Конфликт интересов аудитора
Подборка наиболее важных документов по запросу Конфликт интересов аудитора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Конфликт интересов на муниципальной службе
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы апелляционных жалоб о конфликте интересов между председателем, аудиторами Контрольно-счетной палаты округа и Городской Думой в понимании статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ не влияют на законность принятого по делу решения, поскольку само по себе заключение вышеуказанных трудовых договоров не отменяет организационной и функциональной независимости контрольно-счетного органа, которая гарантирована статьей 8 Федерального закона N 6-ФЗ. При этом подотчетность контрольно-счетного органа представительному органу местного самоуправления не предполагает нахождение в его ведении и не ограничивает принцип независимости.
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы апелляционных жалоб о конфликте интересов между председателем, аудиторами Контрольно-счетной палаты округа и Городской Думой в понимании статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ не влияют на законность принятого по делу решения, поскольку само по себе заключение вышеуказанных трудовых договоров не отменяет организационной и функциональной независимости контрольно-счетного органа, которая гарантирована статьей 8 Федерального закона N 6-ФЗ. При этом подотчетность контрольно-счетного органа представительному органу местного самоуправления не предполагает нахождение в его ведении и не ограничивает принцип независимости.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Положение п. 9 ч. 5 ст. 17 комментируемого Закона устанавливает, что СРО аудиторов обязана разработать и утвердить, в том числе такой внутренний документ, как порядок урегулирования конфликта интересов СРО аудиторов, членов органов управления и специализированных органов СРО аудиторов, ее работников и лиц, выполняющих функцию по осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Положение п. 9 ч. 5 ст. 17 комментируемого Закона устанавливает, что СРО аудиторов обязана разработать и утвердить, в том числе такой внутренний документ, как порядок урегулирования конфликта интересов СРО аудиторов, членов органов управления и специализированных органов СРО аудиторов, ее работников и лиц, выполняющих функцию по осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций.
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- надзор за проведением внешнего аудита общества, оценка независимости, объективности и отсутствия конфликта интересов внешних аудиторов общества, включая оценку кандидатов в аудиторы общества;
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- надзор за проведением внешнего аудита общества, оценка независимости, объективности и отсутствия конфликта интересов внешних аудиторов общества, включая оценку кандидатов в аудиторы общества;
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об аудиторской деятельности"9) порядок урегулирования конфликта интересов саморегулируемой организации аудиторов, членов органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов, ее работников и лиц, выполняющих функцию по осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций.
(ред. от 26.12.2024)
"Об аудиторской деятельности"9) порядок урегулирования конфликта интересов саморегулируемой организации аудиторов, членов органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов, ее работников и лиц, выполняющих функцию по осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций.
"Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"
(одобрены Советом по аудиторской деятельности 18.09.2014, протокол N 14)
(ред. от 22.09.2016)2.5. В случае если в организации создан комитет по аудиту, то к основным задачам такого комитета, среди прочего, относятся оценка независимости, объективности и отсутствия конфликта интересов внешних аудиторов организации, включая оценку кандидатов в аудиторы организации, выработка предложений по назначению, переизбранию и отстранению внешних аудиторов организации, по оплате их услуг и условиям их привлечения.
(одобрены Советом по аудиторской деятельности 18.09.2014, протокол N 14)
(ред. от 22.09.2016)2.5. В случае если в организации создан комитет по аудиту, то к основным задачам такого комитета, среди прочего, относятся оценка независимости, объективности и отсутствия конфликта интересов внешних аудиторов организации, включая оценку кандидатов в аудиторы организации, выработка предложений по назначению, переизбранию и отстранению внешних аудиторов организации, по оплате их услуг и условиям их привлечения.
Готовое решение: В каком порядке проводить закупку аудиторских услуг по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Не объединяйте в один лот аудиторские и связанные с ними дополнительные услуги, если это может привести к конфликту интересов исполнителя. Это связано с тем, что аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять действия, которые могут повлечь возникновение конфликта интересов (ч. 8 ст. 8 Закона об аудиторской деятельности). Подобное объединение может быть признано контрольным органом нарушением Закона N 223-ФЗ (см. Решение Калининградского УФАС России от 30.11.2020 N 039/07/18.1-1136/2020).
(КонсультантПлюс, 2025)Не объединяйте в один лот аудиторские и связанные с ними дополнительные услуги, если это может привести к конфликту интересов исполнителя. Это связано с тем, что аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять действия, которые могут повлечь возникновение конфликта интересов (ч. 8 ст. 8 Закона об аудиторской деятельности). Подобное объединение может быть признано контрольным органом нарушением Закона N 223-ФЗ (см. Решение Калининградского УФАС России от 30.11.2020 N 039/07/18.1-1136/2020).
Статья: Принципы и методы аудита как элементы теории аудита
(Арабян К.К.)
("Аудитор", 2023, N 12)Случаи возникновения у аудиторской организации, индивидуального аудитора заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов устанавливаются Кодексом профессиональной этики аудиторов. Нарушение принципа независимости не позволяет полагаться на результаты аудиторской проверки.
(Арабян К.К.)
("Аудитор", 2023, N 12)Случаи возникновения у аудиторской организации, индивидуального аудитора заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов устанавливаются Кодексом профессиональной этики аудиторов. Нарушение принципа независимости не позволяет полагаться на результаты аудиторской проверки.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Относительно аудиторов - юридических лиц в Законе сказано, что аудитом могут заниматься не любые юридические лица, а только коммерческие организации; это последовательная позиция законодателя, так как по Закону аудиторская деятельность является деятельностью предпринимательской. Подчеркнем также и то, что, согласно легальному определению аудиторской деятельности, аудит - это независимая проверка бухгалтерской отчетности. Это означает, что между аудиторами и аудируемыми лицами не должно быть никакой взаимозависимости, никакого конфликта интересов. Аудиторы должны быть автономными и полностью самостоятельными относительно налоговых органов и других государственных органов, наделенных компетенцией по проверке деятельности предпринимателей, включая самих аудиторов. Независимый статус аудиторов как субъектов профессиональной предпринимательской деятельности обеспечивает объективность подхода при проведении аудиторских проверок.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Относительно аудиторов - юридических лиц в Законе сказано, что аудитом могут заниматься не любые юридические лица, а только коммерческие организации; это последовательная позиция законодателя, так как по Закону аудиторская деятельность является деятельностью предпринимательской. Подчеркнем также и то, что, согласно легальному определению аудиторской деятельности, аудит - это независимая проверка бухгалтерской отчетности. Это означает, что между аудиторами и аудируемыми лицами не должно быть никакой взаимозависимости, никакого конфликта интересов. Аудиторы должны быть автономными и полностью самостоятельными относительно налоговых органов и других государственных органов, наделенных компетенцией по проверке деятельности предпринимателей, включая самих аудиторов. Независимый статус аудиторов как субъектов профессиональной предпринимательской деятельности обеспечивает объективность подхода при проведении аудиторских проверок.
Статья: Тенденции и ключевые аспекты антикоррупционного комплаенса в странах Ближнего Востока
(Мельникова А.А., Боркеев С.М., Лукьянов А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)- ответственным за соблюдение требований антикоррупционного комплаенса в Saudi Aramco является главный аудитор корпорации, ему партнеры должны сообщать обо всех случаях заинтересованности и коррупционных инцидентах. В случае необходимости главный аудитор вправе собирать информацию, необходимую для разрешения возможного конфликта интересов. Права главного аудитора в этом случае включают запрос документов у партнера, другие полномочия. При этом Saudi Aramco гарантирует конфиденциальность всех сведений и взаимность при сотрудничестве с партнерами в аналогичных ситуациях;
(Мельникова А.А., Боркеев С.М., Лукьянов А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)- ответственным за соблюдение требований антикоррупционного комплаенса в Saudi Aramco является главный аудитор корпорации, ему партнеры должны сообщать обо всех случаях заинтересованности и коррупционных инцидентах. В случае необходимости главный аудитор вправе собирать информацию, необходимую для разрешения возможного конфликта интересов. Права главного аудитора в этом случае включают запрос документов у партнера, другие полномочия. При этом Saudi Aramco гарантирует конфиденциальность всех сведений и взаимность при сотрудничестве с партнерами в аналогичных ситуациях;
Статья: Независимость аудиторов: что надо знать аудируемому лицу
(Спицына Т.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 3)Также не претерпела никаких корректировок норма о конфликте интересов: аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.
(Спицына Т.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 3)Также не претерпела никаких корректировок норма о конфликте интересов: аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.