Конфликт интересов фнс
Подборка наиболее важных документов по запросу Конфликт интересов фнс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащего по собственному желанию
(КонсультантПлюс, 2025)"...прокурор... обратился в суд с иском к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы... о признании приказа об увольнении незаконным, возложении обязанности изменить формулировку увольнения.
(КонсультантПлюс, 2025)"...прокурор... обратился в суд с иском к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы... о признании приказа об увольнении незаконным, возложении обязанности изменить формулировку увольнения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)По мнению ряда авторов, в таком подходе изначально заложен конфликт интересов: ФНС России, с одной стороны, заинтересована в сборе налогов, а с другой - должна, например, голосовать за введение отсрочки исполнения налоговой обязанности (например, за заключение мирового соглашения). Функцию государства как кредитора в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, нельзя отнести к контрольно-надзорным, закрепленным за ФНС России. Скорее это оказание публичных услуг или управление государственным имуществом, если рассматривать задолженность перед государством как имущество, подлежащее возврату в казну <1>.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)По мнению ряда авторов, в таком подходе изначально заложен конфликт интересов: ФНС России, с одной стороны, заинтересована в сборе налогов, а с другой - должна, например, голосовать за введение отсрочки исполнения налоговой обязанности (например, за заключение мирового соглашения). Функцию государства как кредитора в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, нельзя отнести к контрольно-надзорным, закрепленным за ФНС России. Скорее это оказание публичных услуг или управление государственным имуществом, если рассматривать задолженность перед государством как имущество, подлежащее возврату в казну <1>.
Статья: Ограничение прав залогодержателя в деле о несостоятельности: анализ судебной практики
(Кудрявцева О.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 5)Проблема конфликта интересов между Федеральной налоговой службой Российской Федерации и залоговыми кредиторами также осложняется принятым незадолго до этого Определением N 305-ЭС20-10152 по делу N А40-46117/2019 <9>, в котором был рассмотрен вопрос оплаты НДС на доход от сдачи предмета залога в аренду. В рамках данного дела конкурсный управляющий направил в банк платежные поручения для оплаты НДС с аренды предмета залога. Банк отказался принимать платеж, указав, что платежные поручения не соответствуют особому режиму счета. Впоследствии управляющий подал исковое заявление с требованием исполнить платежные документы. Первые три инстанции отказали истцу, указав, что оплата НДС не является расходами, направленными на обеспечение сохранности предмета залога в соответствии с п. 6 ст. 138 Закона о банкротстве, и поэтому не подлежит уплате вне очереди.
(Кудрявцева О.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 5)Проблема конфликта интересов между Федеральной налоговой службой Российской Федерации и залоговыми кредиторами также осложняется принятым незадолго до этого Определением N 305-ЭС20-10152 по делу N А40-46117/2019 <9>, в котором был рассмотрен вопрос оплаты НДС на доход от сдачи предмета залога в аренду. В рамках данного дела конкурсный управляющий направил в банк платежные поручения для оплаты НДС с аренды предмета залога. Банк отказался принимать платеж, указав, что платежные поручения не соответствуют особому режиму счета. Впоследствии управляющий подал исковое заявление с требованием исполнить платежные документы. Первые три инстанции отказали истцу, указав, что оплата НДС не является расходами, направленными на обеспечение сохранности предмета залога в соответствии с п. 6 ст. 138 Закона о банкротстве, и поэтому не подлежит уплате вне очереди.
Нормативные акты
<Информационное сообщение> ФНС РФ от 01.12.2009
"Порядок обращения граждан по вопросам профилактики коррупционных правонарушений"В ФНС России действует комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы и урегулированию конфликта интересов.
"Порядок обращения граждан по вопросам профилактики коррупционных правонарушений"В ФНС России действует комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы и урегулированию конфликта интересов.
Приказ ФНС России от 25.09.2025 N БВ-7-10/828@
"О перечне документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы и подлежащих отправке на бумажном носителе при отсутствии возможности направления в электронном виде"Пункт 48 Положения о комиссии территориального органа Федеральной налоговой службы по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного приказом ФНС России от 30.08.2017 N ММВ-7-4/700@.
"О перечне документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы и подлежащих отправке на бумажном носителе при отсутствии возможности направления в электронном виде"Пункт 48 Положения о комиссии территориального органа Федеральной налоговой службы по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного приказом ФНС России от 30.08.2017 N ММВ-7-4/700@.
Статья: Процессуально-правовая защита прав и свобод
(Погодин А.В., Путинцев А.В., Краснов Э.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 5)- государство в целом, особая социальная группа (корпорация) чиновников и государственных служащих, а также отдельные институты государства: Государственная Дума, прокуратура, Федеральная налоговая служба и т.п.
(Погодин А.В., Путинцев А.В., Краснов Э.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 5)- государство в целом, особая социальная группа (корпорация) чиновников и государственных служащих, а также отдельные институты государства: Государственная Дума, прокуратура, Федеральная налоговая служба и т.п.
Статья: Защита и коммерциализация фирменного наименования компании
(Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 1)Нередко возникают ситуации, когда коммерческая компания проходит государственную регистрацию, а после этого выясняется, что обозначение, которое она использует в качестве фирменного наименования, применяют десятки других организаций. В результате конфликт интересов неизбежен, если компании работают в одной рыночной нише. Данные обстоятельства обусловлены тем, что в обязанности сотрудников Федеральной налоговой службы не входит проверка названий компаний на повторяемость при регистрации юридических лиц. В соответствии с законодательством специалисты соблюдают жесткие сроки регистрации, поэтому им не хватает ни времени, ни ресурсов на дополнительные исследования. Другими словами, в настоящее время не существует объективной оценки возможности нарушения прав третьих лиц при регистрации компании и фирменного наименования в налоговых органах.
(Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 1)Нередко возникают ситуации, когда коммерческая компания проходит государственную регистрацию, а после этого выясняется, что обозначение, которое она использует в качестве фирменного наименования, применяют десятки других организаций. В результате конфликт интересов неизбежен, если компании работают в одной рыночной нише. Данные обстоятельства обусловлены тем, что в обязанности сотрудников Федеральной налоговой службы не входит проверка названий компаний на повторяемость при регистрации юридических лиц. В соответствии с законодательством специалисты соблюдают жесткие сроки регистрации, поэтому им не хватает ни времени, ни ресурсов на дополнительные исследования. Другими словами, в настоящее время не существует объективной оценки возможности нарушения прав третьих лиц при регистрации компании и фирменного наименования в налоговых органах.
Статья: Недействительность сделок, направленных на искусственное формирование задолженности перед контролирующими должника лицами
(Мельник Е.А., Плахов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 4)Руководитель научного студенческого клуба "Цивилист" кафедры гражданского права. С 2018 года привлекается в качестве независимого эксперта в составе конкурсных и аттестационных комиссий государственных гражданских служащих Арбитражного суда Орловской области, независимого эксперта в составе конкурсной комиссии Орловского областного суда, независимого эксперта в составе конкурсной и аттестационной комиссий Управления Росреестра по Орловской области, а также независимого эксперта в составе комиссий по урегулированию конфликтов интересов Межрайонной инспекции ФНС N 4 по Орловской области.
(Мельник Е.А., Плахов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 4)Руководитель научного студенческого клуба "Цивилист" кафедры гражданского права. С 2018 года привлекается в качестве независимого эксперта в составе конкурсных и аттестационных комиссий государственных гражданских служащих Арбитражного суда Орловской области, независимого эксперта в составе конкурсной комиссии Орловского областного суда, независимого эксперта в составе конкурсной и аттестационной комиссий Управления Росреестра по Орловской области, а также независимого эксперта в составе комиссий по урегулированию конфликтов интересов Межрайонной инспекции ФНС N 4 по Орловской области.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)В выписке из вышеуказанного протокола заседания комиссии, указано, что в соответствии с п. 21 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Приказом ФНС России от 30 марта 2011 г. N ММВ-7-4/235@ и по итогам рассмотрения данного вопроса Комиссия единогласно приняла решение: государственный гражданский служащий специалист 1 разряда отдела урегулирования задолженности ИФНС России по г. Курску истица не соблюдала требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов и рекомендовать начальнику ИФНС России по г. Курску применить в отношении истицы в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе".
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)В выписке из вышеуказанного протокола заседания комиссии, указано, что в соответствии с п. 21 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Приказом ФНС России от 30 марта 2011 г. N ММВ-7-4/235@ и по итогам рассмотрения данного вопроса Комиссия единогласно приняла решение: государственный гражданский служащий специалист 1 разряда отдела урегулирования задолженности ИФНС России по г. Курску истица не соблюдала требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов и рекомендовать начальнику ИФНС России по г. Курску применить в отношении истицы в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе".
"Исполнительные органы хозяйственного общества: монография"
(Шиткина И.С.)
("Статут", 2022)Подход, согласно которому осуществление выплат работникам во исполнение соглашений о расторжении трудовых договоров как таковое не исключает возможности признания таких выплат расходами для целей налога на прибыль на основании ст. 255 НК РФ, можно встретить и в Письме Федеральной налоговой службы <1>, содержащем обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, направляемых для использования в работе налоговым органам. В частности, в указанном Письме содержится правовая позиция Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, согласно которой "для признания экономически оправданными расходами производимых налогоплательщиком выплат работникам при расторжении трудовых договоров по соглашению сторон, достаточно установить достижение цели - фактическое увольнение конкретного работника, а также соблюдение баланса интересов работника и работодателя, при котором выплаты направлены на разрешение возможной конфликтной ситуации при увольнении, и не служат исключительно цели личного обогащения увольняемого работника" <2>.
(Шиткина И.С.)
("Статут", 2022)Подход, согласно которому осуществление выплат работникам во исполнение соглашений о расторжении трудовых договоров как таковое не исключает возможности признания таких выплат расходами для целей налога на прибыль на основании ст. 255 НК РФ, можно встретить и в Письме Федеральной налоговой службы <1>, содержащем обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, направляемых для использования в работе налоговым органам. В частности, в указанном Письме содержится правовая позиция Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, согласно которой "для признания экономически оправданными расходами производимых налогоплательщиком выплат работникам при расторжении трудовых договоров по соглашению сторон, достаточно установить достижение цели - фактическое увольнение конкретного работника, а также соблюдение баланса интересов работника и работодателя, при котором выплаты направлены на разрешение возможной конфликтной ситуации при увольнении, и не служат исключительно цели личного обогащения увольняемого работника" <2>.
Статья: Особенности применения взысканий за совершение коррупционных правонарушений
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)06.06.2022 состоялось заседание комиссии, в ходе которого были рассмотрены результаты проверки достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных служащим за 2018 - 2020 годы. Комиссия в протоколе заседания указала, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные служащим за 2018 - 2020 годы, являются неполными и недостоверными. Совокупность допущенных нарушений (с учетом ранее совершенных - непредставление сведений о конфликте интересов) относится к значительному проступку, наказание за который предусматривает взыскание в виде увольнения государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия. Начальнику межрайонной инспекции ФНС рекомендовано применить к служащему взыскание - увольнение государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия.
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)06.06.2022 состоялось заседание комиссии, в ходе которого были рассмотрены результаты проверки достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных служащим за 2018 - 2020 годы. Комиссия в протоколе заседания указала, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные служащим за 2018 - 2020 годы, являются неполными и недостоверными. Совокупность допущенных нарушений (с учетом ранее совершенных - непредставление сведений о конфликте интересов) относится к значительному проступку, наказание за который предусматривает взыскание в виде увольнения государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия. Начальнику межрайонной инспекции ФНС рекомендовано применить к служащему взыскание - увольнение государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия.
Статья: Ответственность агрегаторов информации об услугах перевозки пассажиров
(Шереметьева Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)Так, в феврале 2016 г. Арбитражным судом Приморского края был рассмотрен спор между ООО "Максим-Владивосток" и Инспекцией Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Владивостока. Государственный орган вынес постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ, которое было оспорено обществом. По материалам дела установлено, что гражданином С. были приняты денежные средства в сумме 180 руб. за услуги по перевозке пассажира наземным транспортом. Контрольно-кассовая техника не применялась, поэтому бланк строгой отчетности или кассовый чек у гражданина С. отсутствует. К административной ответственности было привлечено юридическое лицо, так как нет доказательств того, что договор фрахтования был заключен с гражданином С. Инспекцией и судом доказано, что заказ такси был сделан при применении мобильного приложения, но обществом были оказаны только информационные услуги, обеспечившие контакт пассажира с водителем, но общество не оказывало услугу по перевозке пассажиров, поэтому обществу не нужно было подтверждения оплаты услуги. Судом постановление Инспекции было признано необоснованным и незаконным. Таким образом, владелец агрегатора "Максим-Владивосток" не был привлечен к административной ответственности, так как в данном случае он не является субъектом правоотношения <5>.
(Шереметьева Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)Так, в феврале 2016 г. Арбитражным судом Приморского края был рассмотрен спор между ООО "Максим-Владивосток" и Инспекцией Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Владивостока. Государственный орган вынес постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ, которое было оспорено обществом. По материалам дела установлено, что гражданином С. были приняты денежные средства в сумме 180 руб. за услуги по перевозке пассажира наземным транспортом. Контрольно-кассовая техника не применялась, поэтому бланк строгой отчетности или кассовый чек у гражданина С. отсутствует. К административной ответственности было привлечено юридическое лицо, так как нет доказательств того, что договор фрахтования был заключен с гражданином С. Инспекцией и судом доказано, что заказ такси был сделан при применении мобильного приложения, но обществом были оказаны только информационные услуги, обеспечившие контакт пассажира с водителем, но общество не оказывало услугу по перевозке пассажиров, поэтому обществу не нужно было подтверждения оплаты услуги. Судом постановление Инспекции было признано необоснованным и незаконным. Таким образом, владелец агрегатора "Максим-Владивосток" не был привлечен к административной ответственности, так как в данном случае он не является субъектом правоотношения <5>.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 12 ноября 2018 г. N 419-ФЗ, предлагается ограничить Агентство в правах, исключив возможность его участия в качестве кредитора в принятии решений на собраниях (комитетах) кредиторов, в том числе через уполномоченный орган (ФНС России); предлагаемый подход позволит более корректно решить проблему конфликта интересов, возникающего при совмещении Агентством функций конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитной организацией и ее кредитора; данная мера также позволит перераспределить голоса на собраниях кредиторов в пользу наименее защищенной категории кредиторов - кредиторов третьей очереди, включая субъектов малого предпринимательства.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 12 ноября 2018 г. N 419-ФЗ, предлагается ограничить Агентство в правах, исключив возможность его участия в качестве кредитора в принятии решений на собраниях (комитетах) кредиторов, в том числе через уполномоченный орган (ФНС России); предлагаемый подход позволит более корректно решить проблему конфликта интересов, возникающего при совмещении Агентством функций конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитной организацией и ее кредитора; данная мера также позволит перераспределить голоса на собраниях кредиторов в пользу наименее защищенной категории кредиторов - кредиторов третьей очереди, включая субъектов малого предпринимательства.
Статья: Особенности изменения механизма защиты прав работников в процессе возникновения этических трудовых конфликтов
(Панарина М.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)Следует отметить, что Трудовой кодекс в текущей редакции использует термин "трудовой спор" и упоминает термин "конфликт" только в контексте конфликта интересов (последний в некоторых случаях также может рассматриваться в качестве предпосылки возникновения трудового спора).
(Панарина М.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)Следует отметить, что Трудовой кодекс в текущей редакции использует термин "трудовой спор" и упоминает термин "конфликт" только в контексте конфликта интересов (последний в некоторых случаях также может рассматриваться в качестве предпосылки возникновения трудового спора).