Кассовое обслуживание бюджетных учреждений
Подборка наиболее важных документов по запросу Кассовое обслуживание бюджетных учреждений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Субъекты бюджетного права: трансформация правового статуса на современном этапе развития общества и государства
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Казначейское обслуживание охватывает, в отличие от ранее действовавшего кассового обслуживания, не только исполнение бюджетов, но и операции со средствами бюджетных и автономных учреждений, а также юридических лиц - неучастников бюджетного процесса. Участие Федерального казначейства в платежах со средствами неучастников бюджетного процесса - явление не новое. Так, в Российской Федерации начиная с 2015 г. функционировала система казначейского сопровождения бюджетов, введение которой было обусловлено необходимостью контроля со стороны государства за бюджетными средствами, предоставленными неучастникам бюджетного процесса для исполнения государственных контрактов. В новой системе казначейского исполнения бюджета основная роль принадлежит Федеральному казначейству, полномочия которого трансформировались в направлении их расширения и охватывают в настоящее время все сферы, где используются бюджетные средства. Действующая система казначейского исполнения бюджета, как и ее предшественник - аналог - казначейское сопровождение, призвана противодействовать нецелевому расходованию бюджетных средств, пресекать нарушения бюджетного законодательства с тем, чтобы цели бюджетного финансирования были достигнуты, а задачи публичных образований - решены.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Казначейское обслуживание охватывает, в отличие от ранее действовавшего кассового обслуживания, не только исполнение бюджетов, но и операции со средствами бюджетных и автономных учреждений, а также юридических лиц - неучастников бюджетного процесса. Участие Федерального казначейства в платежах со средствами неучастников бюджетного процесса - явление не новое. Так, в Российской Федерации начиная с 2015 г. функционировала система казначейского сопровождения бюджетов, введение которой было обусловлено необходимостью контроля со стороны государства за бюджетными средствами, предоставленными неучастникам бюджетного процесса для исполнения государственных контрактов. В новой системе казначейского исполнения бюджета основная роль принадлежит Федеральному казначейству, полномочия которого трансформировались в направлении их расширения и охватывают в настоящее время все сферы, где используются бюджетные средства. Действующая система казначейского исполнения бюджета, как и ее предшественник - аналог - казначейское сопровождение, призвана противодействовать нецелевому расходованию бюджетных средств, пресекать нарушения бюджетного законодательства с тем, чтобы цели бюджетного финансирования были достигнуты, а задачи публичных образований - решены.
Статья: О совершенствовании функционирования единого налогового счета
(Цветков М.А., Юстус О.И.)
("Финансы", 2023, N 6)2. Как представляется, новая реальность требует корректировки платежного поведения бюджетов, в том числе путем применения инструмента сопоставления пиков бюджетных выплат и пиков бюджетных поступлений, а также постоянного мониторинга повышения качества управления ликвидностью единого счета бюджета путем максимально возможного использования кредитов на кассовый разрыв по целевому назначению, консолидации остатков на едином счете бюджета со счетов для обслуживания бюджетных и автономных учреждений.
(Цветков М.А., Юстус О.И.)
("Финансы", 2023, N 6)2. Как представляется, новая реальность требует корректировки платежного поведения бюджетов, в том числе путем применения инструмента сопоставления пиков бюджетных выплат и пиков бюджетных поступлений, а также постоянного мониторинга повышения качества управления ликвидностью единого счета бюджета путем максимально возможного использования кредитов на кассовый разрыв по целевому назначению, консолидации остатков на едином счете бюджета со счетов для обслуживания бюджетных и автономных учреждений.
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы бюджетной отчетности казенных учреждений и органов власти, формы бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета учреждений"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Справка по заключению счетов бюджетного учета
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Справка по заключению счетов бюджетного учета
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)для финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), осуществляющих операции в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса:
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)для финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), осуществляющих операции в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса:
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данный абзац изложен с 1 января 2026 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 353-ФЗ, принятым в рамках установления механизма осуществления валютного контроля за проведением резидентами валютных операций за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ. Но изменения коснулись лишь следующего: в прежней редакции абзаца были указаны также федеральные государственные унитарные предприятия, а федеральный орган исполнительной власти обозначался как уполномоченный на осуществление в соответствии с законодательством РФ правоприменительных функций по обеспечению исполнения федерального бюджета, казначейского обслуживания (до внесения Федеральным законом от 24 февраля 2021 г. N 20-ФЗ изменения говорилось о кассовом обслуживании) исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (соответственно, речь шла также о Казначействе России).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данный абзац изложен с 1 января 2026 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 353-ФЗ, принятым в рамках установления механизма осуществления валютного контроля за проведением резидентами валютных операций за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ. Но изменения коснулись лишь следующего: в прежней редакции абзаца были указаны также федеральные государственные унитарные предприятия, а федеральный орган исполнительной власти обозначался как уполномоченный на осуществление в соответствии с законодательством РФ правоприменительных функций по обеспечению исполнения федерального бюджета, казначейского обслуживания (до внесения Федеральным законом от 24 февраля 2021 г. N 20-ФЗ изменения говорилось о кассовом обслуживании) исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (соответственно, речь шла также о Казначействе России).
Статья: Искажена отчетность. Привлекут ли руководителя к ответственности?
(Сергеева И.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 5)Согласно п. 3 Инструкции 157н <3> при ведении бухучета учреждениям, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что данные бухучета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности; в бухучете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую.
(Сергеева И.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 5)Согласно п. 3 Инструкции 157н <3> при ведении бухучета учреждениям, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что данные бухучета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности; в бухучете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую.
Готовое решение: Как с 2026 г. указать код вида финансового обеспечения в счете бухгалтерского (бюджетного) учета
(КонсультантПлюс, 2025)Есть еще два КФО, которые применяют финорганы субъектов РФ (муниципальных образований), осуществляющие операции по кассовому обслуживанию бюджетных (автономных) учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, а именно:
(КонсультантПлюс, 2025)Есть еще два КФО, которые применяют финорганы субъектов РФ (муниципальных образований), осуществляющие операции по кассовому обслуживанию бюджетных (автономных) учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, а именно:
Статья: Правовое значение лицевых счетов в бюджетном процессе
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Важно отметить, что первоначально лицевые счета открывались в целях исполнения определенного бюджета только тем участникам, которые ответственны за его исполнение, - получателям бюджетных средств. В то же время в условиях федеративной бюджетной системы лицевые счета стали открываться в казначействе финансовым органам <7>, кассовое обслуживание которых осуществлялось Казначейством России в соответствии с предписаниями ст. 215 БК РФ.
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Важно отметить, что первоначально лицевые счета открывались в целях исполнения определенного бюджета только тем участникам, которые ответственны за его исполнение, - получателям бюджетных средств. В то же время в условиях федеративной бюджетной системы лицевые счета стали открываться в казначействе финансовым органам <7>, кассовое обслуживание которых осуществлялось Казначейством России в соответствии с предписаниями ст. 215 БК РФ.
Статья: Штраф за грубые нарушения в учете
(Петренко Д.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В соответствии с п. 3 Инструкции N 157н <2> при ведении бухучета учреждениям, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо иметь в виду, что данные бухучета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности; в бухучете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую.
(Петренко Д.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В соответствии с п. 3 Инструкции N 157н <2> при ведении бухучета учреждениям, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо иметь в виду, что данные бухучета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности; в бухучете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую.
Статья: Особенности заключения договора водоснабжения с бюджетной организацией (бюджетным учреждением)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- направление в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, информации о заключенном договоре, если его стоимость превышает сто тысяч рублей (ч. 2 ст. 4.1, ч. 15 ст. 4 Закона о закупках).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- направление в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, информации о заключенном договоре, если его стоимость превышает сто тысяч рублей (ч. 2 ст. 4.1, ч. 15 ст. 4 Закона о закупках).
Статья: Бюджетно-правовое регулирование казначейского обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)Для кассового обслуживания была характерна множественность открытых счетов и, как следствие, избыточные транзакции и затраты на осуществление платежей между ними с использованием платежной системы Банка России.
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)Для кассового обслуживания была характерна множественность открытых счетов и, как следствие, избыточные транзакции и затраты на осуществление платежей между ними с использованием платежной системы Банка России.
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Код финансового обеспечения для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса:
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Код финансового обеспечения для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса:
Готовое решение: Как учитывать операции на счете 0 203 00 000 "Средства на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание"
(КонсультантПлюс, 2025)0 203 13 000 "Средства бюджетных учреждений на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание";
(КонсультантПлюс, 2025)0 203 13 000 "Средства бюджетных учреждений на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание";