Конфликт интересов фссп
Подборка наиболее важных документов по запросу Конфликт интересов фссп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 11 "Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов" Федерального закона "О противодействии коррупции""Судом апелляционной инстанции оставлено без внимания, что по итогам рассмотрения представления прокурора руководителем Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре установлен факт совершения Е. коррупционного проступка, выразившегося в нарушении пункта 13 части 1 статьи 12 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации", пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", пункта 2 приказа Федеральной службы судебных приставов России от 17 февраля 2021 года N 57, согласно которым сотрудник обязан сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов при исполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта. Тем не менее, при таких обстоятельствах нанимателем избран не предусмотренный законом вид взыскания в виде объявления о неполном служебном соответствии."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащего в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)"...Государственный гражданский служащий до начала исполнения должностных обязанностей, на надлежащее исполнение которых может повлиять личная заинтересованность, обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Государственный гражданский служащий до начала исполнения должностных обязанностей, на надлежащее исполнение которых может повлиять личная заинтересованность, обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок урегулирования конфликта интересов в учреждении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отдельных учреждениях может действовать свое положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов. Например, Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих органов принудительного исполнения Российской Федерации и работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в федеральном государственном автономном учреждении "Санаторий ФССП России "Зеленая долина", и урегулированию конфликта интересов, утв. Приказом ФССП России от 27.07.2021 N 382.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отдельных учреждениях может действовать свое положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов. Например, Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих органов принудительного исполнения Российской Федерации и работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в федеральном государственном автономном учреждении "Санаторий ФССП России "Зеленая долина", и урегулированию конфликта интересов, утв. Приказом ФССП России от 27.07.2021 N 382.
Статья: Беспристрастность: от принципа административного судопроизводства к общему принципу административного права
(Курындин П.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)В Апелляционном определении Верховного суда Республики Калмыкия от 23 января 2020 г. N 33-25/2020 суд применил законодательство и о принудительном исполнении, и о противодействии коррупции: "Гражданский служащий Федеральной службы судебных приставов, ее территориального органа обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов". Получается, что беспристрастность все равно рассматривается в свете противодействия коррупции.
(Курындин П.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)В Апелляционном определении Верховного суда Республики Калмыкия от 23 января 2020 г. N 33-25/2020 суд применил законодательство и о принудительном исполнении, и о противодействии коррупции: "Гражданский служащий Федеральной службы судебных приставов, ее территориального органа обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов". Получается, что беспристрастность все равно рассматривается в свете противодействия коррупции.
Нормативные акты
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Порядок уведомления федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее - Порядок) во исполнение части 2 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в редакции Федерального закона от 5 октября 2015 года N 285-ФЗ) утвержден приказом Федеральной службы судебных приставов от 8 сентября 2016 года N 492. Согласно пункту 5 Порядка уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, оформляется гражданским служащим Федеральной службы судебных приставов, ее территориального органа в письменном виде в произвольной форме или по образцу, содержащемуся в приложении N 1 к Порядку.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Порядок уведомления федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее - Порядок) во исполнение части 2 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в редакции Федерального закона от 5 октября 2015 года N 285-ФЗ) утвержден приказом Федеральной службы судебных приставов от 8 сентября 2016 года N 492. Согласно пункту 5 Порядка уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, оформляется гражданским служащим Федеральной службы судебных приставов, ее территориального органа в письменном виде в произвольной форме или по образцу, содержащемуся в приложении N 1 к Порядку.
Статья: Полномочия ФССП нуждаются в корректировке
(Ендольцева А.В., Ендольцева Ю.В., Тутынин И.Б.)
("Мировой судья", 2021, N 4)Среди всех полномочий ФССП центральное место занимает осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов, применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа (подп. 1 п. 6 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1316). Так как в настоящее время в России меняется подход к исполнительному производству, возможно, изменится место в нем и судебных приставов-исполнителей. Помимо рекомендаций по созданию в России инструментов кооперации взыскателя и судебного пристава-исполнителя <5>, в теории предложен переход к частным судебным приставам-исполнителям <6>. Например, в некоторых странах бывшего СССР (Республика Казахстан, Республика Молдова и др.) уже существуют частные судебные исполнители <7>, но эта идея поддерживается не всеми отечественными авторами <8>. Другие, в целях устранения конфликта интересов, так как наличествует конкуренция форм реализации права на принудительное исполнение, считают целесообразным скорректировать контрольно-надзорные полномочия ФССП в отношении коллекторов, наладить правовые средства взаимодействия между данными представителями принудительного исполнения, а также делегировать им ряд полномочий <9>.
(Ендольцева А.В., Ендольцева Ю.В., Тутынин И.Б.)
("Мировой судья", 2021, N 4)Среди всех полномочий ФССП центральное место занимает осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов, применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа (подп. 1 п. 6 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1316). Так как в настоящее время в России меняется подход к исполнительному производству, возможно, изменится место в нем и судебных приставов-исполнителей. Помимо рекомендаций по созданию в России инструментов кооперации взыскателя и судебного пристава-исполнителя <5>, в теории предложен переход к частным судебным приставам-исполнителям <6>. Например, в некоторых странах бывшего СССР (Республика Казахстан, Республика Молдова и др.) уже существуют частные судебные исполнители <7>, но эта идея поддерживается не всеми отечественными авторами <8>. Другие, в целях устранения конфликта интересов, так как наличествует конкуренция форм реализации права на принудительное исполнение, считают целесообразным скорректировать контрольно-надзорные полномочия ФССП в отношении коллекторов, наладить правовые средства взаимодействия между данными представителями принудительного исполнения, а также делегировать им ряд полномочий <9>.
Статья: Новые модели обеспечения прав человека в исполнительном производстве: административно-процессуальный аспект
(Бакурова Н.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)Полагаем, применение в сочетании вышеуказанных способов непосредственного контроля старшим судебным приставом подразделения судебных приставов в территориальных органах ФССП России в новой модели исполнительного производства с учетом изменения административно-правового статуса судебного пристава-исполнителя в полной мере обеспечит права человека, взыскателя и должника, будет способствовать более эффективному исполнительному производству с помощью административно-правовых и административно-процессуальных средств. Вот почему важными являются профессиональные и личные качества государственных служащих, замещающих эту должность, не допускающих нарушения прав человека, конфликта интересов на государственной службе <10>, нетерпеливо относящихся к коррупционным проявлениям <11>, пресекающих их. Как следствие, поиск путей новых моделей обеспечения прав человека в исполнительном производстве продолжается.
(Бакурова Н.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)Полагаем, применение в сочетании вышеуказанных способов непосредственного контроля старшим судебным приставом подразделения судебных приставов в территориальных органах ФССП России в новой модели исполнительного производства с учетом изменения административно-правового статуса судебного пристава-исполнителя в полной мере обеспечит права человека, взыскателя и должника, будет способствовать более эффективному исполнительному производству с помощью административно-правовых и административно-процессуальных средств. Вот почему важными являются профессиональные и личные качества государственных служащих, замещающих эту должность, не допускающих нарушения прав человека, конфликта интересов на государственной службе <10>, нетерпеливо относящихся к коррупционным проявлениям <11>, пресекающих их. Как следствие, поиск путей новых моделей обеспечения прав человека в исполнительном производстве продолжается.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Истец в обоснование своего иска указал, что приказом Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области с ним был расторгнут служебный контракт, его освободили от занимаемой должности и уволили с федеральной государственной гражданской службы в связи с утратой доверия к гражданскому служащему вследствие несоблюдения требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, установленных в целях предотвращения коррупции. С данным приказом его ознакомили 17 марта 2015 г., копию приказа не выдали, выдали лишь выписку из приказа от 6 апреля 2015 г. Объяснения у истца не отбирались.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Истец в обоснование своего иска указал, что приказом Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области с ним был расторгнут служебный контракт, его освободили от занимаемой должности и уволили с федеральной государственной гражданской службы в связи с утратой доверия к гражданскому служащему вследствие несоблюдения требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, установленных в целях предотвращения коррупции. С данным приказом его ознакомили 17 марта 2015 г., копию приказа не выдали, выдали лишь выписку из приказа от 6 апреля 2015 г. Объяснения у истца не отбирались.
"Право на исполнение судебных актов в Российской Федерации: монография"
(Кузнецов Е.Н.)
("Статут", 2022)Установленные в Гражданском процессуальном кодексе РФ (далее - ГПК РФ), Арбитражном процессуальном кодексе РФ (далее - АПК РФ) и Кодексе административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) цели судопроизводства предопределяют завершенность механизма судебной защиты моментом вступления судебного акта в законную силу с установлением для участников судопроизводства дополнительных гарантий законности деятельности по отправлению правосудия в форме пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу. Однако такой подход не в полной мере учитывает существующие особенности дальнейшей реализации механизма правовой защиты, направленного в целом на разрешение правового конфликта, и имеет опосредованное отношение к его следующему этапу - исполнительному производству. Приходится признать, что не всегда исполнение судебных актов осуществляется должниками добровольно <1>, поэтому принудительное исполнение выступает значимым элементом системы защиты прав, свобод и законных интересов участников материальных правоотношений.
(Кузнецов Е.Н.)
("Статут", 2022)Установленные в Гражданском процессуальном кодексе РФ (далее - ГПК РФ), Арбитражном процессуальном кодексе РФ (далее - АПК РФ) и Кодексе административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) цели судопроизводства предопределяют завершенность механизма судебной защиты моментом вступления судебного акта в законную силу с установлением для участников судопроизводства дополнительных гарантий законности деятельности по отправлению правосудия в форме пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу. Однако такой подход не в полной мере учитывает существующие особенности дальнейшей реализации механизма правовой защиты, направленного в целом на разрешение правового конфликта, и имеет опосредованное отношение к его следующему этапу - исполнительному производству. Приходится признать, что не всегда исполнение судебных актов осуществляется должниками добровольно <1>, поэтому принудительное исполнение выступает значимым элементом системы защиты прав, свобод и законных интересов участников материальных правоотношений.
"Правовое положение взыскателя в исполнительном производстве: монография"
(Мамаев А.А.)
("Статут", 2023)Подобные ситуации явно негативно влияют на положение взыскателя, т.е. осуществление Федеральной службой судебных приставов контрольно-надзорных полномочий в отношении коллекторов создает конфликт интересов, поскольку рассматриваемые формы исполнения конкурируют друг с другом.
(Мамаев А.А.)
("Статут", 2023)Подобные ситуации явно негативно влияют на положение взыскателя, т.е. осуществление Федеральной службой судебных приставов контрольно-надзорных полномочий в отношении коллекторов создает конфликт интересов, поскольку рассматриваемые формы исполнения конкурируют друг с другом.
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Установленные в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ цели судопроизводства предопределяют завершенность механизма судебной защиты моментом вступления судебного акта в законную силу, с установлением для участников судопроизводства дополнительных гарантий законности деятельности по отправлению правосудия в форме пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу. Однако такой подход не в полной мере учитывает существующие особенности дальнейшей реализации механизма правовой защиты, направленного в целом на разрешение правового конфликта, и имеет опосредованное отношение к его следующему этапу - исполнительному производству. Приходится признать, что не всегда исполнение судебных актов осуществляется должниками добровольно <1>, поэтому принудительное исполнение выступает значимым элементом системы защиты прав, свобод и законных интересов участников материальных правоотношений.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Установленные в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ цели судопроизводства предопределяют завершенность механизма судебной защиты моментом вступления судебного акта в законную силу, с установлением для участников судопроизводства дополнительных гарантий законности деятельности по отправлению правосудия в форме пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу. Однако такой подход не в полной мере учитывает существующие особенности дальнейшей реализации механизма правовой защиты, направленного в целом на разрешение правового конфликта, и имеет опосредованное отношение к его следующему этапу - исполнительному производству. Приходится признать, что не всегда исполнение судебных актов осуществляется должниками добровольно <1>, поэтому принудительное исполнение выступает значимым элементом системы защиты прав, свобод и законных интересов участников материальных правоотношений.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Непосредственная организация конкурса и его проведение осуществляются конкурсной комиссией, деятельности и составу которой посвящены ч. 5 - 8 комментируемой статьи. В соответствии с ними состав конкурсной комиссии формируется исходя из необходимости наиболее объективной оценки профессиональных качеств претендентов, но с учетом специфики практической деятельности органов принудительного исполнения. В частности, в состав конкурсной комиссии входит уполномоченный руководитель либо определяемые им лица из числа работников кадровых, правовых и иных подразделений, а также того подразделения, на замещение должности в котором проводится конкурс. Помимо указанных лиц, в состав конкурсной комиссии также могут включаться и члены общественных советов при ФССП России и ее территориальных органов. Состав формируется с учетом требований законодательства о защите государственной тайны (если вакантная должность предполагает необходимость работы со сведениями, составляющими государственную тайну), а также исходя из принципов недопустимости конфликта интересов и обеспечения абсолютной объективности и беспристрастности принимаемых комиссией решений.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Непосредственная организация конкурса и его проведение осуществляются конкурсной комиссией, деятельности и составу которой посвящены ч. 5 - 8 комментируемой статьи. В соответствии с ними состав конкурсной комиссии формируется исходя из необходимости наиболее объективной оценки профессиональных качеств претендентов, но с учетом специфики практической деятельности органов принудительного исполнения. В частности, в состав конкурсной комиссии входит уполномоченный руководитель либо определяемые им лица из числа работников кадровых, правовых и иных подразделений, а также того подразделения, на замещение должности в котором проводится конкурс. Помимо указанных лиц, в состав конкурсной комиссии также могут включаться и члены общественных советов при ФССП России и ее территориальных органов. Состав формируется с учетом требований законодательства о защите государственной тайны (если вакантная должность предполагает необходимость работы со сведениями, составляющими государственную тайну), а также исходя из принципов недопустимости конфликта интересов и обеспечения абсолютной объективности и беспристрастности принимаемых комиссией решений.
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия (на примере Центрального федерального округа)
(Селивановская И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)Из Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации было уволено 6 лиц (3 мужчины и 3 женщины). Один из уволенных занимал должность заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава, пять других - должности судебного пристава.
(Селивановская И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)Из Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации было уволено 6 лиц (3 мужчины и 3 женщины). Один из уволенных занимал должность заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава, пять других - должности судебного пристава.