Компетенция налоговых органов
Подборка наиболее важных документов по запросу Компетенция налоговых органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Возврат госпошлины за выдачу судебного приказа в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Суд апелляционной инстанции отмечает, что... суд рассматривает только наличие оснований для полного или частичного возврата уплаченной суммы государственной пошлины, вопрос о фактическом возврате денежных средств относится к компетенции налогового органа, в рамках разрешения которого осуществляется проверка поступления денежных средств. Неверное указание в платежном поручении ОКТМО правового значения не имеет.
(КонсультантПлюс, 2025)Суд апелляционной инстанции отмечает, что... суд рассматривает только наличие оснований для полного или частичного возврата уплаченной суммы государственной пошлины, вопрос о фактическом возврате денежных средств относится к компетенции налогового органа, в рамках разрешения которого осуществляется проверка поступления денежных средств. Неверное указание в платежном поручении ОКТМО правового значения не имеет.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 10 "Пределы осуществления гражданских прав" ГК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган обратился в суд с иском о признании недействительными договоров купли-продажи транспортных средств между взаимозависимыми обществами, заключенных после налоговой проверки, выявившей недоимку у продавца. Удовлетворяя требования налогового органа, суд пришел к выводу, что сделки совершены в целях вывода имущества и уклонения от взыскания налоговой задолженности, что является злоупотреблением правом (ст. 10 ГК РФ). Суд отклонил доводы покупателя о пропуске срока исковой давности и отсутствии полномочий у налогового органа оспаривать сделки, указав, что срок начал течь с момента, когда инспекция узнала о недобросовестности сделки, а оспаривание таких сделок входит в компетенцию налоговых органов. Суд принял во внимание, что сделка была совершена после получения налогоплательщиком акта проверки, расчеты осуществлялись путем зачета встречных требований с аффилированным лицом, при этом содержание акта не соответствовало условиям договора подряда. Суд отклонил довод налогоплательщика о течении срока на оспаривание сделки с момента регистрации автомобилей за новым собственником в ГИБДД, суд указал, что, поскольку налоговый орган не является стороной спорных договоров, для него начало течения срока исковой давности определяется днем, когда он узнал о начале их исполнения, в пределах десяти лет с момента заключения договора (п. 1 ст. 181 ГК РФ).
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган обратился в суд с иском о признании недействительными договоров купли-продажи транспортных средств между взаимозависимыми обществами, заключенных после налоговой проверки, выявившей недоимку у продавца. Удовлетворяя требования налогового органа, суд пришел к выводу, что сделки совершены в целях вывода имущества и уклонения от взыскания налоговой задолженности, что является злоупотреблением правом (ст. 10 ГК РФ). Суд отклонил доводы покупателя о пропуске срока исковой давности и отсутствии полномочий у налогового органа оспаривать сделки, указав, что срок начал течь с момента, когда инспекция узнала о недобросовестности сделки, а оспаривание таких сделок входит в компетенцию налоговых органов. Суд принял во внимание, что сделка была совершена после получения налогоплательщиком акта проверки, расчеты осуществлялись путем зачета встречных требований с аффилированным лицом, при этом содержание акта не соответствовало условиям договора подряда. Суд отклонил довод налогоплательщика о течении срока на оспаривание сделки с момента регистрации автомобилей за новым собственником в ГИБДД, суд указал, что, поскольку налоговый орган не является стороной спорных договоров, для него начало течения срока исковой давности определяется днем, когда он узнал о начале их исполнения, в пределах десяти лет с момента заключения договора (п. 1 ст. 181 ГК РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Запрос налогоплательщика в налоговый орган
(КонсультантПлюс, 2025)Если запрос не входит в компетенцию налогового органа, его перенаправят в другой госорган по принадлежности и сообщат об этом вам (п. п. 57, 72 Административного регламента ФНС России).
(КонсультантПлюс, 2025)Если запрос не входит в компетенцию налогового органа, его перенаправят в другой госорган по принадлежности и сообщат об этом вам (п. п. 57, 72 Административного регламента ФНС России).
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)11. Решение вопроса о привлечении к налоговой ответственности за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках (представление недостоверного уведомления) входит в компетенцию налоговой инспекции, в которую налогоплательщиком было или должно быть представлено такое уведомление.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)11. Решение вопроса о привлечении к налоговой ответственности за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках (представление недостоверного уведомления) входит в компетенцию налоговой инспекции, в которую налогоплательщиком было или должно быть представлено такое уведомление.
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)3. К федеральным органам исполнительной власти, которые уполномочены осуществлять функции государственного контроля и надзора, относятся федеральные службы. Именно они, как следует из анализа нормативных положений п. 4 Указа Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", уполномочены на реализацию функций "по контролю и надзору в установленной сфере деятельности". К примеру, ФНС России согласно Положению о Федеральной налоговой службе "является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов" <1>.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)3. К федеральным органам исполнительной власти, которые уполномочены осуществлять функции государственного контроля и надзора, относятся федеральные службы. Именно они, как следует из анализа нормативных положений п. 4 Указа Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", уполномочены на реализацию функций "по контролю и надзору в установленной сфере деятельности". К примеру, ФНС России согласно Положению о Федеральной налоговой службе "является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов" <1>.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Федеральная налоговая служба (ФНС России) осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов <31>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Федеральная налоговая служба (ФНС России) осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов <31>.
Статья: Свобода договора и пределы контрольных полномочий налоговых органов при переквалификации сделок: поиск баланса
(Демишева К.И.)
("Современное право", 2025, N 3)Таким образом, исследование процесса вмешательства ФНС России в квалификацию гражданско-правовой сделки в целях налогообложения, пределов компетенции налогового органа сквозь призму соблюдения принципа свободы договора представляется многоплановой задачей.
(Демишева К.И.)
("Современное право", 2025, N 3)Таким образом, исследование процесса вмешательства ФНС России в квалификацию гражданско-правовой сделки в целях налогообложения, пределов компетенции налогового органа сквозь призму соблюдения принципа свободы договора представляется многоплановой задачей.
Статья: Государственные функции
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 утверждено Положение о Федеральной налоговой службе (ФНС России), согласно п. 1 которого ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 утверждено Положение о Федеральной налоговой службе (ФНС России), согласно п. 1 которого ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Московского округа от 27.08.2025 N А40-243136/2024 <Письма Минфина не закон>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 20)- разъяснения были даны в пределах компетенции налогового органа;
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 20)- разъяснения были даны в пределах компетенции налогового органа;
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Еще один пример. Анализируя судебную практику в сфере налогообложения, Ю.А. Крохина пришла к выводу, что на практике имеют место "недостатки алгоритма, сбой в работе искусственного интеллекта", при этом суды не рассматривают такие ситуации "в качестве оснований, смягчающих ответственность" <227>. Исходя из правоприменительной практики при использовании ИИ в сфере налогового контроля, автор полагает, что происходит формирование новых элементов компетенции налоговых органов: "право на ошибку информационной системы", "право на технический сбой в информационной системе" <228>.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Еще один пример. Анализируя судебную практику в сфере налогообложения, Ю.А. Крохина пришла к выводу, что на практике имеют место "недостатки алгоритма, сбой в работе искусственного интеллекта", при этом суды не рассматривают такие ситуации "в качестве оснований, смягчающих ответственность" <227>. Исходя из правоприменительной практики при использовании ИИ в сфере налогового контроля, автор полагает, что происходит формирование новых элементов компетенции налоговых органов: "право на ошибку информационной системы", "право на технический сбой в информационной системе" <228>.
Готовое решение: Какие функции у налоговых органов
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам осуществляют валютный контроль (в пределах компетенции налоговых органов), а также другие контрольные функции в отношении иностранных организаций - плательщиков "налога на Google" (п. п. 1, 3 ст. 174.2 НК РФ, п. 3 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 17.07.2014 N 61н).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам осуществляют валютный контроль (в пределах компетенции налоговых органов), а также другие контрольные функции в отношении иностранных организаций - плательщиков "налога на Google" (п. п. 1, 3 ст. 174.2 НК РФ, п. 3 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 17.07.2014 N 61н).
Статья: Сроки и налоги: проблемы и решения
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Исходя из современной ситуации осуществления налогового контроля, мы считаем, что в налоговом праве все сроки, предусмотренные для совершения действий (реализации компетенции) налоговыми органами, должны признаваться пресекательными, если иное прямо не установлено законодательством о налогах и сборах. То есть сроки эти являются не какими-то дисциплинирующими или организационными, а именно пресекательными: пропустил срок и возможности исправить ошибку (в данном случае взыскать недоимку в принудительном порядке) - возможность налоговый орган теряет. Мораль - не нарушай сроки, исполняй закон!
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Исходя из современной ситуации осуществления налогового контроля, мы считаем, что в налоговом праве все сроки, предусмотренные для совершения действий (реализации компетенции) налоговыми органами, должны признаваться пресекательными, если иное прямо не установлено законодательством о налогах и сборах. То есть сроки эти являются не какими-то дисциплинирующими или организационными, а именно пресекательными: пропустил срок и возможности исправить ошибку (в данном случае взыскать недоимку в принудительном порядке) - возможность налоговый орган теряет. Мораль - не нарушай сроки, исполняй закон!
Статья: Когда и как можно обратиться в ИФНС
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 13)Если запрос в обращении не входит в компетенцию налогового органа, его перенаправят в другой госорган и сообщат об этом направившему его адресанту <11>.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 13)Если запрос в обращении не входит в компетенцию налогового органа, его перенаправят в другой госорган и сообщат об этом направившему его адресанту <11>.