Комиссия по конфликту интересов прокуратуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Комиссия по конфликту интересов прокуратуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 03.12.2024 по делу N 88-36102/2024 (УИД 91RS0012-01-2023-004737-64)
Категория спора: Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.
Требования: Об обязании внести в трудовую книжку запись о работе в организации, возложении обязанности выдать трудовую книжку, изменении формулировки основания увольнения.
Обстоятельства: Прокурор указал, что ответчик как муниципальный служащий не уведомил в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не принял меры по предотвращению подобного конфликта, ввиду чего работодателем необоснованно принято решение об увольнении по соглашению сторон.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы стороны ответчика о том, что нарушения, допущенные ФЕА и указанные прокуратурой в представлении, а именно не принятие необходимых мер по урегулированию возможного возникновения конфликта интересов, и не сообщение о возможном возникновении конфликта интересов в Комиссию, не является безусловным основанием для увольнения по утрате доверия; при этом, материалы дела не содержат надлежащих и допустимых доказательств возможности получения ФЕА каких-либо доходов или выгод, непосредственно связанных с потенциальной реализацией своих полномочий, или иных злоупотреблений своими должностными обязанностями, выходящими за рамки законодательства и административных регламентов предоставления муниципальных услуг также были проверены и обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции.
Категория спора: Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.
Требования: Об обязании внести в трудовую книжку запись о работе в организации, возложении обязанности выдать трудовую книжку, изменении формулировки основания увольнения.
Обстоятельства: Прокурор указал, что ответчик как муниципальный служащий не уведомил в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не принял меры по предотвращению подобного конфликта, ввиду чего работодателем необоснованно принято решение об увольнении по соглашению сторон.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы стороны ответчика о том, что нарушения, допущенные ФЕА и указанные прокуратурой в представлении, а именно не принятие необходимых мер по урегулированию возможного возникновения конфликта интересов, и не сообщение о возможном возникновении конфликта интересов в Комиссию, не является безусловным основанием для увольнения по утрате доверия; при этом, материалы дела не содержат надлежащих и допустимых доказательств возможности получения ФЕА каких-либо доходов или выгод, непосредственно связанных с потенциальной реализацией своих полномочий, или иных злоупотреблений своими должностными обязанностями, выходящими за рамки законодательства и административных регламентов предоставления муниципальных услуг также были проверены и обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 07.11.2024 N 88-26530/2024 (УИД 56RS0007-01-2024-000636-40)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) Об изменении формулировки увольнения; 4) О признании увольнения в связи с утратой доверия со стороны работодателя.
Обстоятельства: Истица была дважды привлечена к дисциплинарной ответственности за один и тот же проступок, что является незаконным.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.Истребовав и приобщив к материалам дела в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве нового доказательства протокол заседания комиссии по противодействию коррупции N от 26 января 2024 года суд апелляционной инстанции установил, что на данном заседании после исследования представления Бугурусланской межрайонной прокуратуры от 19 января 2024 года и изложенных в нем обстоятельств, комиссия приняла решение о том, что факт наличия конфликта интересов в действиях Н. подтвердился; рекомендовано директору колледжа принять меры юридической ответственности к преподавателю Н.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) Об изменении формулировки увольнения; 4) О признании увольнения в связи с утратой доверия со стороны работодателя.
Обстоятельства: Истица была дважды привлечена к дисциплинарной ответственности за один и тот же проступок, что является незаконным.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.Истребовав и приобщив к материалам дела в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве нового доказательства протокол заседания комиссии по противодействию коррупции N от 26 января 2024 года суд апелляционной инстанции установил, что на данном заседании после исследования представления Бугурусланской межрайонной прокуратуры от 19 января 2024 года и изложенных в нем обстоятельств, комиссия приняла решение о том, что факт наличия конфликта интересов в действиях Н. подтвердился; рекомендовано директору колледжа принять меры юридической ответственности к преподавателю Н.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор административной и судебной практики применения Закона N 223-ФЗ в 2024 году
(Исютин-Федотков Д., Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 12)Требования прокуратура мотивировала наличием конфликта интересов, поскольку один из членов закупочной комиссии заказчика являлся учредителем подрядчика, что недопустимо в соответствии с ч. 7.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
(Исютин-Федотков Д., Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 12)Требования прокуратура мотивировала наличием конфликта интересов, поскольку один из членов закупочной комиссии заказчика являлся учредителем подрядчика, что недопустимо в соответствии с ч. 7.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
Готовое решение: Как работает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
(КонсультантПлюс, 2025)Окончательное решение принимает руководитель госоргана. Он сообщает об этом в комиссию в течение 30 дней со дня получения протокола (п. 34 Положения о комиссиях по конфликту интересов).
(КонсультантПлюс, 2025)Окончательное решение принимает руководитель госоргана. Он сообщает об этом в комиссию в течение 30 дней со дня получения протокола (п. 34 Положения о комиссиях по конфликту интересов).
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"2. Взыскания, предусмотренные статьями 41.8 и 41.9 настоящего Федерального закона, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего органа прокуратуры по профилактике коррупционных и иных правонарушений или в соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" уполномоченным подразделением Администрации Президента Российской Федерации, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия работника и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего органа прокуратуры по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого работника.
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"2. Взыскания, предусмотренные статьями 41.8 и 41.9 настоящего Федерального закона, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего органа прокуратуры по профилактике коррупционных и иных правонарушений или в соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" уполномоченным подразделением Администрации Президента Российской Федерации, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия работника и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего органа прокуратуры по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого работника.
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.07.2022 N 27-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" и пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.И. Коровицкой"позволяют органам прокуратуры при наличии решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов запросить у органов, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений, материалы проверки и обратиться в суд с требованием об обращении имущества и денежных средств в доход государства;
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" и пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.И. Коровицкой"позволяют органам прокуратуры при наличии решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов запросить у органов, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений, материалы проверки и обратиться в суд с требованием об обращении имущества и денежных средств в доход государства;
Статья: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов как один из механизмов противодействия коррупции
(Селивановская И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 11)Кроме того, нормативный акт не регламентирует процедуру проведения заседания аттестационной комиссии в случае возникновения конфликта интересов между членами комиссии, ее председателем и иными лицами, которые участвуют в проведении аттестации.
(Селивановская И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 11)Кроме того, нормативный акт не регламентирует процедуру проведения заседания аттестационной комиссии в случае возникновения конфликта интересов между членами комиссии, ее председателем и иными лицами, которые участвуют в проведении аттестации.
Статья: Совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии коррупции
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2021, N 3)В первую очередь это касается мер прокурорского реагирования, применяемых прокурорами при выявлении нарушений закона в этой сфере, включая внесение представлений об устранении нарушений закона, информирование комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов и другие <1>.
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2021, N 3)В первую очередь это касается мер прокурорского реагирования, применяемых прокурорами при выявлении нарушений закона в этой сфере, включая внесение представлений об устранении нарушений закона, информирование комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов и другие <1>.
Статья: Дискуссионные аспекты правоприменительной практики законодательства о противодействии коррупции на муниципальной службе
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Другой пример: прокуратура г. Екатеринбурга усмотрела конфликт интересов в том, что заместитель главы Екатеринбурга по стратегическому планированию и финансам А. Корюков, распоряжаясь всеми городскими финансами, якобы имеет конфликт интересов с собственным сыном, который является руководителем комитета по строительству администрации г. Екатеринбурга. Несмотря на то что вопрос возможного конфликта рассматривался профильной комиссией по предотвращению конфликта интересов в администрации г. Екатеринбурга и по результатам рассмотрения были приняты решения "в соответствии с законодательством о противодействии коррупции", прокуратура настаивала на расторжении служебных отношений с одним из вышеописанных фигурантов дела. Представитель работодателя не стал доказывать свою правоту надзорному ведомству, а перевел своего заместителя главой одного из районов г. Екатеринбурга, фактически понизив в должности, хотя реально данная ситуация вообще не требовала урегулирования, поскольку уже была урегулирована задолго до ее возникновения <15>.
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Другой пример: прокуратура г. Екатеринбурга усмотрела конфликт интересов в том, что заместитель главы Екатеринбурга по стратегическому планированию и финансам А. Корюков, распоряжаясь всеми городскими финансами, якобы имеет конфликт интересов с собственным сыном, который является руководителем комитета по строительству администрации г. Екатеринбурга. Несмотря на то что вопрос возможного конфликта рассматривался профильной комиссией по предотвращению конфликта интересов в администрации г. Екатеринбурга и по результатам рассмотрения были приняты решения "в соответствии с законодательством о противодействии коррупции", прокуратура настаивала на расторжении служебных отношений с одним из вышеописанных фигурантов дела. Представитель работодателя не стал доказывать свою правоту надзорному ведомству, а перевел своего заместителя главой одного из районов г. Екатеринбурга, фактически понизив в должности, хотя реально данная ситуация вообще не требовала урегулирования, поскольку уже была урегулирована задолго до ее возникновения <15>.
Статья: Рассмотрение анонимных обращений в органах прокуратуры
(Огородов А.Н.)
("Законность", 2022, N 5)Кроме того, п. 14 Положения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих аппарата Конституционного Суда РФ и урегулированию конфликта интересов (утв. Приказом Председателя Конституционного Суда РФ от 13 сентября 2010 г. N 13) предусматривает, что комиссия не рассматривает анонимные обращения. Таким образом, высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации полностью исключает возможность проверки анонимного обращения.
(Огородов А.Н.)
("Законность", 2022, N 5)Кроме того, п. 14 Положения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих аппарата Конституционного Суда РФ и урегулированию конфликта интересов (утв. Приказом Председателя Конституционного Суда РФ от 13 сентября 2010 г. N 13) предусматривает, что комиссия не рассматривает анонимные обращения. Таким образом, высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации полностью исключает возможность проверки анонимного обращения.
Статья: Требование об отсутствии конфликта интересов между должностными лицами заказчика и участниками закупок
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Муниципальная комиссия по урегулированию КИ ограничилась тем, что рекомендовала главе сельского поселения впредь не нарушать требования Закона N 273-ФЗ о предотвращении конфликта интересов. Это не устроило районную прокуратуру: она обратилась в суд с иском о признании незаконным бездействия сельского совета, которое выразилось в непринятии мер по удалению главы сельского поселения в отставку.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Муниципальная комиссия по урегулированию КИ ограничилась тем, что рекомендовала главе сельского поселения впредь не нарушать требования Закона N 273-ФЗ о предотвращении конфликта интересов. Это не устроило районную прокуратуру: она обратилась в суд с иском о признании незаконным бездействия сельского совета, которое выразилось в непринятии мер по удалению главы сельского поселения в отставку.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Муниципальная комиссия по урегулированию КИ ограничилась тем, что рекомендовала главе сельского поселения впредь не нарушать требования Закона N 273-ФЗ о предотвращении конфликта интересов. Районную прокуратуру это не устроило: она обратилась в суд с иском о признании незаконным бездействия сельского совета, которое выразилось в непринятии мер по удалению главы сельского поселения в отставку.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Муниципальная комиссия по урегулированию КИ ограничилась тем, что рекомендовала главе сельского поселения впредь не нарушать требования Закона N 273-ФЗ о предотвращении конфликта интересов. Районную прокуратуру это не устроило: она обратилась в суд с иском о признании незаконным бездействия сельского совета, которое выразилось в непринятии мер по удалению главы сельского поселения в отставку.
Статья: Конфликт интересов в сфере закупок: проблемы в практике правоприменения
(Климова О.В.)
("Законность", 2021, N 6)Выявляемые органами прокуратуры Амурской области факты наличия конфликта интересов при совершении государственных и муниципальных закупок, как правило, обусловлены заключением контрактов (договоров) с близкими родственниками (супругами, родителями, детьми) руководителей заказчика, в отдельных случаях - членов закупочной комиссии.
(Климова О.В.)
("Законность", 2021, N 6)Выявляемые органами прокуратуры Амурской области факты наличия конфликта интересов при совершении государственных и муниципальных закупок, как правило, обусловлены заключением контрактов (договоров) с близкими родственниками (супругами, родителями, детьми) руководителей заказчика, в отдельных случаях - членов закупочной комиссии.
Статья: Обращение в доход государства денежных средств публичных должностных лиц в порядке антикоррупционного контроля: новелла российского законодательства
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Российской конституционно-правовой литературе все еще несколько непривычно обращаться к антикоррупционной проблематике. Поэтому для большей ясности последующего рассмотрения укажем в порядке информации, что общий контекст антикоррупционного контроля доходов и расходов публичных должностных лиц в российском законодательстве можно представить в виде последовательности трех основных этапов, за которые отвечают три разных субъекта данных правоотношений: 1) собственно декларирование доходов (а также декларирование крупных расходов, при их наличии), которое осуществляется публичными должностными лицами (как государственными служащими, так и лицами, замещающими государственные и муниципальные должности); 2) осуществляемый при наличии определенных оснований контроль достоверности и полноты задекларированных сведений, который осуществляется комиссиями по урегулированию конфликта интересов <12>, учреждаемыми в органах власти, где работает государственный служащий, либо особой инстанцией, если речь идет о лицах, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности <13>; 3) направление в суд заявления об обращении в гражданско-процессуальном порядке в доход государства активов, законность происхождения которых должностные лица не смогли должным образом обосновать, осуществляемое органами прокуратуры в соответствии со специальным законом.
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Российской конституционно-правовой литературе все еще несколько непривычно обращаться к антикоррупционной проблематике. Поэтому для большей ясности последующего рассмотрения укажем в порядке информации, что общий контекст антикоррупционного контроля доходов и расходов публичных должностных лиц в российском законодательстве можно представить в виде последовательности трех основных этапов, за которые отвечают три разных субъекта данных правоотношений: 1) собственно декларирование доходов (а также декларирование крупных расходов, при их наличии), которое осуществляется публичными должностными лицами (как государственными служащими, так и лицами, замещающими государственные и муниципальные должности); 2) осуществляемый при наличии определенных оснований контроль достоверности и полноты задекларированных сведений, который осуществляется комиссиями по урегулированию конфликта интересов <12>, учреждаемыми в органах власти, где работает государственный служащий, либо особой инстанцией, если речь идет о лицах, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности <13>; 3) направление в суд заявления об обращении в гражданско-процессуальном порядке в доход государства активов, законность происхождения которых должностные лица не смогли должным образом обосновать, осуществляемое органами прокуратуры в соответствии со специальным законом.
Статья: Из зала суда: увольнение в связи с утратой доверия
(Петрова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 6)Уведомление Г. о возникновении личной заинтересованности, поданное им после поступления представления прокуратуры, рассмотрено 22.12.2022 на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих. По результатам рассмотрения уведомления комиссией принято решение о признании факта несоблюдения Г. требований об урегулировании конфликта интересов. Представителю нанимателя рекомендовано применить к Г. конкретную меру ответственности по мере окончания антикоррупционной проверки.
(Петрова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 6)Уведомление Г. о возникновении личной заинтересованности, поданное им после поступления представления прокуратуры, рассмотрено 22.12.2022 на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих. По результатам рассмотрения уведомления комиссией принято решение о признании факта несоблюдения Г. требований об урегулировании конфликта интересов. Представителю нанимателя рекомендовано применить к Г. конкретную меру ответственности по мере окончания антикоррупционной проверки.
Статья: Административно-правовое обеспечение процесса демократизации государственно-служебных отношений в органах прокуратуры
(Смирнов А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)По тем же причинам ст. 41 Закона о прокуратуре, устанавливающая особенности аттестации прокурорских работников, либо соответствующий профильный Приказ Генпрокурора <10> нуждаются в дополнении положениями, закрепляющими обязательность исключения при формировании аттестационной комиссии возможного возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на рекомендации комиссии. Следует конкретизировать сроки утверждения и критерии учета решений аттестационной комиссии при принятии последующих кадровых решений руководителями органов прокуратуры. Введение подобных норм одновременно будет способствовать эффективному функционированию всего механизма аттестационной деятельности и его раскрытию в полном объеме <11>.
(Смирнов А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)По тем же причинам ст. 41 Закона о прокуратуре, устанавливающая особенности аттестации прокурорских работников, либо соответствующий профильный Приказ Генпрокурора <10> нуждаются в дополнении положениями, закрепляющими обязательность исключения при формировании аттестационной комиссии возможного возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на рекомендации комиссии. Следует конкретизировать сроки утверждения и критерии учета решений аттестационной комиссии при принятии последующих кадровых решений руководителями органов прокуратуры. Введение подобных норм одновременно будет способствовать эффективному функционированию всего механизма аттестационной деятельности и его раскрытию в полном объеме <11>.