Концепция административной реформы
Подборка наиболее важных документов по запросу Концепция административной реформы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Теоретико-правовые основы финансового права в условиях цифровой трансформации
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 9)<17> Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах" // СЗ РФ. 2005. N 46. Ст. 4720.
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 9)<17> Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах" // СЗ РФ. 2005. N 46. Ст. 4720.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Законопроект, принятый в качестве Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (комментируемый Закон), разработан в соответствии с п. 1 Перечня нормативных правовых актов, направленных на регулирование вопросов предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе вопросов предоставления таких услуг в электронном виде, одобренного протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 8 апреля 2009 г. N 88 (разд. VIII), в рамках реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р (п. 2.2.2 Плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации на 2006 - 2010 годы; наименования документов в ред. распоряжения Правительства РФ от 9 февраля 2008 г. N 157-р) <26>.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Законопроект, принятый в качестве Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (комментируемый Закон), разработан в соответствии с п. 1 Перечня нормативных правовых актов, направленных на регулирование вопросов предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе вопросов предоставления таких услуг в электронном виде, одобренного протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 8 апреля 2009 г. N 88 (разд. VIII), в рамках реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р (п. 2.2.2 Плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации на 2006 - 2010 годы; наименования документов в ред. распоряжения Правительства РФ от 9 февраля 2008 г. N 157-р) <26>.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2015 N 2776-р
<О Концепции совершенствования механизмов саморегулирования>Согласно Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р, одним из направлений работы в рамках административной реформы является разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, упраздняющих избыточные и дублирующие функции, осуществляемые органами исполнительной власти, позволяющих передавать ряд государственных функций саморегулируемым организациям и создавать механизмы, предотвращающие появление новых избыточных функций у органов исполнительной власти.
<О Концепции совершенствования механизмов саморегулирования>Согласно Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р, одним из направлений работы в рамках административной реформы является разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, упраздняющих избыточные и дублирующие функции, осуществляемые органами исполнительной власти, позволяющих передавать ряд государственных функций саморегулируемым организациям и создавать механизмы, предотвращающие появление новых избыточных функций у органов исполнительной власти.
Приказ ФТС РФ от 28.04.2009 N 748
(ред. от 26.02.2010)
"Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по выдаче и аннулированию разрешения на транзит вооружения, военной техники и военного имущества"
(вместе с "Порядком заполнения разрешения на транзит вооружения, военной техники и военного имущества"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.06.2009 N 14131)В целях реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 гг. и плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 гг., одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 46, ст. 4720; 2008, N 7, ст. 633, N 14, ст. 1413), в соответствии с главой 10, параграфом 3 главы 18 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066, N 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, N 27, ст. 2711, N 34, ст. 3533, N 46 (ч. I), ст. 4494; 2005, N 30 (ч. I), ст. 3101; 2006, N 1, ст. 15, N 3, ст. 280, N 8, ст. 854, N 52 (ч. II), ст. 5504; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 24, ст. 2831, N 27, ст. 3213, N 31, ст. 3995, ст. 4011, N 45, ст. 5417; 2008, N 26, ст. 3022), подпунктом 5.3.4 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 32, ст. 3569; 2008, N 17, ст. 1883, N 24, ст. 2867), пунктом 7 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 47, ст. 4933; 2007, N 50, ст. 6285; 2008, N 18, ст. 2063), Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 306 "Об утверждении Положения о транзите вооружения, военной техники и военного имущества через территорию Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 16, ст. 1702; 2008, N 13, ст. 1317) приказываю:
(ред. от 26.02.2010)
"Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по выдаче и аннулированию разрешения на транзит вооружения, военной техники и военного имущества"
(вместе с "Порядком заполнения разрешения на транзит вооружения, военной техники и военного имущества"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.06.2009 N 14131)В целях реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 гг. и плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 гг., одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 46, ст. 4720; 2008, N 7, ст. 633, N 14, ст. 1413), в соответствии с главой 10, параграфом 3 главы 18 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066, N 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, N 27, ст. 2711, N 34, ст. 3533, N 46 (ч. I), ст. 4494; 2005, N 30 (ч. I), ст. 3101; 2006, N 1, ст. 15, N 3, ст. 280, N 8, ст. 854, N 52 (ч. II), ст. 5504; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 24, ст. 2831, N 27, ст. 3213, N 31, ст. 3995, ст. 4011, N 45, ст. 5417; 2008, N 26, ст. 3022), подпунктом 5.3.4 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 32, ст. 3569; 2008, N 17, ст. 1883, N 24, ст. 2867), пунктом 7 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 47, ст. 4933; 2007, N 50, ст. 6285; 2008, N 18, ст. 2063), Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 306 "Об утверждении Положения о транзите вооружения, военной техники и военного имущества через территорию Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 16, ст. 1702; 2008, N 13, ст. 1317) приказываю:
Статья: О праве на хорошее управление
(Романовская О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)В Российской Федерации необходимость проведения реформы государственного управления диктовалась, прежде всего, переходным периодом: отказ от советской командной системы (провозглашенный в аксиологии Конституции России) не означал одномоментного построения нового порядка. В таких условиях принимался Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 гг.", ознаменовавший начало административной реформы, задачи которой сводились к следующему: ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, прекращение избыточного государственного регулирования, развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики. Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р была одобрена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 гг., сохранившая обозначенный вектор совершенствования государственной деятельности. Несмотря на временные рамки самих документов, процесс реформирования ими не ограничен. Преобразование административного аппарата происходит по намеченной траектории. Значимым документом в формировании российской модели сервисного государства выступает Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Термин "услуга" полноценным образом вошел в юридический оборот.
(Романовская О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)В Российской Федерации необходимость проведения реформы государственного управления диктовалась, прежде всего, переходным периодом: отказ от советской командной системы (провозглашенный в аксиологии Конституции России) не означал одномоментного построения нового порядка. В таких условиях принимался Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 гг.", ознаменовавший начало административной реформы, задачи которой сводились к следующему: ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, прекращение избыточного государственного регулирования, развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики. Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р была одобрена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 гг., сохранившая обозначенный вектор совершенствования государственной деятельности. Несмотря на временные рамки самих документов, процесс реформирования ими не ограничен. Преобразование административного аппарата происходит по намеченной траектории. Значимым документом в формировании российской модели сервисного государства выступает Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Термин "услуга" полноценным образом вошел в юридический оборот.
Статья: Национальные проекты: от управленческих решений до документа стратегического развития
(Садовская Т.Д.)
("Финансовое право", 2022, N 8)Как известно, Указ N 474 был принят в связи с корректировкой указа о национальных целях и стратегических задачах развития до 2024 г. <3>, до которого были "майские указы" 2012 г., ранее - в начале 2000-х годов - первые приоритетные проекты (как новый механизм решения задачи повышения качества жизни граждан <4>), в концепцию которых была заложена взаимосвязь с бюджетной деятельностью государства, повышение результативности и эффективности использования средств бюджета <5>. Тогда же появились первые документы стратегического планирования <6>, проведен ряд среднесрочных программ бюджетных реформ <7>, осуществлена попытка реализации нового подхода к разработке целевых программ <8>, велась работа над концепцией административной реформы, предприняты первые шаги по цифровизации государственного управления <9>.
(Садовская Т.Д.)
("Финансовое право", 2022, N 8)Как известно, Указ N 474 был принят в связи с корректировкой указа о национальных целях и стратегических задачах развития до 2024 г. <3>, до которого были "майские указы" 2012 г., ранее - в начале 2000-х годов - первые приоритетные проекты (как новый механизм решения задачи повышения качества жизни граждан <4>), в концепцию которых была заложена взаимосвязь с бюджетной деятельностью государства, повышение результативности и эффективности использования средств бюджета <5>. Тогда же появились первые документы стратегического планирования <6>, проведен ряд среднесрочных программ бюджетных реформ <7>, осуществлена попытка реализации нового подхода к разработке целевых программ <8>, велась работа над концепцией административной реформы, предприняты первые шаги по цифровизации государственного управления <9>.
Статья: Цифровизация государственного реестра актов гражданского состояния в России: проблемы и перспективы
(Трофимец И.А.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 4)МФЦ - это юридические лица, образованные в организационно-правовой форме государственного или муниципального автономного учреждения и уполномоченные на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг (в том числе в электронной форме). Такая модель деятельности публичной власти предусмотрена Концепцией административной реформы 2005 г. <29>
(Трофимец И.А.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 4)МФЦ - это юридические лица, образованные в организационно-правовой форме государственного или муниципального автономного учреждения и уполномоченные на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг (в том числе в электронной форме). Такая модель деятельности публичной власти предусмотрена Концепцией административной реформы 2005 г. <29>
Статья: Значение и функции административного акта
(Домченко А.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)1. Политико-управленческий уровень связан с выработкой административной политики, одной из ведущих форм которой выступает стратегическое планирование. Именно по отношению к актам административной политики справедливо утверждать, что они используются в качестве средств "осуществления современной правовой политики в административно-правовой сфере; проведения административной реформы; достижения целей государственного управления; <...> улучшения качества многообразной российской правовой жизни" <6>. Примерами административных актов, принимаемых на данном уровне, являются Стратегия национальной безопасности Российской Федерации <7>, Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах <8> и другие акты публичного стратегирования.
(Домченко А.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)1. Политико-управленческий уровень связан с выработкой административной политики, одной из ведущих форм которой выступает стратегическое планирование. Именно по отношению к актам административной политики справедливо утверждать, что они используются в качестве средств "осуществления современной правовой политики в административно-правовой сфере; проведения административной реформы; достижения целей государственного управления; <...> улучшения качества многообразной российской правовой жизни" <6>. Примерами административных актов, принимаемых на данном уровне, являются Стратегия национальной безопасности Российской Федерации <7>, Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах <8> и другие акты публичного стратегирования.
Статья: Электронные административные регламенты как основа для осуществления административных процедур органов исполнительной власти в электронной форме
(Ермаков А.О.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Вместе с тем и после определения ЭАР в Концепции административной реформы в Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, где они рассматривались как административные регламенты, реализуемые посредством применения информационно-коммуникационных технологий на всех этапах выполнения соответствующих действий, попытки комплексного исследования ЭАР не предпринимались. Зачастую ЭАР лишь упоминается в качестве необходимого компонента электронного правительства или необходимого условия электронного предоставления государственных услуг <12>.
(Ермаков А.О.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Вместе с тем и после определения ЭАР в Концепции административной реформы в Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, где они рассматривались как административные регламенты, реализуемые посредством применения информационно-коммуникационных технологий на всех этапах выполнения соответствующих действий, попытки комплексного исследования ЭАР не предпринимались. Зачастую ЭАР лишь упоминается в качестве необходимого компонента электронного правительства или необходимого условия электронного предоставления государственных услуг <12>.
Статья: Административно-правовая регламентация электронного декларирования расходов и доходов государственных гражданских служащих
(Старовойт М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)<2> Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах и плане мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах" // СЗ РФ. 2005. N 46. Ст. 4720.
(Старовойт М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)<2> Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах и плане мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах" // СЗ РФ. 2005. N 46. Ст. 4720.
Статья: Финансово-кредитный механизм России в эпоху глобальных перемен
(Васянина Е.Л.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)1) посредством подчинения ЦБ РФ Правительству РФ или Министерству финансов РФ. За основу можно принять сложившийся в СССР опыт взаимоотношений Госбанка и центрального государственного органа управления финансами, а также концепцию современной административной реформы, проведенной в Китае в 2023 г., в рамках которой полномочия Народного банка Китая в финансовом секторе были ограничены в пользу Государственного совета КНР;
(Васянина Е.Л.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)1) посредством подчинения ЦБ РФ Правительству РФ или Министерству финансов РФ. За основу можно принять сложившийся в СССР опыт взаимоотношений Госбанка и центрального государственного органа управления финансами, а также концепцию современной административной реформы, проведенной в Китае в 2023 г., в рамках которой полномочия Народного банка Китая в финансовом секторе были ограничены в пользу Государственного совета КНР;
Статья: Особенности административного процесса в странах Средней Азии (на примере Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана и Узбекистана)
(Миллер Р.О.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)<11> Шукуров Т.Р. Социально-политическая сущность концепции административной реформы // Молодой ученый. 2020. N 17(307). С. 481.
(Миллер Р.О.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)<11> Шукуров Т.Р. Социально-политическая сущность концепции административной реформы // Молодой ученый. 2020. N 17(307). С. 481.
Статья: Административно-процедурные тенденции развития механизма обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов РФ
(Агамагомедова С.А.)
("Таможенное дело", 2021, N 4)<1> Россинский Б.В. Реализация концепций административной реформы // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. N 1 (41). С. 34.
(Агамагомедова С.А.)
("Таможенное дело", 2021, N 4)<1> Россинский Б.В. Реализация концепций административной реформы // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. N 1 (41). С. 34.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Помимо действующего сейчас Закона N 294-ФЗ в тот период положения, регулирующие контрольно-надзорные отношения, содержали более 60 федеральных законов, порядок осуществления контрольно-надзорной деятельности регламентировался множеством правительственных положений и ведомственными административными регламентами, которых было утверждено около 200. Работа над проектом нового федерального закона о контроле (надзоре) началась вскоре после принятия Закона N 294-ФЗ. Уже весной - летом 2010 г. Правительство РФ в рамках Концепции административной реформы <1> утвердило несколько планов мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций <2>. К 2015 г. было подготовлено некоторое количество законопроектов <3>.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Помимо действующего сейчас Закона N 294-ФЗ в тот период положения, регулирующие контрольно-надзорные отношения, содержали более 60 федеральных законов, порядок осуществления контрольно-надзорной деятельности регламентировался множеством правительственных положений и ведомственными административными регламентами, которых было утверждено около 200. Работа над проектом нового федерального закона о контроле (надзоре) началась вскоре после принятия Закона N 294-ФЗ. Уже весной - летом 2010 г. Правительство РФ в рамках Концепции административной реформы <1> утвердило несколько планов мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций <2>. К 2015 г. было подготовлено некоторое количество законопроектов <3>.