Концепция информатизации судов
Подборка наиболее важных документов по запросу Концепция информатизации судов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Концепция совершенствования производства по делам о привлечении к административной ответственности, осуществляемого мировыми судьями
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)<1> См.: Указы Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"; Постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 г. N 234 "О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", другие постановления Правительства Российской Федерации в области информационных цифровых технологий, а также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов"; Положение о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утв. Постановлением Президиума Верховного Суда от 27 сентября 2017 г.; Концепция информационной политики на 2020 - 2030 годы, одобренная Советом судей Российской Федерации 5 декабря 2019 г.; Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утв. Протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7; Паспорт федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утв. Протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 12 марта 2020 г. N 4; Положение "Описание целевого состояния суперсервиса "Правосудие онлайн", утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (п. 2 раздела III Протокола от 20.04.2020 N 5); Концепция информатизации судов и системы Судебного департамента до 2030 года, утв. Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. N 785; Концепция информатизации Верховного Суда Российской Федерации, утв. Приказом Председателя Верховного Суда РФ от 15 февраля 2021 г. N 9-П // СПС "КонсультантПлюс".
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)<1> См.: Указы Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"; Постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 г. N 234 "О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", другие постановления Правительства Российской Федерации в области информационных цифровых технологий, а также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов"; Положение о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утв. Постановлением Президиума Верховного Суда от 27 сентября 2017 г.; Концепция информационной политики на 2020 - 2030 годы, одобренная Советом судей Российской Федерации 5 декабря 2019 г.; Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утв. Протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7; Паспорт федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утв. Протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 12 марта 2020 г. N 4; Положение "Описание целевого состояния суперсервиса "Правосудие онлайн", утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (п. 2 раздела III Протокола от 20.04.2020 N 5); Концепция информатизации судов и системы Судебного департамента до 2030 года, утв. Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. N 785; Концепция информатизации Верховного Суда Российской Федерации, утв. Приказом Председателя Верховного Суда РФ от 15 февраля 2021 г. N 9-П // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Аудиозапись судебного заседания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Удобство и практичность аудиозаписи судебного заседания трудно переоценить. С внедрением технических средств для оптимизации работы судебного учреждения работа секретаря судебного заседания либо помощника судьи существенно облегчена - они избавлены от необходимости дословно излагать устные объяснения лиц, участвующих в деле, содержащие объемные доводы, поскольку аудиозапись предоставляет возможность в том числе изложить судебный акт на основе детального анализа таких объяснений и вопросов, задаваемых участниками друг другу, экономит человеческие ресурсы и способствует реализации концепции развития информатизации судов и судебной системы в целом.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Удобство и практичность аудиозаписи судебного заседания трудно переоценить. С внедрением технических средств для оптимизации работы судебного учреждения работа секретаря судебного заседания либо помощника судьи существенно облегчена - они избавлены от необходимости дословно излагать устные объяснения лиц, участвующих в деле, содержащие объемные доводы, поскольку аудиозапись предоставляет возможность в том числе изложить судебный акт на основе детального анализа таких объяснений и вопросов, задаваемых участниками друг другу, экономит человеческие ресурсы и способствует реализации концепции развития информатизации судов и судебной системы в целом.
Нормативные акты
"Положение по созданию и сопровождению официальных Интернет-сайтов судов общей юрисдикции Российской Федерации"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 24.11.2004)Настоящее Положение разработано в соответствии с Концепцией информационной политики судебной системы, Концепцией информатизации судов общей юрисдикции (государственная автоматизированная система "Правосудие") и устанавливает основные принципы организации работы, задачи и структуру Интернет-сайтов судов.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 24.11.2004)Настоящее Положение разработано в соответствии с Концепцией информационной политики судебной системы, Концепцией информатизации судов общей юрисдикции (государственная автоматизированная система "Правосудие") и устанавливает основные принципы организации работы, задачи и структуру Интернет-сайтов судов.
Статья: Развитие судебной системы в условиях цифровой модернизации
(Галиакберов А.Ф., Хисамов А.Х., Хафизова Л.Р.)
("Российский судья", 2021, N 5)В текущем периоде государством создана единая цифровая платформа, позволяющая интегрировать в судебную систему перспективные технологии организации деятельности судов и судопроизводства. Например, профиль гражданина в единой системе идентификации и аутентификации, биометрическая система и электронная подпись дают возможность решения актуальных задач организации судебной деятельности, таких как внедрение суперсервиса "Правосудие онлайн" и его интегрирование в государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Правосудие", что соответствует Концепции информатизации судов и системы Судебного департамента до 2030 г., утвержденной Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. N 785.
(Галиакберов А.Ф., Хисамов А.Х., Хафизова Л.Р.)
("Российский судья", 2021, N 5)В текущем периоде государством создана единая цифровая платформа, позволяющая интегрировать в судебную систему перспективные технологии организации деятельности судов и судопроизводства. Например, профиль гражданина в единой системе идентификации и аутентификации, биометрическая система и электронная подпись дают возможность решения актуальных задач организации судебной деятельности, таких как внедрение суперсервиса "Правосудие онлайн" и его интегрирование в государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Правосудие", что соответствует Концепции информатизации судов и системы Судебного департамента до 2030 г., утвержденной Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. N 785.
Статья: Способы идентификации участников цивилистического процесса при использовании систем веб-конференции
(Кукарцева А.Н.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 4)<33> Концепция информатизации Верховного Суда Российской Федерации (утв. Приказом Председателя Верховного Суда РФ от 15.02.2021 N 9-П) // СПС "КонсультантПлюс".
(Кукарцева А.Н.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 4)<33> Концепция информатизации Верховного Суда Российской Федерации (утв. Приказом Председателя Верховного Суда РФ от 15.02.2021 N 9-П) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Нотариально удостоверенные доказательства в судебном процессе: теория и правоприменительная практика
(Лаптев В.А., Чуча С.Ю.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 1)В последние годы с развитием информационных технологий актуальным также представляется вопрос о deepfake и иных продуктах искусственного интеллекта на пути развития онлайн-правосудия (фото, аудио- и видеозаписи; гиперссылки на информационные порталы; обработка сведений цифровых отпечатков интернет-страниц - web-архивов; аналитика Big Data и иные результаты работы искусственного интеллекта) <8>. Широкое использование цифровых доказательств в ходе судебного разбирательства стало следствием в том числе ограничений, вызванных новой коронавирусной инфекцией COVID-19, и провозглашенного ВС РФ глобального перехода на систему онлайн-правосудия и создания суперсервиса (Концепция информатизации Верховного Суда Российской Федерации <9>, Концепция информационной политики судебной системы на 2020 - 2030 годы <10> и др.).
(Лаптев В.А., Чуча С.Ю.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 1)В последние годы с развитием информационных технологий актуальным также представляется вопрос о deepfake и иных продуктах искусственного интеллекта на пути развития онлайн-правосудия (фото, аудио- и видеозаписи; гиперссылки на информационные порталы; обработка сведений цифровых отпечатков интернет-страниц - web-архивов; аналитика Big Data и иные результаты работы искусственного интеллекта) <8>. Широкое использование цифровых доказательств в ходе судебного разбирательства стало следствием в том числе ограничений, вызванных новой коронавирусной инфекцией COVID-19, и провозглашенного ВС РФ глобального перехода на систему онлайн-правосудия и создания суперсервиса (Концепция информатизации Верховного Суда Российской Федерации <9>, Концепция информационной политики судебной системы на 2020 - 2030 годы <10> и др.).
Статья: Влияние систем электронного правосудия на эффективность судопроизводства в эпоху цифровизации
(Ушакова Е.Н.)
("Российский судья", 2025, N 7)Согласно Концепции информатизации Верховного Суда Российской Федерации (утв. Приказом Председателя Верховного Суда РФ от 15.02.2021 N 9-П) <1> функциональная архитектура электронного правосудия включает многокомпонентную систему цифровых сервисов, обеспечивающих:
(Ушакова Е.Н.)
("Российский судья", 2025, N 7)Согласно Концепции информатизации Верховного Суда Российской Федерации (утв. Приказом Председателя Верховного Суда РФ от 15.02.2021 N 9-П) <1> функциональная архитектура электронного правосудия включает многокомпонентную систему цифровых сервисов, обеспечивающих:
"Теоретические и практические проблемы апелляционного производства в гражданском процессе"
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)В целях выяснения направлений интеграции информационных технологий в качестве компонента правоприменительной деятельности судов первой, а также проверочных инстанций следует отметить, что Концепция развития информатизации судов общей юрисдикции на 2013 - 2020 годы <1> в качестве ведущих направлений развития также предусматривает системную реализацию следующих основных информационных сервисов электронного правосудия:
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)В целях выяснения направлений интеграции информационных технологий в качестве компонента правоприменительной деятельности судов первой, а также проверочных инстанций следует отметить, что Концепция развития информатизации судов общей юрисдикции на 2013 - 2020 годы <1> в качестве ведущих направлений развития также предусматривает системную реализацию следующих основных информационных сервисов электронного правосудия:
Статья: Развитие электронного правосудия в гражданском и арбитражном судопроизводстве: проблемные вопросы
(Ярошенко Т.В.)
("Администратор суда", 2023, N 3)В юридической литературе существуют две противоположные точки зрения относительного понятия "электронное правосудие". В узком смысле под электронным правосудием понимается либо форма и способ процесса, либо категория судопроизводства. Данный подход реализован в Концепции развития информатизации судов до 2020 года. Данный подход предполагает рассматривать электронное правосудие как процессуальную категорию.
(Ярошенко Т.В.)
("Администратор суда", 2023, N 3)В юридической литературе существуют две противоположные точки зрения относительного понятия "электронное правосудие". В узком смысле под электронным правосудием понимается либо форма и способ процесса, либо категория судопроизводства. Данный подход реализован в Концепции развития информатизации судов до 2020 года. Данный подход предполагает рассматривать электронное правосудие как процессуальную категорию.
Статья: К вопросу о защите персональных данных участников гражданского судопроизводства
(Елизарова М.Ю.)
("Российская юстиция", 2024, N 8)<3> Концепция информатизации Верховного Суда Российской Федерации (утв. Приказом Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2021 г. N 9-П) // Документ опубликован не был. Источник: СПС "КонсультантПлюс".
(Елизарова М.Ю.)
("Российская юстиция", 2024, N 8)<3> Концепция информатизации Верховного Суда Российской Федерации (утв. Приказом Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2021 г. N 9-П) // Документ опубликован не был. Источник: СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Правовые проблемы трансформации основных начал правосудия в условиях цифровизации цивилистического процесса в России и Китае
(Харитонова Ю.С., Ян Т.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 1)Концепция развития информатизации судов общей юрисдикции на 2013 - 2020 гг., утв. Судебным департаментом и Постановлением Совета судей РФ от 19 февраля 2015 г. N 439, как основа цифровизации судов в России, предполагает решение следующих задач: совершенствование электронного документооборота, а также внешнего электронного взаимодействия судьи, аппарата суда с иными государственными органами и государственными информационными системами, создание электронного взаимодействия между участниками судопроизводства, иными заинтересованными лицами и судом, разработку и внедрение информационных технологий, помогающих судье или замещающих судью при отправлении правосудия (технологии искусственного интеллекта для формирования проектов решений, различные экспертные системы, осуществляющие подбор релевантного законодательства и судебной практики, технологии, помогающие производить исследование и оценку доказательств, моделирующие (воссоздающие) события по делу, и т.д.) <22>.
(Харитонова Ю.С., Ян Т.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 1)Концепция развития информатизации судов общей юрисдикции на 2013 - 2020 гг., утв. Судебным департаментом и Постановлением Совета судей РФ от 19 февраля 2015 г. N 439, как основа цифровизации судов в России, предполагает решение следующих задач: совершенствование электронного документооборота, а также внешнего электронного взаимодействия судьи, аппарата суда с иными государственными органами и государственными информационными системами, создание электронного взаимодействия между участниками судопроизводства, иными заинтересованными лицами и судом, разработку и внедрение информационных технологий, помогающих судье или замещающих судью при отправлении правосудия (технологии искусственного интеллекта для формирования проектов решений, различные экспертные системы, осуществляющие подбор релевантного законодательства и судебной практики, технологии, помогающие производить исследование и оценку доказательств, моделирующие (воссоздающие) события по делу, и т.д.) <22>.
Статья: Организационно-правовые формы судопроизводства с применением технологий удаленного доступа
(Капустин О.А.)
("Российский судья", 2021, N 1)Платформенный подход реализуется через электронные сервисы, создающие новые институциональные и процессуальные гарантии доступа граждан к правосудию посредством дистанционных технологий. Так, суперсервис "Правосудие онлайн", запланированный к внедрению Концепцией информатизации судов и системы Судебного департамента до 2030 г., обеспечивает коммуникации граждан и организаций с судом через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
(Капустин О.А.)
("Российский судья", 2021, N 1)Платформенный подход реализуется через электронные сервисы, создающие новые институциональные и процессуальные гарантии доступа граждан к правосудию посредством дистанционных технологий. Так, суперсервис "Правосудие онлайн", запланированный к внедрению Концепцией информатизации судов и системы Судебного департамента до 2030 г., обеспечивает коммуникации граждан и организаций с судом через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Статья: Проблемы специализации судебной деятельности в условиях информационной трансформации судебной системы
(Даниелян Д.Р.)
("Мировой судья", 2022, N 6)<1> Концепция информатизации судов и системы Судебного департамента до 2030 года, утвержденная Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. N 785; Концепция информационной политики судебной системы на 2020 - 2030 годы (одобрена Советом судей РФ 5 декабря 2019 г.). Официальный сайт Совета судей Российской Федерации. URL: http://www.ssrf.ru/news/lienta-novostiei/35630.
(Даниелян Д.Р.)
("Мировой судья", 2022, N 6)<1> Концепция информатизации судов и системы Судебного департамента до 2030 года, утвержденная Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. N 785; Концепция информационной политики судебной системы на 2020 - 2030 годы (одобрена Советом судей РФ 5 декабря 2019 г.). Официальный сайт Совета судей Российской Федерации. URL: http://www.ssrf.ru/news/lienta-novostiei/35630.