Как получить статус МСП
Подборка наиболее важных документов по запросу Как получить статус МСП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 4 "Категории субъектов малого и среднего предпринимательства" Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации""В целях отнесения хозяйственных обществ к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия, предусмотренные частью 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Наличие или отсутствие у налогоплательщика статуса крупнейшего не влияет на его возможность получения статуса субъекта малого или среднего предпринимательства. Указанным федеральным законом не установлено подобных ограничений."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 427 "Пониженные тарифы страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий ФНС России по исключению общества из Единого реестра субъектов МСП, ссылаясь на то, что в спорный период общество обладало всеми признаками субъекта МСП, в связи с чем вправе претендовать на пониженный тариф по страховым взносам вне зависимости от нахождения (ненахождения) в реестре субъектов МСП. Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции установил, что отражение в первичной налоговой декларации по налогу на прибыль дохода за предельными значениями вызвано технической ошибкой, устраненной путем подачи уточенной налоговой декларации; при этом невнесение сведений об обществе в реестр субъектов МСП не является безусловным основанием, препятствующим применению к такому субъекту пониженных тарифов страховых взносов. Суд апелляционной инстанции, буквально толкуя п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", указал, что отсутствие лица в реестре субъектов МСП означает отсутствие у него права на получение установленных законодательством льгот, соответственно, сам по себе факт соответствия общества критериям, необходимым для получения статуса субъекта среднего предпринимательства, в отсутствие внесенных о нем сведений в реестр субъектов МСП не является основанием для применения пониженного тарифа страховых взносов. Суд кассационной инстанции признал неправомерным доначисление страховых взносов, указав, что по смыслу взаимосвязанных положений ст. ст. 4 и 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ основанием отнесения хозяйствующего субъекта к субъектам МСП является не наличие сведений о нем в реестре, который представляет собой базу данных о таких субъектах, а соответствие лица предъявляемым законом требованиям и критериям. Достоверно располагая информацией о соответствии налогоплательщика всем критериям отнесения к субъектам МСП, при отсутствии каких-либо признаков недобросовестности в действиях плательщика страховых взносов налоговый орган имел возможность установить действительный размер налогового обязательства общества, однако необоснованно отказал налогоплательщику в применении пониженных тарифов страховых взносов по формальным основаниям и доначислил страховые взносы.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий ФНС России по исключению общества из Единого реестра субъектов МСП, ссылаясь на то, что в спорный период общество обладало всеми признаками субъекта МСП, в связи с чем вправе претендовать на пониженный тариф по страховым взносам вне зависимости от нахождения (ненахождения) в реестре субъектов МСП. Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции установил, что отражение в первичной налоговой декларации по налогу на прибыль дохода за предельными значениями вызвано технической ошибкой, устраненной путем подачи уточенной налоговой декларации; при этом невнесение сведений об обществе в реестр субъектов МСП не является безусловным основанием, препятствующим применению к такому субъекту пониженных тарифов страховых взносов. Суд апелляционной инстанции, буквально толкуя п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", указал, что отсутствие лица в реестре субъектов МСП означает отсутствие у него права на получение установленных законодательством льгот, соответственно, сам по себе факт соответствия общества критериям, необходимым для получения статуса субъекта среднего предпринимательства, в отсутствие внесенных о нем сведений в реестр субъектов МСП не является основанием для применения пониженного тарифа страховых взносов. Суд кассационной инстанции признал неправомерным доначисление страховых взносов, указав, что по смыслу взаимосвязанных положений ст. ст. 4 и 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ основанием отнесения хозяйствующего субъекта к субъектам МСП является не наличие сведений о нем в реестре, который представляет собой базу данных о таких субъектах, а соответствие лица предъявляемым законом требованиям и критериям. Достоверно располагая информацией о соответствии налогоплательщика всем критериям отнесения к субъектам МСП, при отсутствии каких-либо признаков недобросовестности в действиях плательщика страховых взносов налоговый орган имел возможность установить действительный размер налогового обязательства общества, однако необоснованно отказал налогоплательщику в применении пониженных тарифов страховых взносов по формальным основаниям и доначислил страховые взносы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как применяется налоговая амнистия за дробление бизнеса
(КонсультантПлюс, 2025)страховые взносы (при дроблении бизнеса с целью получить статус субъектов МСП и применять пониженный тариф страховых взносов);
(КонсультантПлюс, 2025)страховые взносы (при дроблении бизнеса с целью получить статус субъектов МСП и применять пониженный тариф страховых взносов);
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за ноябрь 2023 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)2. Факт соответствия хозяйствующего субъекта критериям, предъявляемым для получения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, подлежит проверке судом при рассмотрении возникшего спора, при этом сторона, возражающая относительно соответствия субъекта содержащимся в нормативных актах положениям, вправе опровергнуть этот факт.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)2. Факт соответствия хозяйствующего субъекта критериям, предъявляемым для получения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, подлежит проверке судом при рассмотрении возникшего спора, при этом сторона, возражающая относительно соответствия субъекта содержащимся в нормативных актах положениям, вправе опровергнуть этот факт.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, 3 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Факт соответствия хозяйствующего субъекта критериям, предъявляемым для получения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, подлежит проверке судом при рассмотрении спора, при этом сторона, возражающая относительно соответствия субъекта содержащимся в нормативных актах положениям, вправе опровергнуть этот факт.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Факт соответствия хозяйствующего субъекта критериям, предъявляемым для получения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, подлежит проверке судом при рассмотрении спора, при этом сторона, возражающая относительно соответствия субъекта содержащимся в нормативных актах положениям, вправе опровергнуть этот факт.
Статья: Отдельные правовые аспекты для НКО
(Влад О.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Таким образом, среди НКО статус субъекта МСП может получить только НКО, организационно-правовая форма которой - потребительский кооператив. Для этого среднесписочная численность работников и доход от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год не должны превышать следующие предельные значения для каждой категории субъектов МСП:
(Влад О.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Таким образом, среди НКО статус субъекта МСП может получить только НКО, организационно-правовая форма которой - потребительский кооператив. Для этого среднесписочная численность работников и доход от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год не должны превышать следующие предельные значения для каждой категории субъектов МСП:
Статья: Проблемы финансового и технологического обеспечения отрасли по обращению с отходами производства и потребления: состояние и перспективы функционирования
(Белхароев Х.У.)
("Экологическое право", 2022, N 1)Соответственно, отрасль не развивается, зайти на рынок возможно только став региональным оператором или с его согласия. Получить статус регионального оператора практически невозможно для малого и среднего бизнеса. В итоге получается, что все организации, занятые в сфере оборота отходов, работают на обогащение регионального оператора.
(Белхароев Х.У.)
("Экологическое право", 2022, N 1)Соответственно, отрасль не развивается, зайти на рынок возможно только став региональным оператором или с его согласия. Получить статус регионального оператора практически невозможно для малого и среднего бизнеса. В итоге получается, что все организации, занятые в сфере оборота отходов, работают на обогащение регионального оператора.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)В частности, российское законодательство исходит из того, что от ОПФ зависит в целом осуществление управления юридическим лицом, поскольку ОПФ влияет на выбор и содержание учредительного документа (ст. 52 ГК РФ), от ОПФ поставлена в зависимость специфика ответственности юридического лица (ст. 56 ГК РФ) и возможность банкротства (ст. 65 ГК РФ) <1>, от ОПФ зависит возможность получения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства <2>, правовой режим закупок <3> и т.д. Поскольку ОПФ не разграничены конкретными критериями, они имеют сомнительную связь с экономическими и иными социальными процессами. В итоге это приводит к весьма неадекватному и необоснованному воздействию права на участников оборота, которые существуют в тех или иных ОПФ, и на экономику в целом.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)В частности, российское законодательство исходит из того, что от ОПФ зависит в целом осуществление управления юридическим лицом, поскольку ОПФ влияет на выбор и содержание учредительного документа (ст. 52 ГК РФ), от ОПФ поставлена в зависимость специфика ответственности юридического лица (ст. 56 ГК РФ) и возможность банкротства (ст. 65 ГК РФ) <1>, от ОПФ зависит возможность получения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства <2>, правовой режим закупок <3> и т.д. Поскольку ОПФ не разграничены конкретными критериями, они имеют сомнительную связь с экономическими и иными социальными процессами. В итоге это приводит к весьма неадекватному и необоснованному воздействию права на участников оборота, которые существуют в тех или иных ОПФ, и на экономику в целом.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Статья 4 Закона об МСП выделяет три группы условий получения статуса субъекта МСП.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Статья 4 Закона об МСП выделяет три группы условий получения статуса субъекта МСП.
Статья: Контуры будущей амнистии по дроблению
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 6)"В качестве стимулов могут быть использованы сниженные ставки по страховым взносам, возможность сохранить статус МСП для получения льгот и мер поддержки со стороны государства", - рассказал РБК исполнительный директор организации "Опора России" Андрей Шубин (цитата по РБК). Андрей Шубин вспоминал эксперимент по снижению налогового бремени для кафе и ресторанов. Напомним, в 2022 году власти отменили НДС для общепита, который работает на общей системе налогообложения. Позже глава ФНС Даниил Егоров подтвердил, что инициатива оказалась эффективной, поступления НДФЛ по итогам 2022 года по сравнению с 2021 годом выросли на 2,5 миллиарда рублей.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 6)"В качестве стимулов могут быть использованы сниженные ставки по страховым взносам, возможность сохранить статус МСП для получения льгот и мер поддержки со стороны государства", - рассказал РБК исполнительный директор организации "Опора России" Андрей Шубин (цитата по РБК). Андрей Шубин вспоминал эксперимент по снижению налогового бремени для кафе и ресторанов. Напомним, в 2022 году власти отменили НДС для общепита, который работает на общей системе налогообложения. Позже глава ФНС Даниил Егоров подтвердил, что инициатива оказалась эффективной, поступления НДФЛ по итогам 2022 года по сравнению с 2021 годом выросли на 2,5 миллиарда рублей.