Коммунальный ресурс при содержании
Подборка наиболее важных документов по запросу Коммунальный ресурс при содержании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Заключение договора теплоснабжения
(КонсультантПлюс, 2025)"...между собственником помещения в производственно-административном здании... и... УК... заключен договор управления... в силу пункта 3.1.15 которого управляющая организация приняла на себя обязательства заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества здания.
(КонсультантПлюс, 2025)"...между собственником помещения в производственно-административном здании... и... УК... заключен договор управления... в силу пункта 3.1.15 которого управляющая организация приняла на себя обязательства заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества здания.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Взыскание задолженности по оплате энергоснабжения
(КонсультантПлюс, 2025)...Независимо от решения собственников помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества многоквартирного дома.
(КонсультантПлюс, 2025)...Независимо от решения собственников помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества многоквартирного дома.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О предложениях по освобождению от НДС выполняемых (оказываемых) управляющей МКД организацией работ (услуг) и коммунальных ресурсов, поставляемых в целях содержания общего имущества в МКД.
(Письмо Минфина России от 09.01.2024 N 03-07-11/69)Вопрос: О предложениях по освобождению от НДС выполняемых (оказываемых) управляющей МКД организацией работ (услуг) и коммунальных ресурсов, поставляемых в целях содержания общего имущества в МКД.
(Письмо Минфина России от 09.01.2024 N 03-07-11/69)Вопрос: О предложениях по освобождению от НДС выполняемых (оказываемых) управляющей МКД организацией работ (услуг) и коммунальных ресурсов, поставляемых в целях содержания общего имущества в МКД.
Вопрос: О льготах по НДС при осуществлении деятельности управляющих организаций по содержанию жилого помещения и учете доходов, перечисляемых ресурсоснабжающим организациям за коммунальный ресурс.
(Письмо Минфина России от 21.01.2025 N 03-07-11/4075)Вопрос: О льготах по НДС при осуществлении деятельности управляющих организаций по содержанию жилого помещения и учете доходов, перечисляемых ресурсоснабжающим организациям за коммунальный ресурс.
(Письмо Минфина России от 21.01.2025 N 03-07-11/4075)Вопрос: О льготах по НДС при осуществлении деятельности управляющих организаций по содержанию жилого помещения и учете доходов, перечисляемых ресурсоснабжающим организациям за коммунальный ресурс.
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)9.1. Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(ред. от 04.11.2025)9.1. Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306
(ред. от 27.10.2023)
"Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 27.10.2023)
"Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ситуация: Как рассчитываются и оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды многоквартирного дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок расчета коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, МКД), зависит от того, установлен ли в доме коллективный (общедомовой) прибор учета.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок расчета коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, МКД), зависит от того, установлен ли в доме коллективный (общедомовой) прибор учета.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- коммунальные ресурсы на содержание общего имущества;
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- коммунальные ресурсы на содержание общего имущества;
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (ред. 27 октября 2023 г.).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (ред. 27 октября 2023 г.).
Ситуация: Что включается в плату за содержание и ремонт жилого помещения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К коммунальным ресурсам, потребляемым при использовании и содержании общего имущества МКД, относятся холодная вода, горячая вода, электроэнергия и отведение сточных вод. Плата за указанные ресурсы включается в плату за содержание жилого помещения при условии, что конструктивные особенности МКД позволяют потреблять соответствующий вид коммунальных ресурсов при содержании общего имущества (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К коммунальным ресурсам, потребляемым при использовании и содержании общего имущества МКД, относятся холодная вода, горячая вода, электроэнергия и отведение сточных вод. Плата за указанные ресурсы включается в плату за содержание жилого помещения при условии, что конструктивные особенности МКД позволяют потреблять соответствующий вид коммунальных ресурсов при содержании общего имущества (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ).
Статья: Общее имущество многоквартирного дома
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как установлено ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как установлено ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством РФ.
Статья: Можно ли ссылаться на понятийные соглашения в суде?
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 1)Судебная практика. Суд принял в качестве надлежащего и допустимого доказательства двойной тетрадный листок, содержащий сведения о состоянии расчетов сторон за использование автомойки, включая оплату счетов за поставляемые коммунальные ресурсы. Из содержания документа было видно, за какие периоды был начислен долг и в каком размере, он был относим к спору. В связи с этим суд принял его во внимание (Апелляционное определение Томского областного суда от 27.02.2018 по делу N 33-476/2018).
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 1)Судебная практика. Суд принял в качестве надлежащего и допустимого доказательства двойной тетрадный листок, содержащий сведения о состоянии расчетов сторон за использование автомойки, включая оплату счетов за поставляемые коммунальные ресурсы. Из содержания документа было видно, за какие периоды был начислен долг и в каком размере, он был относим к спору. В связи с этим суд принял его во внимание (Апелляционное определение Томского областного суда от 27.02.2018 по делу N 33-476/2018).
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)С множественностью субъектов на стороне абонента связана и проблема оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых на содержание общедомового имущества (например, электроэнергия для работы лифтов, освещения лестничных площадок и т.д.). После принятия Правил предоставления коммунальных услуг гражданам <1> порядок оплаты этой части поставляемых энергетических ресурсов при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета не был определен. На основе соотношения норм гражданского и жилищного законодательства, возлагающих бремя содержания общедомового имущества на участников общей долевой собственности, практикой Высшего Арбитражного Суда РФ был выработан подход, на основе которого при отсутствии общедомовых приборов учета количество поставленных в многоквартирный дом энергетических ресурсов определялось на основе норматива потребления соответствующих коммунальных услуг <2>. Предполагалось, что бремя оплаты количества энергетических ресурсов, оставшегося после вычитания из общего объема поставленного в данный дом ресурса (исходя из норматива потребления) - суммарного количества ресурса, потребленного гражданами в жилых помещениях, должно было распределяться между проживающими в доме потребителями пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)С множественностью субъектов на стороне абонента связана и проблема оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых на содержание общедомового имущества (например, электроэнергия для работы лифтов, освещения лестничных площадок и т.д.). После принятия Правил предоставления коммунальных услуг гражданам <1> порядок оплаты этой части поставляемых энергетических ресурсов при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета не был определен. На основе соотношения норм гражданского и жилищного законодательства, возлагающих бремя содержания общедомового имущества на участников общей долевой собственности, практикой Высшего Арбитражного Суда РФ был выработан подход, на основе которого при отсутствии общедомовых приборов учета количество поставленных в многоквартирный дом энергетических ресурсов определялось на основе норматива потребления соответствующих коммунальных услуг <2>. Предполагалось, что бремя оплаты количества энергетических ресурсов, оставшегося после вычитания из общего объема поставленного в данный дом ресурса (исходя из норматива потребления) - суммарного количества ресурса, потребленного гражданами в жилых помещениях, должно было распределяться между проживающими в доме потребителями пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество.
Ситуация: Каков порядок реализации непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Плата за содержание жилого помещения при непосредственном управлении МКД собственниками помещений включает в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, а также за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД. Плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, в этом случае входит в состав платы за соответствующие коммунальные услуги (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2, ч. 5 ст. 154 ЖК РФ; п. 32 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Плата за содержание жилого помещения при непосредственном управлении МКД собственниками помещений включает в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, а также за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД. Плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, в этом случае входит в состав платы за соответствующие коммунальные услуги (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2, ч. 5 ст. 154 ЖК РФ; п. 32 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
Статья: О некоторых вопросах рассмотрения споров, связанных с поставкой коммунальных ресурсов на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов
(Бобарыкина О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 этих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к этим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к этим Правилам (пункт 48 Правил N 354).
(Бобарыкина О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 этих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к этим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к этим Правилам (пункт 48 Правил N 354).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В качестве примеров подзаконных актов субъектов РФ, также содержащих обязательные требования, можно привести Постановление правительства Ярославской области от 1 ноября 2011 г. N 829-п "Об утверждении Методических рекомендаций по переводу многоквартирных домов на расчеты по коллективным (общедомовым) приборам учета воды" <1>, распоряжение министерства ЖКХ Московской области от 22 мая 2017 г. N 63-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области" <2> и т.п.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В качестве примеров подзаконных актов субъектов РФ, также содержащих обязательные требования, можно привести Постановление правительства Ярославской области от 1 ноября 2011 г. N 829-п "Об утверждении Методических рекомендаций по переводу многоквартирных домов на расчеты по коллективным (общедомовым) приборам учета воды" <1>, распоряжение министерства ЖКХ Московской области от 22 мая 2017 г. N 63-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области" <2> и т.п.