Категории предприятий негативное воздействие
Подборка наиболее важных документов по запросу Категории предприятий негативное воздействие (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11 "Требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""Исключение, предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 11 Закона N 7-ФЗ, предусматривающее освобождение субъектов малого и среднего предпринимательства от обязанности разрабатывать и утверждать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, исходит из того, что объемы отходов, образуемые данными предприятиями, как правило, являются незначительными, что делает нецелесообразным получение вышеуказанных разрешительных документов. В рассматриваемом случае, деятельность общества напрямую связана с обращением с большим количеством опасных отходов, подлежащих нормированию, оказывает негативное воздействие на окружающую среду и относится к значительной категории риска, что в совокупности исключает возможность использования заявителем указанного преимущества по оформлению разрешительной документации, поскольку иное противоречит его целям."
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2024 N 05АП-1539/2024 по делу N А24-5834/2023
Требование: О взыскании задолженности и пени по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Решение: Требование удовлетворено.При этом поскольку присвоенная спорному объекту категория II является действующей и в установленном порядке не изменена, довод апелляционной жалобы предприятия о том, что образование на объекте отходов производства и потребления при отсутствии иных видов негативного воздействия на окружающую среду само по себе не свидетельствует о том, что такой объект подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, а также ссылка на отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что размещение золошлака, исключающего вредное воздействие, подлежит квалификации как размещение отходов в смысле, придаваемом Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ, признаются апелляционной коллегией необоснованными и подлежащими отклонению.
Требование: О взыскании задолженности и пени по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Решение: Требование удовлетворено.При этом поскольку присвоенная спорному объекту категория II является действующей и в установленном порядке не изменена, довод апелляционной жалобы предприятия о том, что образование на объекте отходов производства и потребления при отсутствии иных видов негативного воздействия на окружающую среду само по себе не свидетельствует о том, что такой объект подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, а также ссылка на отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что размещение золошлака, исключающего вредное воздействие, подлежит квалификации как размещение отходов в смысле, придаваемом Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ, признаются апелляционной коллегией необоснованными и подлежащими отклонению.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип международного экологического права "загрязнитель платит": содержание и проблемы реализации
(Рыженков А.Я.)
("Современное право", 2025, N 5)Из этого следует, что система принципов экологического права (ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды") должна быть пересмотрена, а рассматриваемый принцип должен быть включен в данную систему напрямую как принцип "загрязнитель платит" (как это сделано в Экологическом кодексе Республики Казахстан). Соответственно, в тексте закона должна быть специальная статья, раскрывающая механизм реализации данного принципа. Включение в закон новой редакции этого принципа и механизма его реализации потребует пересмотра некоторых законодательных положений, например об исключении из числа субъектов платы за негативное воздействие на окружающую среду предприятий IV категории (ст. 16.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды"), что не соответствует самой сути экологического принципа "загрязнитель платит".
(Рыженков А.Я.)
("Современное право", 2025, N 5)Из этого следует, что система принципов экологического права (ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды") должна быть пересмотрена, а рассматриваемый принцип должен быть включен в данную систему напрямую как принцип "загрязнитель платит" (как это сделано в Экологическом кодексе Республики Казахстан). Соответственно, в тексте закона должна быть специальная статья, раскрывающая механизм реализации данного принципа. Включение в закон новой редакции этого принципа и механизма его реализации потребует пересмотра некоторых законодательных положений, например об исключении из числа субъектов платы за негативное воздействие на окружающую среду предприятий IV категории (ст. 16.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды"), что не соответствует самой сути экологического принципа "загрязнитель платит".
Статья: Развитие цифровизации в сфере использования и охраны водных объектов
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Несмотря на то что обязательность оснащения производства АСУ сбросов сточных вод установлена только по отношению к объектам первой категории, существует тенденция по расширению автоматизации таких процессов на предприятиях независимо от уровня их негативного воздействия на окружающую среду. Как неоднократно отмечал Росприроднадзор, Закон об ООС ориентирован на поддержку любой деятельности по внедрению наилучших доступных технологий, включая оснащение автоматизированными системами и лабораториями по контролю за составом, объемом или массой сточных вод, по наблюдению за состоянием окружающей среды, в том числе такого компонента природной среды, как вода.
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Несмотря на то что обязательность оснащения производства АСУ сбросов сточных вод установлена только по отношению к объектам первой категории, существует тенденция по расширению автоматизации таких процессов на предприятиях независимо от уровня их негативного воздействия на окружающую среду. Как неоднократно отмечал Росприроднадзор, Закон об ООС ориентирован на поддержку любой деятельности по внедрению наилучших доступных технологий, включая оснащение автоматизированными системами и лабораториями по контролю за составом, объемом или массой сточных вод, по наблюдению за состоянием окружающей среды, в том числе такого компонента природной среды, как вода.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 N 988
(ред. от 29.10.2024)
"Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 2"9) разработка методов, технологий и систем автоматического контроля для оценки сбросов и выбросов на предприятиях различных категорий негативного воздействия на окружающую среду;
(ред. от 29.10.2024)
"Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 2"9) разработка методов, технологий и систем автоматического контроля для оценки сбросов и выбросов на предприятиях различных категорий негативного воздействия на окружающую среду;
Постановление Правительства РФ от 07.05.2022 N 830
(ред. от 17.05.2025)
"Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду"полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица, его основной государственный регистрационный номер, номер и дату внесения записи об аккредитации филиала иностранного юридического лица в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (для иностранных юридических лиц), идентификационный номер налогоплательщика, код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, его основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
(ред. от 17.05.2025)
"Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду"полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица, его основной государственный регистрационный номер, номер и дату внесения записи об аккредитации филиала иностранного юридического лица в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (для иностранных юридических лиц), идентификационный номер налогоплательщика, код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, его основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
Статья: Доходы от объектов недвижимости в системе доходов публично-правовых образований
(Батяева А.Р.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 1)- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (т.е. речь идет именно об объектах недвижимости), а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, - по нормативу 100%;
(Батяева А.Р.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 1)- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (т.е. речь идет именно об объектах недвижимости), а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, - по нормативу 100%;
Готовое решение: Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Это объекты, деятельность которых ухудшает качество окружающей среды. По степени негативного воздействия объекты НВОС делятся на четыре категории. Объектом НВОС может быть как отдельный объект, так и совокупность объектов, которые неразрывно связаны между собой физически или технологически. Например, объектами НВОС являются предприятия по добыче ископаемых, предприятия текстильной промышленности, мясокомбинаты.
(КонсультантПлюс, 2025)Это объекты, деятельность которых ухудшает качество окружающей среды. По степени негативного воздействия объекты НВОС делятся на четыре категории. Объектом НВОС может быть как отдельный объект, так и совокупность объектов, которые неразрывно связаны между собой физически или технологически. Например, объектами НВОС являются предприятия по добыче ископаемых, предприятия текстильной промышленности, мясокомбинаты.
Вопрос: Нужно ли малому предприятию сдавать отчетность в Росприроднадзор?
(Консультация эксперта, 2025)Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду
(Консультация эксперта, 2025)Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду
Готовое решение: Как заполнить технический отчет по обращению с отходами (до 01.01.2021)
(КонсультантПлюс, 2020)ст. 18 Закона об отходах не предусматривает деление предприятий на малый, средний, крупный бизнес для нормирования обращения с отходами (Письмо Минприроды России от 15.01.2019 N 12-50/00178-ОГ);
(КонсультантПлюс, 2020)ст. 18 Закона об отходах не предусматривает деление предприятий на малый, средний, крупный бизнес для нормирования обращения с отходами (Письмо Минприроды России от 15.01.2019 N 12-50/00178-ОГ);
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Как указал суд, признавая позицию истца правомерной, ответчик эксплуатирует объекты II и III категории, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Срок действия выданного истцу разрешения на сброс загрязняющих веществ истек.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Как указал суд, признавая позицию истца правомерной, ответчик эксплуатирует объекты II и III категории, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Срок действия выданного истцу разрешения на сброс загрязняющих веществ истек.
Статья: Разрешение судами дел об административных правонарушениях, связанных с негативным воздействием на окружающую среду
(Широбоков А.С., Лю Хунянь)
("Правосудие/Justice", 2023, N 1)<10> Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 апреля 2018 г. N 154 "Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru.
(Широбоков А.С., Лю Хунянь)
("Правосудие/Justice", 2023, N 1)<10> Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 апреля 2018 г. N 154 "Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru.
Статья: О трансформации платы за негативное воздействие на окружающую среду в экологический налог
(Иванов М.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)В Российской Федерации экономическое регулирование в области охраны окружающей среды осуществляется посредством установления платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - ПНВОС) <1>. Она взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы), сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы), хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов), складирование побочных продуктов производства (далее - отходы) <2>. Плательщиками ПНВОС являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, включая образование отходов. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах (производствах, предприятиях) I, II и III категорий опасности <3>, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля (далее - ПЭК). За деятельность на объектах IV категории ПНВОС не взимается.
(Иванов М.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)В Российской Федерации экономическое регулирование в области охраны окружающей среды осуществляется посредством установления платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - ПНВОС) <1>. Она взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы), сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы), хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов), складирование побочных продуктов производства (далее - отходы) <2>. Плательщиками ПНВОС являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, включая образование отходов. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах (производствах, предприятиях) I, II и III категорий опасности <3>, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля (далее - ПЭК). За деятельность на объектах IV категории ПНВОС не взимается.
Статья: Практика разрешения споров, связанных с водоснабжением и водоотведением
(Холминов А.А., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)При рассмотрении споров указанной категории судам следует обратить внимание на тот факт, что при отсутствии ливневой канализации отведение поверхностных сточных вод через ЦСВ является презюмируемым фактом. В таком случае плата за негативное воздействие на работу ЦСВ взыскивается по формуле, указанной в пункте 123(4) Правил N 644, без проведения отбора проб сточных вод.
(Холминов А.А., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)При рассмотрении споров указанной категории судам следует обратить внимание на тот факт, что при отсутствии ливневой канализации отведение поверхностных сточных вод через ЦСВ является презюмируемым фактом. В таком случае плата за негативное воздействие на работу ЦСВ взыскивается по формуле, указанной в пункте 123(4) Правил N 644, без проведения отбора проб сточных вод.