Когда возникает конфликт интересов
Подборка наиболее важных документов по запросу Когда возникает конфликт интересов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 61.9 "Лица, уполномоченные подавать заявления об оспаривании сделки должника" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"Подобное регулирование, исключающее требования ответчика из подсчета общего количества голосов, направлено на устранение негативных последствий объективно возникающего конфликта интересов, поскольку кредитор-ответчик как сторона сделки обычно не заинтересован в ее оспаривании (пункт 15 Обзора судебной практики разрешения споров о несостоятельности (банкротстве) за 2022 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2023)."
Важнейшая практика по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФКонфликт интересов возникает, если работник имеет личный интерес при исполнении должностных обязанностей (возможность получения родственниками денег и т.п.) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как урегулировать конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как служащий уведомляет о конфликте интересов нанимателя
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как служащий уведомляет о конфликте интересов нанимателя
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для бухгалтера бюджетной организации"Суд: брата снова взяли на работу в администрацию - уведомить о конфликте интересов нужно еще раз (05.11.2025)
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"4.1. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"4.1. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Основания возникновения конфликта интересов при наделении
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Основания возникновения конфликта интересов при наделении
Статья: Предотвращение конфликта интересов: регламентация в сборнике этических обязательств магистратов Французской Республики
(Соловьев А.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 8)Указанным нормативным правовым актом Ордонанс от 22 декабря 1958 г. N 58-1270, содержащий Органический закон о статусе магистратуры <6>, был дополнен ст. 7-1, предусматривающей, что магистраты должны предотвращать или немедленно пресекать ситуации, в которых возникает конфликт интересов.
(Соловьев А.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 8)Указанным нормативным правовым актом Ордонанс от 22 декабря 1958 г. N 58-1270, содержащий Органический закон о статусе магистратуры <6>, был дополнен ст. 7-1, предусматривающей, что магистраты должны предотвращать или немедленно пресекать ситуации, в которых возникает конфликт интересов.
Статья: Дисциплинарная ответственность за неурегулирование конфликта интересов при осуществлении государственных (муниципальных) закупок
(Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Такая позиция не согласуется с нормами Закона о противодействии коррупции, который не связывает обязанность по уведомлению о конфликте интересов с проведением антикоррупционной проверки и требует уведомления о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только служащему станет об этом известно (ч. 2 ст. 11). Может возникнуть ситуация, когда служащий уведомит о возможности возникновения конфликта интересов после определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения государственного контракта, но до проведения антикоррупционной проверки, что противоречит целям антикоррупционного законодательства и задачам контрактной системы.
(Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Такая позиция не согласуется с нормами Закона о противодействии коррупции, который не связывает обязанность по уведомлению о конфликте интересов с проведением антикоррупционной проверки и требует уведомления о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только служащему станет об этом известно (ч. 2 ст. 11). Может возникнуть ситуация, когда служащий уведомит о возможности возникновения конфликта интересов после определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения государственного контракта, но до проведения антикоррупционной проверки, что противоречит целям антикоррупционного законодательства и задачам контрактной системы.
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)9.2. При исполнении обязательств по настоящему контракту Стороны, их аффилированные лица, работники, а также лица, действующие от имени и по поручению Сторон, не осуществляют действия, квалифицируемые как дача (получение) взятки, коммерческий подкуп, а также иные действия, нарушающие требования законодательства Российской Федерации и международных актов о противодействии коррупции, и обязуются принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в связи с исполнением условий настоящего контракта.
(КонсультантПлюс, 2025)9.2. При исполнении обязательств по настоящему контракту Стороны, их аффилированные лица, работники, а также лица, действующие от имени и по поручению Сторон, не осуществляют действия, квалифицируемые как дача (получение) взятки, коммерческий подкуп, а также иные действия, нарушающие требования законодательства Российской Федерации и международных актов о противодействии коррупции, и обязуются принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в связи с исполнением условий настоящего контракта.
Статья: Конфликт интересов и его типовые ситуации на службе в уголовно-исполнительной системе
(Хамизова С.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В практической деятельности существует систематизированная по одному или нескольким критериям совокупность имеющихся сведений об условиях, в которых возникает конфликт интересов на государственной службе. Рассмотрим типичные ситуации, в которых может оказаться сотрудник уголовно-исполнительной системы в процессе выполнения своих должностных обязанностей.
(Хамизова С.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В практической деятельности существует систематизированная по одному или нескольким критериям совокупность имеющихся сведений об условиях, в которых возникает конфликт интересов на государственной службе. Рассмотрим типичные ситуации, в которых может оказаться сотрудник уголовно-исполнительной системы в процессе выполнения своих должностных обязанностей.
Готовое решение: В каком порядке проводить закупку аудиторских услуг по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Не объединяйте в один лот аудиторские и связанные с ними дополнительные услуги, если это может привести к конфликту интересов исполнителя. Это связано с тем, что аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять действия, которые могут повлечь возникновение конфликта интересов (ч. 8 ст. 8 Закона об аудиторской деятельности). Подобное объединение может быть признано контрольным органом нарушением Закона N 223-ФЗ (см. Решение Калининградского УФАС России от 30.11.2020 N 039/07/18.1-1136/2020).
(КонсультантПлюс, 2025)Не объединяйте в один лот аудиторские и связанные с ними дополнительные услуги, если это может привести к конфликту интересов исполнителя. Это связано с тем, что аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять действия, которые могут повлечь возникновение конфликта интересов (ч. 8 ст. 8 Закона об аудиторской деятельности). Подобное объединение может быть признано контрольным органом нарушением Закона N 223-ФЗ (см. Решение Калининградского УФАС России от 30.11.2020 N 039/07/18.1-1136/2020).
Статья: Понятие конфликта интересов. Порядок и способы урегулирования в государственных структурах Российской Федерации и опыт зарубежных стран
(Пархоменко Е.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2021, N 1-2)Если лицу становится известно о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, в этом случае закон его обязует незамедлительно уведомить представителя нанимателя. А на представителя нанимателя в данном случае возлагается обязанность по принятию мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов установленными способами. Оценка представителем конфликтной ситуации осуществляется на основании его собственного субъективного мнения. Так, представитель может оценить возникший конфликт интересов незначительным и не принять мер к решению данной проблемы.
(Пархоменко Е.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2021, N 1-2)Если лицу становится известно о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, в этом случае закон его обязует незамедлительно уведомить представителя нанимателя. А на представителя нанимателя в данном случае возлагается обязанность по принятию мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов установленными способами. Оценка представителем конфликтной ситуации осуществляется на основании его собственного субъективного мнения. Так, представитель может оценить возникший конфликт интересов незначительным и не принять мер к решению данной проблемы.
Статья: Конфликт интересов и способы его урегулирования
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 10)Порядок действий в ситуации возможности
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 10)Порядок действий в ситуации возможности
Статья: Конфликт интересов в адвокатской деятельности (сравнительно-правовое исследование)
(Гинзбург И.В., Чиранова И.П.)
("Мировой судья", 2025, N 7)Основа для формирования правила "яркой черты" была заложена в решении Верховного Суда Канады по делу MacDonald Estate v. Martin, вынесенном в 1990 г. <12>. Так, представителю истца по ряду юридических и фактических вопросов помощь оказывал младший юрист юридической компании, в которой они оба осуществляли свою деятельность. В последующем младший юрист присоединился к другой юридической компании, представляющей интересы ответчика в процессе. Истец обратился в суд с заявлением о дисквалификации представителя ответчика в связи с возникшим конфликтом интересов. Верховный Суд Канады, соглашаясь с позицией заявителя, указал, что конфликт интересов может отрицательно повлиять на суждения представителя и на его лояльность клиенту, а полученная конфиденциальная информация об истце могла быть использована в интересах противоположной стороны.
(Гинзбург И.В., Чиранова И.П.)
("Мировой судья", 2025, N 7)Основа для формирования правила "яркой черты" была заложена в решении Верховного Суда Канады по делу MacDonald Estate v. Martin, вынесенном в 1990 г. <12>. Так, представителю истца по ряду юридических и фактических вопросов помощь оказывал младший юрист юридической компании, в которой они оба осуществляли свою деятельность. В последующем младший юрист присоединился к другой юридической компании, представляющей интересы ответчика в процессе. Истец обратился в суд с заявлением о дисквалификации представителя ответчика в связи с возникшим конфликтом интересов. Верховный Суд Канады, соглашаясь с позицией заявителя, указал, что конфликт интересов может отрицательно повлиять на суждения представителя и на его лояльность клиенту, а полученная конфиденциальная информация об истце могла быть использована в интересах противоположной стороны.