Каждый имеет право на обрАзование
Подборка наиболее важных документов по запросу Каждый имеет право на обрАзование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ценностные основы в правовом статусе педагога: позиции Конституционного Суда Российской Федерации
(Сланов О.Т., Дзодзиков З.У., Хугаева Р.Г., Бекоева Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 3)Прежде чем переходить к исследованию практики Конституционного Суда РФ по вопросам правового статуса педагогов, обратимся к тексту российской Конституции [Конституция Российской Федерации // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022]. Прямым текстом Основной Закон педагогических работников ни разу не упоминает. Однако большого пробела в этом не усматривается: напротив, положения Конституции РФ имеют несомненную актуальность и для регулирования труда педагогов. Так, основополагающее значение имеет статья 47 Конституции РФ, часть 1 которой гласит: "Каждый имеет право на образование". Часть 5 статьи 43 указывает, что "Российская Федерация... поддерживает различные формы образования". Поддержка образования немыслима без поддержки труда педагогических работников, следовательно, данная норма фактически предусматривает обязанность российского государства по поддержке труда учителя и преподавателя. Эта обязанность важна как сама по себе, так и как средство обеспечения другой, более широкой обязанности Российской Федерации по установлению общедоступного и всеобщего образования (в том числе высшего - на конкурсной основе).
(Сланов О.Т., Дзодзиков З.У., Хугаева Р.Г., Бекоева Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 3)Прежде чем переходить к исследованию практики Конституционного Суда РФ по вопросам правового статуса педагогов, обратимся к тексту российской Конституции [Конституция Российской Федерации // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022]. Прямым текстом Основной Закон педагогических работников ни разу не упоминает. Однако большого пробела в этом не усматривается: напротив, положения Конституции РФ имеют несомненную актуальность и для регулирования труда педагогов. Так, основополагающее значение имеет статья 47 Конституции РФ, часть 1 которой гласит: "Каждый имеет право на образование". Часть 5 статьи 43 указывает, что "Российская Федерация... поддерживает различные формы образования". Поддержка образования немыслима без поддержки труда педагогических работников, следовательно, данная норма фактически предусматривает обязанность российского государства по поддержке труда учителя и преподавателя. Эта обязанность важна как сама по себе, так и как средство обеспечения другой, более широкой обязанности Российской Федерации по установлению общедоступного и всеобщего образования (в том числе высшего - на конкурсной основе).
Статья: Правовая миграционная политика в школьном образовании: поиск баланса публичных и частных интересов
(Карпычев М.В., Хужин А.М.)
("Миграционное право", 2025, N 3)Статья 43 Конституции РФ закрепляет конституционные права в сфере образования, согласно ч. 1 и 2 данной статьи каждый имеет право на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Более того, ч. 4 той же статьи устанавливает, что основное общее образование обязательно, соответственно, родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
(Карпычев М.В., Хужин А.М.)
("Миграционное право", 2025, N 3)Статья 43 Конституции РФ закрепляет конституционные права в сфере образования, согласно ч. 1 и 2 данной статьи каждый имеет право на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Более того, ч. 4 той же статьи устанавливает, что основное общее образование обязательно, соответственно, родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 7 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Суд отметил, что первое предложение статьи 2 Протокола N 1 к Конвенции предусматривает - каждый человек имеет право на образование. К этому праву присоединяется право родителей на уважение их религиозных и философских убеждений. Статья 2 Протокола N 1 представляет собой целое, в котором доминирует ее первое предложение. Обязывая себя не "отказывать в праве на образование", Договаривающиеся страны гарантируют любому лицу, находящемуся под их юрисдикцией, право доступа в учебные заведения, существующие в данное время, и возможность получения, посредством официального признания обучения, которое он закончил (пункт 54 постановления).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Суд отметил, что первое предложение статьи 2 Протокола N 1 к Конвенции предусматривает - каждый человек имеет право на образование. К этому праву присоединяется право родителей на уважение их религиозных и философских убеждений. Статья 2 Протокола N 1 представляет собой целое, в котором доминирует ее первое предложение. Обязывая себя не "отказывать в праве на образование", Договаривающиеся страны гарантируют любому лицу, находящемуся под их юрисдикцией, право доступа в учебные заведения, существующие в данное время, и возможность получения, посредством официального признания обучения, которое он закончил (пункт 54 постановления).
Статья: Организационно-правовые аспекты реализации права на получение образования несовершеннолетними осужденными
(Павлова Л.В., Соколова Е.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 3)В соответствии с Конвенцией государства-участники признают право ребенка на образование. Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ) в ст. 43 закрепляет, что каждый имеет право на образование.
(Павлова Л.В., Соколова Е.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 3)В соответствии с Конвенцией государства-участники признают право ребенка на образование. Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ) в ст. 43 закрепляет, что каждый имеет право на образование.
Статья: Цифровизация профессиональной юридической деятельности и образовательного процесса: понятие и тенденции развития
(Михайлова Е.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 7)Конституция Российской Федерации закрепила, что каждый имеет право на образование. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ст. 43 Конституции РФ).
(Михайлова Е.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 7)Конституция Российской Федерации закрепила, что каждый имеет право на образование. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ст. 43 Конституции РФ).
Статья: Конституционное обеспечение права на получение дополнительного профессионального образования субъектами со специальным социальным статусом
(Матюшева Т.Н.)
("Современное право", 2021, N 11)Конституция РФ указывает на субъект права на образование: "Каждый имеет право на образование" (ч. 1 ст. 43).
(Матюшева Т.Н.)
("Современное право", 2021, N 11)Конституция РФ указывает на субъект права на образование: "Каждый имеет право на образование" (ч. 1 ст. 43).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Минимальная гарантия, как это следует из ч. 1 и 2 комментируемой статьи, заключается в том, что каждый имеет право получить образование на государственном языке РФ, которым является русский язык (ст. 68 Конституции). Организация преподавания на русском языке ложится, таким образом, в качестве неустранимой обязанности на все организации, осуществляющие образовательную деятельность (ст. 23 комментируемого Закона), и распространяется на все аспекты данной деятельности - от конкретных занятий с обучающимися до ФГОС (общего, среднего профессионального и иных уровней образования).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Минимальная гарантия, как это следует из ч. 1 и 2 комментируемой статьи, заключается в том, что каждый имеет право получить образование на государственном языке РФ, которым является русский язык (ст. 68 Конституции). Организация преподавания на русском языке ложится, таким образом, в качестве неустранимой обязанности на все организации, осуществляющие образовательную деятельность (ст. 23 комментируемого Закона), и распространяется на все аспекты данной деятельности - от конкретных занятий с обучающимися до ФГОС (общего, среднего профессионального и иных уровней образования).