Концессия объектов теплоснабжения
Подборка наиболее важных документов по запросу Концессия объектов теплоснабжения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Гидравлические испытания тепловых сетей
(КонсультантПлюс, 2025)По материалам дела установлено, между администрацией (концедент) и ООО... (концессионер) заключено концессионное соглашение... в отношении объектов теплоснабжения...
(КонсультантПлюс, 2025)По материалам дела установлено, между администрацией (концедент) и ООО... (концессионер) заключено концессионное соглашение... в отношении объектов теплоснабжения...
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 28.1 "Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности" Федерального закона "О теплоснабжении"Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, свидетельствующие о том, что срок ввода в эксплуатацию вышеуказанных объектов превышает пять лет; установленный законодательством порядок передачи прав владения и (или) пользования такими объектами администрацией не соблюден; администрацией не выполнены требования закона, которые являются для административного ответчика обязательны; спорное имущество планировалось администрацией к передаче по концессионному соглашению, при этом, с 2022 года административным ответчиком мер, направленных на заключение концессионного соглашения на объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения не принималось, вышеприведенные доводы административного ответчика со ссылками на нормы Федерального закона N 27-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не свидетельствуют о наличии оснований для освобождения административного ответчика от исполнения возложенной на него обязанности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Каковы особенности концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения
(КонсультантПлюс, 2025)1. Кто выступает сторонами концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения
(КонсультантПлюс, 2025)1. Кто выступает сторонами концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения
Вопрос: Порядок и условия получения согласия антимонопольного органа для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 4. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ,
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 4. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ,
Статья: Институт возмещения экономически обоснованных расходов и компенсации недополученных доходов концессионера по концессионному соглашению в сфере ЖКХ
(Мышьяков С.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)Как следует из ч. 1.1 ст. 3 Закона N 115-ФЗ, в случае если объектами концессионного соглашения выступают объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, а также отдельные объекты таких систем, то подготовка, заключение, изменение, исполнение и прекращение таких концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных в гл. 4 Закона N 115-ФЗ, содержащей специальные нормы, направленные на регулирование отношений по концессионному соглашению в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства.
(Мышьяков С.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)Как следует из ч. 1.1 ст. 3 Закона N 115-ФЗ, в случае если объектами концессионного соглашения выступают объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, а также отдельные объекты таких систем, то подготовка, заключение, изменение, исполнение и прекращение таких концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных в гл. 4 Закона N 115-ФЗ, содержащей специальные нормы, направленные на регулирование отношений по концессионному соглашению в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Статья: Доходы концессионера, полученные от концедента: бухучет и подход в МСФО
(Рабинович А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 3)При этом существуют и другие выплаты концедента, производимые в порядке возмещения расходов концессионера в соответствии с законодательством РФ в сфере регулирования цен (тарифов) при реализации концессионером производимых товаров, выполнении работ, оказании услуг по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), в том числе когда объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (ст. 40 - 42, 49 Закона N 115-ФЗ).
(Рабинович А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 3)При этом существуют и другие выплаты концедента, производимые в порядке возмещения расходов концессионера в соответствии с законодательством РФ в сфере регулирования цен (тарифов) при реализации концессионером производимых товаров, выполнении работ, оказании услуг по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), в том числе когда объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (ст. 40 - 42, 49 Закона N 115-ФЗ).
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)<4> См. п. 1 письма Минстроя России от 17.11.2022 N 60866-ИФ/04 "О разъяснении особенностей концессионных соглашений, заключаемых в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем".
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)<4> См. п. 1 письма Минстроя России от 17.11.2022 N 60866-ИФ/04 "О разъяснении особенностей концессионных соглашений, заключаемых в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем".
Статья: Влияние антимонопольного законодательства на условия концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Антимонопольные органы играют существенную роль при заключении, изменении и реализации концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее - коммунальные концессии) согласно Федеральному закону "О концессионных соглашениях" <1> (далее - Закон о концессиях). Такая роль, по мнению экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России, обусловлена тем, что "значительная часть отношений, связанных с созданием новых инфраструктурных объектов, подпадает под регулирование смежного с концессионным законодательства о госзакупках, тарифного законодательства в различных отраслях экономики" <2>. Применительно к коммунальным концессиям, в рамках которых концессионер осуществляет свою деятельность по тарифам, устанавливаемым на основании долгосрочных параметров регулирования, содержащихся в концессионном соглашении, указанная роль также предопределена тем, что в 2015 г. Федеральная служба по тарифам была упразднена <3> и ее полномочия в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на услуги организаций коммунального комплекса переданы Федеральной антимонопольной службе России (далее - ФАС России).
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Антимонопольные органы играют существенную роль при заключении, изменении и реализации концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее - коммунальные концессии) согласно Федеральному закону "О концессионных соглашениях" <1> (далее - Закон о концессиях). Такая роль, по мнению экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России, обусловлена тем, что "значительная часть отношений, связанных с созданием новых инфраструктурных объектов, подпадает под регулирование смежного с концессионным законодательства о госзакупках, тарифного законодательства в различных отраслях экономики" <2>. Применительно к коммунальным концессиям, в рамках которых концессионер осуществляет свою деятельность по тарифам, устанавливаемым на основании долгосрочных параметров регулирования, содержащихся в концессионном соглашении, указанная роль также предопределена тем, что в 2015 г. Федеральная служба по тарифам была упразднена <3> и ее полномочия в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на услуги организаций коммунального комплекса переданы Федеральной антимонопольной службе России (далее - ФАС России).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> В некоторых случаях в соглашениях, заключаемых между муниципальным образованием и частной стороной, участвует и третья сторона - субъект РФ. Это отдельные концессионные соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, отдельные концессионные соглашения и СГЧП в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> В некоторых случаях в соглашениях, заключаемых между муниципальным образованием и частной стороной, участвует и третья сторона - субъект РФ. Это отдельные концессионные соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, отдельные концессионные соглашения и СГЧП в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Статья: НДС-поправки: для тех, кто меняет режим, и для всех остальных (комментарий к Закону от 12.07.2024 N 176-ФЗ, Закону от 08.08.2024 N 259-ФЗ, Закону от 08.08.2024 N 283-ФЗ)
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 17)Также с 2025 г. из НК будет удалено исключение, по которому до конца 2024 г. концессионеры-упрощенцы могут не исполнять обязанности НДС-плательщиков <22>. В частности, такое исключение пока действует для упрощенцев, которые заключили концессионные соглашения в отношении объектов теплоснабжения (централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и/или водоотведения, отдельных объектов систем), расположенных на территориях населенных пунктов с населением менее 100 тыс. человек <23>. Начиная с 2025 г. для таких упрощенцев будут действовать общие НДС-правила.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 17)Также с 2025 г. из НК будет удалено исключение, по которому до конца 2024 г. концессионеры-упрощенцы могут не исполнять обязанности НДС-плательщиков <22>. В частности, такое исключение пока действует для упрощенцев, которые заключили концессионные соглашения в отношении объектов теплоснабжения (централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и/или водоотведения, отдельных объектов систем), расположенных на территориях населенных пунктов с населением менее 100 тыс. человек <23>. Начиная с 2025 г. для таких упрощенцев будут действовать общие НДС-правила.
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 18.11.2022 N 03-07-11/112750
(Манкина О.С.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 1)Статьей 174.1 НК РФ предусмотрено, что при совершении операций в соответствии с концессионным соглашением на концессионера возлагаются обязанности плательщика НДС, установленные гл. 21 НК РФ. Исключениями являются организации и ИП, применяющие УСН и заключившие концессионные соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, расположенных на территориях населенных пунктов с населением менее 100 тыс. человек на дату заключения концессионного соглашения. (Отметим, названные условия должны соблюдаться одновременно, - Письмо Минфина России от 26.07.2021 N 03-07-14/59455.)
(Манкина О.С.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 1)Статьей 174.1 НК РФ предусмотрено, что при совершении операций в соответствии с концессионным соглашением на концессионера возлагаются обязанности плательщика НДС, установленные гл. 21 НК РФ. Исключениями являются организации и ИП, применяющие УСН и заключившие концессионные соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, расположенных на территориях населенных пунктов с населением менее 100 тыс. человек на дату заключения концессионного соглашения. (Отметим, названные условия должны соблюдаться одновременно, - Письмо Минфина России от 26.07.2021 N 03-07-14/59455.)
Готовое решение: Как подготовить и провести конкурс на заключение концессионного соглашения
(КонсультантПлюс, 2025)Какие критерии конкурса нужно установить, если в концессию передаются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего, холодного водоснабжения, водоотведения, их отдельные объекты
(КонсультантПлюс, 2025)Какие критерии конкурса нужно установить, если в концессию передаются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего, холодного водоснабжения, водоотведения, их отдельные объекты