Как рассчитать лимит водопользования
Подборка наиболее важных документов по запросу Как рассчитать лимит водопользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Налоговый орган доначислил водный налог из-за претензий к применению льготной ставки (неприменению повышающего коэффициента и др.)
(КонсультантПлюс, 2025)Налогоплательщик осуществлял забор воды без лицензии и установленных лимитов водопользования, но Налоговый орган неправомерно посчитал весь объем воды сверхлимитным и доначислил налог, применив пятикратный размер ставки ко всему объему воды
(КонсультантПлюс, 2025)Налогоплательщик осуществлял забор воды без лицензии и установленных лимитов водопользования, но Налоговый орган неправомерно посчитал весь объем воды сверхлимитным и доначислил налог, применив пятикратный размер ставки ко всему объему воды
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2024 N 04АП-6264/2023 по делу N А10-8530/2022
Требование: О расторжении договора водопользования, взыскании задолженности, пени, штрафа.
Решение: Требование удовлетворено в части.Отказывая в части иска по взысканию штрафа, суд первой инстанции исходил из установления факта того, что в проверяемый период предприятие (ответчик) осуществляло забор воды, которую использовало для подачи абонентам (населению и организациям) а также на собственные нужды, приняв во внимание, что в расчете объема превышения потребления ответчиком не учитывался и, соответственно, не распределялся объем воды, потребленной по прибору учета населением и промышленностью, а квартальный лимит определен истцом расчетным способом, посчитав недоказанным фактическое превышения ответчиком установленного в общем на 2022 год годового лимита забора воды в размере 295,498 тыс.куб. м/год. Проанализировав положения ст. 450, 619 ГК РФ, ст. 10, 11 Водного кодекса РФ, условия договора водопользования, суд не установил оснований для расторжения заключенного между сторонами договора, указанных в ч. 3 ст. 10 Водного кодекса РФ.
Требование: О расторжении договора водопользования, взыскании задолженности, пени, штрафа.
Решение: Требование удовлетворено в части.Отказывая в части иска по взысканию штрафа, суд первой инстанции исходил из установления факта того, что в проверяемый период предприятие (ответчик) осуществляло забор воды, которую использовало для подачи абонентам (населению и организациям) а также на собственные нужды, приняв во внимание, что в расчете объема превышения потребления ответчиком не учитывался и, соответственно, не распределялся объем воды, потребленной по прибору учета населением и промышленностью, а квартальный лимит определен истцом расчетным способом, посчитав недоказанным фактическое превышения ответчиком установленного в общем на 2022 год годового лимита забора воды в размере 295,498 тыс.куб. м/год. Проанализировав положения ст. 450, 619 ГК РФ, ст. 10, 11 Водного кодекса РФ, условия договора водопользования, суд не установил оснований для расторжения заключенного между сторонами договора, указанных в ч. 3 ст. 10 Водного кодекса РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Налоговым периодом по водному налогу признается квартал, а налоговые ставки устанавливаются отдельно по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Впрочем, при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере обычных налоговых ставок.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Налоговым периодом по водному налогу признается квартал, а налоговые ставки устанавливаются отдельно по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Впрочем, при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере обычных налоговых ставок.
Типовая ситуация: Водный налог: расчет, уплата, декларация
(Издательство "Главная книга", 2025)При отсутствии данных об объеме добытой воды для расчета налога лимит умножают на ставку, увеличенную в 1,1 раза.
(Издательство "Главная книга", 2025)При отсутствии данных об объеме добытой воды для расчета налога лимит умножают на ставку, увеличенную в 1,1 раза.
Нормативные акты
Справочная информация: "Налоговые ставки по водному налогу"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Коэффициент для расчета забора воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования или в случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов (п. 2 ст. 333.12 НК РФ)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Коэффициент для расчета забора воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования или в случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов (п. 2 ст. 333.12 НК РФ)
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)3) водохозяйственные балансы, предназначенные для оценки количества и степени освоения доступных для использования водных ресурсов в границах речных бассейнов и представляющие собой расчеты потребностей водопользователей в водных ресурсах по сравнению с доступными для использования водными ресурсами в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности (с учетом неравномерного распределения поверхностного и подземного стоков вод в различные периоды, территориального перераспределения стоков поверхностных вод, пополнения водных ресурсов подземных водных объектов);
(ред. от 31.07.2025)3) водохозяйственные балансы, предназначенные для оценки количества и степени освоения доступных для использования водных ресурсов в границах речных бассейнов и представляющие собой расчеты потребностей водопользователей в водных ресурсах по сравнению с доступными для использования водными ресурсами в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности (с учетом неравномерного распределения поверхностного и подземного стоков вод в различные периоды, территориального перераспределения стоков поверхностных вод, пополнения водных ресурсов подземных водных объектов);
Вопрос: Об открытии кредитными организациями банковских счетов и осуществлении иных операций с участием контролируемых лиц.
(Письмо Банка России от 26.02.2025 N 010-31/1790)2. Верно ли под "обязательными платежами", в целях уплаты которых согласно новой ч. 7 ст. 5 Закона N 395-1 допускается осуществление переводов денежных средств включенных в Реестр лиц, понимать "переводы в бюджетную систему Российской Федерации в счет оплаты налогов, госпошлин, акцизов, страховых взносов, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, таможенных пошлин и связанных с указанными налогами, сборами, акцизами, пошлинами и страховыми взносами пеней и штрафов"?
(Письмо Банка России от 26.02.2025 N 010-31/1790)2. Верно ли под "обязательными платежами", в целях уплаты которых согласно новой ч. 7 ст. 5 Закона N 395-1 допускается осуществление переводов денежных средств включенных в Реестр лиц, понимать "переводы в бюджетную систему Российской Федерации в счет оплаты налогов, госпошлин, акцизов, страховых взносов, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, таможенных пошлин и связанных с указанными налогами, сборами, акцизами, пошлинами и страховыми взносами пеней и штрафов"?
Готовое решение: Как заполнить декларацию по водному налогу (КНД 1151072)
(КонсультантПлюс, 2025)строка 101 - в пределах лимита;
(КонсультантПлюс, 2025)строка 101 - в пределах лимита;
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Согласно Методике расчета водохозяйственных балансов водных объектов водохозяйственные балансы входят в состав документов СКИОВО и являются основой определения состава водохозяйственных и водоохранных мероприятий, очередности их реализации. Под водохозяйственным балансом понимается расчет потребностей водопользователей в водных ресурсах по сравнению с доступными для использования водными ресурсами в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности. Очередность подготовки водохозяйственных балансов устанавливается Росводресурсами исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов и их частей;
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Согласно Методике расчета водохозяйственных балансов водных объектов водохозяйственные балансы входят в состав документов СКИОВО и являются основой определения состава водохозяйственных и водоохранных мероприятий, очередности их реализации. Под водохозяйственным балансом понимается расчет потребностей водопользователей в водных ресурсах по сравнению с доступными для использования водными ресурсами в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности. Очередность подготовки водохозяйственных балансов устанавливается Росводресурсами исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов и их частей;
Вопрос: Разъяснение Правил подключения объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, в части нужд пожаротушения по вопросу расчета платы за подключение к централизованным системам водоснабжения за объем подключаемой нагрузки.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)При этом согласно пункту 2 Правил N 2130 подключаемая мощность (нагрузка) - это величина мощности, определяемая заявителем и указываемая им в соответствии с балансом потребления горячей воды или балансом водопотребления и водоотведения подключаемого объекта в период использования максимальной величины мощности (нагрузки) с указанием целей использования горячей или холодной воды и распределения объемов подключаемой мощности (нагрузки) по целям использования, в том числе на периодические нужды, заполнение и опорожнение бассейнов, на цели обеспечения пожаротушения, прием поверхностных сточных вод, а также распределения общего объема сточных вод по канализационным выпускам.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)При этом согласно пункту 2 Правил N 2130 подключаемая мощность (нагрузка) - это величина мощности, определяемая заявителем и указываемая им в соответствии с балансом потребления горячей воды или балансом водопотребления и водоотведения подключаемого объекта в период использования максимальной величины мощности (нагрузки) с указанием целей использования горячей или холодной воды и распределения объемов подключаемой мощности (нагрузки) по целям использования, в том числе на периодические нужды, заполнение и опорожнение бассейнов, на цели обеспечения пожаротушения, прием поверхностных сточных вод, а также распределения общего объема сточных вод по канализационным выпускам.
Статья: Правовые средства сохранения водных ресурсов в зарубежных странах
(Сакович О.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 4)В целях регламентации требований к количеству и качеству вод, пределов воздействия производственной и иной деятельности на водные объекты в Казахстане установлена единая система нормативно-технического, санитарно-эпидемиологического и метрологического обеспечения в области использования и охраны водного фонда. Лимиты водопользования в рамках водных бассейнов, а также областей, городов республиканского значения и столицы устанавливаются на десятилетний период в соответствии с бассейновыми схемами и утверждаются уполномоченным органом.
(Сакович О.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 4)В целях регламентации требований к количеству и качеству вод, пределов воздействия производственной и иной деятельности на водные объекты в Казахстане установлена единая система нормативно-технического, санитарно-эпидемиологического и метрологического обеспечения в области использования и охраны водного фонда. Лимиты водопользования в рамках водных бассейнов, а также областей, городов республиканского значения и столицы устанавливаются на десятилетний период в соответствии с бассейновыми схемами и утверждаются уполномоченным органом.