального закона "О противодействии коррупции" в случае, если владение лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, должность государственной службы, должность муниципальной службы, должность в государственной корпорации, публично-правовой компании, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, должность на основании трудового договора в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:
Статья: Может ли бухгалтер одновременно работать официально и по совместительству?
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 11)- в управляющих компаниях инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондах и негосударственных пенсионных фондах;
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 11)- в управляющих компаниях инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондах и негосударственных пенсионных фондах;
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В целях Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" под конфликтом интересов понимается наличие у должностных лиц и их близких родственников прав, предоставляющих возможность получения указанными лицами лично либо через юридического или фактического представителя материальной и личной выгоды в результате использования ими служебных полномочий в части, касающейся инвестирования средств пенсионных накоплений, или информации об инвестировании средств пенсионных накоплений, ставшей им известной или имеющейся в их распоряжении в связи с осуществлением должностными лицами профессиональной деятельности, связанной с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений.
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В целях Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" под конфликтом интересов понимается наличие у должностных лиц и их близких родственников прав, предоставляющих возможность получения указанными лицами лично либо через юридического или фактического представителя материальной и личной выгоды в результате использования ими служебных полномочий в части, касающейся инвестирования средств пенсионных накоплений, или информации об инвестировании средств пенсионных накоплений, ставшей им известной или имеющейся в их распоряжении в связи с осуществлением должностными лицами профессиональной деятельности, связанной с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений.
Статья: Проблемные вопросы правовой регламентации предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов: законодательство и судебная практика
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих, на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 3 статьи 10 ФЗ "О противодействии коррупции").
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих, на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 3 статьи 10 ФЗ "О противодействии коррупции").
"Локальные акты работодателя: актуализация в связи с законодательными изменениями"
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Согласно ч. 3 ст. 10 Закона о коррупции обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Согласно ч. 3 ст. 10 Закона о коррупции обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- разрабатывает меры предотвращения конфликтов в сфере ОПС, в том числе в связи с выполнением полномочий федеральными органами исполнительной власти, вовлеченными в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере ОПС (например, Постановление Правительства РФ от 02.03.2006 N 113 "Об утверждении Положения об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования, должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и членов Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений");
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- разрабатывает меры предотвращения конфликтов в сфере ОПС, в том числе в связи с выполнением полномочий федеральными органами исполнительной власти, вовлеченными в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере ОПС (например, Постановление Правительства РФ от 02.03.2006 N 113 "Об утверждении Положения об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования, должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и членов Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений");
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Управляющая компания вправе осуществлять инвестирование собственных средств, совершать сделки по передаче имущества в пользование, а также оказывать консультационные услуги в области инвестиций при соблюдении требований нормативных актов Банка России по предупреждению конфликта интересов.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Управляющая компания вправе осуществлять инвестирование собственных средств, совершать сделки по передаче имущества в пользование, а также оказывать консультационные услуги в области инвестиций при соблюдении требований нормативных актов Банка России по предупреждению конфликта интересов.
Статья: Порядок передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов
(Ручкина Г.Ф., Амелина Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)1.4. В случае если владение лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, должность государственной службы, должность муниципальной службы, должность в государственной корпорации, публично-правовой компании, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, должность на основании трудового договора в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее - государственный гражданский служащий), ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано, руководствуясь настоящим Порядком, передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление, в срок не позднее 30 дней со дня, когда ему стало известно о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов.
(Ручкина Г.Ф., Амелина Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)1.4. В случае если владение лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, должность государственной службы, должность муниципальной службы, должность в государственной корпорации, публично-правовой компании, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, должность на основании трудового договора в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее - государственный гражданский служащий), ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано, руководствуясь настоящим Порядком, передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление, в срок не позднее 30 дней со дня, когда ему стало известно о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов.