Категории гражданской службы
Подборка наиболее важных документов по запросу Категории гражданской службы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы госслужащихВ зависимости от специализации профессиональной деятельности, должностной иерархии, функционального предназначения устанавливаемых компетенций, объема полномочий и ответственности, квалификационных требований должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы. Установлено четыре категории должностей гражданской службы (руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты) и пять групп должностей (младшая, старшая, ведущая, главная и высшая). Категории фактически отражают примерное или типовое содержание служебной деятельности.
Вопрос: Госслужащий (не относящийся к высшим должностям гражданской службы категории "руководители") находился в командировке. В счете гостиницы указано: "Однокомнатный номер с кроватью "кинг-сайз". Гостиница представила справку, что более дешевых номеров не было. Возмещаются ли расходы на проживание?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Государственный гражданский служащий (не относящийся к высшим должностям гражданской службы категории "руководители"), находясь в служебной командировке, проживал в гостинице в однокомнатном номере "Стандарт+" с кроватью "кинг-сайз" (широкая кровать для одного человека (для двух человек, если это супружеская пара)). В счете гостиницы в качестве наименования оказанной гостиничной услуги указано: "Однокомнатный номер "Стандарт+" с кроватью "кинг-сайз". Гостиница представила справку о том, что на момент заселения служащего более дешевых номеров в наличии не было. Подлежат ли возмещению служащему расходы на проживание в указанном однокомнатном номере с широкой кроватью "кинг-сайз"?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Государственный гражданский служащий (не относящийся к высшим должностям гражданской службы категории "руководители"), находясь в служебной командировке, проживал в гостинице в однокомнатном номере "Стандарт+" с кроватью "кинг-сайз" (широкая кровать для одного человека (для двух человек, если это супружеская пара)). В счете гостиницы в качестве наименования оказанной гостиничной услуги указано: "Однокомнатный номер "Стандарт+" с кроватью "кинг-сайз". Гостиница представила справку о том, что на момент заселения служащего более дешевых номеров в наличии не было. Подлежат ли возмещению служащему расходы на проживание в указанном однокомнатном номере с широкой кроватью "кинг-сайз"?
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
Ситуация: Что учитывается при назначении госслужащему пенсии за выслугу лет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, в случае увольнения по окончании срока действия служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий госслужащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)", право на пенсию за выслугу лет возникает, если непосредственно перед увольнением он замещал должность не менее одного полного месяца и при этом суммарная продолжительность замещения должности федеральной государственной гражданской службы составляет не менее 12 полных месяцев.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, в случае увольнения по окончании срока действия служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий госслужащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)", право на пенсию за выслугу лет возникает, если непосредственно перед увольнением он замещал должность не менее одного полного месяца и при этом суммарная продолжительность замещения должности федеральной государственной гражданской службы составляет не менее 12 полных месяцев.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Ротация федеральных гражданских служащих проводится в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Ротации подлежат федеральные гражданские служащие, замещающие должности руководителей указанных органов. Ротация федеральных гражданских служащих, замещающих иные должности федеральной гражданской службы категории "руководители", исполнение должностных обязанностей по которым связано с осуществлением контрольных или надзорных функций, в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство Российской Федерации, может проводиться по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти, а в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, - по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти по согласованию с федеральным министром.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Ротация федеральных гражданских служащих проводится в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Ротации подлежат федеральные гражданские служащие, замещающие должности руководителей указанных органов. Ротация федеральных гражданских служащих, замещающих иные должности федеральной гражданской службы категории "руководители", исполнение должностных обязанностей по которым связано с осуществлением контрольных или надзорных функций, в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство Российской Федерации, может проводиться по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти, а в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, - по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти по согласованию с федеральным министром.
Статья: Законодательство о муниципальной и государственной гражданской службе через призму конституционных трансформаций
(Кожевников О.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 2)Вместе с тем нельзя и не отметить, что совокупность положений ст. 10 Федерального закона N 437-ФЗ и раздела 23 Указа Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" совершенно четко определяет, что лица, осуществляющие свою профессиональную деятельность в аппарате Совета федеральной территории "Сириус" и Администрации названной территории, являются федеральными государственными служащими. Внимательное изучение названных положений, очевидно, указывает на то, что они не в полной мере соотносятся с системой законодательства о государственной службе в РФ. Так, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 58-ФЗ) нормативно устанавливает содержание основополагающей правовой категории публичной службы - государственной гражданской службы. Названная норма не содержит в себе никаких упоминаний об органах публичной власти. При этом в ч. 2 этой же статьи, в определении содержания понятия "федеральная государственная гражданская служба", органы публичной власти названы, также их упоминание имеется и в ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ). Однако с учетом того, что ст. 5 Федерального закона N 58-ФЗ, определяя систему законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, имеет юридическую силу выше, чем Федеральный закон N 79-ФЗ, то, очевидно, возникают вопросы о правовой основе федеральной государственной службы на федеральной территории "Сириус" и очевидной необходимости синхронизации законодательства о государственной службе в связи с реализацией федеральным законодателем конституционных положений о федеральных территориях в России.
(Кожевников О.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 2)Вместе с тем нельзя и не отметить, что совокупность положений ст. 10 Федерального закона N 437-ФЗ и раздела 23 Указа Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" совершенно четко определяет, что лица, осуществляющие свою профессиональную деятельность в аппарате Совета федеральной территории "Сириус" и Администрации названной территории, являются федеральными государственными служащими. Внимательное изучение названных положений, очевидно, указывает на то, что они не в полной мере соотносятся с системой законодательства о государственной службе в РФ. Так, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 58-ФЗ) нормативно устанавливает содержание основополагающей правовой категории публичной службы - государственной гражданской службы. Названная норма не содержит в себе никаких упоминаний об органах публичной власти. При этом в ч. 2 этой же статьи, в определении содержания понятия "федеральная государственная гражданская служба", органы публичной власти названы, также их упоминание имеется и в ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ). Однако с учетом того, что ст. 5 Федерального закона N 58-ФЗ, определяя систему законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, имеет юридическую силу выше, чем Федеральный закон N 79-ФЗ, то, очевидно, возникают вопросы о правовой основе федеральной государственной службы на федеральной территории "Сириус" и очевидной необходимости синхронизации законодательства о государственной службе в связи с реализацией федеральным законодателем конституционных положений о федеральных территориях в России.
Статья: Особенности правового статуса руководителя аппарата военного суда - администратора суда
(Кочетова С.П.)
("Администратор суда", 2025, N 1)С 1 июля 2023 г. в Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" были внесены изменения <5> в части, касающейся должностного статуса администраторов военных судов высшего звена. Согласно нововведениям должность администратора военного суда была упразднена в связи с введением должности руководителя аппарата - администратора суда (далее - руководитель аппарата военного суда). В соответствии с Реестром должностей <6> должность руководителя аппарата - администратора кассационного военного суда, апелляционного военного суда, окружного (флотского) военного суда относится к главной группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории "руководители" <7>.
(Кочетова С.П.)
("Администратор суда", 2025, N 1)С 1 июля 2023 г. в Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" были внесены изменения <5> в части, касающейся должностного статуса администраторов военных судов высшего звена. Согласно нововведениям должность администратора военного суда была упразднена в связи с введением должности руководителя аппарата - администратора суда (далее - руководитель аппарата военного суда). В соответствии с Реестром должностей <6> должность руководителя аппарата - администратора кассационного военного суда, апелляционного военного суда, окружного (флотского) военного суда относится к главной группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории "руководители" <7>.
Готовое решение: Как разработать и утвердить должностной регламент гражданского служащего
(КонсультантПлюс, 2025)профессиональному уровню, который устанавливается в зависимости от категории и группы должностей гражданской службы, области и вида профессиональной служебной деятельности. Это может быть знание конкретного законодательства, умение работать с людьми, вести деловую переписку и т.д.;
(КонсультантПлюс, 2025)профессиональному уровню, который устанавливается в зависимости от категории и группы должностей гражданской службы, области и вида профессиональной служебной деятельности. Это может быть знание конкретного законодательства, умение работать с людьми, вести деловую переписку и т.д.;
Готовое решение: Как формируется кадровый резерв госслужбы
(КонсультантПлюс, 2025)Федеральный кадровый резерв формируется для замещения должностей федеральной гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей государственной гражданской службы РФ, назначает на которые и освобождает от которых Президент РФ или Правительство РФ (п. 2 Положения о федеральном кадровом резерве).
(КонсультантПлюс, 2025)Федеральный кадровый резерв формируется для замещения должностей федеральной гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей государственной гражданской службы РФ, назначает на которые и освобождает от которых Президент РФ или Правительство РФ (п. 2 Положения о федеральном кадровом резерве).
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Общие нормы о квалификационных требованиях для замещения должностей гражданской службы закреплены в ст. 12 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно ч. 1 и 2 которой (в ред. Федерального закона от 30 июня 2016 г. N 224-ФЗ <523>): для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - к специальности, направлению подготовки (ч. 1); квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (ч. 2).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Общие нормы о квалификационных требованиях для замещения должностей гражданской службы закреплены в ст. 12 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно ч. 1 и 2 которой (в ред. Федерального закона от 30 июня 2016 г. N 224-ФЗ <523>): для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - к специальности, направлению подготовки (ч. 1); квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (ч. 2).
Готовое решение: В каком порядке федеральному гражданскому служащему возмещаются расходы на проживание в гостинице во время командировки
(КонсультантПлюс, 2025)стоимости двухкомнатного номера - госслужащим, замещающим высшие должности гражданской службы категории "руководители";
(КонсультантПлюс, 2025)стоимости двухкомнатного номера - госслужащим, замещающим высшие должности гражданской службы категории "руководители";
Готовое решение: Как проводится конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы
(КонсультантПлюс, 2025)Комиссия должна оценить профессиональный уровень кандидата, проверить его соответствие иным установленным квалификационным требованиям. Такая оценка, проверка осуществляются исходя из категорий и групп вакантных должностей гражданской службы в соответствии с методами оценки и описанием методов оценки (п. 6 Единой методики проведения конкурсов, Приложения N N 1, 2 к Единой методике проведения конкурсов).
(КонсультантПлюс, 2025)Комиссия должна оценить профессиональный уровень кандидата, проверить его соответствие иным установленным квалификационным требованиям. Такая оценка, проверка осуществляются исходя из категорий и групп вакантных должностей гражданской службы в соответствии с методами оценки и описанием методов оценки (п. 6 Единой методики проведения конкурсов, Приложения N N 1, 2 к Единой методике проведения конкурсов).