Компетенция судов схема
Подборка наиболее важных документов по запросу Компетенция судов схема (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 226 "Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию общества необоснованной, оно создало схему ухода от уплаты НДФЛ и страховых взносов путем формальной передачи полномочий ЕИО между взаимозависимыми лицами.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию общества необоснованной, оно создало схему ухода от уплаты НДФЛ и страховых взносов путем формальной передачи полномочий ЕИО между взаимозависимыми лицами.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Полномочия администрации муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)...довод администрации о наличии у органа местного самоуправления полномочий по контролю за выбором способа теплоснабжения объектов капитального строительства, расположенных в зоне действия централизованных сетей теплоснабжения, в целях соблюдения схемы теплоснабжения судами... рассмотрен и правомерно отклонен... как основанный на ошибочном толковании норм права. Судом... отмечено, что Законами об общих принципах организации местного самоуправления, о теплоснабжении полномочия органа местного самоуправления на принятие решений по вопросу размещения автономных источников генерации тепловой и (или) электрической энергии на территории муниципального образования, созданию комиссий для указанных целей не предусмотрены..."
(КонсультантПлюс, 2025)...довод администрации о наличии у органа местного самоуправления полномочий по контролю за выбором способа теплоснабжения объектов капитального строительства, расположенных в зоне действия централизованных сетей теплоснабжения, в целях соблюдения схемы теплоснабжения судами... рассмотрен и правомерно отклонен... как основанный на ошибочном толковании норм права. Судом... отмечено, что Законами об общих принципах организации местного самоуправления, о теплоснабжении полномочия органа местного самоуправления на принятие решений по вопросу размещения автономных источников генерации тепловой и (или) электрической энергии на территории муниципального образования, созданию комиссий для указанных целей не предусмотрены..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обращение в суд как определяющий процессуальный акт для осуществления правосудия и защиты прав по гражданским делам
(Уксусова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12; 2021, N 1)Нельзя не принять во внимание, что суд не единственный орган применения права к конкретным правовым ситуациям. В то же время нельзя не учитывать, что для любого иного государственного и иного юрисдикционного органа, наделенного полномочиями по их разрешению, в отличие от суда как созданного для такой государственной деятельности исключительно в качестве основной, этого рода деятельность не является такой. Тем не менее деятельность органов защиты прав получает соответствующую нормативную организацию, имея разграничение и по области . В то время как наблюдающийся процесс расширения круга органов и их функций в этом направлении делает вопрос разграничения компетенции по рассмотрению дел (споров о праве) между судом и другими несудебными органами более актуальным в правоприменительном плане. По этой причине сохраняется познавательная востребованность понятия подведомственности, укоренившегося в процессуальной доктрине, позволяющего разграничивать компетенцию по рассмотрению дел (споров о праве и материально-правовых требований) между судом и другими несудебными органами. В исследовательской направленности таким понятием обнимается деятельность такого рода органов по защите прав не только в рамках национальной правовой системы. В более широком масштабе использование такой категории возможно при обращении и разграничении круга деятельности между государственными национальными судами и другими несудебными органами разрешения споров о праве на национальном уровне, между первыми и другими судебными органами защиты прав на международно-правовом уровне. Представляется, что свою роль в качестве правового регулятора в национальной правовой системе понятие "подведомственность" выполняет в том случае, когда помимо суда сохраняют свою юрисдикционную функцию по праву - рассмотрение споров о праве - иные органы защиты прав. Важно через содержание полномочий органа правильно определить характер отношений между ними, формы их взаимодействия при реализации подобной и иных функций (полномочий). Так, например, в рамках взаимодействия по схеме "суд и иной орган разрешения спора о праве (защиты прав)" значимо на примере арбитража усматривать особые функции (полномочия) государственного суда по содействию и контролю в отношении третейского разбирательства, основания для их реализации, учитывая законодательные запреты и правовые последствия в связи с осуществлением полномочий государственным судом и третейским судом. В их числе впервые закрепленные на уровне процессуальных кодексов в ходе современной третейской реформы более широкие полномочия государственного суда при рассмотрении требования об отмене решения третейского суда или о приведении этого решения в исполнение, когда суд при имеющихся недостатках такого решения (третейского разбирательства) вправе возвратить его третейскому суду, иначе по используемой терминологии - ремитировать (от лат. remitto - отсылаю) арбитражное решение для совершения предпринимаемых целенаправленных действий третейским судом, которые, по его мнению, позволят устранить основания для его отмены (ч. 5 ст. 420 ГПК, ч. 5 ст. 232 АПК). Представляется, что отказ законодателя от термина "подведомственность" на уровне даже основных актов процессуального законодательства <33> при внесении совсем свежих поправок в процессуальные кодексы и его замена термином "компетенция" не привели к утрате смыслового значения данного правового понятия. Однако замена одного понятия другим и установление новых процессуальных предписаний, регулирующих отношения между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, раздвинули сферу действия института подсудности при включении в него новых процессуальных норм. В определенной степени законодателю удалось оптимизировать содержание и действие института подсудности. Наряду с имеющимися видами родовой и территориальной подсудности изменения процессуального регулирования привнесли правила определения компетентного суда между судами общей юрисдикции или арбитражными судами, которые могут и должны быть выделены в отдельную группу и учтены по признаку вида суда (общая или специальная гражданская юрисдикция), иными словами, быть правилами видовой подсудности. Нормы процессуального права этого вида в порядке некой "трансформации" норм о судебной подведомственности в нормы о подсудности призваны определить в границах полномочий между судами общей юрисдикции или арбитражными судами вид гражданских судов, в которых находится разрешение известной категории гражданских дел. Значит, судебная компетенция каждого отдельного гражданского суда определяется ныне в трех измерениях. Во-первых, закон устанавливает, какие именно категории гражданских дел подлежат данного вида гражданских судов (суды общей юрисдикции (специализированные военные) и арбитражные суды (Суд по интеллектуальным правам), которые действуют в рамках гражданской юрисдикции в широко сложившемся ее понимании). Во-вторых, закон предметно обозначает, какие именно категории гражданских дел подлежат данного вида суда по роду; наконец, в-третьих, закон определяет компетенцию каждого отдельного данного суда в отношении пространства (территории). Исторически сложившееся определение компетенции того или иного суда первой инстанции по рассмотрению и разрешению гражданского дела по существу называется подсудностью.
(Уксусова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12; 2021, N 1)Нельзя не принять во внимание, что суд не единственный орган применения права к конкретным правовым ситуациям. В то же время нельзя не учитывать, что для любого иного государственного и иного юрисдикционного органа, наделенного полномочиями по их разрешению, в отличие от суда как созданного для такой государственной деятельности исключительно в качестве основной, этого рода деятельность не является такой. Тем не менее деятельность органов защиты прав получает соответствующую нормативную организацию, имея разграничение и по области . В то время как наблюдающийся процесс расширения круга органов и их функций в этом направлении делает вопрос разграничения компетенции по рассмотрению дел (споров о праве) между судом и другими несудебными органами более актуальным в правоприменительном плане. По этой причине сохраняется познавательная востребованность понятия подведомственности, укоренившегося в процессуальной доктрине, позволяющего разграничивать компетенцию по рассмотрению дел (споров о праве и материально-правовых требований) между судом и другими несудебными органами. В исследовательской направленности таким понятием обнимается деятельность такого рода органов по защите прав не только в рамках национальной правовой системы. В более широком масштабе использование такой категории возможно при обращении и разграничении круга деятельности между государственными национальными судами и другими несудебными органами разрешения споров о праве на национальном уровне, между первыми и другими судебными органами защиты прав на международно-правовом уровне. Представляется, что свою роль в качестве правового регулятора в национальной правовой системе понятие "подведомственность" выполняет в том случае, когда помимо суда сохраняют свою юрисдикционную функцию по праву - рассмотрение споров о праве - иные органы защиты прав. Важно через содержание полномочий органа правильно определить характер отношений между ними, формы их взаимодействия при реализации подобной и иных функций (полномочий). Так, например, в рамках взаимодействия по схеме "суд и иной орган разрешения спора о праве (защиты прав)" значимо на примере арбитража усматривать особые функции (полномочия) государственного суда по содействию и контролю в отношении третейского разбирательства, основания для их реализации, учитывая законодательные запреты и правовые последствия в связи с осуществлением полномочий государственным судом и третейским судом. В их числе впервые закрепленные на уровне процессуальных кодексов в ходе современной третейской реформы более широкие полномочия государственного суда при рассмотрении требования об отмене решения третейского суда или о приведении этого решения в исполнение, когда суд при имеющихся недостатках такого решения (третейского разбирательства) вправе возвратить его третейскому суду, иначе по используемой терминологии - ремитировать (от лат. remitto - отсылаю) арбитражное решение для совершения предпринимаемых целенаправленных действий третейским судом, которые, по его мнению, позволят устранить основания для его отмены (ч. 5 ст. 420 ГПК, ч. 5 ст. 232 АПК). Представляется, что отказ законодателя от термина "подведомственность" на уровне даже основных актов процессуального законодательства <33> при внесении совсем свежих поправок в процессуальные кодексы и его замена термином "компетенция" не привели к утрате смыслового значения данного правового понятия. Однако замена одного понятия другим и установление новых процессуальных предписаний, регулирующих отношения между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, раздвинули сферу действия института подсудности при включении в него новых процессуальных норм. В определенной степени законодателю удалось оптимизировать содержание и действие института подсудности. Наряду с имеющимися видами родовой и территориальной подсудности изменения процессуального регулирования привнесли правила определения компетентного суда между судами общей юрисдикции или арбитражными судами, которые могут и должны быть выделены в отдельную группу и учтены по признаку вида суда (общая или специальная гражданская юрисдикция), иными словами, быть правилами видовой подсудности. Нормы процессуального права этого вида в порядке некой "трансформации" норм о судебной подведомственности в нормы о подсудности призваны определить в границах полномочий между судами общей юрисдикции или арбитражными судами вид гражданских судов, в которых находится разрешение известной категории гражданских дел. Значит, судебная компетенция каждого отдельного гражданского суда определяется ныне в трех измерениях. Во-первых, закон устанавливает, какие именно категории гражданских дел подлежат данного вида гражданских судов (суды общей юрисдикции (специализированные военные) и арбитражные суды (Суд по интеллектуальным правам), которые действуют в рамках гражданской юрисдикции в широко сложившемся ее понимании). Во-вторых, закон предметно обозначает, какие именно категории гражданских дел подлежат данного вида суда по роду; наконец, в-третьих, закон определяет компетенцию каждого отдельного данного суда в отношении пространства (территории). Исторически сложившееся определение компетенции того или иного суда первой инстанции по рассмотрению и разрешению гражданского дела по существу называется подсудностью.
Статья: Помощник судьи в системе гражданских и арбитражных процессуальных отношений
(Сорокопуд А.В.)
("Российский судья", 2021, N 1)Реализация основной функции помощника судьи (содействие судье) обусловлена служебным характером взаимодействия, а в процессуальном смысле она находит выражение в виде схемы "суд в лице помощника судьи - лицо, участвующее в деле". Другими словами, реализуя свои полномочия, определенные процессуальным законодательством, помощник судьи действует от имени другого субъекта процессуальных отношений - суда как государственного органа.
(Сорокопуд А.В.)
("Российский судья", 2021, N 1)Реализация основной функции помощника судьи (содействие судье) обусловлена служебным характером взаимодействия, а в процессуальном смысле она находит выражение в виде схемы "суд в лице помощника судьи - лицо, участвующее в деле". Другими словами, реализуя свои полномочия, определенные процессуальным законодательством, помощник судьи действует от имени другого субъекта процессуальных отношений - суда как государственного органа.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Обращаясь с кассационной жалобой, администрация указала, что заявление о перераспределении земельных участков подано А. в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), что в силу п. 9 ст. 39.29 этого кодекса является основанием для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Кроме того, суд, по мнению подателя кассационной жалобы, не уполномочен принимать решение о согласовании схемы расположения земельного участка, поскольку в силу п. 13 ст. 11 ЗК РФ такими полномочиями наделены органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Обращаясь с кассационной жалобой, администрация указала, что заявление о перераспределении земельных участков подано А. в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), что в силу п. 9 ст. 39.29 этого кодекса является основанием для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Кроме того, суд, по мнению подателя кассационной жалобы, не уполномочен принимать решение о согласовании схемы расположения земельного участка, поскольку в силу п. 13 ст. 11 ЗК РФ такими полномочиями наделены органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
(ред. от 28.03.2018)Европейский Суд отметил, что "...право собственности заявителя было признано недействительным в связи с мошенническими схемами обмена и последующей приватизацией квартиры третьей стороной... Именно государство обладает исключительной компетенцией по определению условий и процедур, в порядке которых оно отчуждает свои активы лицам, которые, как оно считает, имеют на это право, а также обладает исключительной компетенцией по осуществлению надзора за соблюдением этих условий. В компетенцию государства входили в том числе легализация передачи права собственности на квартиру путем регистрации, направленной именно на обеспечение дополнительной защиты прав собственника. При наличии такого большого числа контрольно-надзорных органов, подтвердивших право собственности [продавца квартиры], ни заявитель, ни любой другой сторонний покупатель квартиры не должны были брать на себя риск лишения права владения в связи с пороками, которые должны были быть устранены посредством специально разработанных процедур. Надзор властей не мог служить оправданием последующего наказания заявителя" (п. 48 постановления).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
(ред. от 28.03.2018)Европейский Суд отметил, что "...право собственности заявителя было признано недействительным в связи с мошенническими схемами обмена и последующей приватизацией квартиры третьей стороной... Именно государство обладает исключительной компетенцией по определению условий и процедур, в порядке которых оно отчуждает свои активы лицам, которые, как оно считает, имеют на это право, а также обладает исключительной компетенцией по осуществлению надзора за соблюдением этих условий. В компетенцию государства входили в том числе легализация передачи права собственности на квартиру путем регистрации, направленной именно на обеспечение дополнительной защиты прав собственника. При наличии такого большого числа контрольно-надзорных органов, подтвердивших право собственности [продавца квартиры], ни заявитель, ни любой другой сторонний покупатель квартиры не должны были брать на себя риск лишения права владения в связи с пороками, которые должны были быть устранены посредством специально разработанных процедур. Надзор властей не мог служить оправданием последующего наказания заявителя" (п. 48 постановления).
Статья: Договор международной воздушной перевозки пассажиров и багажа: определение компетентного суда
(Щукин А.И.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)<36> Весьма полезны в этом случае разъяснения, содержащиеся в п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 23 "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом". Они могут служить подсказкой и для судов общей юрисдикции при применении соответствующих правил ГПК РФ. Так, в данном документе излагается схема, последовательность действий в определении компетентного суда по международным коммерческим (торговым) спорам: отмечается, что основания для установления компетенции арбитражных судов Российской Федерации по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом, закреплены АПК РФ (гл. 32). При разрешении вопроса о компетенции арбитражных судов Российской Федерации по этим спорам судам следует руководствоваться общими правилами, установленными ст. 247 АПК РФ, правилами об исключительной и о договорной компетенции (ст. 248, 249 АПК РФ), а также правилами о компетенции по применению обеспечительных мер по упомянутым спорам, установленными ст. 250 АПК РФ. Если арбитражный суд Российской Федерации придет к выводу о наличии компетенции в отношении определенного спора, возникшего из осложненных иностранным элементом отношений, внутригосударственная подсудность определяется по правилам § 1 и 2 гл. 4 АПК РФ. Однако в случае, если в них отсутствуют применимые правила, положения о международной подсудности следует толковать как одновременно устанавливающие правила о внутригосударственной подсудности. Например, если требование возникло из причинения вреда имуществу действием или иным обстоятельством, имевшим место на территории Российской Федерации, или при наступлении вреда на территории РФ (п. 4 ч. 1 ст. 247 АПК РФ), истец вправе предъявить иск в арбитражный суд того субъекта РФ, на территории которого имело место действие или иное обстоятельство, повлекшее причинение вреда, либо в арбитражный суд того субъекта РФ, на территории которого наступил вред. Правила международной подсудности в последнем случае, таким образом, имеют двойную функциональность, с их помощью в случае пробела устанавливается внутренняя территориальная подсудность.
(Щукин А.И.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)<36> Весьма полезны в этом случае разъяснения, содержащиеся в п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 23 "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом". Они могут служить подсказкой и для судов общей юрисдикции при применении соответствующих правил ГПК РФ. Так, в данном документе излагается схема, последовательность действий в определении компетентного суда по международным коммерческим (торговым) спорам: отмечается, что основания для установления компетенции арбитражных судов Российской Федерации по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом, закреплены АПК РФ (гл. 32). При разрешении вопроса о компетенции арбитражных судов Российской Федерации по этим спорам судам следует руководствоваться общими правилами, установленными ст. 247 АПК РФ, правилами об исключительной и о договорной компетенции (ст. 248, 249 АПК РФ), а также правилами о компетенции по применению обеспечительных мер по упомянутым спорам, установленными ст. 250 АПК РФ. Если арбитражный суд Российской Федерации придет к выводу о наличии компетенции в отношении определенного спора, возникшего из осложненных иностранным элементом отношений, внутригосударственная подсудность определяется по правилам § 1 и 2 гл. 4 АПК РФ. Однако в случае, если в них отсутствуют применимые правила, положения о международной подсудности следует толковать как одновременно устанавливающие правила о внутригосударственной подсудности. Например, если требование возникло из причинения вреда имуществу действием или иным обстоятельством, имевшим место на территории Российской Федерации, или при наступлении вреда на территории РФ (п. 4 ч. 1 ст. 247 АПК РФ), истец вправе предъявить иск в арбитражный суд того субъекта РФ, на территории которого имело место действие или иное обстоятельство, повлекшее причинение вреда, либо в арбитражный суд того субъекта РФ, на территории которого наступил вред. Правила международной подсудности в последнем случае, таким образом, имеют двойную функциональность, с их помощью в случае пробела устанавливается внутренняя территориальная подсудность.
Статья: Оптимизация состава участников уголовного досудебного производства
(Морозова О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Вместе с тем вполне очевидно, что у функций контроля и надзора единые цели: обеспечение режима законности в уголовном судопроизводстве. Более того, правовое государство предполагает многоканальную систему контроля (надзора) законности и обоснованности уголовно-процессуальной деятельности при единственном условии: необходимо определить оптимальную схему взаимоотношений органа предварительного расследования и субъектов контроля (надзора). Кроме того, аналогичная схема должна быть разработана для эффективного соотношения судебного контроля, прокурорского надзора и ведомственного процессуального контроля, при котором субъекты одной формы контроля (надзора) не дублировали бы функции и полномочия субъектов другой формы, а лишь дополняли и усиливали их.
(Морозова О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Вместе с тем вполне очевидно, что у функций контроля и надзора единые цели: обеспечение режима законности в уголовном судопроизводстве. Более того, правовое государство предполагает многоканальную систему контроля (надзора) законности и обоснованности уголовно-процессуальной деятельности при единственном условии: необходимо определить оптимальную схему взаимоотношений органа предварительного расследования и субъектов контроля (надзора). Кроме того, аналогичная схема должна быть разработана для эффективного соотношения судебного контроля, прокурорского надзора и ведомственного процессуального контроля, при котором субъекты одной формы контроля (надзора) не дублировали бы функции и полномочия субъектов другой формы, а лишь дополняли и усиливали их.
Статья: Проблемы регулирования уголовной юрисдикции в Королевстве Саудовская Аравия
(Шестак В.А., Цыплакова А.Д.)
("Мировой судья", 2023, N 2)В настоящее время в российской правовой доктрине исследователями мало внимания уделяется правовым системам арабских государств, в частности Королевства Саудовская Аравия (КСА). Данное исследование посвящено проблемам установления уголовной юрисдикции в КСА, где существует правовая неопределенность по многим институтам. В Королевстве до сих пор отсутствует единый уголовный закон, который закладывал бы основы регулирования, в том числе юрисдикционных принципов в отношении конкретных уголовно наказуемых деяний или лиц. Авторами проанализированы основные нормативно-правовые акты КСА и доктринальные положения арабской правовой мысли, а также произведено их сопоставление с учетом такого специфического термина, как "ихтисосун", который охватывает не только пределы действия уголовного закона, но и понятия полномочий и подсудности. Несмотря на проведенные реформы в 2000-х годах, в государстве сохраняется сложная судебная система, поэтому авторами была актуализирована информация о ней, а также составлена наглядная схема для понимания специфики судоустройства, вследствие которой осложняется не только установление уголовной юрисдикции, но и разграничение компетенции различных шариатских судов.
(Шестак В.А., Цыплакова А.Д.)
("Мировой судья", 2023, N 2)В настоящее время в российской правовой доктрине исследователями мало внимания уделяется правовым системам арабских государств, в частности Королевства Саудовская Аравия (КСА). Данное исследование посвящено проблемам установления уголовной юрисдикции в КСА, где существует правовая неопределенность по многим институтам. В Королевстве до сих пор отсутствует единый уголовный закон, который закладывал бы основы регулирования, в том числе юрисдикционных принципов в отношении конкретных уголовно наказуемых деяний или лиц. Авторами проанализированы основные нормативно-правовые акты КСА и доктринальные положения арабской правовой мысли, а также произведено их сопоставление с учетом такого специфического термина, как "ихтисосун", который охватывает не только пределы действия уголовного закона, но и понятия полномочий и подсудности. Несмотря на проведенные реформы в 2000-х годах, в государстве сохраняется сложная судебная система, поэтому авторами была актуализирована информация о ней, а также составлена наглядная схема для понимания специфики судоустройства, вследствие которой осложняется не только установление уголовной юрисдикции, но и разграничение компетенции различных шариатских судов.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации как основной институт контроля над усмотрением законодателя: проблемы правовой и политической самостоятельности
(Королев Д.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)С самого начала существования России как независимого государства законодательные положения о сроках полномочий судей неоднократно менялись, причем все внесенные изменения распространялись и на судей, находившихся в должности к моменту изменений (вопреки конституционному принципу несменяемости судей). Данный подход проявился и в последних изменениях, внесенных в Конституцию РФ. Новое полномочие Президента РФ представлять Совету Федерации кандидатуру судьи для отрешения от должности дополнительно повышает зависимость Конституционного Суда РФ от законодательной власти и Президента РФ. Подобная схема освобождения судей от должности не согласуется с общепринятыми мировыми стандартами, предполагающими, что отрешение от должности должно осуществляться уполномоченным органом власти, не участвовавшим в назначении судьи на должность <5>. Этот недостаток можно было бы сгладить в случае наделения полномочием по отрешению от должности судьи Государственной Думы (поскольку инструменты прямого воздействия на нее у Президента РФ отсутствуют), а не Совета Федерации <6>.
(Королев Д.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)С самого начала существования России как независимого государства законодательные положения о сроках полномочий судей неоднократно менялись, причем все внесенные изменения распространялись и на судей, находившихся в должности к моменту изменений (вопреки конституционному принципу несменяемости судей). Данный подход проявился и в последних изменениях, внесенных в Конституцию РФ. Новое полномочие Президента РФ представлять Совету Федерации кандидатуру судьи для отрешения от должности дополнительно повышает зависимость Конституционного Суда РФ от законодательной власти и Президента РФ. Подобная схема освобождения судей от должности не согласуется с общепринятыми мировыми стандартами, предполагающими, что отрешение от должности должно осуществляться уполномоченным органом власти, не участвовавшим в назначении судьи на должность <5>. Этот недостаток можно было бы сгладить в случае наделения полномочием по отрешению от должности судьи Государственной Думы (поскольку инструменты прямого воздействия на нее у Президента РФ отсутствуют), а не Совета Федерации <6>.
Статья: Конституционные параметры негаторного иска
(Бочкарев С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)При этом к полномочиям Росреестра не относятся обязанности выявлять поддельные документы, оценивать действия органов государственной власти по распоряжению землей и вскрывать криминальные схемы по незаконному выбытию землеотводов, удостоверяться в подлинности волеизъявления участников сделки. В его структуре отсутствуют оперативные, криминалистические и экспертные подразделения, способные выполнить подобные функции. Данного подхода придерживается и Верховный Суд РФ <21>. Такой компетенцией наделены исключительно специализированные государственные органы (МВД, ФСБ, СК России и др.). Но и деятельность контролирующих органов, как отметил Конституционный Суд РФ, "объективно не может обладать сплошным характером и, как правило, осуществляется в качестве мер реагирования на жалобы граждан" <22>.
(Бочкарев С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)При этом к полномочиям Росреестра не относятся обязанности выявлять поддельные документы, оценивать действия органов государственной власти по распоряжению землей и вскрывать криминальные схемы по незаконному выбытию землеотводов, удостоверяться в подлинности волеизъявления участников сделки. В его структуре отсутствуют оперативные, криминалистические и экспертные подразделения, способные выполнить подобные функции. Данного подхода придерживается и Верховный Суд РФ <21>. Такой компетенцией наделены исключительно специализированные государственные органы (МВД, ФСБ, СК России и др.). Но и деятельность контролирующих органов, как отметил Конституционный Суд РФ, "объективно не может обладать сплошным характером и, как правило, осуществляется в качестве мер реагирования на жалобы граждан" <22>.
Статья: Федеральные мандаты в США и местные органы власти: проблемы и решения
(Ковалева Т.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)Однако ряд других установлений Конституции США (в их взаимосвязи с положениями решений Верховного суда США как органа конституционного контроля) дополняет вышеизложенную схему <1> и существенен для понимания концепции конституционных основ местного самоуправления в федеративной системе США. Среди этих положений можно назвать положения о законодательных и финансовых полномочиях Конгресса, о полномочиях Верховного суда, о правах и свободах граждан. Другими словами, Конституция США, передавая вопросы организации местного самоуправления на уровень штатов, тем не менее закрепляет ряд установлений, создающих формальную возможность федеральной власти регулировать статус местных образований.
(Ковалева Т.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)Однако ряд других установлений Конституции США (в их взаимосвязи с положениями решений Верховного суда США как органа конституционного контроля) дополняет вышеизложенную схему <1> и существенен для понимания концепции конституционных основ местного самоуправления в федеративной системе США. Среди этих положений можно назвать положения о законодательных и финансовых полномочиях Конгресса, о полномочиях Верховного суда, о правах и свободах граждан. Другими словами, Конституция США, передавая вопросы организации местного самоуправления на уровень штатов, тем не менее закрепляет ряд установлений, создающих формальную возможность федеральной власти регулировать статус местных образований.
Статья: Цифровизация правосудия по гражданским делам: опыт ЕС
(Бирюков П.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 2)Регламент (ЕС) 2018/1724 Европейского Парламента и Совета от 2 октября 2018 г., устанавливающий единый цифровой шлюз для обеспечения доступа к информации, процедурам, услугам по оказанию помощи и решению проблем, ввел "принцип единовременности". Пользователи не должны представлять госорганам, включая суды, документы или сведения, уже имеющиеся у других органов. Регламент охватывает ситуации, которые актуальны для многих гражданских дел: получение стипендии; признание дипломов; регистрация автомобиля; получение Европейской карты медицинского страхования; ходатайство о пенсионных выплатах, а также регистрация сотрудников в пенсионных и страховых схемах. Внесудебные документы передаются на тех же условиях, что и судебные. Правда, Регламент не распространяется на налоговые, таможенные или административные вопросы, ответственность госорганов при осуществлении своих законных полномочий, в отношении лиц, место нахождения которых неизвестно.
(Бирюков П.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 2)Регламент (ЕС) 2018/1724 Европейского Парламента и Совета от 2 октября 2018 г., устанавливающий единый цифровой шлюз для обеспечения доступа к информации, процедурам, услугам по оказанию помощи и решению проблем, ввел "принцип единовременности". Пользователи не должны представлять госорганам, включая суды, документы или сведения, уже имеющиеся у других органов. Регламент охватывает ситуации, которые актуальны для многих гражданских дел: получение стипендии; признание дипломов; регистрация автомобиля; получение Европейской карты медицинского страхования; ходатайство о пенсионных выплатах, а также регистрация сотрудников в пенсионных и страховых схемах. Внесудебные документы передаются на тех же условиях, что и судебные. Правда, Регламент не распространяется на налоговые, таможенные или административные вопросы, ответственность госорганов при осуществлении своих законных полномочий, в отношении лиц, место нахождения которых неизвестно.
Статья: Признание иностранных банкротств в России: вопрос о финальности судебного акта, открывающего банкротное производство, и поиски решения проблемы его трансграничного эффекта de lega lata
(Мохова Е.В.)
("Закон", 2023, N 1)К примеру, в обоснование отказа от критерия финальности приводятся ссылки на известный кейс Cavell <57>, рассмотренный канадским судом. Но, думается, этот аргумент вряд ли может быть признан полностью подходящим для обоснования предлагаемого подхода и его распространения на созданный в России механизм процессуального признания, поскольку в этом деле суд применил специфичные, не характерные для российского права опции. Канадский суд действительно признал нефинальный судебный акт английского суда в отношении проведения собрания по утверждению схемы урегулирования задолженности (scheme of arrangement) <58> и, более того, высказался о том, что несоблюдение критерия финальности не должно быть в этом деле для него препятствием. Но важно, что в силу высокой степени своих дискреционных полномочий суд при признании сформулировал дополнительные условия в отношении иностранного суда о применении им канадского права и обеспечении интересов канадских кредиторов. Суд применил своего рода признание под условием, что можно охарактеризовать как элемент специального банкротного признания, позволяющий соблюсти баланс иностранного коллективного механизма реструктуризации задолженности и интересов отечественных кредиторов признающего государства.
(Мохова Е.В.)
("Закон", 2023, N 1)К примеру, в обоснование отказа от критерия финальности приводятся ссылки на известный кейс Cavell <57>, рассмотренный канадским судом. Но, думается, этот аргумент вряд ли может быть признан полностью подходящим для обоснования предлагаемого подхода и его распространения на созданный в России механизм процессуального признания, поскольку в этом деле суд применил специфичные, не характерные для российского права опции. Канадский суд действительно признал нефинальный судебный акт английского суда в отношении проведения собрания по утверждению схемы урегулирования задолженности (scheme of arrangement) <58> и, более того, высказался о том, что несоблюдение критерия финальности не должно быть в этом деле для него препятствием. Но важно, что в силу высокой степени своих дискреционных полномочий суд при признании сформулировал дополнительные условия в отношении иностранного суда о применении им канадского права и обеспечении интересов канадских кредиторов. Суд применил своего рода признание под условием, что можно охарактеризовать как элемент специального банкротного признания, позволяющий соблюсти баланс иностранного коллективного механизма реструктуризации задолженности и интересов отечественных кредиторов признающего государства.
Статья: О правоотношениях в цивилистическом процессе при применении цифровых технологий
(Стрельцова Е.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 2)В классической схеме гражданских процессуальных отношений они выстраиваются в вертикали правоотношений "суд - участник процесса". В соответствии с этой конструкцией суд имеет полномочия, реализуемые им прямо в соответствии с законом, а также на уровне дискреции. И, что принципиально, эти отношения существуют непрерывно в течение всего периода рассмотрения дела в соответствующей инстанции. М.А. Гурвич отмечал, что по некоторым вопросам процессуальные отношения могут возникать еще до возбуждения дела - перед вынесением определения о принятии искового заявления, однако по своей сути эти отношения, хотя и имеют процессуальную природу, стоят вне процессуального правоотношения, юридически и логически предшествуя ему <9>.
(Стрельцова Е.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 2)В классической схеме гражданских процессуальных отношений они выстраиваются в вертикали правоотношений "суд - участник процесса". В соответствии с этой конструкцией суд имеет полномочия, реализуемые им прямо в соответствии с законом, а также на уровне дискреции. И, что принципиально, эти отношения существуют непрерывно в течение всего периода рассмотрения дела в соответствующей инстанции. М.А. Гурвич отмечал, что по некоторым вопросам процессуальные отношения могут возникать еще до возбуждения дела - перед вынесением определения о принятии искового заявления, однако по своей сути эти отношения, хотя и имеют процессуальную природу, стоят вне процессуального правоотношения, юридически и логически предшествуя ему <9>.
Статья: К вопросу об оценке судом дискреционного административного акта на предмет целесообразности и эффективности
(Нилова Ю.М.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Так, Высокогорский районный суд Республики Татарстан, отказывая административному истцу в удовлетворении требований об обязании исполнительного комитета муниципального района утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключить соглашение о перераспределении земельного участка, отметил, что указанные полномочия относятся к дискреционным полномочиям органов местного самоуправления, следовательно, оценка бездействия комитета, понуждение его к реализации таких полномочий невозможны, хотя бы в действительности административным ответчиком в установленном земельным законодательством порядке не был разрешен вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка и, как следствие, вопрос о заключении соглашения о перераспределении земельных участков (решение от 20.11.2018 по делу N 2А-1398/2018).
(Нилова Ю.М.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Так, Высокогорский районный суд Республики Татарстан, отказывая административному истцу в удовлетворении требований об обязании исполнительного комитета муниципального района утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключить соглашение о перераспределении земельного участка, отметил, что указанные полномочия относятся к дискреционным полномочиям органов местного самоуправления, следовательно, оценка бездействия комитета, понуждение его к реализации таких полномочий невозможны, хотя бы в действительности административным ответчиком в установленном земельным законодательством порядке не был разрешен вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка и, как следствие, вопрос о заключении соглашения о перераспределении земельных участков (решение от 20.11.2018 по делу N 2А-1398/2018).