Компетенции фгос
Подборка наиболее важных документов по запросу Компетенции фгос (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практика образования в области прав человека: опыт Совета Европы и Российской Федерации
(Гараев Р.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)Соотношение ФГОС и Рамочной модели компетенций
(Гараев Р.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)Соотношение ФГОС и Рамочной модели компетенций
Статья: Проблемные аспекты профессиональных компетенций бухгалтера и их освоения в зависимости от уровня образования
(Серебрякова Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, N 2; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 8)3. Систематизировать компетенции. Во-первых, с позиций соотнесения компетенций модулей с теми, которые указаны в профессиональных стандартах. В компетенциях ФГОС, по нашему мнению, в достаточной степени учтены условия Профессионального стандарта для бухгалтера. В связи с этим, во-вторых, излишне привязывать к программе еще и Профессиональный стандарт "Аудитор" и "Бухгалтер" с несвойственными бухгалтеру среднего уровня компетенциями.
(Серебрякова Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, N 2; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 8)3. Систематизировать компетенции. Во-первых, с позиций соотнесения компетенций модулей с теми, которые указаны в профессиональных стандартах. В компетенциях ФГОС, по нашему мнению, в достаточной степени учтены условия Профессионального стандарта для бухгалтера. В связи с этим, во-вторых, излишне привязывать к программе еще и Профессиональный стандарт "Аудитор" и "Бухгалтер" с несвойственными бухгалтеру среднего уровня компетенциями.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"9. Примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"9. Примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.
Статья: Органы государственной власти как субъекты формирования и реализации социальной политики в Российской Федерации
(Доренко К.С.)
("Юрист", 2025, N 2)Министерство науки и высшего образования РФ отвечает за разработку и реализацию государственной политики в области образования и науки. В его компетенцию входит разработка образовательных стандартов, координация деятельности образовательных учреждений и реализация программ, направленных на повышение качества образования и доступности образовательных услуг.
(Доренко К.С.)
("Юрист", 2025, N 2)Министерство науки и высшего образования РФ отвечает за разработку и реализацию государственной политики в области образования и науки. В его компетенцию входит разработка образовательных стандартов, координация деятельности образовательных учреждений и реализация программ, направленных на повышение качества образования и доступности образовательных услуг.
Статья: Образовательные барьеры экономической безопасности ЕАЭС
(Куликова Т.Б.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 1)Сохраняющиеся различия в содержании и способах организации образовательной деятельности на практике приводят к различным результатам при проведении оценки уровня образования (квалификации), а также при определении равноценности академических и профессиональных прав для целей признания образования, полученного в ином государстве <16>. Различия систем образования, качества формируемых компетенций, сложносопоставимость образовательных стандартов приводят к тому, что "рынок рабочей силы ЕАЭС состоит из совокупности качественно и количественно неравноценного кадрового потенциала государств-членов" <17>. Обязательная нострификация сказывается на возможностях академической и трудовой мобильности граждан государств - членов ЕАЭС.
(Куликова Т.Б.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 1)Сохраняющиеся различия в содержании и способах организации образовательной деятельности на практике приводят к различным результатам при проведении оценки уровня образования (квалификации), а также при определении равноценности академических и профессиональных прав для целей признания образования, полученного в ином государстве <16>. Различия систем образования, качества формируемых компетенций, сложносопоставимость образовательных стандартов приводят к тому, что "рынок рабочей силы ЕАЭС состоит из совокупности качественно и количественно неравноценного кадрового потенциала государств-членов" <17>. Обязательная нострификация сказывается на возможностях академической и трудовой мобильности граждан государств - членов ЕАЭС.
Статья: Изменения законодательства в сфере противодействия коррупции
(Ковалева О.А., Юлтыева Ю.Б.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)Есть в Плане на 2018 - 2020 гг. уже рекомендация включить в федеральные государственные образовательные стандарты различных уровней образования положения по формированию соответствующих компетенций. В ФГОС ВО такие компетенции по формированию нетерпимого отношения к проявлениям коррупции есть.
(Ковалева О.А., Юлтыева Ю.Б.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)Есть в Плане на 2018 - 2020 гг. уже рекомендация включить в федеральные государственные образовательные стандарты различных уровней образования положения по формированию соответствующих компетенций. В ФГОС ВО такие компетенции по формированию нетерпимого отношения к проявлениям коррупции есть.
"Квалификация, подготовка, аттестация и проверка знаний работников в области промышленной безопасности"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а в части профессиональных компетенций - на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а в части профессиональных компетенций - на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. Комментируемая статья, определяя место среднего профессионального образования в образовательной системе РФ, устанавливает (ч. 2), что освоение данного уровня образования допускается при наличии либо основного общего, либо среднего общего образования. В первом случае согласно ч. 3 комментируемой статьи получение среднего профессионального образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. Обучающиеся, получая профессиональные умения и навыки, должны также получить и компетенции, предусмотренные ФГОС среднего общего образования, так как именно оно обеспечивает достижение ряда общекультурных задач (формирование российской гражданской идентичности обучающихся, воспитание и социализацию обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления и пр.). Образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования и положений федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования, а также с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. Комментируемая статья, определяя место среднего профессионального образования в образовательной системе РФ, устанавливает (ч. 2), что освоение данного уровня образования допускается при наличии либо основного общего, либо среднего общего образования. В первом случае согласно ч. 3 комментируемой статьи получение среднего профессионального образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. Обучающиеся, получая профессиональные умения и навыки, должны также получить и компетенции, предусмотренные ФГОС среднего общего образования, так как именно оно обеспечивает достижение ряда общекультурных задач (формирование российской гражданской идентичности обучающихся, воспитание и социализацию обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления и пр.). Образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования и положений федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования, а также с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.