Конфликт интересов на госслужбе родственники
Подборка наиболее важных документов по запросу Конфликт интересов на госслужбе родственники (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Антикоррупционные стандарты в отношении публичных должностных лиц: применение субъектами Российской Федерации опережающего правового регулирования
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 2)2.4. План на 2018 - 2020 годы предусматривал поручения руководителям федеральных государственных органов, высшим должностным лицам субъектов РФ и руководителям органов местного самоуправления обеспечить кадровую работу по актуализации сведений, содержащихся в анкетах, представляемых при назначении на указанные должности государственной и муниципальной службы и поступлении на такую службу, об их родственниках и свойственниках в целях выявления возможного конфликта интересов (пп. "б" п. 12, пп. "б" п. 13, пп. "б" п. 14). Эти поручения соотносятся с поручением рассмотреть вопрос о целесообразности законодательного установления дополнительных мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (п. 5).
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 2)2.4. План на 2018 - 2020 годы предусматривал поручения руководителям федеральных государственных органов, высшим должностным лицам субъектов РФ и руководителям органов местного самоуправления обеспечить кадровую работу по актуализации сведений, содержащихся в анкетах, представляемых при назначении на указанные должности государственной и муниципальной службы и поступлении на такую службу, об их родственниках и свойственниках в целях выявления возможного конфликта интересов (пп. "б" п. 12, пп. "б" п. 13, пп. "б" п. 14). Эти поручения соотносятся с поручением рассмотреть вопрос о целесообразности законодательного установления дополнительных мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (п. 5).
Статья: К вопросу о противодействии коррупции в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
(Кочкина О.В., Дроздова Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 5)В свою очередь, институту конфликта интересов отведена роль эффективного средства профилактики и предупреждения коррупционных проявлений на государственной службе. Рассматриваемый институт способствует поддержанию принципа гласности в деятельности государственных органов. Ключевым моментом для понимания возможности наступления конфликта интересов на государственной службе является личная заинтересованность служащего.
(Кочкина О.В., Дроздова Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 5)В свою очередь, институту конфликта интересов отведена роль эффективного средства профилактики и предупреждения коррупционных проявлений на государственной службе. Рассматриваемый институт способствует поддержанию принципа гласности в деятельности государственных органов. Ключевым моментом для понимания возможности наступления конфликта интересов на государственной службе является личная заинтересованность служащего.
Нормативные акты
Приказ Минкультуры России от 14.03.2025 N 454
"Об утверждении плана по противодействию коррупции Минкультуры России на 2025 - 2028 годы"Актуализация сведений, содержащихся в анкетах граждан и гражданских служащих, представляемых в Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России при поступлении на федеральную государственную гражданскую службу, об их родственниках и свойственниках в целях выявления возможного конфликта интересов
"Об утверждении плана по противодействию коррупции Минкультуры России на 2025 - 2028 годы"Актуализация сведений, содержащихся в анкетах граждан и гражданских служащих, представляемых в Минкультуры России, территориальные органы Минкультуры России при поступлении на федеральную государственную гражданскую службу, об их родственниках и свойственниках в целях выявления возможного конфликта интересов
Статья: Надзор за исполнением законодательства в сфере лесопользования (практика прокуратуры Республики Коми)
(Куницына Е.А., Сметанина Н.Э.)
("Законность", 2023, N 7)Участковые лесничие ГУ РК "Междуреченское лесничество", ГУ РК "Ертомское лесничество", действуя в условиях конфликта интересов, выполняли административные процедуры при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений, по которым сами либо их родственники выступали покупателями.
(Куницына Е.А., Сметанина Н.Э.)
("Законность", 2023, N 7)Участковые лесничие ГУ РК "Междуреченское лесничество", ГУ РК "Ертомское лесничество", действуя в условиях конфликта интересов, выполняли административные процедуры при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений, по которым сами либо их родственники выступали покупателями.
Статья: Конфликт интересов на должности председателя КСП
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 1)В целях разъяснения ситуаций, которые могут повлечь возникновение конфликта интересов, Минтруд России подготовил Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования (см. Письмо от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088). В указанном Письме излагаются ситуации, которые следует рассматривать как влекущие возможность возникновения конфликта интересов, и предлагаются меры по урегулированию конфликта интересов.
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 1)В целях разъяснения ситуаций, которые могут повлечь возникновение конфликта интересов, Минтруд России подготовил Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования (см. Письмо от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088). В указанном Письме излагаются ситуации, которые следует рассматривать как влекущие возможность возникновения конфликта интересов, и предлагаются меры по урегулированию конфликта интересов.
Статья: Из зала суда: увольнение в связи с утратой доверия
(Петрова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 6)В Определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции N 88-1571/2024 рассмотрена следующая ситуация. Государственный служащий Г. был уволен распоряжением представителя нанимателя на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 37, п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона N 79-ФЗ, доклада подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений, за нарушение ч. 1 и 2 ст. 11 Федерального закона N 273-ФЗ, п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 79-ФЗ, выразившееся в несвоевременном уведомлении представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов в рамках осуществления своих полномочий заместителя министра здравоохранения при рассмотрении вопросов распределения субсидий на иные цели подведомственным Минздраву медицинским организациям, заключившим договоры на оказание услуг с ООО "П.", учредителем и руководителем которого являлись близкие родственники госслужащего, а также за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. Было принято решение об освобождении от замещаемой должности заместителя министра здравоохранения и увольнении его с государственной гражданской службы. Издан приказ об увольнении Г. по п. 1.1 ч. 1 ст. 37, п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона N 79-ФЗ в связи с утратой доверия.
(Петрова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 6)В Определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции N 88-1571/2024 рассмотрена следующая ситуация. Государственный служащий Г. был уволен распоряжением представителя нанимателя на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 37, п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона N 79-ФЗ, доклада подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений, за нарушение ч. 1 и 2 ст. 11 Федерального закона N 273-ФЗ, п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 79-ФЗ, выразившееся в несвоевременном уведомлении представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов в рамках осуществления своих полномочий заместителя министра здравоохранения при рассмотрении вопросов распределения субсидий на иные цели подведомственным Минздраву медицинским организациям, заключившим договоры на оказание услуг с ООО "П.", учредителем и руководителем которого являлись близкие родственники госслужащего, а также за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. Было принято решение об освобождении от замещаемой должности заместителя министра здравоохранения и увольнении его с государственной гражданской службы. Издан приказ об увольнении Г. по п. 1.1 ч. 1 ст. 37, п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона N 79-ФЗ в связи с утратой доверия.
Вопрос: Допустимо ли прохождение службы государственными служащими в одном государственном органе, в том числе в территориальном органе МЧС России, родственниками (свойственниками)?
("Официальный сайт МЧС России", 2022)Назначение государственного служащего руководителем (временно исполняющим обязанности руководителя) территориального органа при условии, что в данном территориальном органе проходят службу его родственники или свойственники, приведет к нарушению установленного законодательством о прохождении службы ограничения. В случае если родственники или свойственники осуществляют трудовую деятельность в организации, подчиненной территориальному органу, соответствующему руководителю необходимо принять исчерпывающие меры, направленные на недопущение реализации личной заинтересованности в отношении родственников или свойственников.
("Официальный сайт МЧС России", 2022)Назначение государственного служащего руководителем (временно исполняющим обязанности руководителя) территориального органа при условии, что в данном территориальном органе проходят службу его родственники или свойственники, приведет к нарушению установленного законодательством о прохождении службы ограничения. В случае если родственники или свойственники осуществляют трудовую деятельность в организации, подчиненной территориальному органу, соответствующему руководителю необходимо принять исчерпывающие меры, направленные на недопущение реализации личной заинтересованности в отношении родственников или свойственников.
Готовое решение: Как урегулировать конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе
(КонсультантПлюс, 2025)1. Что такое конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе
(КонсультантПлюс, 2025)1. Что такое конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе
Статья: Конфликт интересов и его типовые ситуации на службе в уголовно-исполнительной системе
(Хамизова С.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В практической деятельности существует систематизированная по одному или нескольким критериям совокупность имеющихся сведений об условиях, в которых возникает конфликт интересов на государственной службе. Рассмотрим типичные ситуации, в которых может оказаться сотрудник уголовно-исполнительной системы в процессе выполнения своих должностных обязанностей.
(Хамизова С.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В практической деятельности существует систематизированная по одному или нескольким критериям совокупность имеющихся сведений об условиях, в которых возникает конфликт интересов на государственной службе. Рассмотрим типичные ситуации, в которых может оказаться сотрудник уголовно-исполнительной системы в процессе выполнения своих должностных обязанностей.
Ситуация: Что такое конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе и как его предотвратить или урегулировать
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К случаям возникновения личной заинтересованности можно отнести ситуации, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например друзья служащего, его родственников.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К случаям возникновения личной заинтересованности можно отнести ситуации, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например друзья служащего, его родственников.
Статья: Эффективность управления государственными предприятиями: анализ международного опыта
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 2)В целях повышения прозрачности деятельности госпредприятий и представителей собственников, а также в целях обеспечения общественного контроля в Российской Федерации, в соответствии с Принципами ACI, применяются инструменты декларирования доходов чиновников и менеджеров госпредприятий, а также членов их семей и ближайших родственников. Аналогичные правила предусмотрены в законодательстве большинства опрошенных ОЭСР стран. Например, в Южной Корее такие требования установлены Законом "Об этике на государственной службе". Ключевую роль в формировании, во-первых, условий недопущения конфликта интересов, а во-вторых, нацеленности лиц, обладающих властными полномочиями, на соблюдение интересов общества, а не личных интересов играет введенная в 2014 году в ГК РФ норма ст. 53.1 об ответственности членов органов управления и ответственности теневого директора (п. 3) за причинение убытков обществу своими недобросовестными или неразумными действиями (бездействием).
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 2)В целях повышения прозрачности деятельности госпредприятий и представителей собственников, а также в целях обеспечения общественного контроля в Российской Федерации, в соответствии с Принципами ACI, применяются инструменты декларирования доходов чиновников и менеджеров госпредприятий, а также членов их семей и ближайших родственников. Аналогичные правила предусмотрены в законодательстве большинства опрошенных ОЭСР стран. Например, в Южной Корее такие требования установлены Законом "Об этике на государственной службе". Ключевую роль в формировании, во-первых, условий недопущения конфликта интересов, а во-вторых, нацеленности лиц, обладающих властными полномочиями, на соблюдение интересов общества, а не личных интересов играет введенная в 2014 году в ГК РФ норма ст. 53.1 об ответственности членов органов управления и ответственности теневого директора (п. 3) за причинение убытков обществу своими недобросовестными или неразумными действиями (бездействием).
Статья: Уведомление нанимателя об осуществлении иной оплачиваемой работы
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)В Обзоре типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, подготовленном Минтрудом и размещенном на его официальном сайте (далее - Обзор), приводятся следующие ситуации конфликта интересов, связанные с выполнением иной оплачиваемой работы. Рассмотренные ситуации следует учитывать и в отношении муниципальных служащих.
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)В Обзоре типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, подготовленном Минтрудом и размещенном на его официальном сайте (далее - Обзор), приводятся следующие ситуации конфликта интересов, связанные с выполнением иной оплачиваемой работы. Рассмотренные ситуации следует учитывать и в отношении муниципальных служащих.
Статья: Регулирование конфликта интересов: типология зарубежного опыта
(Кененова И.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)<3> Руководство ОЭСР по разрешению конфликтов интересов на государственной службе. OECD. June 2003. С. 3. URL: https://www.oecd.org/gov/ethics/49106105.pdf.
(Кененова И.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)<3> Руководство ОЭСР по разрешению конфликтов интересов на государственной службе. OECD. June 2003. С. 3. URL: https://www.oecd.org/gov/ethics/49106105.pdf.