Конфликт интересов ответственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Конфликт интересов ответственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 41 "Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами" Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации""Законодательное закрепление статьей 41 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" негосударственной судебной экспертной деятельности связано прежде всего с возможностью сокращения сроков производства судебных экспертиз и увеличением количества экспертов, представляющих большой спектр экспертных специальностей при сохранении общих принципов судебной экспертизы (объективность, независимость, профессионализм и компетентность, законность, ответственность, соблюдение профессиональной этики и предотвращение конфликта интересов)."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов" Федерального закона "О противодействии коррупции""Довод о том, что в представлении городского прокурора отсутствовало требование о ее увольнении, которое является самой строгой мерой дисциплинарной ответственности, признан судом основанным на неверном толковании закона, поскольку в силу части 6 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" непринятие лицом, на которое возложена соответствующая обязанность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством РФ. Данная мера ответственности является безальтернативной.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответственность директора за сделки с конфликтом интересов: значение согласия участников и проблема двойного взыскания
(Быканов Д.Д.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 5)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 5
(Быканов Д.Д.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 5)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 5
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"1. Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"1. Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"3. Физическое лицо, в отношении которого настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции установлена дисциплинарная ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, освобождается от указанной ответственности в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Соблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также исполнение таких обязанностей должно быть обеспечено физическим лицом не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению таких ограничений, запретов и требований, а также исполнению таких обязанностей, если иное не установлено федеральными законами.
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"3. Физическое лицо, в отношении которого настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции установлена дисциплинарная ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, освобождается от указанной ответственности в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Соблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также исполнение таких обязанностей должно быть обеспечено физическим лицом не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению таких ограничений, запретов и требований, а также исполнению таких обязанностей, если иное не установлено федеральными законами.
Ситуация: Как госслужащему представить уточненные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) остальные госслужащие, включенные в такой перечень, - в течение одного месяца или после 1 апреля или после 30 апреля года, следующего за отчетным, в зависимости от места прохождения госслужбы. Представить уточненные сведения целесообразно как можно быстрей, так как неточности и ошибки, допущенные госслужащим при заполнении справки, могут быть выявлены при проверке достоверности и полноты представленных сведений (см. Как провести проверку достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера госслужащих). В результате к госслужащему может быть применено дисциплинарное взыскание либо материалы проверки могут быть направлены в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Госслужащего могут привлечь к ответственности, даже если нарушения выявят до того, как истечет срок представления уточненных сведений.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) остальные госслужащие, включенные в такой перечень, - в течение одного месяца или после 1 апреля или после 30 апреля года, следующего за отчетным, в зависимости от места прохождения госслужбы. Представить уточненные сведения целесообразно как можно быстрей, так как неточности и ошибки, допущенные госслужащим при заполнении справки, могут быть выявлены при проверке достоверности и полноты представленных сведений (см. Как провести проверку достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера госслужащих). В результате к госслужащему может быть применено дисциплинарное взыскание либо материалы проверки могут быть направлены в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Госслужащего могут привлечь к ответственности, даже если нарушения выявят до того, как истечет срок представления уточненных сведений.
Статья: Актуальные проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе
(Дикажев М.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Необходимо констатировать, что ввиду представленной выше причинной обусловленности протекающий конфликт интересов не влечет за собой привлечение соответствующих должностных лиц к мерам правовой ответственности. Это позволяет рассматривать существующий правовой механизм разрешения конфликтов интересов на государственной (муниципальной) службе как требующий законодательного совершенствования. Последнее требует принятия и включения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях <14> (далее - КоАП РФ) нормы, устанавливающей административную ответственность за совершение лицом, замещающим должность государственной (муниципальной) службы, нарушения порядка реализации служебных (должностных) функций по причине вовлеченности в конфликт интересов. В качестве санкции за совершение рассматриваемого правонарушения предлагается установить меру в виде дисквалификации - лишения права занимать должности в системе государственного управления. Наиболее соответствующим тяжести рассматриваемого деяния следует полагать трехлетний срок лишения лица соответствующего права. Важно подчеркнуть, что рассматриваемая санкция исключает возможность избегания лицом, вовлеченным в конфликт интересов, правовой ответственности путем подачи заявления о расторжении трудовых отношений с государственным (муниципальным) органом по собственному желанию.
(Дикажев М.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Необходимо констатировать, что ввиду представленной выше причинной обусловленности протекающий конфликт интересов не влечет за собой привлечение соответствующих должностных лиц к мерам правовой ответственности. Это позволяет рассматривать существующий правовой механизм разрешения конфликтов интересов на государственной (муниципальной) службе как требующий законодательного совершенствования. Последнее требует принятия и включения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях <14> (далее - КоАП РФ) нормы, устанавливающей административную ответственность за совершение лицом, замещающим должность государственной (муниципальной) службы, нарушения порядка реализации служебных (должностных) функций по причине вовлеченности в конфликт интересов. В качестве санкции за совершение рассматриваемого правонарушения предлагается установить меру в виде дисквалификации - лишения права занимать должности в системе государственного управления. Наиболее соответствующим тяжести рассматриваемого деяния следует полагать трехлетний срок лишения лица соответствующего права. Важно подчеркнуть, что рассматриваемая санкция исключает возможность избегания лицом, вовлеченным в конфликт интересов, правовой ответственности путем подачи заявления о расторжении трудовых отношений с государственным (муниципальным) органом по собственному желанию.
Форма: Положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)5.4. Для обеспечения возможности выявления личной заинтересованности работников при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, Ответственного сотрудника необходимо обеспечить информацией, которая может содержать признаки наличия у работника личной заинтересованности при осуществлении закупок. Взаимодействие сотрудников ГБУДО г. Москвы "Школа искусств" с Ответственным сотрудником осуществляется следующими способами:
(КонсультантПлюс, 2025)5.4. Для обеспечения возможности выявления личной заинтересованности работников при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, Ответственного сотрудника необходимо обеспечить информацией, которая может содержать признаки наличия у работника личной заинтересованности при осуществлении закупок. Взаимодействие сотрудников ГБУДО г. Москвы "Школа искусств" с Ответственным сотрудником осуществляется следующими способами:
Статья: Требование об отсутствии конфликта интересов между должностными лицами заказчика и участниками закупок
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Ответственность должностных лиц заказчика
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Ответственность должностных лиц заказчика
Статья: Конфликт интересов и способы его урегулирования
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 10)Вообще вопрос о наличии или отсутствии конфликта интересов является очень важным, поскольку определяет необходимость или отсутствие необходимости совершать действия, связанные с предотвращением конфликта интересов. Решение данного вопроса влечет рассмотрение вопроса об основаниях для ответственности служащего вплоть до увольнения со службы.
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 10)Вообще вопрос о наличии или отсутствии конфликта интересов является очень важным, поскольку определяет необходимость или отсутствие необходимости совершать действия, связанные с предотвращением конфликта интересов. Решение данного вопроса влечет рассмотрение вопроса об основаниях для ответственности служащего вплоть до увольнения со службы.
Статья: О конфликте конституционных и уголовно-процессуальных интересов при уголовном преследовании судьи
(Романенко Н.В.)
("Российский судья", 2021, N 9)Ключевые слова: неприкосновенность судьи, конституционные интересы правосудия, интересы уголовного судопроизводства, уголовное преследование судьи, конфликт интересов, уголовная ответственность судьи, статус судьи.
(Романенко Н.В.)
("Российский судья", 2021, N 9)Ключевые слова: неприкосновенность судьи, конституционные интересы правосудия, интересы уголовного судопроизводства, уголовное преследование судьи, конфликт интересов, уголовная ответственность судьи, статус судьи.
Готовое решение: Какие особенности приема на работу по совместительству действующего госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно официальной позиции определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого гражданского служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями (Письмо Минздравсоцразвития России от 16.09.2008 N 2796-17).
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно официальной позиции определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого гражданского служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями (Письмо Минздравсоцразвития России от 16.09.2008 N 2796-17).
Готовое решение: Как урегулировать конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе
(КонсультантПлюс, 2025)госслужащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует применить к госслужащему меры ответственности. В определенных ситуациях он освобождается от дисциплинарной ответственности;
(КонсультантПлюс, 2025)госслужащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует применить к госслужащему меры ответственности. В определенных ситуациях он освобождается от дисциплинарной ответственности;
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)2. Сотрудник, в отношении которого Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции установлена дисциплинарная ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, освобождается от указанной ответственности в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств. Соблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также исполнение таких обязанностей должны быть обеспечены сотрудником не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению таких ограничений, запретов и требований, а также исполнению таких обязанностей, если иное не установлено федеральными законами.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)2. Сотрудник, в отношении которого Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции установлена дисциплинарная ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, освобождается от указанной ответственности в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств. Соблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также исполнение таких обязанностей должны быть обеспечены сотрудником не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению таких ограничений, запретов и требований, а также исполнению таких обязанностей, если иное не установлено федеральными законами.
Статья: Реализация мер ответственности представителя нанимателя (работодателя) за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов у подчиненных
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Рассматриваемые меры ответственности представителя нанимателя (работодателя) носят ограниченный характер, что справедливо отмечается в юридической литературе. Д.Е. Зайков констатирует, что Трудовой кодекс РФ не содержит подобного положения: лицо, осуществляющее функции работодателя, если оно не сторона конфликта интересов, не является субъектом ответственности по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ <22>. Данный вопрос является актуальным с учетом распространения требований по предотвращению и урегулированию конфликта на работников в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, государственных внебюджетных фондах, иных организациях, создаваемых на основании федеральных законов, а также в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед государственными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Рассматриваемые меры ответственности представителя нанимателя (работодателя) носят ограниченный характер, что справедливо отмечается в юридической литературе. Д.Е. Зайков констатирует, что Трудовой кодекс РФ не содержит подобного положения: лицо, осуществляющее функции работодателя, если оно не сторона конфликта интересов, не является субъектом ответственности по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ <22>. Данный вопрос является актуальным с учетом распространения требований по предотвращению и урегулированию конфликта на работников в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, государственных внебюджетных фондах, иных организациях, создаваемых на основании федеральных законов, а также в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед государственными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления.