Концессионное соглашение тко
Подборка наиболее важных документов по запросу Концессионное соглашение тко (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 42 "Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков" ЗК РФСудами учтено, что согласно концессионному соглашению обществу на момент принятия полигона ТБО было известно, что данный объект не только не обустроен, но и требует обустройства и модернизации; решением Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-4909/2023 подтвержден то факт, что ответчиком не проведены мероприятия по обустройству полигона."
Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 09.10.2024 N 66а-1227/2024 (УИД 54OS0000-01-2024-000173-32)
Об оставлении без изменения решения Новосибирского областного суда от 19.06.2024, которым отказано в удовлетворении искового заявления о признании недействующим постановления правительства Новосибирской области от 26.09.2016 N 292-п "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Новосибирской области" (в редакции постановления правительства Новосибирской области от 08.09.2023 N 423-п).Наличие заключенных концессионных соглашений в отношении создания и эксплуатации объектов, на которых осуществляется обработка, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов в Новосибирской области (село Раздольное), комплекс по переработке отходов "Правобережный" (КПО "Правобережный") от 29 ноября 2023 года и в отношении создания и эксплуатации объектов, на которых осуществляется обработка, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов в Новосибирской области (село Верх-Тула), комплекс по переработке отходов "Левобережный" (КПО "Левобережный") от 31 октября 2023 года с указанием в них конкретных земельных участков, на которых планируется создание и эксплуатация комплексов по переработке отходов, "Левобережный" и "Правобережный" не свидетельствует о противоречии оспариваемой Территориальной схемы федеральному законодательству.
Об оставлении без изменения решения Новосибирского областного суда от 19.06.2024, которым отказано в удовлетворении искового заявления о признании недействующим постановления правительства Новосибирской области от 26.09.2016 N 292-п "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Новосибирской области" (в редакции постановления правительства Новосибирской области от 08.09.2023 N 423-п).Наличие заключенных концессионных соглашений в отношении создания и эксплуатации объектов, на которых осуществляется обработка, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов в Новосибирской области (село Раздольное), комплекс по переработке отходов "Правобережный" (КПО "Правобережный") от 29 ноября 2023 года и в отношении создания и эксплуатации объектов, на которых осуществляется обработка, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов в Новосибирской области (село Верх-Тула), комплекс по переработке отходов "Левобережный" (КПО "Левобережный") от 31 октября 2023 года с указанием в них конкретных земельных участков, на которых планируется создание и эксплуатация комплексов по переработке отходов, "Левобережный" и "Правобережный" не свидетельствует о противоречии оспариваемой Территориальной схемы федеральному законодательству.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участие стейкхолдеров в проектном финансировании программ по обращению с ТКО: законодательный и экономический аспекты
(Седаш Т.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)В статье автор рассматривает наиболее актуальные законодательные и экономические аспекты реализации инвестиционных проектов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), осуществляемых методом проектного финансирования. В настоящее время в России сложилась крайне сложная ситуация в сфере обращения с ТКО. Первый год (2019 г.) реализации Федерального проекта "Комплексная система обращения с ТКО" показал, что исполнение расходов федерального бюджета по данному проекту составило всего лишь 5,5%, а частные инвестиции привлечь не удалось. Был проанализирован метод проектного финансирования как один из наиболее востребованных во всем мире механизмов реализации и финансирования крупных инфраструктурных, в том числе и экологических проектов. Исследованы основные модели реализации инфраструктурных проектов в сфере обращения с ТКО в России. Проведен сравнительный анализ участия стейкхолдеров в реализации проектов по обращению с ТКО в концессионных соглашениях и соглашениях о ГЧП. Проанализирован мировой опыт оценки экономической целесообразности участия в проектном финансировании для различных участников проектов в сфере ТКО. Выявлены основные особенности оценки эффективности проекта, осуществляемого методом проектного финансирования. Сделан вывод о необходимости создания системы сбора и предоставления статистической информации об отрасли обращения с ТКО, необходимости использования различных форм проектного финансирования, создания стимулов для частных инвесторов (налоговые льготы, субсидии, государственные гарантии) в данной сфере.
(Седаш Т.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)В статье автор рассматривает наиболее актуальные законодательные и экономические аспекты реализации инвестиционных проектов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), осуществляемых методом проектного финансирования. В настоящее время в России сложилась крайне сложная ситуация в сфере обращения с ТКО. Первый год (2019 г.) реализации Федерального проекта "Комплексная система обращения с ТКО" показал, что исполнение расходов федерального бюджета по данному проекту составило всего лишь 5,5%, а частные инвестиции привлечь не удалось. Был проанализирован метод проектного финансирования как один из наиболее востребованных во всем мире механизмов реализации и финансирования крупных инфраструктурных, в том числе и экологических проектов. Исследованы основные модели реализации инфраструктурных проектов в сфере обращения с ТКО в России. Проведен сравнительный анализ участия стейкхолдеров в реализации проектов по обращению с ТКО в концессионных соглашениях и соглашениях о ГЧП. Проанализирован мировой опыт оценки экономической целесообразности участия в проектном финансировании для различных участников проектов в сфере ТКО. Выявлены основные особенности оценки эффективности проекта, осуществляемого методом проектного финансирования. Сделан вывод о необходимости создания системы сбора и предоставления статистической информации об отрасли обращения с ТКО, необходимости использования различных форм проектного финансирования, создания стимулов для частных инвесторов (налоговые льготы, субсидии, государственные гарантии) в данной сфере.
Статья: Перспективы применения наилучших доступных технологий при ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Нельзя сказать, что природоохранная деятельность совсем не соприкасается с областью ГЧП. С 2016 г. механизм концессионных соглашений распространен на область обращения с отходами производства и потребления и активно применяется на практике: в Республике Мордовия (создание и эксплуатация межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами) <24>, Саратовской области (проектирование, строительство и эксплуатация полигона твердых бытовых отходов) <25>, Вологодской области (строительство мусороперерабатывающего предприятия) <26>, Пермском крае (рекультивация и реконструкция полигона захоронения твердых бытовых отходов) <27>, Томской области (эксплуатация полигона твердых бытовых отходов) <28>. Однако действующие положения Федерального закона "О концессионных соглашениях" <29> не позволяют использовать концессионную модель при ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Нельзя сказать, что природоохранная деятельность совсем не соприкасается с областью ГЧП. С 2016 г. механизм концессионных соглашений распространен на область обращения с отходами производства и потребления и активно применяется на практике: в Республике Мордовия (создание и эксплуатация межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами) <24>, Саратовской области (проектирование, строительство и эксплуатация полигона твердых бытовых отходов) <25>, Вологодской области (строительство мусороперерабатывающего предприятия) <26>, Пермском крае (рекультивация и реконструкция полигона захоронения твердых бытовых отходов) <27>, Томской области (эксплуатация полигона твердых бытовых отходов) <28>. Однако действующие положения Федерального закона "О концессионных соглашениях" <29> не позволяют использовать концессионную модель при ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)В инвестиционную программу подлежат включению мероприятия по строительству, реконструкции объектов, реализуемые регулируемой организацией или нерегулируемой организацией, предусмотренные территориальной схемой в области обращения с отходами, соглашением между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО, концессионными соглашениями, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором (пункт 3 Правил N 424).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)В инвестиционную программу подлежат включению мероприятия по строительству, реконструкции объектов, реализуемые регулируемой организацией или нерегулируемой организацией, предусмотренные территориальной схемой в области обращения с отходами, соглашением между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО, концессионными соглашениями, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором (пункт 3 Правил N 424).
Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами"
(вместе с "Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами")д) на решения органов регулирования об установлении тарифов для регулируемых организаций, которые в течение текущего периода регулирования получили права владения и (или) пользования объектами, используемыми для обработки, обезвреживания, захоронения, утилизации твердых коммунальных отходов путем производства из их органической части искусственных грунтов (далее - утилизация путем производства искусственных грунтов) и энергетической утилизации твердых коммунальных отходов, на основании концессионного соглашения, договора аренды или соглашения о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве;
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами"
(вместе с "Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами")д) на решения органов регулирования об установлении тарифов для регулируемых организаций, которые в течение текущего периода регулирования получили права владения и (или) пользования объектами, используемыми для обработки, обезвреживания, захоронения, утилизации твердых коммунальных отходов путем производства из их органической части искусственных грунтов (далее - утилизация путем производства искусственных грунтов) и энергетической утилизации твердых коммунальных отходов, на основании концессионного соглашения, договора аренды или соглашения о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве;
Вопрос: Каков порядок заключения концессионного соглашения?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, и реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, и реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам);
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Под капитальным грантом понимается финансирование концедентом на этапе создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Под капитальным грантом понимается финансирование концедентом на этапе создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Аудит использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в субъектах Российской Федерации (выборочно), включая средства, предоставленные в рамках федерального проекта "Инфраструктурное меню", в том числе в сравнении с проектами, реализуемыми с использованием механизма государственно-частного партнерства (без привлечения федеральных ресурсов), в 2022 - 2023 годах"
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 10)9.2.1. Подготовить и представить в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в примерное концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, объектов, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание и размещение твердых коммунальных отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социального обслуживания граждан, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. N 748, предусмотрев формирование системы инвестиционных обязательств, которая была бы направлена на изменение основных производственных показателей коммунальной инфраструктуры, с их фиксацией в соответствующих приложениях к концессионным соглашениям. При этом недостижение этих показателей должно быть увязано с однозначно определяемым последствием для обеих сторон, в том числе со штрафными санкциями.
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 10)9.2.1. Подготовить и представить в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в примерное концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, объектов, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание и размещение твердых коммунальных отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социального обслуживания граждан, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. N 748, предусмотрев формирование системы инвестиционных обязательств, которая была бы направлена на изменение основных производственных показателей коммунальной инфраструктуры, с их фиксацией в соответствующих приложениях к концессионным соглашениям. При этом недостижение этих показателей должно быть увязано с однозначно определяемым последствием для обеих сторон, в том числе со штрафными санкциями.