Как получить статус смп
Подборка наиболее важных документов по запросу Как получить статус смп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 4 "Категории субъектов малого и среднего предпринимательства" Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации""В целях отнесения хозяйственных обществ к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия, предусмотренные частью 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Наличие или отсутствие у налогоплательщика статуса крупнейшего не влияет на его возможность получения статуса субъекта малого или среднего предпринимательства. Указанным федеральным законом не установлено подобных ограничений."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор правовых позиций Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам, возникшим в нотариальной практике в 2024 году
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также, например, гражданское и торговое право Федеративной Республики Германия не требует государственной регистрации юридических лиц. Как следует из параграфа 1 Торгового кодекса Германии, правовой статус лица в качестве коммерсанта определяется не в силу имеющейся регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или коммерческого юридического лица, но в силу самого факта осуществления деятельности, представляющей собой ведение того или иного бизнеса. Регистрация в реестре юридических лиц ФРГ для малых предприятий вообще не обязательна и осуществляется по инициативе самого юридического лица. Малый бизнес может выступать в организационно-правовой форме "гражданско-правового партнерства", которое может состоять из одного или нескольких учредителей. Счета и официальные документы такого партнерства должны содержать имя и фамилию учредителя (учредителей). Юридическое лицо, созданное в такой организационно-правовой форме, не вправе осуществлять действия от собственного имени. При этом малые предприятия часто регистрируются, получая статус "открытого торгового товарищества".
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также, например, гражданское и торговое право Федеративной Республики Германия не требует государственной регистрации юридических лиц. Как следует из параграфа 1 Торгового кодекса Германии, правовой статус лица в качестве коммерсанта определяется не в силу имеющейся регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или коммерческого юридического лица, но в силу самого факта осуществления деятельности, представляющей собой ведение того или иного бизнеса. Регистрация в реестре юридических лиц ФРГ для малых предприятий вообще не обязательна и осуществляется по инициативе самого юридического лица. Малый бизнес может выступать в организационно-правовой форме "гражданско-правового партнерства", которое может состоять из одного или нескольких учредителей. Счета и официальные документы такого партнерства должны содержать имя и фамилию учредителя (учредителей). Юридическое лицо, созданное в такой организационно-правовой форме, не вправе осуществлять действия от собственного имени. При этом малые предприятия часто регистрируются, получая статус "открытого торгового товарищества".
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за ноябрь 2023 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)2. Факт соответствия хозяйствующего субъекта критериям, предъявляемым для получения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, подлежит проверке судом при рассмотрении возникшего спора, при этом сторона, возражающая относительно соответствия субъекта содержащимся в нормативных актах положениям, вправе опровергнуть этот факт.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)2. Факт соответствия хозяйствующего субъекта критериям, предъявляемым для получения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, подлежит проверке судом при рассмотрении возникшего спора, при этом сторона, возражающая относительно соответствия субъекта содержащимся в нормативных актах положениям, вправе опровергнуть этот факт.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, 3 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Факт соответствия хозяйствующего субъекта критериям, предъявляемым для получения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, подлежит проверке судом при рассмотрении спора, при этом сторона, возражающая относительно соответствия субъекта содержащимся в нормативных актах положениям, вправе опровергнуть этот факт.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Факт соответствия хозяйствующего субъекта критериям, предъявляемым для получения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, подлежит проверке судом при рассмотрении спора, при этом сторона, возражающая относительно соответствия субъекта содержащимся в нормативных актах положениям, вправе опровергнуть этот факт.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)В частности, российское законодательство исходит из того, что от ОПФ зависит в целом осуществление управления юридическим лицом, поскольку ОПФ влияет на выбор и содержание учредительного документа (ст. 52 ГК РФ), от ОПФ поставлена в зависимость специфика ответственности юридического лица (ст. 56 ГК РФ) и возможность банкротства (ст. 65 ГК РФ) <1>, от ОПФ зависит возможность получения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства <2>, правовой режим закупок <3> и т.д. Поскольку ОПФ не разграничены конкретными критериями, они имеют сомнительную связь с экономическими и иными социальными процессами. В итоге это приводит к весьма неадекватному и необоснованному воздействию права на участников оборота, которые существуют в тех или иных ОПФ, и на экономику в целом.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)В частности, российское законодательство исходит из того, что от ОПФ зависит в целом осуществление управления юридическим лицом, поскольку ОПФ влияет на выбор и содержание учредительного документа (ст. 52 ГК РФ), от ОПФ поставлена в зависимость специфика ответственности юридического лица (ст. 56 ГК РФ) и возможность банкротства (ст. 65 ГК РФ) <1>, от ОПФ зависит возможность получения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства <2>, правовой режим закупок <3> и т.д. Поскольку ОПФ не разграничены конкретными критериями, они имеют сомнительную связь с экономическими и иными социальными процессами. В итоге это приводит к весьма неадекватному и необоснованному воздействию права на участников оборота, которые существуют в тех или иных ОПФ, и на экономику в целом.
Статья: Налоговые меры поддержки деловой активности малых предприятий
(Шестемиров А.А., Муза Ю.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)Еще одним мероприятием является индексирование на ежегодной основе всех тех показателей, которые установлены в качестве лимитов и критериев для отнесения конкретного бизнеса к категории малых. Учитывая уровень накопленной инфляции начиная с 2016 г., можно утверждать, что с точки зрения покупательской способности 800 млн руб. в 2016 г. представляет из себя аналог 1 182 млн руб. на текущий момент. Таким образом, часть предприятий, которые являются по своей сути малыми и не способны влиять на рынок, диктовать ему свои условия, не являются частью большого бизнеса, а также подпадают под другие качественные критерии малого предпринимательства, не имеют возможности быть включенными в реестр малых предприятий, а значит, и претендовать на наиболее лояльные условия. Это может сдерживать деловую активность, так как часто бизнесы предпочитают не переходить на следующий уровень по критериям оборота либо будут применять схемы сокрытия части полученного дохода, что позволит им сохранить свой статус малого предприятия.
(Шестемиров А.А., Муза Ю.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)Еще одним мероприятием является индексирование на ежегодной основе всех тех показателей, которые установлены в качестве лимитов и критериев для отнесения конкретного бизнеса к категории малых. Учитывая уровень накопленной инфляции начиная с 2016 г., можно утверждать, что с точки зрения покупательской способности 800 млн руб. в 2016 г. представляет из себя аналог 1 182 млн руб. на текущий момент. Таким образом, часть предприятий, которые являются по своей сути малыми и не способны влиять на рынок, диктовать ему свои условия, не являются частью большого бизнеса, а также подпадают под другие качественные критерии малого предпринимательства, не имеют возможности быть включенными в реестр малых предприятий, а значит, и претендовать на наиболее лояльные условия. Это может сдерживать деловую активность, так как часто бизнесы предпочитают не переходить на следующий уровень по критериям оборота либо будут применять схемы сокрытия части полученного дохода, что позволит им сохранить свой статус малого предприятия.