Компетенция руководителя обрАзовательного учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Компетенция руководителя обрАзовательного учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)6. Часть 6 комментируемой статьи закрепляет, что права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)6. Часть 6 комментируемой статьи закрепляет, что права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.
Статья: Управленческий учет и отчетность как инструмент повышения эффективности функционирования образовательных организаций
(Вахрушина М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)К существующим угрозам следует отнести неприятие многими сотрудниками и преподавателями образовательных организаций современных реалий, когда вузы работают в жесткой конкурентной среде. Это требует от сотрудников образовательных организаций новых навыков и компетенций. В ряде случаев как руководители высшего уровня управления, так и заведующие департаментами и кафедрами не готовы отвечать за финансовый результат курируемых ими подразделений. Другой серьезной угрозой в деятельности образовательной организации является частое внесение изменений в план закупок.
(Вахрушина М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)К существующим угрозам следует отнести неприятие многими сотрудниками и преподавателями образовательных организаций современных реалий, когда вузы работают в жесткой конкурентной среде. Это требует от сотрудников образовательных организаций новых навыков и компетенций. В ряде случаев как руководители высшего уровня управления, так и заведующие департаментами и кафедрами не готовы отвечать за финансовый результат курируемых ими подразделений. Другой серьезной угрозой в деятельности образовательной организации является частое внесение изменений в план закупок.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"6. Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"6. Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"1. Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, впервые принимаемых на службу в органы прокуратуры в течение одного года со дня окончания образовательной организации, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев. Продолжительность испытания определяется руководителем соответствующего органа прокуратуры, в компетенцию которого входит назначение на соответствующую должность, по соглашению с лицом, принимаемым на службу. Срок испытания в процессе прохождения службы может быть сокращен или продлен в пределах шести месяцев по соглашению сторон. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда испытуемый отсутствовал на службе по уважительным причинам. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры.
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"1. Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, впервые принимаемых на службу в органы прокуратуры в течение одного года со дня окончания образовательной организации, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев. Продолжительность испытания определяется руководителем соответствующего органа прокуратуры, в компетенцию которого входит назначение на соответствующую должность, по соглашению с лицом, принимаемым на службу. Срок испытания в процессе прохождения службы может быть сокращен или продлен в пределах шести месяцев по соглашению сторон. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда испытуемый отсутствовал на службе по уважительным причинам. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, впервые принимаемых на службу в органы прокуратуры в течение одного года со дня окончания образовательной организации, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев. Продолжительность испытания определяется руководителем соответствующего органа прокуратуры, в компетенцию которого входит назначение на соответствующую должность, по соглашению с лицом, принимаемым на службу.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, впервые принимаемых на службу в органы прокуратуры в течение одного года со дня окончания образовательной организации, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев. Продолжительность испытания определяется руководителем соответствующего органа прокуратуры, в компетенцию которого входит назначение на соответствующую должность, по соглашению с лицом, принимаемым на службу.
Статья: Противодействие идеологии скулшутинга в муниципальных образовательных учреждениях
(Маслакова Е.А., Приходько Н.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 1)В целом процесс обеспечения защищенности учреждений, осуществляющих образовательный процесс, является непростой комплексной проблемой, концентрирующей в себе как использование режимных мер, так и инженерно-технических средств, необходимых для безопасного функционирования образовательных учреждений. И конечно, нельзя забывать про осуществление системной профилактической деятельности. Российский нормотворец в ст. 32 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> закрепляет меры обеспечения безопасности для участников образовательного процесса, а также возлагает ответственность за их жизнь и здоровье на само образовательное учреждение в процессе осуществления образовательной деятельности. Правительство Российской Федерации своими Постановлениями (от 07.11.2019 N 1421; от 02.08.2019 N 1006) <2> закрепляет за руководителями органов, выступающих правообладателями образовательной организации, а также за работниками, выполняющими функции непосредственных руководителей этих учреждений, компетенции по обеспечению антитеррористической защищенности указанных объектов. Ввиду риска повышенной опасности в связи с большим количеством людей на ограниченной территории любая образовательная организация в предписаниях нормотворца относится к третьему уровню обеспечения антитеррористической безопасности. Особенностью объектов образовательного сегмента является то, что теракты, совершенные на их территории, приводят к большому числу жертв.
(Маслакова Е.А., Приходько Н.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 1)В целом процесс обеспечения защищенности учреждений, осуществляющих образовательный процесс, является непростой комплексной проблемой, концентрирующей в себе как использование режимных мер, так и инженерно-технических средств, необходимых для безопасного функционирования образовательных учреждений. И конечно, нельзя забывать про осуществление системной профилактической деятельности. Российский нормотворец в ст. 32 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> закрепляет меры обеспечения безопасности для участников образовательного процесса, а также возлагает ответственность за их жизнь и здоровье на само образовательное учреждение в процессе осуществления образовательной деятельности. Правительство Российской Федерации своими Постановлениями (от 07.11.2019 N 1421; от 02.08.2019 N 1006) <2> закрепляет за руководителями органов, выступающих правообладателями образовательной организации, а также за работниками, выполняющими функции непосредственных руководителей этих учреждений, компетенции по обеспечению антитеррористической защищенности указанных объектов. Ввиду риска повышенной опасности в связи с большим количеством людей на ограниченной территории любая образовательная организация в предписаниях нормотворца относится к третьему уровню обеспечения антитеррористической безопасности. Особенностью объектов образовательного сегмента является то, что теракты, совершенные на их территории, приводят к большому числу жертв.
Статья: Могут ли врачи и учителя (преподаватели) нести уголовную ответственность в качестве должностных лиц: нюансы правоприменения
(Шиханов В.Н.)
("Закон", 2022, N 4)Преподаватель является представителем администрации образовательной организации. На него возложены в том числе обязанности контролировать результаты обучения. Сам ректор (или директор) не может принять решение о переводе студента на другой курс или отчислении из вуза в связи с неуспеваемостью - ведь ему достоверно неизвестен характер знаний студента (по крайней мере юридически). В этом руководителю образовательной организации как раз и помогает преподаватель, который в специально отведенное время с помощью определенных процедур проверит знания студента и результаты зафиксирует в документе - ведомости (экзаменационной, зачетной). Таким образом преподаватель удостоверит юридический факт - наличие или отсутствие необходимых знаний у студента, их качество, сформированность или несформированность необходимых компетенций.
(Шиханов В.Н.)
("Закон", 2022, N 4)Преподаватель является представителем администрации образовательной организации. На него возложены в том числе обязанности контролировать результаты обучения. Сам ректор (или директор) не может принять решение о переводе студента на другой курс или отчислении из вуза в связи с неуспеваемостью - ведь ему достоверно неизвестен характер знаний студента (по крайней мере юридически). В этом руководителю образовательной организации как раз и помогает преподаватель, который в специально отведенное время с помощью определенных процедур проверит знания студента и результаты зафиксирует в документе - ведомости (экзаменационной, зачетной). Таким образом преподаватель удостоверит юридический факт - наличие или отсутствие необходимых знаний у студента, их качество, сформированность или несформированность необходимых компетенций.
Статья: Представление сведений по форме ЕФС-1
(Малова Е.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, NN 2, 3)Поэтому руководитель образовательного учреждения, исходя из компетенции работников, а также состава обрабатываемой ими информации, назначает лиц, ответственных за представление сведений по форме ЕФС-1.
(Малова Е.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, NN 2, 3)Поэтому руководитель образовательного учреждения, исходя из компетенции работников, а также состава обрабатываемой ими информации, назначает лиц, ответственных за представление сведений по форме ЕФС-1.
Статья: К вопросу о доказательности экспертных выводов
(Лазарева Л.В., Покровский С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)Анализ судебно-экспертной практики выявил, что реализация экспертом права ходатайствовать о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов встречается довольно редко и сопряжена с трудностями. Объясняется это прежде всего тем, что выпускник профильного образовательного учреждения системы МВД России либо сотрудник, прошедший обучение в рамках дополнительного профессионального образования по конкретной экспертной специальности и не имеющий экспертной практики по конкретной экспертной специализации, по мнению руководителя экспертного учреждения, считается обладающим достаточным уровнем профессиональных компетенций для решения вопросов, требующих применения специальных знаний в конкретной области знаний.
(Лазарева Л.В., Покровский С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)Анализ судебно-экспертной практики выявил, что реализация экспертом права ходатайствовать о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов встречается довольно редко и сопряжена с трудностями. Объясняется это прежде всего тем, что выпускник профильного образовательного учреждения системы МВД России либо сотрудник, прошедший обучение в рамках дополнительного профессионального образования по конкретной экспертной специальности и не имеющий экспертной практики по конкретной экспертной специализации, по мнению руководителя экспертного учреждения, считается обладающим достаточным уровнем профессиональных компетенций для решения вопросов, требующих применения специальных знаний в конкретной области знаний.
Статья: Обучение мерам пожарной безопасности
(Айдаев А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 8)- если такой документ у работника имеется, то руководитель организации или лицо, ответственное за пожарную безопасность, направляет его на обучение по дополнительной программе повышения квалификации в области пожарной безопасности (на основании ст. 196 ТК РФ).
(Айдаев А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 8)- если такой документ у работника имеется, то руководитель организации или лицо, ответственное за пожарную безопасность, направляет его на обучение по дополнительной программе повышения квалификации в области пожарной безопасности (на основании ст. 196 ТК РФ).
Статья: Право на образование и получение религиозного образования в условиях цифровизации общественных отношений
(Сюбарева И.Ф.)
("Юрист", 2022, N 3)Цифровая образовательная среда содержит данные в цифровой форме и способствует реализации образовательных программ и формированию цифровых компетенций у обучающихся с учетом потребностей цифровой экономики. Как мы уже сказали, это предполагает правовую защиту субъектов образовательного права и образовательных правоотношений в условиях цифрового образовательного пространства. Управление цифровой образовательной средой невозможно без согласования интересов всех заинтересованных лиц. Система управления должна обеспечивать представление интересов всех заинтересованных лиц: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, руководителей образовательных организаций, сотрудников государственных органов и представителей бизнеса, заинтересованных в обучении кадров для цифровой экономики.
(Сюбарева И.Ф.)
("Юрист", 2022, N 3)Цифровая образовательная среда содержит данные в цифровой форме и способствует реализации образовательных программ и формированию цифровых компетенций у обучающихся с учетом потребностей цифровой экономики. Как мы уже сказали, это предполагает правовую защиту субъектов образовательного права и образовательных правоотношений в условиях цифрового образовательного пространства. Управление цифровой образовательной средой невозможно без согласования интересов всех заинтересованных лиц. Система управления должна обеспечивать представление интересов всех заинтересованных лиц: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, руководителей образовательных организаций, сотрудников государственных органов и представителей бизнеса, заинтересованных в обучении кадров для цифровой экономики.
Статья: Проблемы формирования качественного человеческого капитала компаний
(Зайцева Н.А., Ларионова А.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Для решения проблем, связанных с недостаточно высоким уровнем компетенций руководителей предприятий, собственники российских компаний все чаще обращают внимание на рынок услуг T&D, среди участников которого есть различные образовательные организации, в том числе вузы и средние специальные учебные заведения (далее - ссуз), занимающиеся подготовкой кадров для разных секторов экономики, различные специализированные в том числе тренинговые компании.
(Зайцева Н.А., Ларионова А.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Для решения проблем, связанных с недостаточно высоким уровнем компетенций руководителей предприятий, собственники российских компаний все чаще обращают внимание на рынок услуг T&D, среди участников которого есть различные образовательные организации, в том числе вузы и средние специальные учебные заведения (далее - ссуз), занимающиеся подготовкой кадров для разных секторов экономики, различные специализированные в том числе тренинговые компании.
Статья: Система экономической безопасности вузов: анализ организационных проблем
(Сенчихин С.П.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)Безусловно, придерживающиеся подобного подхода вузы находятся на шаг ближе к гармонично организованной системе экономической безопасности. Но здесь вновь возникает проблема достаточности компетенций в данных вопросах руководителя учреждения или его заместителя. Не станет откровением тот факт, что руководство образовательных учреждений, если это касается гражданских вузов, редко профессионально владеет вопросами безопасности. Этот фактор существует одновременно с тем, что вопросов безопасности учреждения имеется изрядное количество. Наряду с вопросами экономической безопасности это вопросы антитеррористической защищенности, информационной и пожарной безопасности, ГО и ЧС, а также иные вопросы. Решение всего этого пласта задач требует особого рискориентированного подхода, которого можно добиться, только организуя систему, возглавляемую профессиональными управленцами в области безопасности. Обоснование и существенные преимущества данного подхода подробно указаны в работе А.Р. Алавердова <6>, который указывает на необходимость возглавления блока безопасности соответствующим топ-менеджером (проректором по безопасности), статус которого позволяет не только выполнять отдельные функции, но и участвовать в стратегическом планировании вуза, устанавливать и поддерживать внешние коммуникации, издавать отдельные распоряжения для обеспечения безопасности учреждения.
(Сенчихин С.П.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)Безусловно, придерживающиеся подобного подхода вузы находятся на шаг ближе к гармонично организованной системе экономической безопасности. Но здесь вновь возникает проблема достаточности компетенций в данных вопросах руководителя учреждения или его заместителя. Не станет откровением тот факт, что руководство образовательных учреждений, если это касается гражданских вузов, редко профессионально владеет вопросами безопасности. Этот фактор существует одновременно с тем, что вопросов безопасности учреждения имеется изрядное количество. Наряду с вопросами экономической безопасности это вопросы антитеррористической защищенности, информационной и пожарной безопасности, ГО и ЧС, а также иные вопросы. Решение всего этого пласта задач требует особого рискориентированного подхода, которого можно добиться, только организуя систему, возглавляемую профессиональными управленцами в области безопасности. Обоснование и существенные преимущества данного подхода подробно указаны в работе А.Р. Алавердова <6>, который указывает на необходимость возглавления блока безопасности соответствующим топ-менеджером (проректором по безопасности), статус которого позволяет не только выполнять отдельные функции, но и участвовать в стратегическом планировании вуза, устанавливать и поддерживать внешние коммуникации, издавать отдельные распоряжения для обеспечения безопасности учреждения.