Концепция развития УИС РФ до 2020 года
Подборка наиболее важных документов по запросу Концепция развития УИС РФ до 2020 года (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 14.12.2022 по делу N 88а-21843/2022 (УИД 10RS0016-01-2021-005446-09)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконным решения об отказе в переводе в исправительное учреждение, наиболее близкое к месту жительства родственников, обязании осуществить перевод.
Обстоятельства: Исходя из правовых позиций Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека и с учетом того, что национальным законодательством установлен открытый перечень исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в исправительном учреждении, при которых допускается его перевод, к таким обстоятельствам следует отнести невозможность заключенного поддерживать семейные связи во время отбывания наказания в виде лишения свободы.
Решение: Удовлетворено в части.Вместе с тем, ч. 3 ст. 10, ч. 2.1 ст. 73 УИК РФ, п. 4 Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р, и положения Минимальных стандартных Правил общения с заключенными, принятых Конгрессом Организации объединенных наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г., не исключают возможность, в целях обеспечения для иностранных граждан и лиц без гражданства доступ к процедурам защиты их прав при нахождении в местах отбывания наказания исходя из целей сохранения их социальных и родственных связей согласно положениям Конвенции и иных международных стандартов прав человека, помещать их в тюрьмы рядом с транспортными мощностями, которые позволят их семьям навещать их.
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконным решения об отказе в переводе в исправительное учреждение, наиболее близкое к месту жительства родственников, обязании осуществить перевод.
Обстоятельства: Исходя из правовых позиций Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека и с учетом того, что национальным законодательством установлен открытый перечень исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в исправительном учреждении, при которых допускается его перевод, к таким обстоятельствам следует отнести невозможность заключенного поддерживать семейные связи во время отбывания наказания в виде лишения свободы.
Решение: Удовлетворено в части.Вместе с тем, ч. 3 ст. 10, ч. 2.1 ст. 73 УИК РФ, п. 4 Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р, и положения Минимальных стандартных Правил общения с заключенными, принятых Конгрессом Организации объединенных наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г., не исключают возможность, в целях обеспечения для иностранных граждан и лиц без гражданства доступ к процедурам защиты их прав при нахождении в местах отбывания наказания исходя из целей сохранения их социальных и родственных связей согласно положениям Конвенции и иных международных стандартов прав человека, помещать их в тюрьмы рядом с транспортными мощностями, которые позволят их семьям навещать их.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О проблеме соблюдения Россией международных стандартов обращения с осужденными в современных условиях
(Селиверстов В.И., Стародубцев Г.С.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 4)Первый. Россия за последние четверть века сделала многое в плане имплементации международных стандартов в уголовно-исполнительную политику, законодательство и практику исполнения уголовных наказаний. Уголовно-исполнительная политика с учетом реализации двух концепций развития УИС РФ до 2020 и 2030 гг. заложила основы дифференцированного подхода к осужденным, гуманистических начал в обращении с осужденными-инвалидами, несовершеннолетними, женщинами и другими социально уязвимыми группами осужденных.
(Селиверстов В.И., Стародубцев Г.С.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 4)Первый. Россия за последние четверть века сделала многое в плане имплементации международных стандартов в уголовно-исполнительную политику, законодательство и практику исполнения уголовных наказаний. Уголовно-исполнительная политика с учетом реализации двух концепций развития УИС РФ до 2020 и 2030 гг. заложила основы дифференцированного подхода к осужденным, гуманистических начал в обращении с осужденными-инвалидами, несовершеннолетними, женщинами и другими социально уязвимыми группами осужденных.
Статья: Социально-правовое сопровождение осужденных в условиях уголовно-исполнительной системы в XXI веке
(Колесов В.И., Вилкова А.В., Силенков В.И., Корышева С.Е.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 5)Несмотря на то что Концепция развития УИС России до 2020 года юридически прекратила действовать, ее положения и достижения остаются неотъемлемой частью социально-правовой работы, как и совершенствование личности осужденного через воспитательную, социальную и психологическую работу.
(Колесов В.И., Вилкова А.В., Силенков В.И., Корышева С.Е.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 5)Несмотря на то что Концепция развития УИС России до 2020 года юридически прекратила действовать, ее положения и достижения остаются неотъемлемой частью социально-правовой работы, как и совершенствование личности осужденного через воспитательную, социальную и психологическую работу.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 23.12.2016 N 2808-р
<Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2017 - 2025 годы)">Приоритетные направления государственной политики в области развития уголовно-исполнительной системы определяются уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р.
<Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2017 - 2025 годы)">Приоритетные направления государственной политики в области развития уголовно-исполнительной системы определяются уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р.
"Методические рекомендации по осуществлению контроля за использованием средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на создание, развитие, эксплуатацию и вывод из эксплуатации информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры"
(приложение к письму Казначейства России от 05.07.2018 N 07-04-05/21-14077)8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р "О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года";
(приложение к письму Казначейства России от 05.07.2018 N 07-04-05/21-14077)8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р "О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года";
"Участие государства в современном цивилистическом процессе: монография"
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)В качестве примера приведем следующие правовые акты: Указы Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", от 1 июня 2012 г. N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1406, Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р, Концепция развития гражданского законодательства, одобренная решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)В качестве примера приведем следующие правовые акты: Указы Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", от 1 июня 2012 г. N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1406, Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р, Концепция развития гражданского законодательства, одобренная решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.
Статья: Расширение функционального назначения уголовно-исполнительной системы в контексте принятия Федерального закона о пробации
(Селиверстов В.И., Степанов В.В., Филиппов П.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция-2020) сокращению численности осужденных в местах лишения свободы также уделялось важное значение. В первом разделе данного концептуального документа констатируется, что, "несмотря на сокращение в течение последних 5 лет уровня преступности в стране, к 2010 году численность осужденных к лишению свободы увеличилась более чем на 115 тыс. человек, или на 18,6 процента" <5>. В связи с этим во втором разделе Концепции-2020 в числе задач указано на совершенствование уголовной политики, в том числе путем расширения сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы.
(Селиверстов В.И., Степанов В.В., Филиппов П.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция-2020) сокращению численности осужденных в местах лишения свободы также уделялось важное значение. В первом разделе данного концептуального документа констатируется, что, "несмотря на сокращение в течение последних 5 лет уровня преступности в стране, к 2010 году численность осужденных к лишению свободы увеличилась более чем на 115 тыс. человек, или на 18,6 процента" <5>. В связи с этим во втором разделе Концепции-2020 в числе задач указано на совершенствование уголовной политики, в том числе путем расширения сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы.
Статья: Противодействие рецидивной преступности в России: проблемы и перспективы
(Маслов В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Начать стоит с констатации факта декларативного характера норм, предполагающих создание системы пробации в России, поскольку обозначение необходимости создания данной службы в 2008 году (раздел 8 "Развитие социальных институтов и социальная политика" Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года <19>), указание на ее роль в 2010 году (Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года <20>) сменилось фактическим "затишьем" вплоть до 2021 года, когда в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года <21> появился Раздел XVI, посвященный вопросам создания и развития системы пробации.
(Маслов В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Начать стоит с констатации факта декларативного характера норм, предполагающих создание системы пробации в России, поскольку обозначение необходимости создания данной службы в 2008 году (раздел 8 "Развитие социальных институтов и социальная политика" Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года <19>), указание на ее роль в 2010 году (Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года <20>) сменилось фактическим "затишьем" вплоть до 2021 года, когда в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года <21> появился Раздел XVI, посвященный вопросам создания и развития системы пробации.
Статья: Статус адвоката в уголовно-правовых отношениях при оказании юридической помощи осужденным
(Соловьева Ю.И., Смирнов А.М.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 2)<1> См.: распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. N 1138-р "О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 26.03.2022).
(Соловьева Ю.И., Смирнов А.М.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 2)<1> См.: распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. N 1138-р "О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 26.03.2022).
Статья: Организационные и административно-правовые проблемы осуществления лесопользования учреждениями уголовно-исполнительной системы
(Мокрецов Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)- добавить в комплексную оценку деятельности учреждений УИС индивидуальные экологические показатели, позволяющие оценить уровень соблюдения административного законодательства в сфере охраны окружающей среды, и законодательно закрепить в распоряжении Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. N 1138-р "О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года";
(Мокрецов Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)- добавить в комплексную оценку деятельности учреждений УИС индивидуальные экологические показатели, позволяющие оценить уровень соблюдения административного законодательства в сфере охраны окружающей среды, и законодательно закрепить в распоряжении Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. N 1138-р "О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года";
Статья: Концептуальные и организационные основы создания объединенных (многофункциональных) исправительных учреждений
(Селиверстов В.И., Посмаков П.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 4)Тюремная тема актуализировалась вновь в 2010 г., когда в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. <3> без обсуждения с учеными, фактически волюнтаристским путем, была заложена идея открытия с 2010 по 2016 г. 448 тюрем, отвечающих всем международным стандартам обращения с осужденными. Поскольку у государства на такие глобальные преобразования не было средств, после критики тюремного проекта в средствах массовой информации и в научной литературе <4> вышеприведенную Концепцию в 2015 г. изменили, исключив цель перехода на тюремное содержание осужденных.
(Селиверстов В.И., Посмаков П.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 4)Тюремная тема актуализировалась вновь в 2010 г., когда в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. <3> без обсуждения с учеными, фактически волюнтаристским путем, была заложена идея открытия с 2010 по 2016 г. 448 тюрем, отвечающих всем международным стандартам обращения с осужденными. Поскольку у государства на такие глобальные преобразования не было средств, после критики тюремного проекта в средствах массовой информации и в научной литературе <4> вышеприведенную Концепцию в 2015 г. изменили, исключив цель перехода на тюремное содержание осужденных.
Статья: Пожизненное лишение свободы: компаративистский анализ проблем реинтеграции осужденных
(Тепляшин П.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)Компаративистские аспекты исполнения пожизненного лишения свободы представляют особый научно-исследовательский интерес, вызванный известной нетипичностью данного уголовного наказания, квазиуровнем его поражающего воздействия на естественные права лица, отбывающего данное наказание, спецификой форм и методов обращения с осужденным, порядок и условия исполнения которого выступают крайне информативным показателем качества соблюдения международных пенитенциарных стандартов и правил, гуманитарных ценностей и демократических начал в пенитенциарной сфере. Вопросы, касающиеся регламентации исполнения пожизненного лишения свободы, во многом имеют стратегический характер и обладают долговременным содержанием. Не случайно в Федеральной целевой программе "Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 - 2026 годы)" <1> уделяется внимание вопросу приведения условий отбывания пожизненного лишения свободы в соответствие с законодательством Российской Федерации, в частности, указывается на необходимость дополнительно создать не менее 0,32 тыс. мест в исправительных колониях особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы. В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 г. одним из достижений деятельности уголовно-исполнительной системы в период с 2010 по 2020 г. указывается установление порядка предоставления осужденным к пожизненному лишению свободы длительных свиданий, а также увеличение времени прогулки.
(Тепляшин П.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)Компаративистские аспекты исполнения пожизненного лишения свободы представляют особый научно-исследовательский интерес, вызванный известной нетипичностью данного уголовного наказания, квазиуровнем его поражающего воздействия на естественные права лица, отбывающего данное наказание, спецификой форм и методов обращения с осужденным, порядок и условия исполнения которого выступают крайне информативным показателем качества соблюдения международных пенитенциарных стандартов и правил, гуманитарных ценностей и демократических начал в пенитенциарной сфере. Вопросы, касающиеся регламентации исполнения пожизненного лишения свободы, во многом имеют стратегический характер и обладают долговременным содержанием. Не случайно в Федеральной целевой программе "Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 - 2026 годы)" <1> уделяется внимание вопросу приведения условий отбывания пожизненного лишения свободы в соответствие с законодательством Российской Федерации, в частности, указывается на необходимость дополнительно создать не менее 0,32 тыс. мест в исправительных колониях особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы. В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 г. одним из достижений деятельности уголовно-исполнительной системы в период с 2010 по 2020 г. указывается установление порядка предоставления осужденным к пожизненному лишению свободы длительных свиданий, а также увеличение времени прогулки.
Статья: Правовое регулирование государственного управления искусственным интеллектом в уголовно-исполнительной системе России
(Чорный В.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 5)В развитие положений Концепции-2030 относительно создания ИИ в УИС в декабре 2020 г. утверждена ведомственная программа цифровой трансформации ФСИН России на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 годов (Приказ ФСИН России от 30 декабря 2020 г. N 984). Одним из положений указанной Программы является повышение уровня контроля за безопасностью в исправительных учреждениях УИС за счет применения человеконезависимых средств мониторинга спецконтингента <5>.
(Чорный В.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 5)В развитие положений Концепции-2030 относительно создания ИИ в УИС в декабре 2020 г. утверждена ведомственная программа цифровой трансформации ФСИН России на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 годов (Приказ ФСИН России от 30 декабря 2020 г. N 984). Одним из положений указанной Программы является повышение уровня контроля за безопасностью в исправительных учреждениях УИС за счет применения человеконезависимых средств мониторинга спецконтингента <5>.
Статья: К вопросу взаимодействия оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы с иными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность
(Асадов В.В.)
("Российский следователь", 2020, N 12)В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. обращается внимание на решение вопросов, связанных с организацией взаимодействия правоохранительных органов по нейтрализации внешних и внутренних факторов, создающих угрозу нормальному функционированию исправительных учреждений со стороны находящихся на свободе криминальных "авторитетов" и лидеров группировок, осужденных отрицательной направленности внутри учреждения <5>.
(Асадов В.В.)
("Российский следователь", 2020, N 12)В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. обращается внимание на решение вопросов, связанных с организацией взаимодействия правоохранительных органов по нейтрализации внешних и внутренних факторов, создающих угрозу нормальному функционированию исправительных учреждений со стороны находящихся на свободе криминальных "авторитетов" и лидеров группировок, осужденных отрицательной направленности внутри учреждения <5>.
Статья: О мерах по совершенствованию подготовки научно-педагогических кадров для научных и образовательных организаций ФСИН России
(Кузнецов М.И., Кириллова Т.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 4)Очевидно, что предложенные меры будут способствовать повышению качества подготовки научно-педагогических кадров, что, в свою очередь, приведет к совершенствованию обучения курсантов образовательных организаций, сотрудников пенитенциарных учреждений в соответствии с требованиями Концепции развития УИС до 2030 г.
(Кузнецов М.И., Кириллова Т.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 4)Очевидно, что предложенные меры будут способствовать повышению качества подготовки научно-педагогических кадров, что, в свою очередь, приведет к совершенствованию обучения курсантов образовательных организаций, сотрудников пенитенциарных учреждений в соответствии с требованиями Концепции развития УИС до 2030 г.