КоАП нарушение таможенного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу КоАП нарушение таможенного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за непредставление резидентом форм учета и отчетности по валютным операциям
(КонсультантПлюс, 2025)"...Постановлением Таможни... о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении... Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Постановлением Таможни... о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении... Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ...
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение срока представления статистической формы учета перемещения товаров
(КонсультантПлюс, 2025)...таможней в отношении общества вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)...таможней в отношении общества вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционное понимание обмана и его значение для квалификации "обманных" преступлений
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, N 7)<17> См. об этом же: Нахова Е.А. Особенности доказывания и доказательств по некоторым спорам, вытекающим из нарушений таможенного законодательства // Ленинградский юридический журнал. 2018. N 3; Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая / Под общ. ред. Л.В. Чистяковой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. Т. 1 (комментарий к ст. 16.2 КоАП).
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, N 7)<17> См. об этом же: Нахова Е.А. Особенности доказывания и доказательств по некоторым спорам, вытекающим из нарушений таможенного законодательства // Ленинградский юридический журнал. 2018. N 3; Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая / Под общ. ред. Л.В. Чистяковой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. Т. 1 (комментарий к ст. 16.2 КоАП).
Статья: Таможенный юридический комплаенс: направления развития
(Манохин В.С.)
("Таможенное дело", 2023, N 3)М.А. Лабоськин и В.В. Николаев <8> определяют комплаенс как часть системы управления рисками на предприятии. То есть организация создает внутреннюю систему контроля исходя из существующих требований законодательства, таким образом минимизируя издержки, связанные с привлечением к ответственности. В контексте государственных интересов управление рисками в области таможенного дела особенно актуально, так как напрямую связано с экономической безопасностью страны. Также с учетом уже созданных цифровых систем упрощается процедура экспорта и импорта, появляется возможность воспользоваться широким спектром предоставляемых преференций и предотвратить привлечение к ответственности за нарушение таможенного законодательства (например, части 1 - 4, 6 и 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) <9>.
(Манохин В.С.)
("Таможенное дело", 2023, N 3)М.А. Лабоськин и В.В. Николаев <8> определяют комплаенс как часть системы управления рисками на предприятии. То есть организация создает внутреннюю систему контроля исходя из существующих требований законодательства, таким образом минимизируя издержки, связанные с привлечением к ответственности. В контексте государственных интересов управление рисками в области таможенного дела особенно актуально, так как напрямую связано с экономической безопасностью страны. Также с учетом уже созданных цифровых систем упрощается процедура экспорта и импорта, появляется возможность воспользоваться широким спектром предоставляемых преференций и предотвратить привлечение к ответственности за нарушение таможенного законодательства (например, части 1 - 4, 6 и 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) <9>.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шестидесяти календарных дней (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении девяноста календарных дней) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, в области персональных данных, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства Российской Федерации в области ограничения выбросов парниковых газов, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.21.1, 12.21.3, 12.21.5, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в области связи (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.2.1, 13.4, 13.29, 13.29.3 настоящего Кодекса), законодательства в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.12.1 и 19.7.15 настоящего Кодекса), о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса), об информации, информационных технологиях и о защите информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.11.2, 13.12, 13.41, 13.51, 13.52 и 19.7.10-3 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, об инвестиционной деятельности, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 15.27 и статьей 15.27.3 настоящего Кодекса), об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частями 10.1, 10.2 статьи 15.29 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 настоящего Кодекса), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.30.5 и статьей 7.30.6 (в части нарушения требований к порядку проведения процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, к порядку и сроку блокирования и прекращения блокирования денежных средств на банковском счете участника обязательных торгов) настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.30.3, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.30.1, 7.30.2, статьей 7.30.6 (в части нарушения требований к порядку проведения закупок, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, к порядку и сроку блокирования и прекращения блокирования денежных средств на банковском счете участника таких закупок), частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.30.4, статьей 7.30.6 (в части нарушения требований к порядку проведения закупок отдельными видами юридических лиц, к порядку и сроку блокирования и прекращения блокирования денежных средств на банковском счете участника таких закупок), частью 7.2 статьи 19.5 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для производства такой продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об оружии, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о противодействии экстремистской деятельности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3.1, 20.3.2 настоящего Кодекса), об исполнении административного наказания (в части административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса), а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации, а также в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.7.5-1 настоящего Кодекса), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.1, 7.3 - 7.6, 7.9, частями 4 и 5 статьи 7.13, статьями 7.14 - 7.15 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях, законодательства Российской Федерации, устанавливающего особенности регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 настоящего Кодекса), за нарушение законодательства о негосударственных пенсионных фондах (в части административных правонарушений, предусмотренных частями 10.1, 10.2 статьи 15.29 настоящего Кодекса), об участии в деятельности иностранной или международной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.33 настоящего Кодекса) по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 - 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации, за нарушение в области охраны окружающей среды и природопользования (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.28.2 настоящего Кодекса), за нарушение в области воинского учета, за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в части административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 15.27 и статьей 15.27.3 настоящего Кодекса) по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму, законодательства Российской Федерации о специальных экономических мерах и принудительных мерах (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции - по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.
(ред. от 04.11.2025)1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шестидесяти календарных дней (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении девяноста календарных дней) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, в области персональных данных, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства Российской Федерации в области ограничения выбросов парниковых газов, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.21.1, 12.21.3, 12.21.5, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в области связи (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.2.1, 13.4, 13.29, 13.29.3 настоящего Кодекса), законодательства в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.12.1 и 19.7.15 настоящего Кодекса), о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса), об информации, информационных технологиях и о защите информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.11.2, 13.12, 13.41, 13.51, 13.52 и 19.7.10-3 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, об инвестиционной деятельности, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 15.27 и статьей 15.27.3 настоящего Кодекса), об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частями 10.1, 10.2 статьи 15.29 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 настоящего Кодекса), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.30.5 и статьей 7.30.6 (в части нарушения требований к порядку проведения процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, к порядку и сроку блокирования и прекращения блокирования денежных средств на банковском счете участника обязательных торгов) настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.30.3, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.30.1, 7.30.2, статьей 7.30.6 (в части нарушения требований к порядку проведения закупок, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, к порядку и сроку блокирования и прекращения блокирования денежных средств на банковском счете участника таких закупок), частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.30.4, статьей 7.30.6 (в части нарушения требований к порядку проведения закупок отдельными видами юридических лиц, к порядку и сроку блокирования и прекращения блокирования денежных средств на банковском счете участника таких закупок), частью 7.2 статьи 19.5 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для производства такой продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об оружии, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о противодействии экстремистской деятельности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3.1, 20.3.2 настоящего Кодекса), об исполнении административного наказания (в части административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса), а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации, а также в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.7.5-1 настоящего Кодекса), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.1, 7.3 - 7.6, 7.9, частями 4 и 5 статьи 7.13, статьями 7.14 - 7.15 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях, законодательства Российской Федерации, устанавливающего особенности регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 настоящего Кодекса), за нарушение законодательства о негосударственных пенсионных фондах (в части административных правонарушений, предусмотренных частями 10.1, 10.2 статьи 15.29 настоящего Кодекса), об участии в деятельности иностранной или международной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.33 настоящего Кодекса) по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 - 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации, за нарушение в области охраны окружающей среды и природопользования (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.28.2 настоящего Кодекса), за нарушение в области воинского учета, за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в части административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 15.27 и статьей 15.27.3 настоящего Кодекса) по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму, законодательства Российской Федерации о специальных экономических мерах и принудительных мерах (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции - по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.
Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10
(ред. от 21.12.2017)
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"21. В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства России, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
(ред. от 21.12.2017)
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"21. В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства России, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Статья: Признание административного правонарушения малозначительным: проблемы теории и практики
(Кирьянова О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья пришел к выводу о наличии в действиях декларанта состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, поскольку юридическим лицом в таможенный орган была представлена декларация о соответствии с грубыми нарушениями законодательства РФ о таможенном регулировании, которая в силу закона не может быть использована в качестве документа, подтверждающего соответствие продукции установленным требованиям к ее безопасности.
(Кирьянова О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья пришел к выводу о наличии в действиях декларанта состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, поскольку юридическим лицом в таможенный орган была представлена декларация о соответствии с грубыми нарушениями законодательства РФ о таможенном регулировании, которая в силу закона не может быть использована в качестве документа, подтверждающего соответствие продукции установленным требованиям к ее безопасности.
Статья: Проблемные вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) в практике Верховного Суда Российской Федерации
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В литературе также справедливо обращается внимание на то, что положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ применимы и тогда, когда орган государственного контроля (например, таможенный орган) проводит инспекторские и функциональные проверки в отношении своих должностных лиц, в ходе которых, наряду с дисциплинарными проступками таких лиц, выявляются нарушения таможенного законодательства участниками внешнеэкономической деятельности <32>.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В литературе также справедливо обращается внимание на то, что положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ применимы и тогда, когда орган государственного контроля (например, таможенный орган) проводит инспекторские и функциональные проверки в отношении своих должностных лиц, в ходе которых, наряду с дисциплинарными проступками таких лиц, выявляются нарушения таможенного законодательства участниками внешнеэкономической деятельности <32>.
Статья: Проблемы правоприменительной практики при привлечении перевозчика к административной ответственности
(Клейменова А.Н.)
("Таможенное дело", 2024, N 2)При выявлении нарушений таможенного законодательства также необходимо учитывать интересы не только государства, но и участников ВЭД. В рамках исследования была проанализирована практика привлечения перевозчиков к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Данный состав устанавливает административную ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров:
(Клейменова А.Н.)
("Таможенное дело", 2024, N 2)При выявлении нарушений таможенного законодательства также необходимо учитывать интересы не только государства, но и участников ВЭД. В рамках исследования была проанализирована практика привлечения перевозчиков к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Данный состав устанавливает административную ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров:
Статья: Таможенный представитель как субъект административного правонарушения по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(Ермолаева Е.В.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 3)Таможенный представитель в силу закона и в соответствии с целями договора, заключенного с декларантом, обязан добросовестно и профессионально выполнять свои обязательства, обладая при этом всеми необходимыми правомочиями, установленными не только в договоре с клиентом, но и в таможенном законодательстве. При этом складывается двойственная ситуация. Если таможенный представитель в рамках выполнения своих договорных обязательств допускает нарушение, указывая в декларации на товар недостоверные сведения, то он потенциально может понести ответственность по ст. 16.2 КоАП РФ. Однако если этот же таможенный представитель не указывает необходимых сведений, которые со всей очевидностью должны быть в декларации для подтверждения соблюдения запретов и ограничений в отношении перемещаемого товара, то к ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ привлечь его нельзя. При этом, как мы выяснили ранее, суды признают, что декларант, которого оштрафовали по ст. 16.3 КоАП РФ за несоблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством, обоснованно может взыскать с таможенного представителя сумму штрафа в качестве убытков за ненадлежащее исполнение последним договорных обязательств. Однако в чем заключается разница в оценке деяния представителя с точки зрения таможенного законодательства, если и в первом (при недостоверном декларировании), и во втором (при неуказании в декларации необходимых сведений) случае у таможенного представителя имелась возможность для соблюдения требований таможенного законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению?
(Ермолаева Е.В.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 3)Таможенный представитель в силу закона и в соответствии с целями договора, заключенного с декларантом, обязан добросовестно и профессионально выполнять свои обязательства, обладая при этом всеми необходимыми правомочиями, установленными не только в договоре с клиентом, но и в таможенном законодательстве. При этом складывается двойственная ситуация. Если таможенный представитель в рамках выполнения своих договорных обязательств допускает нарушение, указывая в декларации на товар недостоверные сведения, то он потенциально может понести ответственность по ст. 16.2 КоАП РФ. Однако если этот же таможенный представитель не указывает необходимых сведений, которые со всей очевидностью должны быть в декларации для подтверждения соблюдения запретов и ограничений в отношении перемещаемого товара, то к ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ привлечь его нельзя. При этом, как мы выяснили ранее, суды признают, что декларант, которого оштрафовали по ст. 16.3 КоАП РФ за несоблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством, обоснованно может взыскать с таможенного представителя сумму штрафа в качестве убытков за ненадлежащее исполнение последним договорных обязательств. Однако в чем заключается разница в оценке деяния представителя с точки зрения таможенного законодательства, если и в первом (при недостоверном декларировании), и во втором (при неуказании в декларации необходимых сведений) случае у таможенного представителя имелась возможность для соблюдения требований таможенного законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению?
Статья: Институт давности привлечения к административной ответственности: законодательная основа и правоприменительная практика
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)КоАП РФ различает общие и специальные (особые), т.е. более длительные, сроки давности привлечения к административной ответственности, которые - за исключением случаев привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, - увязываются либо с отдельными видами нарушения законодательства Российской Федерации и таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕАЭС, либо с нарушениями конкретных статей или частей статей Особенной части данного Кодекса;
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)КоАП РФ различает общие и специальные (особые), т.е. более длительные, сроки давности привлечения к административной ответственности, которые - за исключением случаев привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, - увязываются либо с отдельными видами нарушения законодательства Российской Федерации и таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕАЭС, либо с нарушениями конкретных статей или частей статей Особенной части данного Кодекса;
Вопрос: В ходе камеральной таможенной проверки выявлен факт недостоверного декларирования товаров по таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления по декларации на товары, зарегистрированной 11.01.2021. Правомерно ли привлечение организации к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ 11.01.2023?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2023)Обоснование: За заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2023)Обоснование: За заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Статья: Анализ судебной практики по делам об административных правонарушениях, выявляемых при проведении таможенного контроля после выпуска товаров
(Клейменова А.Н., Мишин К.Д.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 5)Безусловно, наличие неоднородной правоприменительной практики противоречит таким конституционным гарантам, как равенство лиц перед законом, справедливость, демократизм. В этой связи принятие Конституционным Судом РФ Постановления N 9-П от 05.03.2024 является важным шагом на пути к решению указанной проблемы, поскольку оно направлено на исключение возможности разнородного толкования правоприменителем указанной нормы. Спорная судебная практика по делам о недостоверном декларировании товаров, является традиционным "камнем преткновения" взаимодействия таможенных органов и лиц, перемещающих товары через таможенную границу ЕАЭС. Таможенные органы во избежание нарушений таможенного законодательства предоставляют декларантам право на получение предварительного решения о классификации товара, осуществляют функции по информированию и консультированию участников ВЭД, кроме того, примечанием 2 к ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в случае добровольного сообщения декларантом о факте недекларирования товаров. Таким образом, участники ВЭД имеют все возможности для соблюдения таможенного законодательства, но результаты таможенного контроля после выпуска товаров говорят об обратном. В свою очередь, рассматриваемый ранее судебный прецедент дал однозначное указание таможенным органам на толкование ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ как материального состава, что и предусмотрено смыслом административного закона.
(Клейменова А.Н., Мишин К.Д.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 5)Безусловно, наличие неоднородной правоприменительной практики противоречит таким конституционным гарантам, как равенство лиц перед законом, справедливость, демократизм. В этой связи принятие Конституционным Судом РФ Постановления N 9-П от 05.03.2024 является важным шагом на пути к решению указанной проблемы, поскольку оно направлено на исключение возможности разнородного толкования правоприменителем указанной нормы. Спорная судебная практика по делам о недостоверном декларировании товаров, является традиционным "камнем преткновения" взаимодействия таможенных органов и лиц, перемещающих товары через таможенную границу ЕАЭС. Таможенные органы во избежание нарушений таможенного законодательства предоставляют декларантам право на получение предварительного решения о классификации товара, осуществляют функции по информированию и консультированию участников ВЭД, кроме того, примечанием 2 к ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в случае добровольного сообщения декларантом о факте недекларирования товаров. Таким образом, участники ВЭД имеют все возможности для соблюдения таможенного законодательства, но результаты таможенного контроля после выпуска товаров говорят об обратном. В свою очередь, рассматриваемый ранее судебный прецедент дал однозначное указание таможенным органам на толкование ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ как материального состава, что и предусмотрено смыслом административного закона.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В правоприменительной практике арбитражных судов имеется немало примеров применения положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ при рассмотрении споров, связанных с привлечением к административной ответственности за нарушения законодательства о промышленной безопасности, антимонопольного, валютного, таможенного и иного законодательства.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В правоприменительной практике арбитражных судов имеется немало примеров применения положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ при рассмотрении споров, связанных с привлечением к административной ответственности за нарушения законодательства о промышленной безопасности, антимонопольного, валютного, таможенного и иного законодательства.
Статья: Актуальные проблемы осуществления таможенного контроля как метода экспортного контроля в Российской Федерации при перемещении товаров и технологий двойного назначения между государствами - членами ЕАЭС
(Шкиперов А.А., Скворцова В.А., Винькова Т.В.)
("Таможенное дело", 2025, N 1)Кроме того, таможенные органы, хотя и уполномочены осуществлять экспортный контроль <11>, не являются органами экспортного контроля и не имеют полномочий рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.20 КоАП РФ ("Нарушение законодательства об экспортном контроле").
(Шкиперов А.А., Скворцова В.А., Винькова Т.В.)
("Таможенное дело", 2025, N 1)Кроме того, таможенные органы, хотя и уполномочены осуществлять экспортный контроль <11>, не являются органами экспортного контроля и не имеют полномочий рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.20 КоАП РФ ("Нарушение законодательства об экспортном контроле").
Статья: Проводки по бухгалтерскому учету штрафов
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 9)- за нарушение налогового законодательства, когда штрафы назначают по НК РФ;
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 9)- за нарушение налогового законодательства, когда штрафы назначают по НК РФ;