Этнологическая экспертиза
Подборка наиболее важных документов по запросу Этнологическая экспертиза (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Современные проблемы реализации государственной национальной политики Российской Федерации: правовой аспект
(Андриченко Л.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Важным инструментом в механизме реализации государственной национальной политики выступает этнологическая экспертиза. Она направлена на научное исследование и обоснование влияния изменений социально-культурной ситуации за определенный временной промежуток, а также изменений исконной среды обитания и на развитие этносов. В настоящее время лидером в разработке и применении законодательства, связанного с этнологической экспертизой, является Республика Саха (Якутия), где принят Закон от 14 апреля 2010 г. 820-З N 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)". На Сахалине аналогичные вопросы регламентируются актами подзаконного уровня.
(Андриченко Л.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Важным инструментом в механизме реализации государственной национальной политики выступает этнологическая экспертиза. Она направлена на научное исследование и обоснование влияния изменений социально-культурной ситуации за определенный временной промежуток, а также изменений исконной среды обитания и на развитие этносов. В настоящее время лидером в разработке и применении законодательства, связанного с этнологической экспертизой, является Республика Саха (Якутия), где принят Закон от 14 апреля 2010 г. 820-З N 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)". На Сахалине аналогичные вопросы регламентируются актами подзаконного уровня.
Статья: Национальные меньшинства и коренные малочисленные народы в России: правовые проблемы идентификации
(Кряжков В.А., Суханов К.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 6)Сохраняет свою дискуссионность и положение поморов. Некоторые исследователи <72> рассматривают их в качестве коренных народов, субэтнической группы русского народа или этнографической группы, обитающей на территории Архангельской области <73>, имеющей отличительные черты в этнокультурном плане (поморский говор) и в хозяйственной деятельности (традиционное занятие рыболовным промыслом). Однако часто встречается и представление о них как о политизированном и искусственно созданном конструкте <74>. Именно попытка их выделения в качестве самостоятельной этнической общности, якобы порождающая опасность искусственного разделения русского народа, ставится во главу угла при отказе поморам в самоопределении. Не поддержал данную инициативу, кстати говоря, также Институт этнологии и антропологии РАН, сославшись на результаты проведенной им этнологической экспертизы <75>.
(Кряжков В.А., Суханов К.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 6)Сохраняет свою дискуссионность и положение поморов. Некоторые исследователи <72> рассматривают их в качестве коренных народов, субэтнической группы русского народа или этнографической группы, обитающей на территории Архангельской области <73>, имеющей отличительные черты в этнокультурном плане (поморский говор) и в хозяйственной деятельности (традиционное занятие рыболовным промыслом). Однако часто встречается и представление о них как о политизированном и искусственно созданном конструкте <74>. Именно попытка их выделения в качестве самостоятельной этнической общности, якобы порождающая опасность искусственного разделения русского народа, ставится во главу угла при отказе поморам в самоопределении. Не поддержал данную инициативу, кстати говоря, также Институт этнологии и антропологии РАН, сославшись на результаты проведенной им этнологической экспертизы <75>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ
(ред. от 13.07.2020)
"О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"6) этнологическая экспертиза - научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса.
(ред. от 13.07.2020)
"О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"6) этнологическая экспертиза - научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса.
Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 N 132-р
<О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации>определение порядка и методики проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера;
<О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации>определение порядка и методики проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера;
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В качестве способа решения проблемы предложено принимать региональные правовые акты об этнологической экспертизе. Первым подобным актом был Закон Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 820-З N 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)". В ходе реализации указанного Закона в период с 2010 по 2016 гг. проведено восемь этнологических экспертиз проектов промышленного освоения, по которым подготовлены положительные заключения экспертной комиссии, утв. Правительством Республики Саха (Якутия) <36>.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В качестве способа решения проблемы предложено принимать региональные правовые акты об этнологической экспертизе. Первым подобным актом был Закон Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 820-З N 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)". В ходе реализации указанного Закона в период с 2010 по 2016 гг. проведено восемь этнологических экспертиз проектов промышленного освоения, по которым подготовлены положительные заключения экспертной комиссии, утв. Правительством Республики Саха (Якутия) <36>.
Статья: О некоторых проблемах профилактики этносоциальных конфликтов и актуальные методики мониторинга межконфессиональной и межэтнической напряженности в Российской Федерации в условиях действующей национальной политики и сложившегося мультикультурализма
(Вихляев А.А., Калинина С.В.)
("Миграционное право", 2022, N 2)Помимо действующего законодательства Российской Федерации с его императивными мерами, к мерам профилактики следует отнести стратегическое планирование, реализуемое на различных уровнях; государственную программу "Реализация государственной национальной политики"; обеспечение национальных программ по делам национальностей и миграционной интеграции, а также Концепцию миграционной политики на период до 2025 г.; государственную информационную систему мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций (далее - Система мониторинга) и этнологическую экспертизу.
(Вихляев А.А., Калинина С.В.)
("Миграционное право", 2022, N 2)Помимо действующего законодательства Российской Федерации с его императивными мерами, к мерам профилактики следует отнести стратегическое планирование, реализуемое на различных уровнях; государственную программу "Реализация государственной национальной политики"; обеспечение национальных программ по делам национальностей и миграционной интеграции, а также Концепцию миграционной политики на период до 2025 г.; государственную информационную систему мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций (далее - Система мониторинга) и этнологическую экспертизу.
Статья: Национально-культурная автономия как конституционно-правовая форма самоопределения этнических сообществ (на примере Республики Саха (Якутия))
(Корякин К.Д.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)После указанного инцидента Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) предложило внести изменения в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" для обеспечения участия недропользователей в социально-экономическом развитии территорий путем обязательных соглашений, принятия на федеральном уровне Закона "Об этнологической экспертизе", определения статуса вахтовых поселков в федеральном законодательстве <14>.
(Корякин К.Д.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)После указанного инцидента Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) предложило внести изменения в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" для обеспечения участия недропользователей в социально-экономическом развитии территорий путем обязательных соглашений, принятия на федеральном уровне Закона "Об этнологической экспертизе", определения статуса вахтовых поселков в федеральном законодательстве <14>.