Капитальный ремонт для целей налогообложения
Подборка наиболее важных документов по запросу Капитальный ремонт для целей налогообложения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогового органа неправомерной, налогоплательщик выполнял капитальный ремонт на объектах заказчика, для чего у контрагентов приобретал ТМЦ. Были представлены документы, соответствующие требованиям закона.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогового органа неправомерной, налогоплательщик выполнял капитальный ремонт на объектах заказчика, для чего у контрагентов приобретал ТМЦ. Были представлены документы, соответствующие требованиям закона.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 318 "Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном учете обществом расходов в виде затрат на капитальный ремонт основных средств, понесенных в предыдущих налоговых периодах. По мнению налогового органа, спорные расходы на капитальный ремонт основных средств - электросети, канализации, сети холодного водоснабжения, теплосети, а также на ремонтные работы в спортивном корпусе являются косвенными и подлежат единовременному учету в периоде, в котором они понесены. Положения разработанной обществом учетной политики, которые позволяют ему списывать расходы на капитальный ремонт основных средств равными частями в течение 10 лет с момента их осуществления, не соответствуют налоговому законодательству. Налогоплательщик возражал, отметив, что спорные расходы непосредственно связаны с его основной деятельностью и формируют стоимость арендной платы сдаваемого им в аренду недвижимого имущества, а значит, могут быть признаны прямыми и учитываться не единовременно, а постепенно в составе расходов будущих периодов. Отнесение понесенных расходов к учету единовременно, а не равномерно является экономически нецелесообразным. Суд согласился с позицией налогового органа и указал, что расходы общества являются косвенными и должны учитываться в том налоговом периоде, в котором понесены. Налогоплательщик, не создавший резервов для проведения капитального ремонта основных средств, не имел права учитывать данные расходы в последующих периодах.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном учете обществом расходов в виде затрат на капитальный ремонт основных средств, понесенных в предыдущих налоговых периодах. По мнению налогового органа, спорные расходы на капитальный ремонт основных средств - электросети, канализации, сети холодного водоснабжения, теплосети, а также на ремонтные работы в спортивном корпусе являются косвенными и подлежат единовременному учету в периоде, в котором они понесены. Положения разработанной обществом учетной политики, которые позволяют ему списывать расходы на капитальный ремонт основных средств равными частями в течение 10 лет с момента их осуществления, не соответствуют налоговому законодательству. Налогоплательщик возражал, отметив, что спорные расходы непосредственно связаны с его основной деятельностью и формируют стоимость арендной платы сдаваемого им в аренду недвижимого имущества, а значит, могут быть признаны прямыми и учитываться не единовременно, а постепенно в составе расходов будущих периодов. Отнесение понесенных расходов к учету единовременно, а не равномерно является экономически нецелесообразным. Суд согласился с позицией налогового органа и указал, что расходы общества являются косвенными и должны учитываться в том налоговом периоде, в котором понесены. Налогоплательщик, не создавший резервов для проведения капитального ремонта основных средств, не имел права учитывать данные расходы в последующих периодах.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по сделкам. Аренда недвижимости. Арендодатель2. Налог на прибыль при выполнении арендодателем капитального ремонта переданной в аренду недвижимости
Путеводитель по сделкам. Аренда недвижимости. Арендатор (субарендатор)4.1.2. Налог на прибыль при выполнении арендатором капитального ремонта полученной в аренду недвижимости
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения капитального ремонта основных средств налогоплательщик осуществляет накопление средств для финансирования указанного ремонта в течение более одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не подлежит включению в состав доходов для целей налогообложения.
(ред. от 17.11.2025)Если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения капитального ремонта основных средств налогоплательщик осуществляет накопление средств для финансирования указанного ремонта в течение более одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не подлежит включению в состав доходов для целей налогообложения.
Путеводитель по сделкам. Аренда основного средства (движимого имущества). Арендодатель2. Налог на прибыль при выполнении капитального ремонта переданного в аренду основного средства (движимого имущества)
Статья: О роли генерального плана в комплексном развитии территории: эколого-правовой аспект
(Максимкина Ю.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 1)14. Типовые рекомендации по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и организаций, находящихся в ведении ФНС России: утверждены Приказом Федеральной налоговой службы от 9 апреля 2012 года N ММВ-7-10/230@. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".
(Максимкина Ю.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 1)14. Типовые рекомендации по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и организаций, находящихся в ведении ФНС России: утверждены Приказом Федеральной налоговой службы от 9 апреля 2012 года N ММВ-7-10/230@. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".
Вопрос: О формировании резерва на проведение особо сложного и дорогого капитального ремонта основных средств в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 01.12.2023 N 03-03-06/1/116026)Вопрос: О формировании резерва на проведение особо сложного и дорогого капитального ремонта основных средств в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 01.12.2023 N 03-03-06/1/116026)Вопрос: О формировании резерва на проведение особо сложного и дорогого капитального ремонта основных средств в целях налога на прибыль.
Статья: Имущественное налогообложение в контексте интеграционных процессов субъектов Российской Федерации
(Башкирова Н.Н., Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)<14> В соответствии с законодательством РФ налоговая база является фиксированной величиной до следующего обновления кадастровой стоимости (срок действия кадастровой стоимости от трех до пяти лет в зависимости от решения органов власти субъекта Федерации). В соответствии с законодательством Украины налоговая база является фиксированной величиной и меняется только в случае внесения существенных (конструктивных) изменений в объект недвижимости, приводящих к увеличению/уменьшению его площади. С ухудшением или улучшением инфраструктуры, ростом износа или проведением капитального ремонта величина налоговой базы не связана.
(Башкирова Н.Н., Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)<14> В соответствии с законодательством РФ налоговая база является фиксированной величиной до следующего обновления кадастровой стоимости (срок действия кадастровой стоимости от трех до пяти лет в зависимости от решения органов власти субъекта Федерации). В соответствии с законодательством Украины налоговая база является фиксированной величиной и меняется только в случае внесения существенных (конструктивных) изменений в объект недвижимости, приводящих к увеличению/уменьшению его площади. С ухудшением или улучшением инфраструктуры, ростом износа или проведением капитального ремонта величина налоговой базы не связана.
Готовое решение: Как учесть модернизацию, достройку, дооборудование и реконструкцию основных средств в налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как учесть капитальный ремонт здания при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как учесть капитальный ремонт здания при расчете налога на прибыль
Готовое решение: Общее имущество (места общего пользования) в нежилом здании: кому оно принадлежит и кто должен его содержать
(КонсультантПлюс, 2025)Это должны делать собственники помещений, машино-мест (ст. 259.4 ГК РФ, ч. 1 ст. 39 ЖК РФ, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2023 N 338-ФЗ, п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25). В частности, они занимаются его техобслуживанием, текущим и капитальным ремонтом, оплачивают коммунальные услуги, налог или аренду за земельный участок под зданием, который необходим для его использования.
(КонсультантПлюс, 2025)Это должны делать собственники помещений, машино-мест (ст. 259.4 ГК РФ, ч. 1 ст. 39 ЖК РФ, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2023 N 338-ФЗ, п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25). В частности, они занимаются его техобслуживанием, текущим и капитальным ремонтом, оплачивают коммунальные услуги, налог или аренду за земельный участок под зданием, который необходим для его использования.