Конфликт интересов мвд
Подборка наиболее важных документов по запросу Конфликт интересов мвд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Этика госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. ст. 18, 19 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, Общие принципы служебного поведения госслужащих, Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных госслужащих и урегулированию конфликта интересов, п. 31 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 21.12.2022
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. ст. 18, 19 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, Общие принципы служебного поведения госслужащих, Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных госслужащих и урегулированию конфликта интересов, п. 31 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 21.12.2022
Апелляционное определение Московского городского суда от 26.06.2024 по делу N 33-23275/2024 (УИД 77RS0010-02-2023-004872-65)
Категория спора: Причинение морального вреда, защита чести, достоинства и деловой репутации.
Требования потерпевшего: 1) О признании сведений не соответствующими действительности и порочащими честь, достоинство и деловую репутацию; 2) Об обязании не чинить препятствий в осуществлении трудовых обязанностей.
Обстоятельства: В материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих, что ответчик обратился в государственные органы с оспариваемыми заявлениями в отношении истца исключительно с намерением причинить вред последнему.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Оснований для иной оценки исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает и отмечает, что как верно установлено судом, изложенные ответчиком в оспариваемых заявлениях факты в большинстве своем подтвердились, то есть не являются безосновательными. В частности, об этом свидетельствует ответ на обращение фио из МВД России, где подтвержден факт наличия конфликта интересов в случае прохождения совместной службы К. и фио, что противоречит доводам и результатам проверок по обращениям фио, проведенных руководством ВИПК МВД России, представленным в материалы дела стороной истца. Также судом было правильно отмечено, что заявления фио не содержали оскорбительных формулировок.
Категория спора: Причинение морального вреда, защита чести, достоинства и деловой репутации.
Требования потерпевшего: 1) О признании сведений не соответствующими действительности и порочащими честь, достоинство и деловую репутацию; 2) Об обязании не чинить препятствий в осуществлении трудовых обязанностей.
Обстоятельства: В материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих, что ответчик обратился в государственные органы с оспариваемыми заявлениями в отношении истца исключительно с намерением причинить вред последнему.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Оснований для иной оценки исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает и отмечает, что как верно установлено судом, изложенные ответчиком в оспариваемых заявлениях факты в большинстве своем подтвердились, то есть не являются безосновательными. В частности, об этом свидетельствует ответ на обращение фио из МВД России, где подтвержден факт наличия конфликта интересов в случае прохождения совместной службы К. и фио, что противоречит доводам и результатам проверок по обращениям фио, проведенных руководством ВИПК МВД России, представленным в материалы дела стороной истца. Также судом было правильно отмечено, что заявления фио не содержали оскорбительных формулировок.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемные вопросы правовой регламентации предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов: законодательство и судебная практика
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)<22> Карпычев М.В. Конфликт интересов: некоторые проблемы теории и практики гражданского права // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. N 18. С. 74 - 79.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)<22> Карпычев М.В. Конфликт интересов: некоторые проблемы теории и практики гражданского права // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. N 18. С. 74 - 79.
"Реестр требований кредиторов и его формирование в процессе несостоятельности (банкротства)"
(Ходаковский А.П.)
("Статут", 2023)<1> См.: Алиев А.Р. К проблеме конфликта интересов при принудительном банкротстве юридических лиц // Вестник Московского университета МВД России. 2010. N 6. С. 53 - 57.
(Ходаковский А.П.)
("Статут", 2023)<1> См.: Алиев А.Р. К проблеме конфликта интересов при принудительном банкротстве юридических лиц // Вестник Московского университета МВД России. 2010. N 6. С. 53 - 57.
Нормативные акты
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Пример. Л. обратился в суд с иском к управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Пример. Л. обратился в суд с иском к управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула.
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Пунктом 1 части 1 статьи 82.1 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Пунктом 1 части 1 статьи 82.1 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
Статья: Совершенствование правового регулирования претензионной работы в органах внутренних дел Российской Федерации
(Самолысов П.В., Цвилий-Букланова А.А., Белова С.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)В статье рассмотрены вопросы, касающиеся роли претензионной работы в правовой деятельности ОВД РФ, состоящей в разрешении спорных ситуаций и конфликтов между сторонами, связанных с нарушениями одной из сторон правоотношений (возникающих в случаях неисполнения обязательств одной из сторон). Актуальность темы исследования подтверждается тем вниманием, которое МВД России уделяет организации правовой работы в целом, а также тем, что данный вид деятельности закономерно отражает современные тенденции возрастания роли права, усовершенствования правовых средств реализации интересов органов внутренних дел, а также необходимостью научного осмысления указанного направления. Претензионная работа является важной составляющей правовой работы органов внутренних дел. Необходимость рассмотрения совершенствования правового регулирования претензионной работы связана с обеспечением органами внутренних дел соблюдения законности, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, предотвращения внешних и внутренних конфликтов и разрешения споров. Целью исследования является выработка мероприятий по совершенствованию претензионной работы по направлениям деятельности: организационно-правового характера, информационного обеспечения, кадрового обеспечения, ресурсного обеспечения.
(Самолысов П.В., Цвилий-Букланова А.А., Белова С.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)В статье рассмотрены вопросы, касающиеся роли претензионной работы в правовой деятельности ОВД РФ, состоящей в разрешении спорных ситуаций и конфликтов между сторонами, связанных с нарушениями одной из сторон правоотношений (возникающих в случаях неисполнения обязательств одной из сторон). Актуальность темы исследования подтверждается тем вниманием, которое МВД России уделяет организации правовой работы в целом, а также тем, что данный вид деятельности закономерно отражает современные тенденции возрастания роли права, усовершенствования правовых средств реализации интересов органов внутренних дел, а также необходимостью научного осмысления указанного направления. Претензионная работа является важной составляющей правовой работы органов внутренних дел. Необходимость рассмотрения совершенствования правового регулирования претензионной работы связана с обеспечением органами внутренних дел соблюдения законности, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, предотвращения внешних и внутренних конфликтов и разрешения споров. Целью исследования является выработка мероприятий по совершенствованию претензионной работы по направлениям деятельности: организационно-правового характера, информационного обеспечения, кадрового обеспечения, ресурсного обеспечения.
Статья: Актуальные проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе
(Дикажев М.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)<5> Кандыбин Р.В. Теоретическое обоснование актуальности противодействия конфликту интересов как одному из источников проявления коррупции // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. N 3(29). С. 110.
(Дикажев М.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)<5> Кандыбин Р.В. Теоретическое обоснование актуальности противодействия конфликту интересов как одному из источников проявления коррупции // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. N 3(29). С. 110.
Статья: Представительство несовершеннолетних потерпевших в уголовном судопроизводстве: законное, профессиональное, адвокатское
(Артамонова Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 3)Во-вторых, на федеральном уровне до сих пор не решен вопрос о предоставлении каждому несовершеннолетнему потерпевшему адвоката-представителя по назначению. Предусмотрена такая возможность только в одном прямо установленном законом случае при определенных условиях. Предписания ч. 2.1 ст. 45 УПК РФ обязывают лицо, в чьем производстве находится уголовное дело, назначить адвоката-представителя потерпевшему, если он младше 16 лет и пострадал от преступления против половой неприкосновенности (особую значимость рассматриваемое положение приобретает в случаях совершения подобных преступлений близким родственником несовершеннолетнего <17>). Такая обязанность у правоприменителя возникает в результате выраженного волеизъявления законного представителя. По смыслу закона и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ (абз. 2 п. 7 Постановления от 29 июня 2010 г. N 17) правоприменитель обязан разъяснить законному представителю в подобных случаях право ходатайствовать о предоставлении адвоката-представителя по назначению, но не принять самостоятельно меры по назначению представителя, как это делается в отношении адвоката-защитника несовершеннолетнего обвиняемого. Не соблюдается баланс принимаемых правоприменителем мер защиты интересов непосредственных участников уголовно-процессуального конфликта, нарушается конституционное предписание, гарантирующее право каждого на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ).
(Артамонова Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 3)Во-вторых, на федеральном уровне до сих пор не решен вопрос о предоставлении каждому несовершеннолетнему потерпевшему адвоката-представителя по назначению. Предусмотрена такая возможность только в одном прямо установленном законом случае при определенных условиях. Предписания ч. 2.1 ст. 45 УПК РФ обязывают лицо, в чьем производстве находится уголовное дело, назначить адвоката-представителя потерпевшему, если он младше 16 лет и пострадал от преступления против половой неприкосновенности (особую значимость рассматриваемое положение приобретает в случаях совершения подобных преступлений близким родственником несовершеннолетнего <17>). Такая обязанность у правоприменителя возникает в результате выраженного волеизъявления законного представителя. По смыслу закона и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ (абз. 2 п. 7 Постановления от 29 июня 2010 г. N 17) правоприменитель обязан разъяснить законному представителю в подобных случаях право ходатайствовать о предоставлении адвоката-представителя по назначению, но не принять самостоятельно меры по назначению представителя, как это делается в отношении адвоката-защитника несовершеннолетнего обвиняемого. Не соблюдается баланс принимаемых правоприменителем мер защиты интересов непосредственных участников уголовно-процессуального конфликта, нарушается конституционное предписание, гарантирующее право каждого на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ).
Статья: Административно-правовое регулирование защиты прав несовершеннолетних при использовании ими информационно-телекоммуникационной сети Интернет (на примере Китайской Народной Республики)
(Соломатина Е.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
(Соломатина Е.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Статья: Условия и факторы эффективности применения дисциплинарных взысканий на государственной службе
(Добробаба М.Б.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Следует отметить, что наложению дисциплинарных взысканий, помимо субъекта дисциплинарной юрисдикции, предшествует или сопутствует деятельность других участников дисциплинарного производства, таких как субъекты, осуществляющие служебную проверку (проверку) либо оказывающие содействие в ее проведении (комиссия по проведению служебной проверки; подразделение кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений; комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов), субъекты, обеспечивающие законность и обоснованность дисциплинарных санкций (вышестоящий руководитель; комиссия государственного органа по рассмотрению служебных споров). В связи с этим к факторам данной группы следует отнести: нормативную урегулированность обязанностей и прав субъекта дисциплинарной юрисдикции и иных участников дисциплинарного производства; знание участниками дисциплинарного производства норм служебного законодательства, регулирующих дисциплинарных отношения, и другие факторы.
(Добробаба М.Б.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Следует отметить, что наложению дисциплинарных взысканий, помимо субъекта дисциплинарной юрисдикции, предшествует или сопутствует деятельность других участников дисциплинарного производства, таких как субъекты, осуществляющие служебную проверку (проверку) либо оказывающие содействие в ее проведении (комиссия по проведению служебной проверки; подразделение кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений; комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов), субъекты, обеспечивающие законность и обоснованность дисциплинарных санкций (вышестоящий руководитель; комиссия государственного органа по рассмотрению служебных споров). В связи с этим к факторам данной группы следует отнести: нормативную урегулированность обязанностей и прав субъекта дисциплинарной юрисдикции и иных участников дисциплинарного производства; знание участниками дисциплинарного производства норм служебного законодательства, регулирующих дисциплинарных отношения, и другие факторы.
Статья: Планирование расследования коррупционных преступлений, совершаемых в правоохранительных органах
(Бардачевский Р.И.)
("Российский следователь", 2022, N 4)В свою очередь, прокурорские проверки направлены на выявление фактов конкретных правонарушений в учреждении, незаконного обогащения, коррупционного конфликта интересов и т.п. <5> Для анализа приведена ситуация, в которой по результатам проверки деклараций о доходах выявлены сведения о незаконном обогащении сотрудника МВД РФ. В указанной ситуации представлены сведения о незаконном обогащении, о преступнике, его должности и продвижении по службе, однако отсутствуют сведения о способе совершения конкретного преступления, обстановке и нормативных актах, регламентирующих деятельность, позволившую незаконно обогатиться (табл. 4).
(Бардачевский Р.И.)
("Российский следователь", 2022, N 4)В свою очередь, прокурорские проверки направлены на выявление фактов конкретных правонарушений в учреждении, незаконного обогащения, коррупционного конфликта интересов и т.п. <5> Для анализа приведена ситуация, в которой по результатам проверки деклараций о доходах выявлены сведения о незаконном обогащении сотрудника МВД РФ. В указанной ситуации представлены сведения о незаконном обогащении, о преступнике, его должности и продвижении по службе, однако отсутствуют сведения о способе совершения конкретного преступления, обстановке и нормативных актах, регламентирующих деятельность, позволившую незаконно обогатиться (табл. 4).
Статья: Понятие конфликта интересов. Порядок и способы урегулирования в государственных структурах Российской Федерации и опыт зарубежных стран
(Пархоменко Е.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2021, N 1-2)Пархоменко Екатерина Вячеславовна, Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина.
(Пархоменко Е.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2021, N 1-2)Пархоменко Екатерина Вячеславовна, Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина.
Статья: Конституционное право и политический реализм: негативная теория свободы слова
(Кульнев А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)Своекорыстные мотивы регулирования выражаются в запрете высказываний, угрожающих положению конкретного должностного лица или влиятельной группы. Другими словами, это цензура для удержания власти. Попытки принятия таких ограничительных норм вполне естественны: они связаны с конфликтом интересов государственных деятелей, который обострен при ограничении высказываний. Самая нежелательная ситуация для должностного лица практически в любой стране (особенно в демократической) - общественное недовольство его действиями - формируется именно посредством слов. В этой связи наделение чиновников властью ограждать людей от высказываний сродни назначению лисы охранником курятника.
(Кульнев А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)Своекорыстные мотивы регулирования выражаются в запрете высказываний, угрожающих положению конкретного должностного лица или влиятельной группы. Другими словами, это цензура для удержания власти. Попытки принятия таких ограничительных норм вполне естественны: они связаны с конфликтом интересов государственных деятелей, который обострен при ограничении высказываний. Самая нежелательная ситуация для должностного лица практически в любой стране (особенно в демократической) - общественное недовольство его действиями - формируется именно посредством слов. В этой связи наделение чиновников властью ограждать людей от высказываний сродни назначению лисы охранником курятника.
Вопрос: Какие действия не вправе осуществлять лица, проводящие проверку по факту нарушения ограничений, запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов также утверждаются на ведомственном уровне во исполнение требований п. 7 Указа Президента РФ от 01.07.2010 N 821 (например, Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата МВД России и урегулированию конфликта интересов, утв. Приказом МВД России от 11.01.2023 N 5; Положение о Комиссии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов, утв. Приказом Минцифры России от 22.03.2023 N 286; Положение о комиссии территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утв. Приказом Росреестра от 19.10.2023 N П/0434).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов также утверждаются на ведомственном уровне во исполнение требований п. 7 Указа Президента РФ от 01.07.2010 N 821 (например, Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата МВД России и урегулированию конфликта интересов, утв. Приказом МВД России от 11.01.2023 N 5; Положение о Комиссии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов, утв. Приказом Минцифры России от 22.03.2023 N 286; Положение о комиссии территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утв. Приказом Росреестра от 19.10.2023 N П/0434).
Статья: Значение мер дисциплинарного пресечения в борьбе с коррупционными проявлениями в сфере органов внутренних дел
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2024, N 3)В октябре 2019 года в адрес руководства Сургутского ЛО МВД России на транспорте поступило представление Сургутского транспортного прокурора, в котором сообщалось о неуведомлении Е.О., проходившей службу в должности оперуполномоченного ОЭБиПК Сургутского ЛО МВД России на транспорте, о возможном возникновении ее личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В период с 30 августа 2017 г. по 1 ноября 2019 г. ее муж проходил службу в должности оперуполномоченного по особо важным делам ОСБ УТ МВД России по УрФО (дислокация в городе Сургуте), в отдельные периоды времени неоднократно выполнял обязанности старшего оперуполномоченного по особо важным делам данного подразделения.
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2024, N 3)В октябре 2019 года в адрес руководства Сургутского ЛО МВД России на транспорте поступило представление Сургутского транспортного прокурора, в котором сообщалось о неуведомлении Е.О., проходившей службу в должности оперуполномоченного ОЭБиПК Сургутского ЛО МВД России на транспорте, о возможном возникновении ее личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В период с 30 августа 2017 г. по 1 ноября 2019 г. ее муж проходил службу в должности оперуполномоченного по особо важным делам ОСБ УТ МВД России по УрФО (дислокация в городе Сургуте), в отдельные периоды времени неоднократно выполнял обязанности старшего оперуполномоченного по особо важным делам данного подразделения.