Комплексы обработки избирательных бюллетеней
Подборка наиболее важных документов по запросу Комплексы обработки избирательных бюллетеней (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Защита прокурором избирательных прав граждан (по материалам выборов Президента РФ в марте 2024 г.)
(Какителашвили М.М., Суров А.Г.)
("Законность", 2024, N 8)Так, на выборах Президента РФ в марте 2024 г. из-за незаконных действий в нескольких регионах отстранены члены избирательных комиссий. Например, в г. Москве член участковой избирательной комиссии произвел незаконное перемещение бюллетеней из переносного ящика в Комплекс обработки избирательных бюллетеней (далее - КОИБ). В Удмуртии член комиссии пытался залить КОИБ красящим веществом. В Московской и Оренбургской областях члены комиссий незаконно передали данные избирателей третьим лицам. Кроме того, 709 бюллетеней в восьми регионах на 11 участках признаны недействительными из-за неправильных действий комиссий <11>.
(Какителашвили М.М., Суров А.Г.)
("Законность", 2024, N 8)Так, на выборах Президента РФ в марте 2024 г. из-за незаконных действий в нескольких регионах отстранены члены избирательных комиссий. Например, в г. Москве член участковой избирательной комиссии произвел незаконное перемещение бюллетеней из переносного ящика в Комплекс обработки избирательных бюллетеней (далее - КОИБ). В Удмуртии член комиссии пытался залить КОИБ красящим веществом. В Московской и Оренбургской областях члены комиссий незаконно передали данные избирателей третьим лицам. Кроме того, 709 бюллетеней в восьми регионах на 11 участках признаны недействительными из-за неправильных действий комиссий <11>.
Статья: О влиянии цифровых технологий на правопорядок в избирательном процессе
(Уваров А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)Комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), а также комплексы электронного голосования (КЭГ) получили свое распространение при голосовании избирателей на отдельных избирательных участках и носят во многом экспериментальный характер, поскольку их применение осуществляется по решению ЦИК России и других избирательных комиссий на отдельных территориях. Конкретные наименования этих технологий не предусмотрены федеральными избирательными законами, что дает возможность правоприменителям использовать и иные технические средства. Для обслуживания КОИБ требуется соответствующая подготовка назначенных для этого членов избирательных комиссий, которые в качестве операторов могут консультировать избирателей о порядке ввода заполненных избирательных бюллетеней в сканирующее устройство. Несмотря на то что КОИБ освобождает членов избирательных комиссий от ручной работы по проверке и подсчету голосов по избирательным бюллетеням и составлению соответствующего протокола, не следует полностью доверять программному продукту, даже если он прошел предварительное тестирование. В этой связи у сомневающихся участников избирательного процесса всегда должно быть право требовать контрольного ручного пересчета голосов избирателей.
(Уваров А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)Комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), а также комплексы электронного голосования (КЭГ) получили свое распространение при голосовании избирателей на отдельных избирательных участках и носят во многом экспериментальный характер, поскольку их применение осуществляется по решению ЦИК России и других избирательных комиссий на отдельных территориях. Конкретные наименования этих технологий не предусмотрены федеральными избирательными законами, что дает возможность правоприменителям использовать и иные технические средства. Для обслуживания КОИБ требуется соответствующая подготовка назначенных для этого членов избирательных комиссий, которые в качестве операторов могут консультировать избирателей о порядке ввода заполненных избирательных бюллетеней в сканирующее устройство. Несмотря на то что КОИБ освобождает членов избирательных комиссий от ручной работы по проверке и подсчету голосов по избирательным бюллетеням и составлению соответствующего протокола, не следует полностью доверять программному продукту, даже если он прошел предварительное тестирование. В этой связи у сомневающихся участников избирательного процесса всегда должно быть право требовать контрольного ручного пересчета голосов избирателей.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"10. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней. При проведении электронного голосования используются комплексы для электронного голосования.
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"10. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней. При проведении электронного голосования используются комплексы для электронного голосования.
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О референдуме Российской Федерации"8. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней. Технические средства подсчета голосов используются в порядке, установленном федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, и в соответствии с инструкцией, утверждаемой Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
(ред. от 30.12.2021)
"О референдуме Российской Федерации"8. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней. Технические средства подсчета голосов используются в порядке, установленном федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, и в соответствии с инструкцией, утверждаемой Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
"Эволюция права под воздействием цифровых технологий"
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)Государственная автоматизированная система "Выборы", созданная в 1993 г., использовалась для определения предварительных результатов голосования. В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" документ на бумажном носителе, подготовленный с использованием ГАС "Выборы" в соответствии с федеральными законами, приобретает юридическую силу после его подписания соответствующими должностными лицами. В ч. 7 ст. 80 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" прямо установлено, что данные о ходе голосования и его результаты, полученные через ГАС "Выборы", являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией (за исключением экспериментальных случаев, связанных с внедрением и использованием комплекса обработки избирательных бюллетеней). Итоговые результаты голосования определялись в том числе с использованием ручной проверки и вносились в систему в качестве отдельного документа <1>.
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)Государственная автоматизированная система "Выборы", созданная в 1993 г., использовалась для определения предварительных результатов голосования. В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" документ на бумажном носителе, подготовленный с использованием ГАС "Выборы" в соответствии с федеральными законами, приобретает юридическую силу после его подписания соответствующими должностными лицами. В ч. 7 ст. 80 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" прямо установлено, что данные о ходе голосования и его результаты, полученные через ГАС "Выборы", являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией (за исключением экспериментальных случаев, связанных с внедрением и использованием комплекса обработки избирательных бюллетеней). Итоговые результаты голосования определялись в том числе с использованием ручной проверки и вносились в систему в качестве отдельного документа <1>.
Статья: Проблемы влияния нарушений избирательного законодательства на легитимность выборов
(Митин Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)Простыми примерами правонарушений в рассматриваемой сфере могут служить нарушения порядка выдвижения кандидата (списка кандидатов) или порядка представления документов о выдвижении в избирательную комиссию, санкцией за которые выступает отказ в регистрации или отмена регистрации. Однако являются ли правонарушениями разорванная пломба на ящике для голосования <9> или несоблюдение порядка действий при подготовке КОИБ к проведению голосования в день голосования <10>, не очевидно. Эта неочевидность, а также разница между юридико-доктринальным понятием "правонарушение" и обыденным понятием "нарушение" используется апологетами теории тотальной фальсификации для создания эффекта массовости нарушений, акцентируя несоблюдение каждой нормы законодательства о выборах.
(Митин Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)Простыми примерами правонарушений в рассматриваемой сфере могут служить нарушения порядка выдвижения кандидата (списка кандидатов) или порядка представления документов о выдвижении в избирательную комиссию, санкцией за которые выступает отказ в регистрации или отмена регистрации. Однако являются ли правонарушениями разорванная пломба на ящике для голосования <9> или несоблюдение порядка действий при подготовке КОИБ к проведению голосования в день голосования <10>, не очевидно. Эта неочевидность, а также разница между юридико-доктринальным понятием "правонарушение" и обыденным понятием "нарушение" используется апологетами теории тотальной фальсификации для создания эффекта массовости нарушений, акцентируя несоблюдение каждой нормы законодательства о выборах.
Статья: Конституционно-правовое регулирование использования цифровых технологий при осуществлении видеонаблюдения за выборами и референдумами
(Шапошников А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Отдельно следует заметить, что о ведении видеонаблюдения в помещении для голосования на избирательном участке избиратели, равно как кандидаты, политические партии, а также другие участники избирательного процесса должны быть извещены заблаговременно. Информирование всех вышеперечисленных участников процедуры выборов либо референдума осуществляется усилиями Центральной избирательной комиссии РФ, избирательных комиссий субъектов РФ, территориальных и участковых избирательных комиссий. При этом информация о проведении видеонаблюдения должна быть также непосредственно размещена в помещении, где проходит голосование. В частности, в соответствии с п. 1.11 Порядка при входе в помещение для голосования, а также внутри него должны быть вывешены одна либо несколько табличек формата А4 с указанием на то, что здесь ведется видеонаблюдение. Размещение камер видеонаблюдения в помещении для голосования на избирательных участках, в свою очередь, также регламентировано законодательно. Камеры должны располагаться таким образом, чтобы фиксировать наиболее значимые объекты в рамках процесса голосования на референдуме либо выборах. К числу последних относятся, в частности, площадь помещения полностью, в котором проходит голосование, места, где производится работа со списком избирателей, бюллетени выдаются избирателям, погашаются использованные бюллетени и т.д. После того как в конкретном помещении будут определены места осуществления указанных процедур, установка камер видеонаблюдения, а также другого оборудования согласуется участковой избирательной комиссией с владельцем помещения. При этом согласование должно производиться с учетом рекомендаций, полученных от представителей технического оператора по установке систем видеонаблюдения. Точки размещения первой и второй камер определяются исходя из того, чтобы по крайней мере одна камера могла зафиксировать все основные объекты в помещении для голосования. Их полный перечень дан в п. 2.1 Порядка. К значимым объектам следует отнести также место, где размещается увеличенная форма протокола, в которой должны быть отражены итоги голосования; в случае применения комплексов для проведения электронного голосования избирателей - КЭГ - места, где граждане получают карточки со штрихкодом для того, чтобы принять участие в электронном голосовании; стационарные и переносные ящики для голосования; специальные комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), а также переносные устройства для проведения электронного голосования в том случае, если они применяются на выборах. Помимо указанных значимых объектов при проведении процедуры голосования, видеонаблюдение также должно быть направлено на фиксацию объектов, первостепенных при подсчете голосов граждан. К их числу относятся места подсчета бюллетеней, извлекаемых из ящиков после проведения выборов; в случае применения КЭГ - места, где производится погашение неиспользованных карточек со штрихкодом для участия граждан в электронном голосовании, а также место, где находится оператор специального программного обеспечения УИК при реализации технологии изготовления протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования; место подписания протокола комиссией об итогах голосования и место проведения ее итогового заседания.
(Шапошников А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Отдельно следует заметить, что о ведении видеонаблюдения в помещении для голосования на избирательном участке избиратели, равно как кандидаты, политические партии, а также другие участники избирательного процесса должны быть извещены заблаговременно. Информирование всех вышеперечисленных участников процедуры выборов либо референдума осуществляется усилиями Центральной избирательной комиссии РФ, избирательных комиссий субъектов РФ, территориальных и участковых избирательных комиссий. При этом информация о проведении видеонаблюдения должна быть также непосредственно размещена в помещении, где проходит голосование. В частности, в соответствии с п. 1.11 Порядка при входе в помещение для голосования, а также внутри него должны быть вывешены одна либо несколько табличек формата А4 с указанием на то, что здесь ведется видеонаблюдение. Размещение камер видеонаблюдения в помещении для голосования на избирательных участках, в свою очередь, также регламентировано законодательно. Камеры должны располагаться таким образом, чтобы фиксировать наиболее значимые объекты в рамках процесса голосования на референдуме либо выборах. К числу последних относятся, в частности, площадь помещения полностью, в котором проходит голосование, места, где производится работа со списком избирателей, бюллетени выдаются избирателям, погашаются использованные бюллетени и т.д. После того как в конкретном помещении будут определены места осуществления указанных процедур, установка камер видеонаблюдения, а также другого оборудования согласуется участковой избирательной комиссией с владельцем помещения. При этом согласование должно производиться с учетом рекомендаций, полученных от представителей технического оператора по установке систем видеонаблюдения. Точки размещения первой и второй камер определяются исходя из того, чтобы по крайней мере одна камера могла зафиксировать все основные объекты в помещении для голосования. Их полный перечень дан в п. 2.1 Порядка. К значимым объектам следует отнести также место, где размещается увеличенная форма протокола, в которой должны быть отражены итоги голосования; в случае применения комплексов для проведения электронного голосования избирателей - КЭГ - места, где граждане получают карточки со штрихкодом для того, чтобы принять участие в электронном голосовании; стационарные и переносные ящики для голосования; специальные комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), а также переносные устройства для проведения электронного голосования в том случае, если они применяются на выборах. Помимо указанных значимых объектов при проведении процедуры голосования, видеонаблюдение также должно быть направлено на фиксацию объектов, первостепенных при подсчете голосов граждан. К их числу относятся места подсчета бюллетеней, извлекаемых из ящиков после проведения выборов; в случае применения КЭГ - места, где производится погашение неиспользованных карточек со штрихкодом для участия граждан в электронном голосовании, а также место, где находится оператор специального программного обеспечения УИК при реализации технологии изготовления протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования; место подписания протокола комиссией об итогах голосования и место проведения ее итогового заседания.